Дворец и дом

Алена Алатало
Истории моей мамы
Дворец и дом
               
       
        Наш дом стоял недалеко  от Балтийского вокзала  рядом с Дворцом*, военной казармой, тремя двухэтажными большими каменными зданиями  и наш дом № 8 на  Красноармейском проспекте, раньше Екатеринвердском.   Собственно, это было два дома.  Внизу – каретная, а потом гараж, дворницкая, где и при нас жила дворничиха Аннушка с семьей.  В этом же доме была пекарня, два магазина - хлеб - бакалея и гастрономия.  При нас в том же доме была начальная школа № 1 имени Луначарского. Двор обрамлялся ледником, конюшней, сараями и прачечной.
     
        Мы жили в трехкомнатной квартире на первом этаже, плюс еще крытая терраса с высокими лепными потолками, с большими окнами с крестообразными переплетами. Одна комната была детская - для нас с Тамарой. Вторая - для папы с мамой, и столовая с паркетным полом и камином. На потолке висела огромная бронзовая люстра. В кухне и прихожей на полу был линолеум. Ванная комната с туалетом отапливались титаном.
     
        Все окна нашей квартиры выходили в сиреневый сад - десять сиреневых и   два белых дерева.   Весной срезали сирень и мы разносили ее по всем квартирам.  Рядом росли две старых, очень толстых березы, на них крепились качели. В саду совсем не росла трава. Рядом с террасой мы играли в лапту, прыгали через веревку - скакали.  Высоченная, этажа в два, стена ледника-холодильника без окон хорошо служила нам при игре в мяч. Двор весь был устлан щебнем, и только к подъездам вели каменные плиты - панели.
  
        Совсем рядом находился сам дворец и парк, куда мы ходили гулять с родителями. 
         
        До учебы в школе мы посещали детский очаг (не детсад) при дворце. Это помещение между центральной частью дворца и арсенальным каре, там мы гуляли в «Собственном саду».  Помню красивые скульптуры и полукруглые длинные аллеи, по которым можно было кататься на царских трехколесных велосипедах. Из игрушек не забуду куклу с заводным ключом – пастушок, играющий на свирели. 
    
       После войны Гатчина была закрытым городом. Когда Гатчину открыли, я побывала  в нашем доме.  Соседи раскопали во дворе два гобелен и барельефа, подаренные родителям на свадьбу в 1911 году. 

       И сейчас, более ста лет после свадьбы, эти украшения радуют нас здесь, в Петрозаводске.

 

       *Большой Гатчинский дворец – резиденция Павла 1 был окончательно достроен только к концу восемнадцатого века. В описываемые годы он был крупнейшим музеем  рядом с Санкт Петербургом и числился  «Пригородным Эрмитажем»