Психология истории

Ирина Цахкунц
   Часть 1
    

Происхождение и история человечества – одно из удивительных и загадочных явлений жизни. До сих пор никто не может точно сказать, кто мы, откуда, что такое цивилизация, почему она именно такая, мог бы быть другой путь ее развития  или нет, и т.д.
       Несмотря на обилие разнообразных и противоречивых сведений о развитии истории, которыми сегодня располагает наука, все-таки можно определить некоторые общие черты человеческого сознания  и ее развития в пространстве и времени. Один из таких примеров – четырехуровневое расслоение общества: рабы и крестьяне, ремесленники и торговцы (рабочие и бизнесмены),  военные и аристократия,  духовенство и философы (интеллигенция). Или всеобщее представление о первоэлементах мироздания, среди которых особенно выделяются четыре из них – огонь, вода, воздух и земля, что сильно отразилось в древних философских учениях. А также уже доказано, что древние мифологические произведения были созданы на основе глубоких познаний в области астрономии, математики, физики и т.д.
       Удивительным образом, на заре нашей цивилизации у всех народов было поверье (а может, воспоминание?) о существовании мифической, чудесной, райской, сказочной, таинственной страны грез и мечтаний, которую искали во всех древних произведениях (кроме армянского эпоса «Давид из Сасуна»), где можно было найти дерево, фрукт или цветок бессмертия, чудесный сад, в которой люди не могут умереть,  живую и мертвую воду, птицу, иногда и коня, мечтаний (жар-птица или райская птица, или огненный или белый жеребец), единорога, золотого овна или золотое руно, животных, которые умеют говорить человеческим языком, волшебные предметы,  оружие или доспехи, как волшебная палочка, дубинка, меч, копье, стрела, трезубец и т.д., а также встретиться с людьми-великанами (а может, великими людьми?), очень мудрыми и очень добрыми…, что в современном понимании можно толковать, как воспоминание о сверх развитой, идеальной стране,  которая оставила глубокий след в памяти всех народов…
        Очень долгое время этот феномен оставался в тени, пока последние достижения науки не заставили с большим уважением относиться к наследию предков. Например, оказалось, что сюжеты многих сказок разных народов отражают прецессию Солнца в круге Зодиака, которая длится примерно 25 000 лет… , где главный герой (принц или храбрый юноша)-СТРЕЛЕЦ, в поисках своей любимой девушки, которая была похищена  злым драконом, успевает победить другого дракона (СКОРПИОН), освободить другую девушку(ДЕВА) и вернуть ее своей мудрой, знающей  хорошее и плохое в жизни, бабушке (ВЕСЫ), (таким образом, восстанавливая небесное равновесие – СКОРПИОН, ВЕСЫ, ДЕВА), которая в знак благодарности объясняет, где искать и как освободить свою возлюбленную. (Для сравнения вспомним аналогичную историю из нашего эпоса). В результате, после ряда приключений он побеждает того дракона, который заточил ее в своем мире и охранял вход или ворота туда (РАК),  попадает в другой мир (БЛИЗНЕЦЫ – параллельные миры), где побеждая  других чудищ (ТЕЛЕЦ) и помогая другим животным (ОВЕН), наконец  освобождает  ее (ВОДОЛЕЙ), и с помощью также мифического козла (КОЗЕРОГ)  возвращает ее в свой мир. Недаром в древние времена девушки понравившемуся юношу давали пить воду из своего кувшина. Вспомним сказку «Анаит» К. Агаяна. Эта традиция до сих пор соблюдается в нашей реальности во время обручения.
       Или, оказалось, что не зря сохранились истории о глобальном потопе, от Японии до Америки.
       В такой иносказательной форме можно найти следы знаний других наук, которые свидетельствуют о высшем уровне развития наших предков и об их едином источнике. Подобные  исследования имеются у А. Армина,  В. Сафаряна, А. Теряна, А. Мовсисяна, Т.В. Гамкрелидзе и В.В. Иванова, А.Ю. Афанасьева и т.д., которых можно бесконечно перечислить.
      В этом смысле наука психология не является исключением, так как аллегорические выражения современных научно – психологических истин тоже можно найти в древних мифологических, фольклорных, философских и других произведениях. Это дает возможность переосмыслить место и значение психологии в системе других научных дисциплин, и математически смоделировать систему психологических взаимоотношений. А легенды о всемирном потопе можно понять как истории о передаче высших знаний предыдущей цивилизации через ограниченное количество людей (вернее с помощью одной семьи – Ноя, Ксисутроса, Утнапиштима, Зиусудры (Зарадустры) и т.д.), которые могли остаться в памяти потомков как боги – отцы…
    Так сложилось исторически, что на Востоке больше почитались трехмерные божественные символы, как трехконечная свастика (в Монголии, Тибете , частично, в славянской культуре), шестиконечная звезда (в Индии, Израиле – как звезда Давида). А на Западе и, частично, на юге – четырехмерные символы: Крест, четырехконечная свастика, восьмиконечная звезда), хотя и там, и там, можно  встретить и остальные виды символик, только в меньшем количестве. В таком же порядке распределяются древние луннопоклонничество и солнцепоклонничество. Не удивительно, что полумесяц остался до сих пор как символ ислама, А солнечный диск встречается на христианских крестах. Точно так же не случайны ценностные ориентации Востока и Запада. Если Восток ориентирован на приобретение могущества и власти, то на Западе ценны мудрость, знания и науки. И в доказательство, научно-технический прогресс начался именно на Западе, несмотря на все величие и  богатую, древнюю историю Востока.
        В истории философии Древнего Мира есть один интересный феномен. Это понятие о существовании неких первоэлементов в мироздании. Причем, от востока до запада философские школы спорили, какой из этих элементов важней других. Это вода, воздух, земля и огонь. Иногда выступал и пятый элемент - эфир, но он являлся более совершенным и недосягаемым человеческому пониманию. Помимо такого толкования начала мироздания, существовали еще и другие понятия первоэлементов, таких как объединение противоположностей: теплого и холодного, мокрого и сухого, добра и зла, инь и янь, мужского начала и женского начала. Причем мужское начало обозначался символом солнца, женское начало - символом луны.
        Разгадку всего этого подсказывает русский мифолог А. Афанасьев, который своими многолетними исследованиями народных сказок, легенд, мифов и мифологий пришел к выводу, что в древние времена четырем первоэлемента, которые назывались еще и стихиями природы, соответствовали четыре психологические функции - логическая, волевая, физическая и эмоциональная. В комментариях П. Геруни, Г. Погосяна (исследователя тайнописей) они соответствуют четырем агрегатным состояниям материи - вода, соответственно, жидкому, воздух - газовому, земля - твердому и огонь - плазменному. В древних мифологиях эти стихии символизировали мифические животные, как Бык (символ Земли), Лев (символ Огня), Орел или Гриф (символ Воздуха) и Человек (символ Воды). В библейских текстах тоже можно встретить такие аллегорические понятия в нескольких местах. Например, четыре Херувима, в образах Орла, Льва, Быка и Человека.
       И действительно, в тех философских учениях, в которых предпочтения отдавались Воде, наилучшими качествами Души считались познание и мудрость, учение и истина (египетская, переднеазиатская философии, Фалий и т.д.). Там, где считался важней Воздух, ценились могущество, величие, сила и смирение Души (восточные философские школы - даосизм, конфуцианство и т.д.). Земными качествами Души считались движение, динамика, способность ощущений (ощущение красоты, меры), труд и т.д. (Демокрит, Аристотель и т.д.). А огненными качествами Души являлись доброта, стремление к счастью, милосердие и гармония (буддизм, джайнизм и т.д.).  Автор данного исследования эти четыре качества Души ассоциирует с четырьмя явлениями Вселенной - сила, энергия, материя и информация.
        Душа разделялась на составные части не только качествами, но и частями (Платон), видами (Аристотель), способностями, возможностями (идеалистическая философия) и т.д., которые все равно сводились к этим четырем функциям. Особый интерес представляют учения о душе Платона, Аристотеля, и некоторых восточных философских школ, в которых кроме равноценных характеристик есть понятие и иерархии Души. Возможно именно такое понимание души стало причиной расслоения общества, образовав не иначе, как четыре прослойки (класса) общества: крестьяне и рабы, ремесленники и торговцы (в современном понимании, городское население(рабочие) и бизнесмены), военные и руководители (аристократия, в древние времена только военные могли занмать в обществе высокие должности) и правители и философы (духовенство, после, интеллигенция), которые считались и считаются элитой общества.
       Кроме того, в человеческом понимании четырьмя параметрами измеряются стороны мира, виды темперамента, измерение пространства и стадии развития Космоса, таким образом,  приближая учение о Душе к естественным и точным наукам. (Рис.4)
       В исследованиях А. Афанасьева можно найти еще одну подсказку на эту тему. То, что эти функции в человеке распределяются не равномерно, а не разных уровнях сознания, образуя, таким образом, иерархию качеств души внутри человека. А благодаря этому, четырьмя функциями может образоваться 24 комбинаций, которые могут называться натурой или психологическим складом человека:
                4! = 24

        Подтверждение такого понимания психологической системы (типологии личности), в аллегорической форме можно найти в библейском тексте "Откровение": И в престоле и вокруг него четыре животные, похожие на льва, быка, орла и человека, у которых были по 6 крыльев (по три крыла с каждой стороны) и рядом 24 старейшины, которые поклонялись тому, кто на престоле, и пели ему песни ...и т.д.

        Таким образом, если удастся практическим путем подтвердить существование подобной типологии, то у нас будет типологическая система, составленная из четырех функций, которые располагаясь иерархически в структуре человека, займут места от 1-го до 4-го, благодаря чему образуют 24 психологических типа, и в этих типах каждая из функций на каждой позиции будет фигурировать по 6 раз ...
         Исследование более 3 тыс. человек дало следующие результаты. Так как самая первая функция является и самой яркой и выраженной, то она должна оставлять и самый большой отпечаток на внешности человека. Здесь приводятся только физиогномические особенности (по степени выраженности) внешних особенностей 1-х функций, но это не уменьшает особенности внешнего проявления и последующих функций. Если для краткости обозначить эти функции только местом которое они занимают, то люди, у которых:
       - 1-я ЭМОЦИЯ, отличаются своим стремлением к идеалам, мечтаниям, мистике, фантазии и юмору, и стараются в большей степени быть добрыми, сердобольными, остроумными, терпеливыми  и веселыми. Черты и овал лица таких людей имеют более округленные формы, среди которых более ярко выражена область глаз. Такие люди умеют проникнуть в «душу» человека,  заглядывая в глаза, и в разговоре свои переживания выражают восклицательными и "поющими" предложениями больше, чем другие люди.
       - 1-я ФИЗИКА (физическая функция): такие люди очень подвижные, не умеют сидеть на одном месте, долго оставаться неподвижными, всегда стремятся выглядеть стильно, быть красивыми, ухоженными. На лице у них выражена область челюсти, и поэтому лица кажутся треугольными. Разговаривают повествовательными и, наверно можно сказать, имитирующими предложениями.
       - 1-я ВОЛЯ: целеустремленные, твердые в своих решениях, амбициозные, стремятся к влиянию, уважению, созданию собственного авторитета, организованности и т.д. Лица у них грубоватые, выдающиеся, больше выступают щеки, выраженный (но не большой) нос, разговаривают приказными и утвердительными предложениями.
       - 1-я ЛОГИКА: вдумчивые, любопытные, стремятся найти истину во всем, смысл жизни, к мудрости и правде, знаниям и науке. Лица более рельефные, взгляды более отвлеченные, умеют абстрагироваться от реальности. Наиболее выраженная область - это лоб, который более широкий чем остальные части лица.Говорят вопросительными и "комментирующими" (отвечающими) предложениями.

       Между психологическими типами данной типологии формируются такие взаимоотношения, в которых логические функции разных людей взаимодействуют между собой, волевые функции - между собой (кратко, логика с логикой, воля с волей) и т.д. Между 24-я типами формируются 24 типа взаимоотношений, которые по своему характеру близости или привлекательности друг для друга делятся сначала на 2 противоположных группы, потом на 3. То есть, каждая из противоположных групп делится на 3 части (речь идет о взаимоотношениях) участники которых с трудом общаются с участниками других подгрупп, таким образом образуя 2 треугольника взаимоотношений разных "полюсов", участники которых больше стремятся к общению с участниками противоположного треугольника. Таким образом, если определить тип одного человека и выстроить систему его взаимоотношений, то получим "матричную систему" его типологических особенностей и характера его взаимоотношений с другими людьми. (Рис. 3)
     Был проведен естественный эксперимент с группой из 30-и участников, которые были из одной среды, хорошо знали друг друга и согласились рассказать о своих внутренних ощущениях по отношению друг к другу. Выяснилось, что те люди, взаимоотношения которых формируются в одном треугольнике, но в разных группах своего треугольника, больше испытывают трудности в общении, чем те которые являются представителями разных треугольников. После того как им объяснили почему это случается, и как преодолеть возникшие трудности, повышалось самообладание, и снижалось напряженность во взаимоотношениях.
        Существование знаний такого рода в древние времена подтверждаются существованием, пусть в современной реальности более мистифицированных, но вполне логических и соответствующих результатам данного исследования, знаков противоположных треугольников и квадратов. (Рис. 2). Еще подтверждением могут служить воспоминания о некоем оружии с тремя концами, которое в разных мифологиях и легендах носит разное название (трезубец различных богов, как Посейдон, Тейшеба, Марс и т.д., трехконечные молнии-стрелы Зевса, трехконечная стрела Айка и т.д.) или воспоминания о древе жизни, цветке бессмертия или птице мечты, генетическая связь между которыми показана на рис. 2 (приложение    к нему см. в конце этой работы).


                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        1. Анализ мифологических и других фольклорных произведений показывает, что в них заложены глубокие знания в области астрономии, космогонии, математики, геометрии, психологии и др. наук.
        2. Сравнительный анализ древних сведений и результатов современных исследований  подтверждают наличие в древних источниках информации о знаниях не только современного уровня, но и о более глубоких, неведанных нам знаниях.
        3. Владеющие ими имели высокий статус в обществе и хранили эти знания в секрете, во избежание злоупотребления ими и использования против человека и природы. Именно поэтому они получили название "тайное учение", отголоски которого дошли до наших дней в виде философии, метафизики, алхимии, эзотерики, мифологии и религиозных учений, центральным звеном которых является учение о Душе.
        4. После частичного восстановления древнего учения о Душе, становится понятно, что человек является информационной системой, как и все во Вселенной, а именно, четверичной системой счисления, единицами которой выступают, так называемые, психологические функции, которые формируют 24 психологических типа и 24 взаимоотношений между ними. Этим объясняется, почему нет единых законов и закономерностей в мире психологии. Есть 24 группы законов и закономерностей, которые требуют отдельного внимания и отдельных исследований.
         5. Особенности взаимоотношений такой типологической системы образуют такие графические изображения, которые очень похожи на древнейшие символы вечности, которые вместе с полученными знаниями от древнейших источников дают возможность утверждать, что когда-то они были единым целым, т.е. одним, сложным учением с глубокими познаниями не только в области психологии, но и других наук.
        6. Результаты практического исследования показывают, что такие психологические взгляды не беспочвенны, и они могут расширить и дополнить современные знания психологии и истории человечества.


              - Психология - это информационная система, смоделированная четверичной позиционной системой счисления и является неотъемлемой частью космического информационного пространства. Например,
в математике используется девятеричная позиционная система, время исчисляется шестеричной системой счисления, современные информационные технологии смоделированы двоичной системой и т.д.
     - Исследование и анализ содержания сознания человечества вносят ясность в древнейшие понимания психических процессов и дают возможность математически смоделировать все, что происходит в системе психологических взаимоотношений.
     - Лингвистический анализ содержания понятий четырех первоэлементов в философии показывает, что они ассоциировались с психологическими функциями, а характеристики понятий обоих дисциплин идентичны характеристике понятий "четырех жидкостей" Гиппократа, "смешивание" которых формирует виды темперамента.
      - Существует взаимосвязь между историческим содержанием сознания человека и естественными закономерностями психологии человека. О существовании ранних, более развитых и пока еще не совсем известных нам знаний накапливаются все больше и больше фактов и доказательств. И здесь  приобретают новый смысл легенды о всемирном потопе, как о передаче знаний предыдущих цивилизаций посредством нескольких людей, которые могли бы остаться в памяти потомков как люди-боги (семья Нойа, Ксисутроса, Утнапиштима и т.д).
      - Данное исследование является попыткой хотя бы частично восстановить систему утерянных знаний в области психологии. Такой системой можно объяснить психологию полов, рас, культурно-историческое влияние на развитие личности и т.д.

РЕЗУЛЬТАТЫ данного исследования показывают, что появляется возможность более точного определения индивидуально-психологических особенностей, межличностных взаимоотношений и повышения эффективности психологического прогнозирования, расширяя границы их применения во всех сферах жизнедеятельности.

       
                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Смит Р. История психологии     М., 2008
2.   Ярошевский М.Г. История психологии    М., 1985
3.   Теплов Б,М.  О культуре научного исследования//Вопросы психологии, 1957  №2
4.   Аристотель   Сочинения. В 4-х т. Т.1:  М., 1975
5.   Айзенк Г,Ю,  Структура личности    М., 1999
6.   Акофф Р.Л., Эмери Ф.И.  О целеустремленных системах  М., 1974
7.   Афанасьев А.Ю.  Формула любви  М., 1993
8.   Афанасьев А.Ю.  Синтаксис любви  М., 2012
9.   Выготский Л.С.  Собрание сочиений. В 6-и т. Т.3: Проблемы развития психики  М., 1983
10.  Гиппократ   Избранные книги   М.,  1994
11.  Нагибина Н.Л., Миронычева А.В.  Типологические особенности представлений человека о теле и душе   М.,2005
12.  Павлов И.П. Физиологическое учение о типах высшей нервной деятельности, темпераментах тож  Киев, 1953
13.  Психология индивидуальных различий.  ред. Гиппенрейтер Г.Ю., Романова В.Я.  М., 1982
14.  Теплов Б.М.  Психология и психофизиология индивидуальных различий   М., 1977


                ПРИЛОЖЕНИЕ

  КОММЕНТАРИИ К ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ СИМВОЛАМ (ВНИЗУ) НА РИС.2

1.   Трезубец, переходящий в букву Псюхе
1а. Трезубец Тешуба или Тейшебы. Реконструкция рельефа Б.Б. Пиотровским
2.   Трезубец Посейдона. Отрывок статуи. Римская мраморная копия греческого оригинала 2-й половины 4-го в.  до н.э.  Рим, Ватиканские музеи
2а. Трезубец. Урартская фреска.
3.   Наскальное изображение дерева познания добра и зла с плодом. Арм. нагорье, 10-3 тыс. до н.э.
3а. Трезубец или дерево познания добра и зла с плодом или голубь мира на гербе Украины
4.   Изображение дыма от жертвоприношения богу. Арм. нагорье, 10-3 тыс. до н.э.
4а. Иероглиф обозначающий бог, создатель. Арм. нагорье
5, 5а.
Лилии всегда были символом вечности (вспомним французскую королевскую лилию, сказку "Алый цветок", цветок бессмертия в шумерском эпосе "Гилгамеше", азербайджанские чашки-лилии, как особый ритуальный предмет чаепития и т.д.
6.  Лотос - восточный священный цветок бессмертия
Лотос сверху, похожий на скрещивающиеся восьмерки

    ПЕТРОГЛИФЫ И ИЕРОГЛИФЫ (ПО БОКАМ) НА РИС.2

ЛЕВЫЙ РЯД
1.    Греческая буква Псюхе, являющаяся символом психологии
2.    Петроглиф найденный на острове Крит
3.    Египетский иероглиф
4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
       Петроглифы большой буквы А  армянского алфавита,
       и символ вечности

ПРАВЫЙ РЯД

1.    Шумерский иероглиф, обозначающий большой, великий, высокий, старший, знатный, благородный, вельможа, сановник и т.д.
2.    Петроглиф на острове Крит
3.    Армянский иероглиф, обозначающий бог, создатель
4.    Знак трезубца, найденный в Португалии
5.    Иероглиф бога. Арм. нагорье
6.    Иероглиф, обозначающий храм, святилище. Арм. нагорье
7.    Иероглиф  - бог (дерево с 9 ветвями)
8.    Иероглиф - Храм, святилище в форме трезубца и дерева жизни