Самая страшная кража

Геннадий Дорогов
Валентина Сергеевна медленно подходила к подъезду своего дома, держа в руке авоську с продуктами. На скамейке возле подъезда сидела молодая женщина и плакала, судорожно всхлипывая. У её ног стоял небольшой чемоданчик. Валентина Сергеевна поставила авоську на скамейку и тяжело перевела дух.
- Милочка, что случилось? – обратилась она к плачущей женщине. – Вас кто-то обидел?
Женщина хотела что-то сказать, но лишь махнула рукой и снова заплакала. Валентина Сергеевна присела рядом. Бывшая учительница, проработавшая в школе почти до семидесяти лет и лишь недавно ушедшая на пенсию, она не могла оставаться безучастной к чужой беде.
- Ну-ну, успокойтесь, - ласково сказала она. – Расскажите, что у вас стряслось. Возможно, я чем-то смогу помочь.
- Это долгая история, - ответила женщина, немного успокоившись. Она бросила взгляд на авоську с продуктами. – Кажется, у вас тяжёлая сумка. Давайте я помогу вам занести её.
Валентина Сергеевна расчувствовалась. Надо же: у самой какое-то горе, а она о других беспокоится. Хороших-то людей чаще всего и обижают.
- Идёмте, - сказала она. – Попьём чайку, а заодно вы мне расскажете о своей беде.
Через несколько минут они пили чай на кухне. Гостья рассказала свою историю. Она убежала от мужа-самодура, который устроил очередной дебош. Однажды он едва не зарезал её; тогда ей чудом удалось спастись, только шрамик над верхней губой остался в память о том страшном дне. И вот теперь она решила уехать отсюда на Урал – там у неё живёт мама. Вот только нужно время, чтобы выписаться из квартиры и решить ещё кое-какие дела, а остановиться негде.
- Может быть, вы знаете, у кого можно пожить два-три дня? - спросила она. – Я заплачу, у меня есть немного денег.
- Господи! – воскликнула Валентина Сергеевна. – Да живи у меня, сколько тебе нужно, места хватит. И не надо мне никаких денег.
В глазах гостьи опять блеснули слёзы. Она крепко обняла пожилую женщину.
- Как тебя звать-то? – спросила хозяйка.
- Вера.
- Вера, - повторила Валентина Сергеевна, - какое хорошее имя.
Она была очень рада тому, что может быть кому-то полезной. Её монотонная жизнь пенсионерки вновь наполнилась смыслом.

***

Прошло несколько дней. Валентина Сергеевна крепко привязалась к своей новой знакомой. Они прекрасно ладили между собой. Как-то вечером они сидели на диване и разглядывали фотографии, которые хозяйка показывала своей гостье. Задержавшись на одном из снимков, Вера воскликнула:
- Ой, какие у вас чудесные серьги! А медальон – так просто сказка!
- Это подарок моей бабушки, - сказала Валентина Сергеевна. – Золото высшей пробы и очень тонкая работа. Теперь-то я их не ношу – боюсь потерять, рассеянная стала. Вот приедет внучка в гости – подарю ей.
На следующий день, возвращаясь домой с прогулки, Валентина Сергеевна увидела возле своей квартиры незнакомого парня, разговаривающего с Верой через раскрытую дверь. Увидев хозяйку, парень повернулся и торопливо побежал вниз по ступенькам. Валентине Сергеевне очень не понравилось его лицо.
- Вера, кто это? – строго спросила она.
- Понятия не имею, - пожала плечами Вера. – Спросил, где живут Семёновы, а ведь я здесь никого не знаю.
Вечером у Веры был приступ – у неё оказалась больная печень. Она лежала на кровати, свернувшись калачиком, и жалобно стонала. Валентина Сергеевна хотела вызвать "скорую", но Вера её отговорила, сказав, что такое с ней иногда случается. Она назвала лекарство, которое ей помогает в подобных случаях.
- Вот полегчает немного, я схожу в аптеку – и все будет в порядке, - сказала она.
- Куда тебе! Лежи уж, я схожу, - ответила хозяйка. – Потерпи немного, я быстро.
Она взяла деньги и заспешила к выходу.

***

Оперуполномоченый старший лейтенант Кривцов ещё раз зачитал список похищенного.
- Ничего не забыли, Валентина Сергеевна?
Хозяйка квартиры, на которую было жалко смотреть, рассеянно пожала плечами.
- Не знаю. Кажется, всё назвала.
В квартире ещё находились двое понятых и сопровождающий оперативника сержант.
- А теперь, пожалуйста, постарайтесь вспомнить, как выглядела ваша квартирантка, - спросил милиционер потерпевшую.
- Даже не знаю… - растерялась Валентина Сергеевна. – Обычная молодая женщина приятной внешности.
- Ну, а какие-нибудь особые приметы у неё были: бородавки, родинки, шрамы…?
- Точно! – воскликнула хозяйка. – Шрамик у неё над верхней губой.
Офицер и сержант переглянулись.
- Узнаешь, Толя? – спросил оперативник.
- Узнаю, товарищ старший лейтенант, - ответил парень. – Гражданка Чупова собственной персоной.
- Нет-нет. Не Чупова! – спохватилась пожилая женщина. – Как же я забыла! Она мне свой паспорт показывала: Нежданова Вера Петровна.
Оперуполномоченый покачал головой.
- Таких паспортов у неё – на три десятка фамилий. Ваша квартирантка – воровка на доверии. Находится во всероссийском розыске. Артистка, каких поискать… Ничего удивительного, что вы ей поверили.
Валентина Сергеевна с надеждой посмотрела на него.
- Вы поймаете её? Понимаете, украдены вещи, которые очень дороги – я говорю не о материальной цене. Это семейные реликвии, которые передавались из поколения в поколение… - она закрыла лицо руками и заплакала.
- Поймаем! Непременно поймаем! – заверил опер.
Оставшись одна, Валентина Сергеевна долго сидела без движения, погружённая в свои мысли. Её жизнь была отнюдь не легкой. И тяготы, и беды – всего довелось испытать. Но, будучи человеком сильным, она никогда не падала духом и не опускала рук. А теперь она чувствовала себя так, словно из неё вынули душу. В голове вертелась фраза из забытого стихотворения. Когда-то она знала эти стихи наизусть, а теперь в памяти осталась лишь одна строка:
Самая страшная кража – кража доверия.
Валентина Сергеевна даже не могла точно вспомнить, кто написал эти строки. Кажется, Асадов. Перед её мысленным взором проплывали события последних дней: дружеские отношения с новой знакомой, задушевные беседы по вечерам. Она вновь и вновь пыталась осмыслить то, что произошло, но это ей никак не удавалось. Нет, не могла она постичь всей глубины человеческой подлости.

***

День был ясный и тёплый, поэтому идти домой не хотелось. Валентина Сергеевна сидела на бульварной скамеечке и смотрела, как голуби клюют брошенные ею крошки. Её одиночество нарушила симпатичная девушка. Присев рядом на скамейку, она вежливо спросила:
- Простите за беспокойство, не могли бы вы оказать мне небольшую услугу?
- Боюсь, что я ничем не могу вам помочь, - ответила пожилая женщина.
- Это не доставит вам больших хлопот. Понимаете, мне необходимо…
- Я ничем не могу вам помочь! – перебила ее Валентина Сергеевна. – Извините, мне пора идти, - сказала она, поднимаясь со скамейки.
- Но почему вы даже не хотите выслушать?! – воскликнула девушка.
- Потому что я вас совершенно не знаю.
- Неужели у вас нет ни малейшего доверия к людям? – в голосе незнакомки слышались обида и разочарование.
Валентина Сергеевна остановилась.
- Доверия? – переспросила она. – Было у меня доверие, но его украли.


 2002 г.