О критике

Николай Кладов
 
   О критике, спорах и процессе.

Есть известная формула, что для достижения успеха нужны: генератор идей, эрудит и критик.

   Отношение к критике чаше всего негативное.
Особенно в литературе, да и в других видах искусства. Справедливо ли это?
Творческий процесс самый благодатный и сотворивший приходит в состояние материнской или отеческой радости "И увидел он, что это хорошо!" Процесс творения, сам по себе, приносит радость, которая переноситься на результат творения.
  Но  другой  - со стороны, не имевший  этого процесса творения, может разделить радость автора, а может и оценить его критически. При этом на оценку творения определяющее влияние нередко оказывает наше отношение к автору – внушенное отношение к имени, которое может даже заслонить отношение к произведению.

   Тот, кто критикует других, не может быть сам защищен от критики своего нетворческого труда. И лучше любой критики, как полагается, собственное, превосходящее в достоинствах, творение.
Критикуя нужно всегда приветствовать сам процесс творения – оценивая только результат.
Нужны ли нам критики, если они попирают процесс творения?
Ответ не однозначный. Большинство литераторов, например, говорят, что признают конструктивную критику. Но и рядовой читатель это тот, для кого пишется или создается произведение и он - главный оценщик, кроме времени, конечно.
Процесс критики тоже может быть подвержен критике.
Первое, что не следует допускать, и это аксиома, это нельзя подменять или переводить анализ или критику произведения на личность автора. Аксиома в том, что автор не всегда  высказывает ту мысль, идею или описывает поведенческую ситуацию, которую сам разделяет или которую считает нормой или образцом.
Нельзя отождествлять персонажей и автора. Примеров тому масса.
И в статье по философии или публицистике, автор может рассматривать тему с позиции общего известного или даже противоположного своему суждения. Так как, чтобы понять событие нужно рассматривать его с разных позиций и разных человеческих точек зрения.
По этому критиковать и оценивать надо только позиции, мнения, суждения, взгляды, но не тех, кто их высказывает.

При оценке критик может приводить цитаты и мнения других авторов и известных людей.
Но обязательно следует высказывать свое собственно видение. И если мы критикуем что-то, находим в нем недостатки, то следует предлагать более лучшие варианты.
При критике в оценочных суждениях надо избегать бездоказательных обвинений и голых не аргументированных оценочных суждений. Нельзя просто использовать такие оценки как "Глупость" "Ерунда" "Бред" "Сам дурак" и др. невыносизмы.
Это, без доказательств, не очень этично. И, конечно. суждение «нравится» «не нравиться» - критикой не является. Это эмоциональная реакция - катарсис.
Надо помнить, что всякая новая идея проходит обычно три стадии:
"Этого не может быть!" "В этом что-то есть" и "Кто же этого не знает".

Всякое произведение и утверждение может быть в критике проверено на логику.
Логика это естественное и очевидное развитие событий, когда из одного вытекает следующее. Логика может строиться на сравнении взаимно исключающих тезисов. Например, известно такое утверждение из софистики: " пока плавать не научусь - воду не полезу"
Или известное противоречивое утверждение из произведения Тургенева "Рудин"
"Я убежден, что у человека не может быть убеждений"

Так же всякие критикуемые утверждения проверяются относительно общечеловеческих ценностей: гуманизм, свобода, равенство, закона, справедливости и др.

Если в литературе и вообще в искусстве, критика это частное мнение и она не обязательна, то в науке и технике она совершенно необходима и востребована.
Но в религии, напротив, критика не допускается вовсе и принимается в штыки и это показатель.
Мнение или оценочное суждение может быть объективно и субъективно.
Субъективное суждение это когда критик исходит только из своих соображений, а объективное из - из диалектических.

Критика является частью процесса мышления.
Критика строится с использованием таких методов, как наблюдение, поиск аналогий, анализ, сравнение и даже эксперимент, как окончательный судья.
Критика суждений, которые не могут быть проверены экспериментально, переходят в обсуждения, диалоги и споры. При непримиримости позиций и неправильном ведении спора - они могут приводить к ситуациям, которые называются уже не критикой а конфликтом.
Спор это двустронняя критика.
Споры полезны до определенного предела. Спор возникает там, где позиции сторон различны и их защитники намерены отстоять и доказать свою правоту. Споры являются интерактивным вариантом критики и способом поиска истины и приводят к результату только, когда стороны умеют выслушивать и принимать аргументы оппонента. Спор полезен, когда спорящий пришел проверить свои выводы на контраргументах другой компетентной стороны.
Споры редко кончаются тем, что одна сторона принимает аргументы другой стороны.
Споры это маленькая война, где каждый надеется на свою победу, а нередко и объявляет о ней не зависимо от результата.
При том, что мы можем плохо принимать критику, она является постоянным и непременным участником нашего каждодневного жизненного процесса.
Мы критически оцениваем ситуацию, когда переходим дорогу, выбираем продукты в магазине, партнера для жизни и на один вечер.
Процесс критики это процесс необходимый для выживания. Процесс критической оценки ситуации и выбора действия это постоянный процесс функционирования нашего организма.
Поэтому про критику можно сказать, что она органична.
Без критической оценки невозможен процесс обучения и познания; без критики это станет процессом копирования.
Не приемлема только разрушительная критика.
Именно та, которая разрушает - гасит в человеке его творческое начало. Люди устроены разно и одних критика мобилизует, а других парализует. Поэтому критика должна быть согласована (корреляция) с объектом. Это значит, что он должен быть обращен к критике - должен доверять источнику.
При рассмотрении таких действий, как критика и спор, невозможно не учитывать вопросы этики и кое-что мы уже об этом сказали. Этика, если просто, состоит в уважении к партнеру и в соблюдении простых правил, часть которых изложены выше.
Этика начинается с признания прав и заканчивается при их нарушении.