Не продается вдохновенье?

Нина Роженко Верба
29 октября в Краснодарском суде продолжится громкий уголовный процесс по делу  банды цапков.  Напомню: в  2010 году всю страну всколыхнуло известие о жестоком убийстве  в станице Кущевской двенадцати человек, среди которых были  маленькие дети.  Процесс идет уже больше года,  8 октября начались прения сторон, 24 октября заседание было прервано из-за плохого самочувствия судьи Владимира Кулькова.  Оно будет продолжено 29 октября, а затем присяжные удалятся на совещание, где будут решать, какой вердикт вынести, виновны цапки или нет. 

Подсудимые на суде отказались от признательных показаний, полученных в ходе следствия. Представитель гособвинения Виктор Антипов комментирует этот отказ  страхом подсудимых. Как стало известно, воры в законе уже приговорили цапков к смерти за убийство  фермера Аметова и его гостей, среди которых был известный авторитет из Ростова.  Главный обвиняемый – Сергей Цапок – по мнению присутствующих на заседаниях, ведет себя то откровенно  вызывающе, то симулирует психическое расстройство.

Мощная адвокатская  команда  - цапков защищает группа адвокатов из десяти человек -   делает все, чтобы подзащитных признали невиновными.  Защиту  Сергея Цапка поддерживают  аж три адвоката.  Поэтому ничуть не удивлюсь, если суд в конце концов признает цапков невиновными.  Вынес же Кущевский суд нынешней весной  практически оправдательный приговор  Сергею Цеповязу,  помогавшему убийцам  двенадцати человек заметать следы.   Должно быть, действия Цеповяза произвели на судей впечатление мелкой  шалости, и они  наказали эту шалость штрафом в 150 тысяч рублей. Сам Цеповяз в интервью одному из телеканалов заявил, что оспаривать решение суда не собирается. Еще бы!

Присяжным  предстоит принять непростое решение. Повторю: не удивлюсь, если цапков оправдают.  Как раз в те дни, когда процесс вышел на финишную прямую, первый канал с большой помпой демонстрировал сериал «Станица» ( Продюсер Игорь Толстунов, режиссер Владимир Шевельков).
 
Навязчивая предпоказная  реклама  сериала прямо указывала на связь событий  фильма  с событиями в станице Кущевской, которая в фильме деликатно именуется  Лощинской.  Переименовав станицу,   авторы подстраховали себя от возможного гнева , а главное -  судебных исков.  И оказались на редкость предусмотрительными.  Кущевцы собираются судиться с создателями фильма. И вот ведь как интересно-то  совпало:  в Краснодаре -судебный процесс и грядущее  вынесение приговора, а  по первому каналу – сериал, где  прототип главного героя – упырь, хладнокровно убивший маленьких детей, -  странным образом преобразился  в чуткого, тонкого, милосердного  человека.  Обрыдаться можно! 

Только  вот не верю я в случайность таких совпадений.

В дни показа я сериал не смотрела.  Не получилось. А  в выходной села и отсмотрела все двенадцать серий. Надо отдать должное создателям фильма. Они постарались.   Здесь просто просится продолжение ставшей уже устойчивым оборотом фразы: постарались на совесть. Но в данном контексте слово «совесть», я думаю, не уместно.  Итак, они очень постарались. Как  предполагают  кущевцы, это старание было хорошо оплачено.

Добротный сценарий держит зрителя в постоянном напряжении. Актерский состав  - выше всяких похвал. Особенно хочу отметить игру Нины Усатовой. Она блистательная актриса. И, безусловно,  именно ее дьявольское обаяние где-то до восьмой серии  эмоционально подготавливает зрителей к финалу.  А четыре финальных серии завершают  промывку зрительских мозгов мощной атакой, перед которой трудно устоять.  Ну, какое же женское сердце не дрогнет в сочувствии этой нежной матери, которая обожает своих  сыновей, великодушно прощает им огрехи и ошибки!  Какая же она волчиха? Она просто душка!  А какой страстный монолог  произносит  героиня Нины Усатовой – Надежда Волкова - о деле, которому служит, о том, что ее семья дает работу и жизнь станичникам.  А ее ежедневные  жаркие молитвы в церкви! А ее нежное отношение к «дурачку»-мужу, который  не понимает, что у семьи Волковых по сути дела – миссия – сохранить станицу и привести ее к процветанию.  А ее трогательная  забота о великовозрастных сыновьях!   А уж как они почитают свою матушку!

 И эта сусальная картинка нарисована столь мощно и красочно, что  все преступные деяния семейства Волковых просто уходят на второй план. Уродами и монстрами  выглядит окружение Волковых: продажные менты, кровожадные подручные. Вот они-то вызывают ужас и омерзение.  А Волковых создатели фильма  виртуозно выводят из-под удара. Даже злодей Николай Волков на фоне своего окружения выглядит этаким  лощинским Робин Гудом. Со слезой в голосе он  выговаривает  имиджмейкерам: «Я же вам работу дал! Я же вам деньги платил! Я же вам верил!»  Кстати, эти слова о том, что семейство Волковых облагодетельствовало станичников,  все время повторяются в фильме.  Словно авторы боятся, что зритель с  одного раза не запомнит  эту очень важную  деталь, работающую на образ Волковых, а значит, и цапков.   А уж Сергей Волков и вовсе по замыслу создателей – в белых одеждах. Только нимба мученика не хватает.

Лощинским бандюганам  сопротивляются несколько человек, их протест стихиен, невнятен и не состоялся бы вовсе, если бы не Сергей Волков, который помогает  героине Маши Шукшиной, если бы не плачущий   отец  бандитского семейства, пожалевший изнасилованных девочек и одаривший одну из них  большой суммой денег. Именно эти деньги – волковские! -  выручили борцов  из лап неправедного суда,  и помогли  им уехать в Москву на поиски справедливости. Справедливость последовала незамедлительно.  Всем сестрам раздали по серьгам, а главная героиня – Маша Шукшина  -  сияя бессмысленной улыбкой,   возвращается к мужу.  Такой вот совершенно  бразильский вариант счастливого  финала.  Но перед этой приторно- сериальной  финальной сценой  есть еще одна.  Разгневанные лощинцы с кольями бегут к дворцу волчихи, этакий  созревший наконец-то народный бунт. Бравые омоновцы с трудом удерживают вопящих людей. Этот неожиданный бунт смотрится карикатурно и жалко, потому что в ситуации, когда справедливость прибыла из Москвы, бунтовать вроде уже  бессмысленно. Но по замыслу авторов, народ бунтует.  И тут на  высоком крыльце, как на сцене, появляется волчиха.  В черных траурных одеждах, совершенно седая. Она молча застывает на ступеньках. И бушевавшая толпа застывает вместе с ней.  Вот для чего был задуман этот бессмысленный  бунт!   Зрителю разжевали авторский замысел, положили в рот и даже слегка пропихнули в глотку,  чтобы он быстрей сглотнул. И зритель глотает:  вот она -  великая женщина в трагических обстоятельствах, одно появление которой усмиряет толпу. И даже разгневанная толпа проникается сочувствием к страдающей волчихе . Ну  и что остается зрителю в таких  декорациях? Встать, снять шляпу и почтить горе матери минутой молчания.

А ведь присяжные – те же зрители. И сериал они наверняка посмотрели.

И после этого вы будете говорить мне, что фильм появился случайно? 

Увы,  девиз нашего времени: «Все на продажу!»  Довольно архаично  ныне звучат слова пушкинского книгопродавца:  «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».  Эх, Александр Сергеевич, могли ли Вы предположить, что мы-то, нынешние,  пошли дальше.   И вдохновенье продается.  И совесть.  И талант.  И если я сейчас скажу об ответственности художника перед зрителем, читателем, наверное, это будет выглядеть очень смешно.

Фаина Раневская как-то сказала: «Сняться в плохом фильме все равно, что плюнуть в вечность. Деньги съедены, а позор остался».  Так она имела в виду всего лишь  бездарный сценарий,  плоские диалоги, невнятную идею. А если сняться в подлом фильме? Сергей Волков в  «Станице»  –  порядочный, совестливый человек, вызывающий горячее сочувствие зрителей. Его прототип –  лидер кущевской банды Сергей Цапок – на предварительном следствии  признавался: "… Фермер  ( Аметов – Н.Р.) мешал мне вести бизнес, подрывал мой авторитет. Поэтому я хотел, чтобы он мучился сам и видел, как мучаются его близкие. Мы заволокли его в зал - он еще дышал, и на его глазах расправились с остальными. Потом бросили тела в одну кучу, облили бензином и подожгли..."  Мучитель и убийца странным образом превращается в героя. Разве это не подлость по отношению к тем, кого он убил?

Мне могут возразить: «А что ж теперь, не играть отрицательные роли?» Играть! Но всегда помнить, как отзовется ваше слово. С тех, кому много дано, с них и спрос больше. Талантливым писателям, талантливым актерам  люди верят. Такова особенность большого таланта.  Мне жаль Нину Усатову. Искренне жаль.  Мне думается, бывают ситуации, когда уж лучше замазку с окон объедать, чем  за деньги плясать на костях.

А ведь сплясали…


Фото Владимира Аносова