Гордость

Юлия Чудакова
С упорством, достойным, возможно, лучшего применения, я переделала этот текст.
Скорее для себя самой, чем для кого-то еще.


 Я тут недавно задумалась о природе так называемых «книг мудрости», в частности, Библии. Не могу похвастаться блестящим знанием теологии, но каждый знает о грехах, которые нельзя совершать . Любому школьнику известны хотя бы несколько из «табу» монотеизма: их объясняют родители в детстве, чтобы научить ребенка существовать в человеческом обществе. Смысл некоторых запретов настолько очевидно проявляется в практической повседневной жизни, что о его происхождении никто обычно не задумывается.
Допустим, «Не укради». Такая установка явно нацелена на то, чтобы снять социальную напряженность, сократить вооруженные кровопролитные конфликты, вызванные чувством животной зависти к соплеменнику, обладающему чем-либо ценным. Не укради, и мы все будем жить в мире, рожать детей и с уверенностью смотреть в день грядущий.
Или возьмем порицание чревоугодия. Любые телесные излишества, перешедшие определенную черту, несут губительные последствия, будь то чрезмерное переедание или алкогольная потребность. Не впадай в чревоугодие, и ты никогда не скатишься до уровня скотины.
Момент появления Библии и других «книг мудрости» в корне меняет ход развития цивилизаций, в которых они появляются. Как знать, не появись этого пособия о том, как жить дальше, возможно, мы совсем истребили бы друг друга в кровопролитных войнах и усобицах. И основная часть содержания , перевернувшего старый мир, благодаря которой мы живем сегодня так, как живем, -это заповеди. Простые и понятные указания, гуманные по своей цели, они предостерегают человека от того, чтобы впасть в низость, и устанавливают новые ориентиры, по которым пойдет дальнейшее развитие. В сторону прогресса.
Но есть среди этих указаний одна вещь, которая вызывает у меня особый интерес: это признание того, что гордость (или гордыня) является смертным грехом. Мне кажется, этот вопрос можно трактовать намного шире, чем это обычно делают. Начнем с того, что гордость- вещь двоякая. Можно гордиться своим шикарным домом и презрительно кривить губы при виде бездомного. Это плохо.
А можно, работая днем и ночью, высекать для человечества искру нового знания и потом быть гордым за это самое человечество. Или, к примеру, говорят: «Я горжусь тобой». В этой фразе, если она сказана не с сарказмом, выражается чувство уважения и благодарности за какое-то большое дело. Библия не стала бы это порицать. Потому что гордость в этом своем проявлении только сильнее укрепляет фундамент мира, а следовательно, и общественного развития. С другой стороны, можно возразить, что признание гордыни греховной предупреждет от «самообожествления», которое, укрепившись как массовое сознание, сведет на нет все предыдущие законы. Человек переосмыслит запрет на отнятие жизни и вернется к тому моменту, когда выживал тот, чьи зубы были крепче. Тогда всему конец.
Но и отсутствие развития человечества так же означает неизбежный конец.
Сначала застой, а потом медленную неотвратимую деградацию. Самое же интересное, что желание изобрести что-то новое, сделать шаг вперед, создать то, чего еще не было на свете, - атеистическое по своей сути. Потому что Творцом в Библии является исключительно Бог, а человек – проводником. И вот тогда логично сделать вывод, что амбиция - проявление гордыни - является чувством, внушенным самим Богом, следовательно, богоугодным и непорицаемым. Как же так? Почему в одном случае гордыня это хорошо, а в другом - плохо?
 И вот здесь зарождается мысль о том, что признание гордыни смертным грехом имеет некий другой смысл, который мог бы быть трактован однозначно. Ведь смертельные грехи одинаково ужасны, не может быть так, чтобы одни признавались беспрекословно, а другие – считались бы грехом от случая к случаю, в зависимости от контекста.
Тогда нужно искать новый угол зрения.
И вот какая трактовка , как мне кажется, наиболее правдоподобна:
Человек назван Венцом Творения не за свое величие. Он развился из первой клетки, зародившейся до сих пор не ясно как в недрах нашей вселенной. Его организм был простейшим, но это было самое начало, а впереди –долгий путь: клетки делились, организм усложнялся, приобретая новые возможности. Потом была растительная клетка, потом животная, и все это развивалось и оттачивалось миллионы лет, прежде чем на сцену вышел человек и издал победительный клич Высшего, самого совершенного хищника с интеллектом, мозг которого до сих пор задействован лишь на пятнадцать процентов. Живое вещество вращается в бесконечном круговороте, умирая и воспроизводя самое себя. Распадаясь, жизнь разделяется на более мелкие частицы, на основе которых создаются новые организмы. Поэтому, человек, созданный в процессе этого круговорота, является одновременно и потомком птиц, и правнуком первейшей клетки, и новым воплощением людей, живших до него, и кровным братом всему, что существует рядом с ним. Он безымянен как ступень развития жизни, как новый сосуд, который уникален потому, что является наиболее перспективной упаковкой для хранения бесценного содержимого. Человек умрет и рассыплется в прах, из которого возникнет новая жизнь, и имя того, просшедшего человека, уже не будет иметь значения: он возник в мире из частиц всего живого, в том числе и из других людей, пронес жизнь через себя и, исчезая, снова раздал все это ради продолжения общего круговорота. То есть человек, не может обладать гордыней не потому, что все люди братья и это несправедливо по отношению к ним, а потому, что все живое вокруг-это неразделимое братство, которое существует с одной единственной целью,- продолжить Жизнь.

 Поэтому гордыня – это просто то, чего не может быть, если человек вполне способен реализовать в сознании такую цепочку и почувствовать себя частицей вечного общего движения. Вследствие этого мне кажется, утверждение о том, что гордыня – смертный грех, как бы открывает для человека новые горизонты развития: сфокусировав внутреннее внимание на этой мысли и сместив центр тяжести в сторону от собственного временно доминирующего Я, можно пытаться учиться говорить с миром на одном языке и слушать то, что происходит вокруг тебя на уровне сферы, тебя породившей. Многие духовные практики учат именно этому, не так ли? И они, кстати сказать, становятся все более популярны параллельно с тем, как развивается научная мысль, объясняющая суть физических явлений. В наше время практически все явления физического плана объяснены и объяснения доказаны. Но насколько прибавилось знания? На бесконечно много и ни на сколько одновременно. Нет ответа только на главные вопросы, а они всегда были для человека основополагающими, потому что на самом деле, человек живет отнюдь не для того, чтобы поставить на кухне электрический чайник и облегченно вздохнуть от того, как все теперь легко и просто. Человек живет своими эмоциями в мире иррационального: боится гибели, жаждет любви и думает о перевоплощении своей бессмертной души.
Так не является ли эта спорная заповедь неким новым направлением пути для уже повзрослевшего по сравнению со Средними веками, но все еще недостаточно развитого человека? Возможно, знание о том, что нужно искать ответы в другой сфере бытия, давно существовало, только запись в древнейшей книге была истолкована на уровне, который только и был тогда по силам суеверному, запуганному внешним миром человеку. А на самом деле, уже не одну тысячу лет назад чья-то человеческая рука одной фразой обозначила на карте путь к выходу из лабиринта: живи в мире, не уподобляйся животному и тренируй свой дух, проникнувшись самым важным чувством - сопряженности со всем живым. Забудь себя, забудь свое имя и растворись. Стой тихо и жди, пока мир сам шепнет тебе в начинающее слышать ухо ответ на твой главный вопрос.