Искусство как лечение

Лидия Кашуро
       Лет десять назад ко мне пришёл студент. Он был недавно женат. На девочке из весьма богатой семьи. Прямой как жердь, очень высокий, плечистый - красивый мальчик. Несомненно, ему бы следовало заняться финансами или бухгалтерским учётом, а не психологией или менеджментом, но он выбрал на зло своей натуре "неприятность в квадрате" - психологию менеджмента.
         
       Один из первых экзерсисов на моих занятиях - рисование морского пейзажа. На некоторое время мы все закрываем глаза и пытаемся расслабиться, имитируя движения при прогулке по пляжу, запрыгивание в тёплые волны, визги радости, ну и  всё, что в сознании связано с морскими курортами...потом, потихоньку выйдя из этой "нирваны", весело мазюкаем красками оставшиеся в голове картинки щенячьего восторга...Далее  все вместе комментируем рисунки, возможные страхи общения с народа опадают как скукожившиеся жёлтые листья и наступает сладкое единение...а между делом я всегда замечаю какой формы волны нарисовал каждый...У красавчика изображение было очень диковинным - вместо множественных закарючек, изгибов и прочего целое море у него изображалось всего ОДНОЙ, но гигантской волной. Она довольно плавно и угрожающе медленно-медленно накатывала и потом резко, будто острая скала, обрывалась, извивалась в последнем издыхании  немного и совершенно угасала в прямой линии параллельной горизонту...до него в моих группах так никто ещё не рисовал. Волна показывает распределение внутренней душевной энергии. Его волна была маниакальной какой-то...Обычно всё сильно ОТЛИЧНОЕ от других воспринимается как маниакальное.
Чтобы волна была такой просто необходим сильный "зажим" чувств в начале, молчание, смотрение сквозь людей или даже в пол. Собственно, все эти поведенческие особенности имелись и у Красавчика. В глазах его стояла вечная пелена и все девичьи восхищённые взгляды разбивались об эту завесу...Оставался непонятным вопрос - применяет ли Красавчик "уход в себя" как средство защиты от назойливых мух, со знанием дела и пониманием ситуации, видя себя со стороны, или это его постоянное состояние заплутавшего?
       
       После пары-тройки лекций  следовали практические занятия и на очередном красавчик снова удивил. Упражнение на распознавание лицевой экспрессии эмоций. Молодой человек ткнул пальцем только на две "мордочки": на плачущую и на смеющуюся, озвучив первую "нехорошо человеку", а вторую "хорошо человеку"...
Я улыбнулась и спросила что же выражают остальные восемь рожиц? Он холодно ответил, явно экономя даже слова, "Какая разница? Чушь это". У меня  брови заехали на макушку - социопат? Не может быть, но похоже, слишком похоже. Надо ждать. Где-то он проявит себя очень ярко. И надо ждать осторожно.
      
        На перемене мне нужно было заполнить  бланки и я осталась в аудитории, где студенты затеяли разговор о всяких случаях с животными. Девушка хохотала над собой и пандой, увиденной в отпуске. Две её подружки показывали как они фотографировались с мартышками, а те, мерзавки, выкусывали пуговицы на их дамских сумочках. Толстущий мужичок - староста группы - под шумок завёл агитацию про приехавший в город цирк морских котиков и уже стал собирать с желающих деньги на билеты...сам собой завёлся список, список стали заполнять, сдавать по три сотни с носа...Тут, ни на кого не обращая внимания, вступил Красавчик.
         
        Он рассказывал как работал вахтовым методом на погрузчике и однажды в него попала ласточка. С перебитым крылом она упала рядом. По словам Красавчика ласточки без полёта погибают, потому что питаются на лету и высоко над землёй - такое их устройство. Как "отремонтировать" крыло он не знал. Это дело ветеринара. И Красавчик предпочёл убить существо мгновенно. Он стал швырять её оземь, а та всё не сдыхала. Он снова брал её, смотрел в неморгающие птичьи глаза и снова с размаху...Рассказ был тошнОтный.
         
          Но всё-таки не выглядел Красавчик жестоким садистом-живодёром. Вот почему так?
          Подсказку дал староста-толстячок: "Не мог по-нормальному один раз задавить несчастную погрузчиком? Чего ты её мучил-то, если надо было элементарно добить? Дурак что ли?"
         (Вот-вот , именно так - дурак! "Дурак" значит по-турецки "остановка". Остановилась и не может с места сдвинуться в голове какая-то схема. На другое решение сменить - ни за что! Дурак плохо адаптируется среди людей, ведь у каждого свой взгляд, своё желание, характер. А он - напролом - "всему быть по-моему" и не иначе! И прибить готов несогласных, а за компанию и согласных тоже....социопат...)
         
          За "дурака" толстячок тоже мог бы быть и убит, если бы мы с девушками-студентками не изобразили Красавчику ложный вызов к телефону в коридор института. На фразу "какая-то женщина тебя к телефону, кажется, жена" он отреагировал молниеносно.Мы переглянулись многозначительно - ничего себе, неужели такая любовь или болезненная зависимость? Как жена с ним выживает?
         
         Толстячок чесал в затылке шариковой ручкой и на потолке читал диагноз: "Блин, ненормальный, МКБ-10 у чувака! Но такого к психиатру фиг затащишь."
          Я улыбнулась и сказала, что МКБ бывает и 10 и 9. Кабы не промахнуться толстячку. Особенно вслух при Красавчике. Мы засмеялись. Хотя дело принимало серьёзный оборот.
          Красавчика стали бояться. С ним не садились рядом, с ним старались не разговаривать. Его даже исключили из всех списков совместных мероприятий. И он тускнел. Именно как серебряный кувшин. Мерк. Мерк. И,наконец, его неземная красота слилась с серым фоном окружения.
       
          Но у Красавчика была бесовская тяга к знанию. Если мои задания на дом для остальных были...ну, как бы это сказать, карой что ли...то ему - полем личной славы. Он читал всё, что предлагалось, читал с пристрастием, вылетал в центр аудитории с докладами и рефератами, он излагал свои мысли по поводу и без. И постепенно группа стала понимать, что Красавчик - их спасение. Солдаты спят, а служба идёт. Служба Красавчика. Его обучение я бы точно сравнила со служением Мнемосине.
         
           Кто-то из девушек его одногруппниц даже заметил мне, что среди них кроме нашего героя ни один человек не знает ЗАЧЕМ он учится именно психологии. С тем же успехом можно было получить диплом о любом высшем образовании - "без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек!". А у него прямо на лбу нарисовано "Учусь со смыслом!"

          На втором или третьем курсе я начинаю предлагать студентам для обсуждения разные культовые вещицы. В тот раз группе Красавчика я дала задание на семинар "Красота по-американски глазами разных героев одноимённого фильма" и ссылку в нете на сам фильм         
http://kinobanda.net/film/632/
         
           Обсуждение фильма это, конечно, не ответ по домашним заготовкам - можно порассуждать экспромтом и без особых трудов схлопотать оценку, поэтому народ был активен и шумен. Ждали только затравки - чьего-то бодренького посыла.
         
           "Убить! Убить всех - это красота по-американски и все герои, абсолютно, считают что надо убить и это красиво" - Красавчик сказал это с места и без всякого предложения начать прения. Он широко улыбался. Как никогда. Он был открыт. Он был откровенен..
И обсуждение не пошло. Посыл оказался СЛИШКОМ "бодренький".
         
           Остальные студеоусы остыли к дискуссии, что до старосты-толстячка, тот под стол как будто за упавшей ручкой "удалился". М-да, вот, видимо, какой момент описывал Горький в своём "Буревестнике": "глупый Пингвин робко прячет тело жирное в утёсах" и гагары не отстали...А мне почему-то стало интересно.
         
           "Убить? А не кажется ли Вам, что все герои "American Beuty" бегают за красотой и энергией другого человека, а свою тратят огромными количествами на гламур, лоск, то есть опять же на неё, родимую, на Красоту. Вот уж, правда, Красота, может, и спасёт, но сначала угробит. На худой конец, угробит ради того, чтобы потом спасти"
          
           Тирада показалась мне смешной, я ожидала "соответствующей реакции зала", но вместо этого к моему столу подбежал один Красавчик и врезал кулаком по крышке. Благо - не по крышке моего черепа. "Красоту хаять не сметь! Не сметь я сказал!"
          
           Потом он развернулся к аудитории и заорал на них примерно также как на меня. Что-то вроде "Красота бессмертна!". Поорал-поорал и вдруг как когда-то нарисованная им волна резко затих и вылетел будто пробка от шампанского. Похоже в туалет, потому что оттуда баба Нюра завизжала "Ах, ты мразь - бачок сорвал! Только попробуй руки тут распустить. Счаз же шваброй по хребту навешаю!" С бабой Нюрой любого социопата можно было оставлять смело - до пенсии 35 лет она отмотала надзирательницей в колонии поселения. И вил её на огороде боялись собственные дети.
         
           Над седой равниной парты, услыхав "успокоительные" бабНюрыны речи, показался староста-толстячок и, явно с запозданием, заметил: "Писец, бля, Мечущийся Девственник. Я у Фрейда похожий клинический эпизод читал". Можно было бы согласиться с фрейдистом, но уж очень в нём проскакивала зависть или ревность - не сразу разобрать, но проскакивала. И я ему сказала об этом. Фрейдист насупился и тайны открывать не стал. Она сама открылась. На занятиях по арт-терапии.
         
          Я вычитала теорию. Надиктовала несколько пошаговых методик, одна из которых предполагала, что нужно нарисовать любимого человека. До рисования была определённая музыка, определённый художественный текст, а потом собственно работа с красками и другими "причиндалами малеватора". Студеоусы выбирали кисти разной пушистости и тонкости, краски разного состава, пульверизаторы, палитры...по настроению, по замыслу картины, на вкус, на зуб и на ощупь...
         
          И вот пошло искусство. Глядя на каждого по отдельности и на всех вместе, я стала чётче понимать почему практическую психологию сравнивают с искусством. А потому что повернуть нечто внутри человека можно только плавно - чуть добавишь в жёлтую краску терракота - вот уже почти оранж и вспомнились апельсины из детства...а слегка брызнешь на белую гуашь коричневой охрой - вуаля вам - беж, цвет того пальто, что для похода в 10 класс покупала вам мама....И ещё потому что нарисованное можно изменить, перерисовать. Или нарисовать многократно одну и туже картинку, но под разными углами, в разном свете и цвете. Обнадёжиться - не так всё тяжко, посмеяться - какая разница от малости...
          
           Помните?
           "Что нам стоит дом построить?
           Нарисуем - будем жить!"...как-то так...
         
           Ну, вот. А что касается результатов того конкретного занятия? Конечно, картина Красавчика вызывала наибольший резонанс. Не столько оттого что присутствовала Красота, а потому была нарисована парочка - Он и Она. Вопреки установке - рисовать одного только любимого человека. И неожиданно Девушка анатомически выглядела абсолютно складно, а Парень имел вывороченные конечности.
          
          Мёртвая тишина повисла рядом с рисунком Красавчика на стенде. Ибо Парень с картинки был абсолютно сам Красавчик, а Девушка брюнетистая мягких форм, с большими карими  глазами - смутно всем известная. Город у нас небольшой. И все друг с другом знакомы через одно-два рукопожатия. Мы, как бандерлоги перед Каа, заёрзали на стульях от треплющих догадок, от страха высказаться сейчас же - баба Нюра была в отпуске.
         
          А толстячок-фрейдист был спокоен и презрителен: " Да-а-а-а-а, искала долго Мещерякова Юля урода - и сбылась мечта! Я ей толстый был, он ей - самое то. Ага."
         
          В обычных обстоятельствах фрейдист был бы уже мёртв, но тут вмешалось Искусство - обнажило болезнь Красавчика. А он этого боялся больше всего, видимо, и кинулся переиначивать картинку - он драл ватман ластиком, смывал водой гуашь, оттирал тампоном что-то ещё не высохшее окончательно. Перерисовывал себе руки и ноги, но - фигушки  - кривое не делалось прямым.
         
           Девицы подсели к толстику: "Это что? Дочка Васьки Мещерякова - кланового рулевого - жена Красавчика, получается? И ты знал?. А молчал то чего?"
         
           "Ревность паталогиус" - заметила я. "Классический клинический случай. Описан Фрейдом в тысяча восемьсот...м-м-м-м...году". Девушки-студиосы выдвинули другую гипотезу: "Не, пухленький наш, любвиобильностью не страдает, а вот "люди гибнут за металл тестя" такое с ним бывает". Но и в том и в другом случае симпатии оказывались на стороне Красавчика. И пока он с горя уметнул с вещами на выход аудитория позволила себе...Боже, сколько накипело!
         
  Часа через два-три только пар сошёл и вахтёр выпер.На подготовку к сессии.
            
 *********

           Каникулы удались "волшебные". Из-за курсов по арт-терапии. Там работала одна моя бывшая выпускница. В знак признательности за написанную со мною совместно дипломную по психологии менеджмента она бесплатно устроила мне вход. А занятия вёл бывший коллега из предыдущего ВУЗа... а за соседним столом пыхтел Красавчик...а мне оно очень было надо
:-)))....Занятия устроили интенсив и длились они часов по 5-6 с перерывом "на поесть". Но и в перерыв Красавчик тупо пытался выполнить единственно интересное ему задание - нарисовать себя с неискривлёнными конечностями.

           Ведущий Никита Владимирович стажа имел раза в два больше моего и МКБ-9, МКБ-10 называл ласково и совершенно безбоязненно "трусишки без дубинок" и "дубинки без трусишек". Красавчика поглаживал по плечу и ждал, когда тот вымотается и выдохнется. На энергетическом пике заниматься его вразумлением явно было бесполезно. Через неделю долгожданное случилось - парень сдался и обмяк, снова напомнив мне ту волну, маниакальную в начале, а потом абсолютно параллельную горизонту. Во-во, сей момент он выглядел параллельным горизонту. Даже слёг на парту.

           "Ох и здоровенную пластинку заведёт Владимирович!! Да тут лечить не переличить! Запилит социопата и не меньше!" - таковы были мои мысли и я приклеилась взглядом к ведущему занятие, чтобы не пропустить это "шоу". А вместо "шоу" Никита Владимирович сел рядом с Красавчиком. Погладил его опять по плечу-Красавчик поднялся и сел как положено на стуле. Препод взял его руку с карандашом в свою и "вывел" руки-ноги у субъекта на ватмане. И ай-да дуть в усы поэзией:
 
"Скажи мне дятел ведь не даром
 Ты долго так долбил корягу?
 Кривой коряга родилась
 И не исправишь эту мразь!
 Но если Мага позовёшь,
 Корягу жердем обретёшь!
 Держи шикарный жердь как дар
 И пей во славу скипидар!"

            Красавчик о-ч-ч-ч-ень серьёзно выслушал и ещё серьёзнее переспросил "А почему скипидар? Можно было марку вина приличного подобрать Магу. Так, просто для рифмы".

            "Конечно, можно было. А можно было прозой. Вот про ощущения свои можете изъясниться. Ведь нарисовали мы таки нашего Героя с прямыми ручками-ножками. А!? Нарисовали, брат Пушкин!"
            "Мы. А должен я САМ. Рано праздновать" Хоть и прозвучало почти угрожающе, Никита не взял ту же "ноту" - продолжил играть геройского раздолбая - "Брат Пушкин, соберись в кулак! И выдай миру перл!"

            Красавчик совсем был сбит с толку. По-моему, из его ушей пошёл пар от мозгового напряжения. Расшифровать Никиту и я не сразу смогла. А тут - новичок. Тем не менее, я не угадала. Красавчик понимал Никиту лучше и глубже меня.
            "Вы мне на чуток линии подправили. На чуток Я согласен. Чуток это значит и делов - всего ничего! Да я сейчас сходу нарисую!"

            Сходу не получалось ещё долго. Это Никита мне рассказал месяц спустя. На его мобильном была самая последняя картина Красавчика. Я попросила скинуть и мне через "блютус". Грандиозный успех!

           А Никита смеялся: "Успех-то успехом. А новая гадость из подсознания у него всплыла - теперь на башке себе по самые глаза повязки как в дурдоме изображает. Катарсис, мать его!"