А. Фет и современники

Светлана Бердская
"Певец соловьев и роз"
Приветствую Вас, любезная моя, Наталья Андреевна!
В своём последнем письме Вы интересуетесь, отчего же я не опубликую в своём журнале стихи, с Ваших слов, весьма оригинального поэта А. Фета. Ну, помилуйте  голубушка, с Вашим-то взыскательным вкусом и беспокоиться о подобной чепухе! Слыхал я об этом поэте и, признаюсь, весьма нелестные отзывы. На днях даже почитал его стишки, право же глупость одна, всё слёзы, да розы… И в какой раздел моего журнала прикажете поместить сии творения?  Могу лишь в раздел кулинарных изысков - сплошная патока. Нет, нет, и не просите, милая моя, а то ещё, чего доброго, я растеряю из-за него всю свою почтеннейшую публику.
Да, о Фете говорят, и он явно не обделён поэтическим даром. Так Вы бы слышали, что о нём говорят?! Право, не знаю, стоит ли сообщать Вам подобные столичные сплетни. И биография у этого человека весьма  запутанная, кто его разберёт, кем он на самом-то деле является? Одни уверяют, что дворянин, другие сомневаются, вроде немец или наполовину, в молодости его возлюбленная то ли сгорела, то ли утонула?.. И самое главное, люди  подвергают сомнению его авторство, сам ли он пишет свои, порхающие, словно бабочки, стишки. Ведь на самом - то деле он помещик, самодур, жадный до денег! Уверяют, что в  общении - весьма неприятный и грубый человек, с мрачным взглядом на жизнь. Крепостник! Да, что он может понимать в поэзии? Это тебе не лес выкорчёвывать! Да, что же Вы, моя сердечная Наталья Андреевна, углядели в его стихах для себя полезного? Гражданская позиция у Фета явно отсутствует, чаяния народа его и вовсе не интересуют. Глуп этот выскочка, да и только!
А если я не смог убедить Вас, то, с Вашего позволения, привожу высказывания, о данном поэте,  весьма влиятельных литераторов и критиков:
"Оно хорошо, но как же не стыдно тратить времени и чернил на такие вздоры?", пишет о нём  Белинский, а Н.А. Некрасов в печатном отзыве (1866 года) утверждает: "У нас, как известно, водятся поэты трех родов: такие, которые "сами не знают, что будут петь", по меткому выражению их родоначальника, г. Фета. Это, так сказать, птицы-певчие".  Метко, не правда ли? А приятели по службе и вовсе насмехались над Фетом:
"Ах ты, Фет,
 Не поэт,
 А в мешке мякина,
 Не пиши,
Не смеши
Нас, детина!"

Голубушка Вы моя, Наталья Андреевна, выбросьте из своей очаровательной головки мысли об этом странном человеке и сомнительном поэте, послушайте умных людей. Ведь сладкое «пение» господина Фета - лишь воздуха сотрясание, пустое и бессмысленное, насмешки над обществом. Да, его стихи не лишены внешней красивости, столь притягательной для юных особ. Но, как неприлично описывать в стихах лишь свои сиюминутные восторги, совершенно забыв о великом призвании поэта служить своему народу и Отечеству!
Господин Фет, играет со словами, он, словно бусины, нанизывает на поэтическую нить существительные, а глаголы, за ненадобностью, просто выбрасывает. Что за вздор?
И напоследок, моя дорогая, я, пожалуй, всё же осмелюсь привести Вам самое примитивное, на мой взгляд, поэтическое творение господина Фета. Прочтите, милая, ужаснитесь этому безобразию, и вновь обратите свой взор к поэтическому Олимпу наших признанных поэтов.

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Передавайте мой сердечный привет Вашим почтенным родителям. Желающий Вам только добра, ваш покорный слуга …


Эссе по литературе - "Вы критик" (первая пол. 19 века).