Второе предупреждение

Маргарита Школьниксон-Смишко
В один из воскресных дней Анна решилась предложить мужу навестить её брата:» Ты знаешь, Отто, пришла наша очередь, и уже прошло 8 недель, как мы не виделись.»
Мужу это совсем не понравилось, но Анна настаивала:» У брата в пятницу был день рождения, я ему  испекла кухен и хотела бы отнести. Они, без сомнения, нас ждут сегодня.»
«У меня сегодня намечено кроме открытки ещё письмо. Ты же знаешь, что я не люблю изменять свои планы. Не могла бы ты одна к ним сходить? Скажешь, что мой ревматизм опять разыгрался. Однажды ты так уже делала!»
«Как раз потому что уже так говорила, мне не хотелось бы повторяться, пожалуйста, Отто, ведь у брата день рождения..»
Квангелю не хотелось огорчать жену, но мысль, что прийдётся покинуть свою квартиру, порядочно портила ему настроение.
«Как раз когда я собрался написать письмо, Анна! Это будет важное письмо, я всё продумал. Оно обязательно окажет важное воздействие на людей. И кроме того, Анна, я же знаю уже наиузусть все ваши рассказы из детства. У твоего брата мне скучно. Мне не о чём с ним говорить, и его жена сидит всегда как снежная королева. Не нужно было нам связываться с родственниками. Они — сплошное расстройство. Нам вполне достаточно нас самих!»
«Хорошо, Отто, пусть это будет нашим последним посещением. Обещаю тебе, больше об этом не просить. Только сегодня, ведь я же уже испекла кухен к дню рождения Ульриха. Пожалуйста, только ещё на этот раз, Отто!»
С большой неохотой, под взглядом умоляющих глаз жены Отто в конце концов соглашается.

Около трёх часов они покидают свою квартиру. Сначала было запланировано доехать на метро до станции Ноллендорферплатц, но по дороге Отто передумал, и они вышли на Бюловски штассе.
 В кармане Отто лежали две, написанные до обеда открытки, и он надеялся их сейчас как-то пристроить. Они прошли вниз по Потсдамер штрассе, но подходящего дома не встретили.
Свернули на Винтерфельд штрассе, продолжая свой поиск.
«Это не такое хрошее место, как у нас», заметил недовольно Отто. 
«И сегодня воскресенье»,- подхватила Анна. «Будь осторожен!»
«Я осторожен», ответил он. «Вот туда я  зайду!»
Не успела Анна что-то сказать, как муж уже исчез в доме.
Для Анны начались трудные минуты ожидания, вечто по-новому тягостные минуты, в которые она испытывала страх за мужа и ничего не могла делать, кроме как ждать.
«О Боже!»- подумала она, приглядевшись к дому. Он ей совсем не понравился. «Хоть бы всё обошлось! Не нужно, может быть, мне было настаивать сегодня сюда ехать. Если с ним что-нибудь случится,  я себе этого никогда не прощу! Вот он выходит..»
Но это был не Отто, это была дама, которая прошла мимо Анны и внимательно на неё посмотрела.
«Посморела она на меня с подозрением? Или мне это показалось? Что-то в доме случилось? Отто там уже доло, наверное 10 минут! Но я же знаю из прошлого: когда ожидаешь, время тянется бесконечно медленно. О, слава Богу, теперь действительно это Отто!»
Она хотела пойти мужу навстречу, но осталась стоять на месте.
Отто вышел не один, его сопровождал человек высокого роста, на нём было чёрное пальто с замшевым воротником, лицо было изуродовано большим красным родимым пятном,  в руках человек нёс толстую чёрную папку. Безмолвно они оба прошли мимо Анны, сердце которой от ужаса остановилось, и направились к Винтерплатц. Она на мягких ногах последовала за ними.
«Что же опять случилось? «- спрашивала себя Анна. «Что это за человек идёт рядом с Отто? Может он быть из гестапо? Почему они молчат? Отто сделал вид, что меня не знает, значит он в опасности! Ах, эта несчастная открытка!»
Анна не могла больше всего этого выдержать. Внезапно она решилась: перегнала пару и преградила им дорогу. «Господин, Бернд!» - обратилась она к Отто, протягивая ему руку в приветствии. «Как хорошо, что я вас встретила! Вы должны к нам сейчас же со мной пойти. У нас лопнула труба, вся кухня уже в воде...» Тут она остановилась, ей показалось, что человек с красным родимым пятном посмотрел на неё высокомерно и с неприязнью.
На это Отто ответил:»Я к вам сейчас же прийду, только отведу господина доктора к своей жене.»
«Я и сам могу дойти»- возразил человек. «Вы сказали Фон-Айнем штрассе 17? Хорошо. Надеюсь, вы быстро вернётесь.»
«Через четверть часа, господин доктор, самое позднее через четверть часа. Я только перекрою главный кран.»
Десять шагов спустя с необычайной для себя нежностью Отто прижал руку Анны к своей груди. «Это ты великолепно сделала, Анна! Я не знал, как мне от типа избавиться!»
«Кто это был? Врач? Я подумала, что это один из гестапо. О, я вся дрожу...Что же произошло? Он что-нибудь теперь знает?»
«Ничего, успокойся. Он абсолютно ничего не знает, Анна. Но начиная с сегодняшнего утра, у меня было предчувствие. Я был недоволен, когда ты меня попросила навестить брата, думал, что недовольство связано с ненаписанным из-за этого письмом и из-за предстоящей скуки. Теперь же я знаю, что я предчувствовал, что сегодня что-то случится, поэтому не хотел покидать наш дом.»
«Значит всё-таки что-то случилось, Отто?»
«Нет, ничего не случилось. Было так: я поднимаюсь по лестнице, хочу положить открытку, она уже у меня в руке, и тут выходит этот человек из своей квартиры. Я тебе скажу, он так спешил, что чуть не сбил меня с ног. Я не успел даже спрятать открытку, как он меня спрашивает:»Что вы тут делаете? Ну, ты же знаешь, что у меня привычка читать фамилии на вывесках и их запоминать. «Я ищу доктора Бола» - отвечаю. «Что такое? Кто-нибудь дома заболел?»  Что мне оствалось делать, как не соврать? Я сказал, что ты больна, и что хорошо бы, если бы он к нам зашёл. Слава Богу, мне пришла в голову Фон-Айнем штрассе. Я думал, он скажет, что вечером или завтра утром заглянет, но он на это закричал: «Великолепно подходит! Как раз лежит на моём пути! Пойдёмте, господин Шмидт!»
Я меня за Шмидта выдал, понимаешь, ведь это распространённая фамилия.»
«Да, а я к тебе как Бернду обратилась» - испуганно воскликнула Анна.
«Действительно, я об этом совсем не подумал» - Квангель от неожиданности остановился. «Но, похоже, он этого не заметил. Улица пуста. За нами никто не идёт.»
Теперь остановилась Анна. «Знаешь что, Отто,  теперь и я не хочу идти у Ульриху. Теперь у меня такое чувство, что сегодня плохой день. Поедем домой. Открытку я завтра пристрою.»
Но муж, смеясь, замотал головой. «Нет, нет, Анна, раз уж мы так далеко зашли, нанесём этот визит. Мы же договорились, что это наш последний раз. Кроме того я не хочу возвращаться сейчас на Нолендорферплатц. Ещё чего доброго мы опять столкнёмся с врачом.»
«Тогда хотя бы отдай мне открытки. Мне не нравится, что ты ещё с ними в кармане ходишь!»
Немного посопротивлявшись, Отто их отдал.

на фото начало регистрации сданных в полицию открыток и писем (Bogen)