Белая мгла глава 2

Ольга Скоробогатова 2
        ДЯДЬКА ИВАН
 
 
       (фото из интернета)


       За столом все уже были пьяны. Кто-то храпел, кто-то плакал, три пожилые женщины в черных платках убирали посуду со стола, когда в дом ввалились две замызганные молодые девицы и Егорыч, обвешанный сумками, как новогодняя елка.  Иван сидел во главе стола и тоже   находился   в изрядном подпитии.   Но в отличие от всех своих гостей, сразу заметил вновь прибывших. Он встал и, всматриваясь в девушек, пытался определить, кто из них его племяшка – Аленка. Видел он ее в последний раз так давно, что уж и не помнил когда. Было ей от силы 6 или 7 лет. Еще до школы. Потом уж брат перестал привозить дочь к матери на лето. К тому времени мать стала стареть, болеть, и ей было трудно ухаживать за ребенком. Тем более, что ребенок этот был совсем не приспособлен к тутошней жизни, одно слово – избалованное столичное дитя. Но очень переживала, что не может помочь сыну с невесткой, тем более, что они частенько бывали почти что в этих краях в экспедициях.  Первое время они брали Аленку с собой, а потом стали отправлять то в лагерь, то к другой, Московской бабушке, которая вдруг вспомнила, что у нее есть внучка, когда девочка подросла. Потом брата не стало, и Иван больше ничего не знал ни о невестке, ни о племяннице. Сам он был всегда занят на промысле. Другой работы в деревне не было. Каждую зиму уходил в тайгу, не до сантиментов было. Своей семьи у него не было. С женой развелся, детей не нажил. Так и жил бобылем. Старость подкралась как-то очень быстро, и в последнее время частенько стал вспоминать маленькую белобрысую девочку, которая когда-то жила у его матери. Мать жила на заимке, в стороне от больших сел и деревень. Там и было-то всего четыре двора, а теперь и вовсе осталось два. Она до последнего своего дня жила там и наотрез отказывалась переехать к нему.  У них деревня была большая, и с городом сообщение имела. Скорую там вызвать или еще чего – все ж лучше, чем в глухой тайге с одним старым соседом.  Архип, которого мать звала попросту – Петровичем уж совсем одряхлел, почти ослеп и оглох. Его что ль бросать не хотела?  Тот тоже, как упрямый осел, не соглашался уехать из своей глухомани. Так и жили они там вдвоем. Теперь остался Петрович один. Интересно – согласится к нему переехать или опять упрется рогом и останется в своей глуши, один на один с тайгой? Каждую неделю Иван ездил к матери, привозил продукты, лекарства, которые она откладывала в сторонку и все травы свои заваривала. Работы у матери во дворе было много. Надо было и воды натаскать и дров наколоть, огородик небольшой обиходить.  А зимой, так совсем лихо было – пока до нее доедешь, сто раз перекрестишься. Того гляди волки выйдут или медведь-шатун. Рысь частенько встречалась.  Да что говорить, зимой в тайге пропасть –   нечего делать.  Он-то мужик тертый, и то, в последнее время это ему было уж в тягость. Стареть стал.  Молодой был, зимой по полгода в тайге один зимовал.  Чувствовал себя там, как у себя в избе и зимой, и летом. А теперь случилось что ль что? Тяжко стало и страшно в одиночку.  Вот  и матери теперь нет. А Петровича надо уговорить, пусть у него век доживает.
- Здравствуйте, - сказала одна из девушек, которая больше походила на брата. Она была  светловолосая и  пухленькая.
- Аленка, ты что ль? – спросил Иван, рассматривая девушку.
- Я. Не узнал, дядь Ваня?
- Признал теперь. На брата смахиваешь. А по  первости, как вошли, так не мог понять кто из  вас моя племяшка.
- А это подруга моя, она со мной захотела поехать. Поддержать.
- Что ж, это хорошо. Да вы проходите, идите вон в  другую комнатку, переоденьтесь, а то промокли все. А потом за стол. Бабушку помянуть надо. Не успели вы. Видать, позвонил я тебе поздно.
Когда девушки переоделись и сели к столу,  одна из женщин поставила перед ними чистые тарелки, подвинула поближе к ним остатки еды и, улыбнувшись, сказала:
- Кушайте, детки. Проголодались, небось, горемычные. Егорыч нам рассказал, что вы по старой промысловой дороге к нам шли.
- Ну, помянем бабушку, - сказал дядька Иван, наливая по рюмкам водку,  - царствие ей небесное, земля ей пухом...
- Земля ей пухом, - повторили обе девушки и проглотили горькую жидкость. 
- Что ж бабке-то не писала? – укорил Алену дядька.
- Так я и адреса не знала. Мама мне не сказала, а я ее не помню уж совсем.
- А бабушка-то переживала за тебя. В последние дни все просила, чтобы тебя вызвал, да не дождалась.  Скучала она по тебе, страдала.
- Так не знала я! – заплакав, проговорила Алена.  – Кабы не отчим. Мать совсем забыла  об отце. Хорошо, что живу отдельно от них, мне бабушка квартиру оставила.
- Так выходит, что и другая твоя бабушка уж померла? – спросил Иван.
- Да. Два года назад.  Тяжко мне было с матерью и отчимом жить. Не люблю я его. А мама в нем души не чает.
- Ну, выпьем еще по стопке, да отдыхайте, - сказал Иван. – Ты, не очень-то мать осуждай.  Ей тоже счастья хочется. Вот я никому не нужен. Детей нет, жена ушла, в город уехала. Остался я один. А подвернулась бы хорошая добрая женщина, так и женился бы. Счастья все хотят.
- Вот и я о том же! – воскликнула захмелевшая Катерина. – Она все мать простить не может, а надо бы! Женский век короток, не успеем оглянуться, как состаримся!
- Ну, вам до этого еще далеко! – засмеялся Иван. – Еще замуж выходить, да детишек  рожать  надо.
- А что, бабушка хотела меня видеть перед смертью? – спросила Алена со слезами на глазах. Водка согрела  внутренности,   затуманила голову,   и ее потянуло плакать. 
- Да говорила чтой-то о том, что хочет, чтобы ее дом тебе достался, а не другим внукам. У нее их еще пятеро. Нас же много было, детей-то.  И у каждого, кроме меня, по сыну. А у двоих  еще и по  дочке. Все они тутошние, Сибирские. Все хотели этот домик заграбастать. А она все о тебе пеклась.  Хотела, значит, тебе оставить. Вот и завещание имеется. Правда, не заверено оно. Но она в нем,  обращаясь ко всем своим детям,  просила, чтобы они  от дома отказались в твою пользу.
- А зачем он мне? И где это? Тут?
- Нет. Это в двадцати километрах отсюда. В тайге. Там  что-то типа хутора. Всего четыре избы. Две уж обветшали, а две жилые. В одном бабушка твоя жила, а в другом сосед ее Архип Петрович. Дед в сто лет. Считай, одна в тайге будешь, если ее наследство примешь.  Говорил я ей, что вот тебе-то этот дом и не нужен совсем, а она настаивала. А ты сама решай. Принимать тебе ее дар, аль нет.
- А другим-то внукам зачем такой дом?
- Знамо дело, ненашенская, не Сибирячка! – воскликнул Егорыч, внимательно слушавший разговор дядьки и племянницы.  Так это ж, какие деньги иметь можно! На реке в тайге хутор! Если там отремонтировать все, да устроить что-то вроде  турбазы – рыбалка и охота, так  это ж золотое дно! Вот все внуки-то и передрались за него.  А ты зачем, зачем!
-Так для того, чтобы там все под турбазу оборудовать,  тоже деньги немалые нужны. А у меня их нет. Так,  зарплата неплохая, кое-какие сбережения. Накопила чуть-чуть. Их все равно не хватит. А в кредит влезать, не зная заведомо,  пойдет дело или нет  -  не хочу. Вот и весь разговор! 
- Так там можно все постепенно обустроить. Сначала отремонтировать все. Чай у меня еще руки есть! Да помочь найдем. Так у нас издавна в Сибири заведено.   А потом потихоньку – сначала одного,  двух рыбаков приветить, а потом пойдет.
- Так тут жить тогда надо! А у меня работа, которую я терять не хочу! – твердо сказала Алена.
- Ну, думай сама, - сказал Иван. – Тебе решать, отказаться всегда можно. Не горячись, не торопись. Решение и в Москве принять успеешь. Пока  туда еще никто не рвется. У всех свои дела. Но особенно-то не тяни. У братьев моих денежки есть. Они быстро там все наладят. Пока еще не говорил я им.
- Что не говорил? – спросила Алена и побледнела.
- Что мать ихняя умерла, не сказал!
- Как это? – совсем побелев и уже чуть не падая в обморок, спросила  она.
- Так мать велела! Я, думаешь,  изверг какой?  Она велела мне не говорить им ничего, пока с тобой не свяжусь. 
- С ума сойти! – сползая с лавки, промямлила Катя.  -   Пойду, покурю. Ну и дела!
- Неужели бабушка могла о таком тебя просить?
- Сам удивляюсь! Чтобы родные дети не проводили в последний путь, из-за какой-то развалюхи  на реке в глухой тайге!   Странно это. Хотя я тоже согласен с Егорычем. Деньги там можно хорошие делать.  Места там знатные. И рыбалка, и охота замечательная. Кедровника много, ягод грибов, купание отменное.  Да, ты сама знаешь! Неужто не помнишь ничего?
- Смутно. А вообще-то кое-что вспоминаю. За ягодами мы ходили с бабушкой. И грибы собирали. Помню,  потом нанизывали на нитки и сушили на зиму.   Она тогда мне впервые в руки иголку с ниткой дала. Мама долго не позволяла.
- Так воспитывают сейчас. От всего берегут. Вот мы, бывалочи, и в тайгу за ягодами-грибами, за орехом ходили. С малолетства. Когой-то старшего приставят к нам и все! И от работы не берегли. И дрова кололи и воду таскали. Скотину пасли, да чего вспоминать-то. Время тяжелей нынешнего было. Некому над нами кудахтать было. В школу сами через тайгу бегали кажный день. Это потом уехали  в интернат.  Так что наше детство было самостоятельное. Мы быстрей взрослели, не то, что ваши Московские. Да и сейчас у нас дети более закаленные. Все тоже сами приучаются делать. Отцы на промысел уходят, а сыновья и дочери за место них с матерью остаются. 
- А что, все в тайгу уходят?
- А что тут делать-то? Работы нет. Раньше колхозы были, а теперь кажный сам за себя.
- А ты как же? – спросила  Алена. – Тоже в тайге зимуешь?
- Нет. Закончил я с этим. Что-то теперь мне неуютно там. Как брат помер, батя, значит, твой, так что-то перевернулось во мне.  Поначалу еще ничего  было. А теперь на пенсию вышел. Уж пять годков как пенсионер. Так и живем, не шикуем. Ну, и хозяйство свое. На жизнь хватает. Да и что мне бобылю надо-то?
- А ты знаешь, что там случилось? В тайге. Почему мой папа умер.
- Мать твоя говорила белый весь пришел. Будто испугался чего. На лавку присел и все!
- А чего там испугаться можно? Медведя?
- Что ты, нет! – и захохотал. – Медведей-то чего бояться. Без ружья в тайге делать нечего.  Не знаю я!  Вот и сам когда последнее время ходил, все думал об этом. Жутко как-то становится, чего там может быть такого, чтобы поседеть?
- А он поседел? – с ужасом спросила Алена.
- Да, весь седой пришел.
- Странно! – воскликнула Алена. 
- То-то и оно!
- А ты нас завтра на могилку к бабушке проводишь?
- А как же! Провожу, постоите, цветов снесете. А потом и в дом, где жила она,  свезу. Посмотришь  наследство. Поживете там пару дней. Осмотритесь. Там  хорошо. Купание, воздух.
- А тут не воздух? – улыбнулась  девушка.
- Ну, и тут тоже. А там не тот... Там он звенит! Тайга  дает такой дух, что  не в пример деревенскому воздуху.  Тут у нас и машины и навоз...  А там,  как вдохнешь полной грудью, так сразу благодать по всей груди разливается. Так нигде не пахнет, как в родном месте, да последи леса. Сама поймешь, завтра.
- А разве мы не на машине туда поедем? – удивилась Алена.
- Не. На машине туда не проехать. Дорога старая, вся заросла. Так вы, кажись, по ней и шли. Только на лошади, на телеге. Да и развозит там после дождя так, что и лошадь-то с трудом проходит. Только зимой хорошо. Но... зимой свои неприятности бывают.
- Какие?
- А почто тебе знать-то? – слегка улыбнувшись, сказал дядька,  - все одно тебе зимой тут не жить.  Испугаешься еще чего доброго!
- А если наследство приму, да базу обустрою? – бойко ответила ему племянница.  - Так и дорогу надо править будет,  и жить тут оставаться. И зимой и летом.
- А зачем? Сделаешь меня администратором, да и кати к себе в Москву. Зимуй. Я тут за место тебя останусь. Теперь, поди, так это называется?
- Так. Да не знаю я... Страшновато дело свое открывать. В лесу, небось, и злых людей много. Браконьеров всяких, а то и похуже – бандитов беглых.
- Всяко бывает. Только ежели об этом думать, так и жить страшновато будет. В Москве-то вашей бандитов что ль мало?
- Есть. Только там можно полицию вызвать, да вообще, людей там много.
- Это да. Народу там у вас видимо-невидимо. Тут оно поспокойней будет.  Тут тоже можно и полицию вызвать, только когда приедет, да и приедет ли... Просто  тайга не так страшна, как привыкли все считать. Только вот я после смерти брата, бати твоего, тоже стал побаиваться. Не то чтоб бояться, а так жутко что-то иногда становится, когда один. Это старость ко мне пожаловала и больше объяснить мне этот факт нечем.
- Мы с бабушкой за ягодами ходили. Помню,  много набрали. И не боялись ничего. Я, правда, маленькая была, а она всегда спокойна была, помню, никогда даже не прикрикнет, голос не повысит. Добрая она была.
- Правда, добрая. Эх, царствие ей небесное... Пойдем спать что ль? Зови подругу. А то она там уж обкурилась.
- А завтра рано вставать? – спросила Алена у дядьки.
- А как же! На кладбище до обеда ходят, а потом мне надо вас в тайгу свезти. Лошадь с телегой у соседа взять. У меня нет. Я как к матери ехать,  всегда у него беру.  Надо такой агрегат бы купить – не помню, как называется, чтоб и летом и зимой по тайге проехать можно было. Чтой-то вроде маленького вездехода. Только вот  денег на него так и не накопил...  А если  старого Петровича  к себе заберу жить, так и не нужен он. Ты обратно уедешь,  а племянники мои сами пусть там порядок наводят.
- А я еще не решила. Ты мне сначала покажи тот дом и места. Забыла я все. Помню смутно как-то. Вдруг захочу себе оставить?
- Вот я и говорю, гости уж разошлись, ложитесь отдыхать. Завтра день нелегкий будет.  А я еще тут, на воздухе посижу, - сказал дядька Иван, выходя  во двор.
На бревнах возле избы сидела Катя.  Иван подошел к ней, присел рядом и спросил:
- Ну, какие куришь? Угостишь  дядьку?
- Конечно! Только они легкие.
- Мне все пойдет. Я курить давно уж бросаю. То не курю совсем, то опять рука тянется. Правда, я всегда Приму курил. Она крепкая.
- Я вот  тоже все хочу бросить, да никак...
- Ты еще молодая. Тебе бросить раз плюнуть!  Еще детей рожать, а ты травишься...
- Ага! Это так просто сказать – брось и все! Не получается!
- А ты силу воли подключи! – сказала ей Алена. – Вот я не курю, так и не хочется.
- Тебя мать все время пилила. Вот и бросила. А меня пилить некому!
- Чтой-то так? – удивился Иван. – Родня тоже курит?
- А у нее нет родни. Она детдомовская, - сказала Алена.
- Да. Одна я как тополь на Плющихе! – воскликнула Катька и всплакнула.  Выпитая поминальная стопка еще гуляла по молодому и непривычному к алкоголю организму девушки.
- Три тополя на Плющихе! – захохотала Алена.
- А, какая разница! – разревелась Катька.
- Ну, что это ты разошлась-то? – спохватился Иван.  – Не плачь, устали просто, идите спать. Утро вечера мудренее.  Повеселеете, утром-то. – И вспомнил, что утром ничего веселого не предвидится. Поход на кладбище совсем не веселое мероприятие.           http://www.proza.ru/2013/10/28/1414