Старуха Мха. Странствуя в глубине лесов

Джеймс Александр Даркфорс
  Помнится, в ответ на рассуждения, кто заслужил гонения, а кто не заслужил, я публиковал заметку о группе БЭД БОЙЗ. Мол, были и жёстче, чем вы думаете. Но не одни же БЭД БОЙЗ в этом списке. И нередко попадаются такие проекты, что степень их маргинальности не меньше БЭД БОЙЗ. Об одно из таких проектов постсоветского времени стоило бы поговорить отдельно, как говорится, и особо. СТАРУХА МХА.
  Проект СТАРУХА МХА состоял из одного-единственного человека, которого звали Роман Сидоров. Он же Der Golem, участвовал он и в других проектах, на чём мы остановимся немного поподробнее, но позже, а сейчас я скажу только то, что родился Роман Сидоров 6 февраля 1974 года. Жил в Подмосковье.
  В принципе, проблема номер один таких проектов и биографий – это изрядная закрытость подробностей жизни персонажей. Известно, что в числе проектов Романа Сидорова были такие, как:
  1) DER GOLEM. Post rock, построенный на предельной депрессивности, очень близкий по идеологии к языческой «тёмной сцене»; 
  2) FATAL. Trip hop, тоже достаточно депрессивный;
  3) BARDCORE. Скабрезно-авангардные пародии на известных бардов и вообще данный жанр.
  4) SEDATIV. Post punk, ethereal, post rock, опять же, депрессия, депрессия, депрессия.
  Строго говоря, немалую роль в некоторых проектах играла жена Романа, Аля. Она же и придумала название СТАРУХА МХА, а SEDATIV вообще был очень даже «её» проектом. И пост-панком увлекалась она, а не он.
  Сам же Сидоров увлекался реверберациями, делал полевые записи, обильно использовавшиеся в создании песен СТАРУХИ МХА, самого громкого проекта этого человека, «тянущего» вверх всё остальное. Конечно, в чистом виде полевые записи в его проекте не сильно как-то представлены, так как они пропускались через обработку. В итоге получился проект в стилистике, которую сейчас без особого разбора (но вполне обоснованно) называют post industrial. RAPOON, COIL, APOPTOSE, BAD SECTOR, TROUM, ISZOLOSCOPE, LUSTMORD, как наибольшие объекты влияния. Рассказывали о том, что Аля была весьма своеобразной готессой из очень хорошей семьи, что Сидоров много лет жил в каком-то жутком затворе в Подмосковье, про увлечение наркотиками. Говорили, что на проекте ГИПНОЗ засэмплировали, как Сидоров смеётся под воздействием ЛСД и включили в песню «Электричество». Человек он был действительно довольно своеобразный, то серьёзный до занудности, то его прорывало на клоунаду, что даже в проектах, как ни парадоксально это прозвучит, было, как номер «Alyafreak» (номер проекта FATAL), посвящённый всё Але же, где-то даже был номер с её вокалом, и Сидоров там не пел.
  Вполне мелодичная в целом, музыка СТАРУХИ МХА запросто могла оказаться очень даже «некомфортной», например, в наушниках может показаться, что испорчен провод, звук становится шероховатым, «царапающим». Кто-то наверняка посоветовал бы Сидорову аккуратнее работать по частотам, потому что есть композиции, где звук «режет уши» на высоких частотах, и этот эффект может появляться то в одном то в другом канале.
  Проект существовал с 2000 по 2003 годы. Записал всего два альбома – «ОГНИ» (2001) и «Русали» (2003). Официально они выпускаются лейблом «Tantric Harmonies», но в 2004 году была выпущена версия альбома «ОГНИ» под названием «Fires» и с англоязычными названиями песен (что вряд ли понравилось бы автору). Выпуск бутлега – на совести лейбла «Agnisvet». Кстати, официально первыми вышли «Русали». На обоих альбомах в середине были разные композиции с одинаковым названием «Деформация», они как бы разделяли альбом на две части, очень разные по настроению.
  «ОГНИ». «Igvas In»… Игв не замечалось на самом деле, хотя одни названия песен раз за разом отсылали к Даниилу Андрееву и его «Розе мира». Чего стоят такие прямые заимствования, как Мурохамма (обозначен подлесок) и Арашамф (обиталище стихиалей деревьев).
  «Русали». Нет, даже не так – «Русалi». Именно так этот альбом был назван самим Романом Сидоровым в изначальном, самиздатовском варианте. Альбом многим кажется намного более мрачным и даже жёстким по воздействию на слушателя, чем «ОГНИ». В принципе, вся эта лесная атмосфера, которая не в последнюю очередь выстраивается за счёт уже упомянутых выше полевых записей. А в «Коре» он даже использовал голосовой сэмпл – кусок из пьесы Леонида Андреева «Жизнь человека»: «Доселе небывший, таинственно схороненный в безграничности времен, не мыслимый, не чувствуемый, не знаемый никем, - он таинственно нарушит затворы небытия и криком возвестит о начале своей короткой жизни».
  Возможно, именно этот альбом очень сильно подкосил автора, и он осенью 2003 года начал уничтожать аудионосители в своём доме. И умер 20 сентября 2003 года. Причина смерти – аневризма головного мозга, хотя существует версия о том, что Сидоров повесился. Называют и другую дату – 23 сентября 2003 года. Рассказывают, что у Романа была сильная наркотическая зависимость. Но существуют данные, что оба альбома СТАРУХИ МХА записаны в Москве и на трезвую голову. Вообще человеком Сидоров был весьма своеобразным и долгое время не сильно размножал свои записи среди масс, то есть попросту писал «в стол», хотя первые тиражи альбомов он распространял сам лично. В 2003 году это стали издавать уже упомянутые «Tantric Harmonies». Собственно, уже официально и с большей аккуратностью по отношению к замыслам автора. Официально альбом выложен на сайте проекта, записи сделаны в формате FLAC, чтобы при сжатии не потерялось качество звука.
  Роман Сидоров: «Система управляет человеком при помощи своих Ништяков. Если ты не прогибаешься под Систему – ты не получаешь её Ништяков. И ты не котируешься среди тех, кто находится в ней» (упомянуто в LiveInternet, хозяйка дневника – Vittra).
  Одним из наиболее близких людей, не считая супруги (кстати, Аля Готика – это большая тусовочная легенда, на шоу «Про Это» ей в прямом эфире зашивали губы иголкой и ниткой), был житель Фрязино и участник целого ряда подпольных проектов, таких, как ZUBOFF SEX SHOP, Дмитрий Зубов. Многие проекты с активным участием Романа Сидорова (включая уже здесь упомянутый DER GOLEM, кстати, выступавший на сцене) – это проекты Зубова и с активным участием Зубова. Зубов умер в 2011 году.
  Что до Сидорова, то в последние годы жизни он, по некоторым данным, сильно отошёл от своего круга общения. Что служило причиной этого, сказать сложно.
  Приношу свои извинения за некоторую сумбурность материала.