Познать, понять, простить

Эларий Топазов
 ЕДИНОЖДЫ ПРЕДАВШИЙ ...
(Валентина Толошная).

Закрой Врата, не оставляя щели,
Не сомневаясь в правоте своей
Не люди - злоба, милый, надоела -
Неистребимый червоточный змей,
Ползущий от Великого Начала,
Толстеющий  от зависти и лжи
И  алчущий, ему  похоже  мало,
Столпившихся «над пропастью во ржи».
Неискренность  - двуличия начало,
Озлобленность -  рождение вражды,
Но как заметить в темноте подвала
Уродливые признаки беды.
Тебе недавний друг подставил  ногу
Дабы возвыситься в решающий момент -
В недоуменьи  обратившись к Богу
Выспрашиваешь, что за элемент
Или совсем ничтожная частица
Руководит решающим рывком.
Ведь "друг" собой,  наверное,  гордится
Предательство, украсив хохотком.
А ты,  разочарованно глотая
Скупые слёзы высохших глазниц,
Осознавая  – истина святая  –
Единожды предавший.…    Падай ниц.
Молись за падшего.  Вводимый  в искушенье
Неоспоримым первенством твоим
Рождал в неистовстве и зависти решенье,
А крест нести, приходиться двоим.
Прости и отпусти, но за Ворота
Пускать кого-то снова не спеши -
Не торопись, то ангелов работа
Найти бальзам для раненной души.

(Апрель 2010).

 Неожиданно пришёл вчера ко мне человек, который когда-то давно, в моей прошлой, безумной  жизни, был мне очень дорог, кому я сделал много хорошего, ради которого пожертвовал многим и кого искренне считал своим другом, но который легко и брутально предал меня в самый трудный период моей жизни. Он уже несколько раз пытался восстановить со мной дружеские отношения, просил прощения и предлагал забыть старые обиды, при этом не желая менять своих прежних эгоистических убеждений, разрушивших нашу дружбу. Скорее всего, он не знал, либо забыл древнюю, как мир, поговорку: «Единожды предавший (солгавший)! Кто тебе поверит?».
 Как всегда в подобных случаях, я обратился за советом к своему Учителю. Вот что он мне ответил:
 «Быть может человек предавший тебя просто не понимает, что поступил подло, или как и абсолютное большинство человеческих личинок считает предательство обычным делом, не стоящим особых душевных напряжений? В таком случае возможно обычный человеческий прагматизм и душевная чёрствость толкают его на «второй заход»? Авось тот, кого он предал – наивный дурачок, бездумно следующий заповедям такого же наивного учителя Иисуса Христа, учившего своих наивных учеников прощать каждого согрешившего перед тобой столько раз, сколько они попросят о прощении, простит его, и тем самым позволит вновь использовать его в своих корыстных интересах? А если предавший и просящий о прощении один из твоих близких родственников: отец, мать, жена, сын, дочь, брат или сестра? Как поступить в таком случае? Как не ошибиться и не навредить им, да и себе самому? Не простишь – нарушишь заповедь и сам допустишь грех, простишь, формально раскаявшегося хитреца или слабого человека, – навредишь ему, позволив ещё раз обмануть себя, тем самым усилив в нём его древние негативные качества, за долгие века жизни в человеческом социуме превратившиеся в его матричном сознании в устойчивые эгоистические стереотипы мышления, провоцирующие соответствующие им действия? 
 Так прощать или не прощать? – вот вопрос жизни и смерти наших человеческих отношений. Прежде чем ответить тебе на этот вопрос, предлагаю вначале не спеша как следует поразмыслить.
 Христос, спасая женщину, уличённую в прелюбодеянии, от неминуемой и мучительной смерти через «побитие камнями», обратился к решительно настроенной толпе: «Кто из вас может сказать о себе, что он безгрешен? Пусть тот первым и бросит в смертницу камень». Как известно, не нашлось ни одного человека, кто бы считал себя абсолютно безгрешным. Поэтому люди, оценив мудрость Учителя и устыдившись своего эмоционального порыва, «опустив глаза долу», разошлись по домам, отказавшись от своего изначального решения стать судьями и палачами согрешившей женщины.
 Что касается наставления Христа по поводу количества актов прощения, то Учитель по этому поводу высказался вполне однозначно: «… Сколько раз попросят у вас прощения столько раз и прощайте». Но здесь, на мой взгляд, имеются некоторые нюансы.
 Во-первых, в данной рекомендации шла речь о прощении ученика согрешившего  перед своим духовным братом – учеником (ближним), а не перед первым встречным. Зная человеческую слабость и силу негативных привычек, зачастую управляющих личностным эго, а также изощрённую хитрость того, кого принято называть Сатаной, Учитель вполне справедливо допускал, что победить своё негативное личностное эго с одного раза вряд ли может удастся кому-либо даже из сознательно идущих по Пути.
 Во-вторых, каким бы совершенным ни был ученик или даже его учитель, никто из них не может претендовать на абсолютное совершенство и непогрешимость. В силу этого, прощать следует уже хотя бы потому, что и тебе, рано или поздно, возможно придётся просить о прощении у того, кто прежде просил об этом тебя или же обратиться с просьбой о прощении к Самому Богу. Стало быть, прощать нужно в любом случае, вопрос лишь в том, в какой форме и стоит ли после прощения доверять обидчику. Попробуем разобраться в этом вопросе по сути.
 И так, если перед тобой согрешил близкий тебе человек, который не понимает, что поступил плохо, имеет смысл попытаться вначале объяснить ему негативность его поступка и дать ему время на размышление, дав понять, что от быстроты его раскаяния зависит и быстрота восстановления прежних отношений. Иногда на размышление, понимание и раскаяние грешника уходят годы, а иногда и вся жизнь. Но, как бы ни был долог путь к переосмыслению, восстанавливать прежние отношения с ним можно лишь тогда, когда человек созреет, глубоко и искренне покается и попросит прощения. Прощать же его в своём сердце нужно сразу, как только тобой была понята причина, побудившая человека совершить неблаговидный поступок в отношении тебя. Если же ты не смог понять её, то ни о каком прощении не может быть и речи, ибо оно всё равно будет фиктивным. В этом случае созревать следует и тебе. Прощая человека нужно учитывать, что прощение это, прежде всего, твоё внутреннее действие, вследствие которого ты, понимая причину толкнувшую твоего кармического должника на преступление им законов морали, принимаешь решение не «держать на сердце зла» против него. Ходить с пустотой в сердце, в силу обстоятельств редко или часто встречаясь с нераскаявшимся обидчиком, но отказывая ему в прежнем доверии и восстановлении прежних отношений без его искреннего раскаяния, нелегко, но необходимо, иначе простив, не дождавшись от него глубокого раскаяния, и вновь доверившись ему, ты тем самым подтолкнёшь его к новому преступлению или предательству.
 Если же перед тобой согрешил малознакомый, либо совершенно незнакомый тебе человек, который не понял, что поступил неправильно, и поэтому не попросил тебя о прощении, следует простить его в своём сердце, отказавшись даже в мыслях мстить ему и ни в коей мере не пытаться поучать его, но впредь стараться избегать с ним и с ему подобными каких-либо близких контактов или общих дел, решительно отказывать ему в доверии, даже если он и попросит тебя о прощении. Его просьба может быть чисто формальной, либо мотивированой исключительно какими-либо меркантильными или корыстными соображениями. Поэтому, доверившись ему и не зная, что у него на сердце, ты подвергнешь себя риску быть повторно обманутым или оскорблённым. Исключение может быть сделано лишь тогда, когда согрешивший перед тобой незнакомец, заявив о своём раскаянии, попросит тебя о прощении и в течение отведенного ему тобой испытательного срока на деле подтвердит свою искренность.
 Если человек (свой или чужой) согрешивший пред тобой, попросит тебя о прощении, желая восстановить с тобой хорошие, доверительные отношения, явно исходя из каких-либо своих меркантильных соображений, к тому же, при этом не раскаявшись в содеянном, простить в своём сердце его безусловно необходимо сразу же после совершённого им проступка, но в доверии решительно отказать, как бы тебе это ни было тяжело. Иначе ты рискуешь рано или поздно получить от него предательский «удар в спину».
 Труднее всего получается прощать тех, кого мы считаем своими врагами и кто, поступая с нами несправедливо, убеждён, что поступает правильно. Прощать же врага – вовсе не означает позволять ему продолжать творить беззакония в отношении тебя. Прощение врага это, прежде всего, отказ от хранения в своём сердце яда злобы и желания мести, с полным сохранением памяти о совершённом им в отношении тебя злодеянии и стремлении во что бы то ни стало восстановить попранную им справедливость. В связи с этим припоминается замечательная русская поговорка: «Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба». К вышеизложенному остаётся лишь добавить, что по-настоящему сильные духом личности простив в своём сердце обидчика, ко всему прочему, находят в себе силы быть благодарными обидчику или врагу за преподанный им хороший урок.
 В заключение следует заметить, что в случаях когда ты поступаешь правильно с теми, кто тем или иным образом поступил с тобой несправедливо, прощая их в сердце своём, кармическая связь связывающая тебя с твоим обидчиком обрывается и он либо больше никогда не встретиться тебе на твоём пути, либо если встретится, то не сможет застать тебя врасплох. При этом он, желая или не желая признавать свою вину, зная или не зная Законы, понимая или не понимая происходящее, в полной мере берёт ответственность за содеянное им исключительно на себя, таким образом «развязывая руки» строгим и справедливым Владыкам Кармы – Судьям Всевышнего. Последние же, всегда готовы бесстрастно оценить его проступок, вынести справедливый приговор и без промедления привести его в исполнение, в полном соответствии с Вселенскими Законами, руководствуясь при этом исключительно благими целями. Как правило, в качестве воспитательной меры нарушителю посылается тяжёлое испытание, какие-либо лишения, болезни или, как крайняя мера, в случае упорного нежелания им понимать свою неправоту – смерть. Если нарушитель представляет собой достаточно развитую личность, чей эгоизм частично смягчён любовью к близким или тем, кто ему очень дорог, он может быть наказан их страданием. В этом случае обязательно должно исполняться условие кармического соответствия наложения такого испытания на личность связанную с ним кармическими узами, т. е. программа развития этой личности должна предполагать необходимость прохождения ею такого испытания.

            ХРИСТОС И ЕГО УЧЕНИКИ О ПРОЩЕНИИ:

• Иисус Христос (молитва "Отче наш"): "… Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим …".
• Иисус Христос (притча): «… Один царь обнаружил огромный долг одного из своих слуг – 10 000 талантов! Слуга стал умолять дать отсрочку по возвращению долга. Царь смилостивился над слугой и не только отпустил его, но и простил весь долг! Сразу после этого слуга нашёл своего должника, который был должен ему 100 динариев и потребовал от него возврата долга. Тот умолял его об отсрочке возврата долга, но слуга был непреклонен и отдал своего должника под суд, который заключил его в долговую тюрьму. …».
 (Один талант был равен тогда 12 000 динариев. Динарий же был обычной ежедневной платой одному работнику. Таким образом, слуга не захотел простить своему должнику 100 динариев, в то время когда царь простил ему 120 000 000 динариев!).
«…Тогда государь, узнав об этом, призвал своего беспощадного слугу и сказал ему: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать должника твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь отдал слугу в руки судебных приставов, чтобы те заставили его вернуть государю весь его долг».
(Матфея 18:23-35).
• Апостол Павел: "Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию... Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь" (Рим. 12:19).
• И если семь раз в день согрешит против тебя брат твой и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему. (Лук. 17:4)
• "Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших" (Mapка. 11:25).
• "А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. Да будете сынами Отца вашего Небесного" (Мат. 5:33-45).
• «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Луки 6:37).