О Природе рынка. Предисловие для Прозы. ру

Соломонов Леонид Алексеевич
.






ФИЛОСОФИЯ МАРКЕТИНГА
введение в маркетинг - системный подход

Соломонов Л.А.






О ПРИРОДЕ РЫНКА
(Предисловие к публикации на Прозе.ру)




«Загадка маркетинга заключается в том, 
что он, являясь одним из старейших видов
человеческой активности, считается, тем не менее,
одним из новейших разделов науки о бизнесе.»
Майкл Бейкер



ПРЕДМЕТ  ИССЛЕДОВАНИЯ

Раздел «философия» здесь выбран неспроста, не из-за отсутствия других, более подходящих рубрик (хотя, экономическая, например, «просится» давно,- судя по тому спектру (и актуальности) произведений, которые сейчас можно найти на сайте).

Впрочем, и далекая от совершенства экономическая наука, как  недвусмысленно свидетельствует практика, пока не готова включать в себя маркетинг, полагаясь, исключительно, на введенное   а п р и о р и  (и в то же время!)
р а ц и о н а л ь н о е (?!)   [здесь и далее- выд.автором] поведение «человека экономического» * (…и уж тем более  –  «экономического»  –  здесь, наверное, всю абсурдность этого положения сегодня уже не нужно пояснять никому). 
Да и сегодняшнее состояние маркетинга способно пока, также, вызывать лишь споры  о статусе этой дисциплины и ...раздражение «потребителей» (в которых нас пытаются «обратить») вполне, между прочим, оправданное. Хотя, САМ МАРКЕТИНГ далеко не так прост, как представляют его себе, не говоря уже о простых обывателях, даже многие современные "колдуны - маркетологи", и даже- несмотря на весь тот «беспредел», который, судя по всему, творится в сегодняшнем «бизнесе» (и не только- в российском). **



Однако, и это бесспорно, речь пойдет и о маркетинге – некой неуловимой сущности рыночной деятельности, которая призвана  определять формы и успешность любой другой,***  и о философии - именно, о философии этой рыночной деятельности,- о философии маркетинга, который сам по себе  всегда был философией предпринимательства, а сегодня - это еще и «официальная философия» бизнеса, - его организации и ведения согласно многим из бесчисленных определений этой сложноопределимой и такой, действительно,  многогранной дисциплины. 
Поэтому можно сказать, предметом данной работы является «философия в квадрате», и - не только по формальным признакам.[4]

…Когда- то философия состояла из физики, которая исследовала закономерности  материальной природы, из этики, которая занималась [идеальной] нравственностью, и - логики.[5]  Сегодня, после столетия череды известных перипетий не осталось уже, кажется, не только нравственности, но и- самой философии. Практичный материализм, захватив деятельные умы и безжалостно расправившись с идеализмом; а затем, по своему,- и с нравственностью, в конце концов, подобно мифическому змию «принялся» и за самого себя, пытаясь при помощи «нумерологии» - примитивных подтасовок цифр бороться уже и с логикой ...элементарной математики. 

И сегодня, вновь, как это, наверное, уже не раз случалось в истории цивилизации, лишь те же   а п р и о р н ы е,   лишенные всякой поддержки   э м п и р и ч н о с т и,   остатки   в е р ы   поддерживают в нас чуть тлеющую   н а д е ж д у   не свалиться в разверзнувшуюся пред нами пропасть. 
Чтобы укрепить эту надежду, позволить-таки ей и на этот раз превратить край пропасти в ступеньку ведущей вверх и вперед лестницы, сегодня, наверное, не обойтись уже и без самого понимания: «…веры во что или, точнее, - к о м у ?».




О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ,  ИНСТРУМЕНТАХ  И ЕЩЁ РАЗ …О ПРЕДМЕТЕ

Так родилась идея экспериментальной сетевой версии данной работы на Прозе.ру, задачей которой было что-то противопоставить этой тенденции, или же- хотя бы выделить, популяризировать сам этот аспект, лежащий в основе большинства современных проблем. 

Рабочее название исследования- «Магия маркетинга». По ходу изложения без стеснения упоминалось слово «волшебство», везде, где только возможно, акцентировалось внимание на мировоззренческом, духовном аспекте рассматриваемых вопросов. Однако, это название показалось слишком общим  и «удаленным» …«в смысле смысла», к тому же, довольно «забитого» рекламой к моменту публикации.
Не менее «правильным» здесь было бы, наверное, и другое – «О природе маркетинга» (именно, в двух смыслах- о природе его самого, и -  …о природе той реальности, которую он порождает), поскольку речь здесь – именно, о природе маркетинга, о волшебстве  (не путать с чудесами : ) этой природы, одновременно, и рукотворном (в том числе, принадлежащем и «невидимой руке рынка», которая способна не только направлять, но  как оказывается,- и воспитывать), и идеальном- «принадлежащем» закономерностям той сАмой,- божественной и, в то же время, вполне объективной реальности, неожиданно раскрывающейся здесь перед нами… Однако, думается, и оно вряд ли способствовало бы популяризации работы,- по тем же, выше приведенным, причинам.   
…Таким образом, было оставлено, пока (в физике неспроста говорят: «понять,- значит привыкнуть»), просто- самое «говорящее» (в первую очередь, имея ввиду необходимость последующего продвижения книги), никоим образом не претендуя на соответствующую полноту охвата всей, довольно давно назревшей и достаточно актуальной, стоящей за ним проблемы. 

Самая современная, на сегодня, электронная форма публикации позволяет оперативно вносить необходимые коррективы. Оставалось лишь воспользоваться предложенной в свое время Кантом «идеей двоякой метафизики»,[5]- и у нас образовались два раздела: 

- В первом из которых описывается «физика» маркетинга. Здесь мы АНАЛИТИЧЕСКИМ путем изучаем  закономерности «естественной» природы маркетинг менеджмента предприятия.  Мы исследуем его действие, проникаем в его структуру,  добираемся до образующих ее «элементарных» составляющих и «расщепляем» сами их «атомы».  Для того мощного инструмента, который в нашем распоряжении, это не проблема и, вообще,- далеко не предел…
Системный подход позволяет сделать действие любого из предприятий прозрачным - будь то, извергающий искры расплавленного метала и грохочущий раскаленными болванками заготовок завод, или- напыщенный и неприступный в своей помпезности офис банка, колдовски шуршащий магическими цифрами на мониторах… 
Рыночное  предприятие при всем многообразии направлений деятельности, видов и форм,  оказывается, по сути,  всего лишь составляющей рынка- неким единым механизмом, необходимым для осуществления рыночных процессов, его маркетинг - единым и единственным способом организации предприятия для его эффективного «включения» в процессы рынка и  успешной деятельности на нем.
В координатах системного подхода маркетинг менеджмент предприятия предстает перед нами как система определенным образом связанных  и взаимодействующих составляющих.
Конечно же, обязательно должна присутствовать здесь и необходимая «пресловутая» эмпирика. И она присутствует - в виде соответствующей «постановки» этого волшебного маркетинга на предприятии,- со всеми необходимыми параметрами и их оценками. 

- А во втором – уже сам, достаточно оформившийся к этому времени предмет исследования, увлекает нас в метафизику.  И пусть, пока это лишь  метафизика природы маркетинга,  тем не менее, и согласно самому Канту,  это уже- настоящая метафизика : )…
Здесь нам остается лишь аккуратно следовать (в соответствии со все тем же системным подходом) уходящим наверх и «уводящим» за собой связям системы маркетинг менеджмента предприятия, чтобы «в порядке эксперимента» и уже СИНТЕТИЧЕСКИМ путем «собирать» выявляемые закономерности, которые раскрывают перед нами второй- «верхний» уровень системы. 
Система маркетинг менеджмента предприятия преобразуется в некую двухуровневую, «глобальную»  систему рыночной деятельности цивилизации, обозначенную здесь как «Система маркетинга»
(как бы необычно в дальнейшем не выглядело  это название, оно было принято «не мудрствуя лукаво» по ходу работы: ведь действительно, по сути перед нами- система «постановки» и организации рыночной деятельности в самом общем и широком смысле; вместе с тем, в функциональном «ядре», из которого она «вырастает», - система маркетинг менеджмента предприятия; более того, наряду с внутренними факторами  системы маркетинг менеджмента предприятия, здесь, по существу, формируются и внешние факторы всего последующего развития не только  пресловутого «свободного рынка», но и самого маркетинга предприятия, как его механизма; далее - просто «Система»). 
С этих высот уже и сам «Старина Рынок», в свою очередь, представляется, подобно своим предприятиям, такой же, всего лишь, рядовой составляющей- механизмом этого уровня,  где уже взаимодействие множества рынков (со всеми их предприятиями, технологиями, их явным и неявным продуктом) обеспечивает соответствующие процессы Системы.

Вместе с тем, нельзя не заметить, что, если первый уровень этой Системы (который  называют отдельным «рынком» или «отраслью») начинает порождать вокруг себя особую, хорошо знакомую, открытую и прозрачную  «рыночную среду», без которой  принципиально не может существовать (или, иначе говоря, маркетинг менеджмент, чтобы сделать «прозрачной» и управляемой деятельность предприятия, нуждается и в определенной прозрачности окружающей ЕГО среды- «хорошо» всем известного «рынка»), то еще большей открытости и прозрачности этой среды, даже на этапе своего формирования, требует второй («верхний») уровень Системы. Здесь от нее зависит уже такой чисто технологический параметр, как «отклик системы», определяющий принципиальную возможность ее стабильности.
Более того, нельзя и не почувствовать, что синергия этой новой Системы порождает еще и некое новое «качество» того «пространства», в которое она нас увлекает, и которое, по сути, является естественной средой обитания и социума (не знаю, есть ли у социума тело и душа, но с тем, что он может обладать волей и духом, вряд ли кто-то поспорит), и нашего собственного сознания, которое  он  ЗДЕСЬ формирует… 

Открывающаяся панорама  впечатляет... 
Причем,- уже не столько тем, что позволяет заново переосмыслить весь маркетинг менеджмент, и даже- не четкостью практической «проработки» деталей альтернативной концепции ведения хозяйства, неожиданно возникающей там, где, казалось бы, все исхожено вдоль и поперек и «перекопано до гранита»...      
Чтобы попытаться как- то интерпретировать полученное, мы уже вполне целенаправленно и осознанно начинаем искать новые аналогии и корреляции.   
И они обнаруживаются в достатке, одновременно с множеством «сопутствующих» им парадоксов вокруг.  Для того, чтобы «подняться» над Системой, определить ее собственный, постоянно ускользающий из поля зрения, «выход»  и понять в чем он состоит, необходимо, оказывается, лишь некоторое смещение точки зрения…   
 
 
Как не припомнить, здесь, подобное «смещение точки сборки» Карлоса Кастанеды… И действительно, собирая все воедино,  мы, благодаря тому же универсальному инструменту, по сути, собираем здесь еще и действующую модель некой «новой» (на самом деле, уже давно окружающей нас) реальности (или только модель перехода к ней,- что там за горизонтом, сейчас трудно даже представить),- некой неведомой и, в то же время, в чем-то неуловимо близкой и знакомой нам, людям, Природы.   
При этом, поверяя всю «конструкцию» отдельными, в достатке имеющимися в нашем распоряжении [строительными] блоками (результатами других,  достаточно признанных на сегодня исследований), помещая в нее, как в некую новую «испытательную» среду, целые «клубки узлов» окружающих нас сегодня противоречий и наблюдая за их «растворением», мы умудряемся, как бы, и сами проникнуть в эту объективную (и в смысле ощутимости появляющегося оттуда волшебства, и в смысле реальной безальтернативности ее открывающихся перспектив ) и уникальную (в смысле связности и непрерывности как для выявленных закономерностей, так и для исчезающих в ней противоречий) область и даже «почувствовать» потенциал ее воздействия на себе…

И уже «делом рук самого провидения» можно считать тот факт, что именно маркетинг,  довольно случайно (в силу обстоятельств новой профессиональной специализации) ставший отправной точкой данного исследования, - оказался так глубоко «вшит» в самое «ядро» процессов этой реальности  (не зря, наверное, говорят: случай- псевдоним Бога : ).
…Впрочем, и само Провидение проявляется  здесь в полной мере и достаточно явственно …или …появляется, как закономерная и необходимая составляющая этой реальности, порождаемая синергией самой рассматриваемой здесь Системы (это- кому как привычнее, и этот факт тоже остается фактом, никак от того не меняясь).




О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ, ВЫВОДАХ И СЛЕДСТВИЯХ, ВООБЩЕ...

В тексте работы пропорции разделов, конечно, совершенно иные по сравнению с их представлением здесь, в этом предисловии. И это естественно. На протяжении первых трех частей мы, по сути, только выявляем необходимые детали, чтобы, собрав все воедино в четвертой части, попытаться взглянуть на все с позиций самой Системы.  И лишь в пятой, заключительной части работы, поднявшись над Системой, чтобы идентифицировать- таки ее собственный «выход»,  мы пытаемся, наконец, подойти к интерпретации той сущности, которая перед нами предстала (как бы  необычно все это не выглядело).   
 
Вместе с тем, и сам текст работы удивительным образом «пошел навстречу» эксперименту, не потребовав сложного «хирургического» вмешательства  (подобным чудесным образом, в свое время, разрешилась другая проблема, состоявшая в разграничении описания маркетинга и - собственно, методики его постановки на предприятии). 



Здесь, наверное, надо все же отметить,- и в первом разделе нашего повествования «ФИЗИКА [природы] МАРКЕТИНГА»  маркетинг лишь буквально на наших глазах обретает «физические», т.е. материалистические,- реальные в нашем понимании, черты единой и неделимой системы со своей собственной, только ей присущей синергией, и со всем, порождаемым ей волшебством (к которому мы уже успели настолько привыкнуть, что, зачастую, даже перестали замечать вокруг).   

Гораздо более устоявшимся на сегодня (даже среди специалистов) является отношение к этой дисциплине, как к некой, весьма «виртуальной» и неопределенной, местами, противоречивой «компиляции» других, вполне самостоятельных, а иногда, и вообще, далеких «от темы» наук, что «… умом не понять», чему «…можно только верить».[6]   

Об этом же свидетельствует и отсутствие (до сих пор,- уже за целое столетие!) единого определения маркетинга  на фоне того огромного множества частных и разноплановых, в которых, кто как, «ощупывают хобот, ноги или даже… дергают за хвост этого... слона» (за что расплачиваться и - лишь, как минимум, личным информационным пространством приходится нам всем:). 

И еще более парадоксальным является сложившееся на сегодня мнение о невозможности строгого представления маркетинга, как некой системы, определенным образом связанных взаимодействующих составляющих  (согласитесь, уж это- то  вполне естественно для описания любого реально существующего объекта)… 

Тем не менее, именно эта, изначально поставленная в работе цель выявления закономерностей организации деятельности рыночного предприятия позволяет нам переосмыслить многие основополагающие понятия маркетинг менеджмента.
И она же, затем, выводит нас к обнаружению «верхнего уровня» Системы. 
Более того,  и само решение этой, представляющейся весьма узкой и специальной, задачи оказывается, теперь уже,  основной и базисной  частью своеобразного «практического руководства»  и в построении и организации рынка, и  в реализации действия всей обнаруженной здесь Системы (с учетом того, что взаимодействие рынков на ее втором уровне всеобъемлюще, т.е., включает в себя, в т.ч., и "рынок" денег, и рынок труда)… 



Зато, уже второй раздел - «МЕТАФИЗИКА [идеальной составляющей природы и всего "выхода"] МАРКЕТИНГА» (закономерно порождаемый самой синергией рассматриваемого здесь предмета), действительно, также закономерно …«естественным»(!) образом (просто «физически», в конце концов,-  в плане чисто бытовом! : ) увлекает нас и дальше, ко второй составляющей метафизики, – непосредственно к метафизике нравственности.   

Таков, видимо,  сам этот, изменяющий, в первую очередь,  ВСЕ  МИРОВОЗЗРЕНИЕ, «результат» - раскрывающаяся здесь перед нами некая единая сущность всего того, что интерпретировать и обобщить удается только в этом предисловии- резюме (и лишь спустя значительное время после написания пятой части работы).

Здесь уже сам маркетинг предстает перед нами как …некое «явление в целом» : )- и во времени, начиная с момента зарождения этого явления и всей обусловленной  им цивилизации, и …в некоем новом, им же раскрываемом перед нами «пространстве»…    

В  Системе маркетинга мы с удивлением обнаруживаем гармоничную, изначально свободную от своей «извечной» и безысходной «кризисности»,  альтернативную модель экономики (здесь не принципиально,- отрасли или отдельного, определенным образом выделенного региона, целой страны или всей цивилизации, поскольку определяющим является общий баланс производства и потребления,  заметьте -  …и никакой ВТО, да и вообще, никакой «единой валюты»!). Причем, модель эта содержит настолько хорошо известные и в необходимой степени изученные составляющие (ранее «культивируемые», правда, …«по разные стороны баррикад» и …с разными, но соответствующими результатами : ), что не составляет большого труда понять и «логику» их «соединения» Системой, и её действие (в параметры которого неплохо «укладывается» не только вся существующая «парадоксальная» эмпирика, но и- имеющиеся на сегодня «перспективные» наработки).   

И наконец, самое главное – экономика -  это «банальное» ведение  хозяйства [народного], не только обретает здесь свою нравственность, как это не парадоксально, именно она становится той основной силой, которая призвана привносить ее в жизнь, и судя по всему,- безальтернативно :).
Впрочем, если призадуматься, странным было бы искать это где-то еще: считая общепризнанным, что примитивный труд помог когда- то эволюционировать обезьяне в первобытного человека (пусть даже «некоторые» произошли и не от него :), на самом деле, странным было бы удивляться тому,  что  именно тот же, повседневный, однако, построенный на нравственных началах труд способен создать и Человека (при этом не стоит забывать, что тот же труд, в общем-то, создает и все, чем мы пользуемся в НАШЕМ мире, да и сам ЭТОТ мир, как теперь выясняется).   

...Всего лишь, небольшое «смещение» точки зрения.
И становится понятна  безрезультативность множества теорий кризиса, охватывающих на сегодняшний момент, казалось бы, все мыслимые аспекты проблемы…
как, впрочем,-  и вся безуспешность уже «многовековых» попыток обойти Систему в борьбе с… собственной …нет не экономикой (хотя и это тоже верно),- в борьбе с собственной Природой.
С этих позиций нам открывается не только  механизм, объясняющий наличие характеристического спектра  Кондратьевских циклов,- мы приближаемся к пониманию сущности того явления (которое он успел лишь обозначить термином «социогенетика»),  чей «частокол» кризисов, по сути, лишь и не дает цивилизации зачахнуть в бесконечном лабиринте животных инстинктов (самый страшный из которых- власть над себе подобными)… 
В другом свете предстает значение работ Леонтьева (да, победа была так близка, тем более,- когда становится очевидно, что не владение, а управление определяют успешность деятельности предприятия)…
И еще с одной стороны раскрывается многое в «Теории Триначалия», которую тоже здесь в Москве и уже, «на наших глазах», разрабатывал создатель Су-Джок профессор Пак Чже Ву, практически, открывший человеку «пульт управления» своим организмом (и ведь, это- тоже только начало, что там за горизонтом, знают, наверное, только в Хогвардсе, - зато, мы теперь точно знаем, почему магия до сих пор не доступна всем людям :).

…И примеров тому множество, здесь мы затрагиваем лишь наиболее общепризнанное на сегодня и ...самые вопиющие из парадоксов, переполнивших сегодняшнюю жизнь человека. Хотя, чтобы доказать иррациональность окружающей нас реальности, в принципе, как свидетельствует логика, достаточного лишь одного! 
Вместе с тем, именно, подобное же «небольшое» смещение (только, с обратным знаком), объясняя ту безжалостность, с которой Система до сих пор сносила все «кривые» построения (не оставляя даже «надстроек» : ), одновременно, доказывает и верность идентификации ее основного процесса и такого же необычного его «выхода».   

Поскольку для метафизики  (и для самой философии, чьей составляющей она- метафизика, предположительно, является : ), если помните, логики никто не отменял, то именно вся наша …«экспериментальная магия», в отличие от упомянутого в самом начале, «априори» введенного в экономику «предположения», и оказывается очень и очень (в смысле связей и глубины их проработки посредством системного подхода), рациональна, как и сам ее результат,- весьма и весьма (и в материалистическом, и в идеалистическом  смыслах- как свидетельствует ВСЯ сегодняшняя «практика»), объективен.




...И ОБ ОБНАРУЖИВАЮЩЕМСЯ ЗДЕСЬ ЯВЛЕНИИ, В ЧАСТНОСТИ

«Один из старейших видов человеческой активности», стоящий у истоков зарождения цивилизации,  породивший когда-то в социуме первые понятия  полезности, честности, справедливости,-  по сути, пробудивший в нас эту самую нравственность, оказывается, как это не парадоксально, еще и истоком  непреодолимой  с и л ы,   призванной воспитывать в нас  ту  л ю б о в ь, которая является основой нового, человеческого мира,  являющегося с тех далеких времен человечеству в его грезах. 

Непривычно и удивительно, тем не менее, именно маркетинг (исконное значение этого слова,- всего лишь, «торговля») - такая будничная и «бытовая», «совершено не воинственная» и даже, наоборот,  как только теперь выясняется, очень и очень (во многих смыслах) созидательная рыночная деятельность, предстает перед нами, своего рода, «революционным» (в нашем понимании :) путём, ведущим в некий «тонкий», возвышенный и всегда открытый перед человечеством ЕГО Мир;  - тем «ключом», который, как оказывается, испокон веку, с момента зарождения сАмой первой «разумной» рыночной идеи,  практически всегда находился при нас.   

Сущность этой первоначальной и элементарной идеи – «“не отобрать”  (уничтожая, по ходу “процесса”, большую часть), и не “переделить” (опять- таки, отбирая у одних и передавая другим, не создавая ничего нового, вообще), а предложить, по сути, взаимовыгодное сотрудничество – “обмен”»:
- и создавая нечто новое, необходимое для обмена;
- и порождая “правила” принципиально новых для мира «дикой» природы «коммуникаций»;
- и постоянно совершенствуя при этом сам механизм, производящий некий, еще более ценный, хотя и “ВИРТУАЛЬНЫЙ” (нематериальный с материалистических позиций и, в общем-то, нарушающий своим появлением все известные законы сохранения,- чему мы периодически становимся свидетелями : )[7]  “профит”  (по сути же,- обычную, хотя и «чисто идеальную», энергию - более «тонкую» или «высокую», в смысле ее характеристических частот,- энергию воплощения идеи, приводящую в движение и такой же, по сути своей, [давно уже] окружающий нас, мир). 

Эта первоначальная и элементарная ИДЕЯ когда- то, в качестве механизма своего воплощения породила сущность «одного из старейших видов человеческой активности» - маркетинга, скромная, «проявленная» (в нашем материальном мире) задача которого состоит в создании рыночных предприятий и организации их деятельности, т.е. того, что мы привычно называем «рынком», и что, по сути,  определило необходимые условия  для возникновения  и развития социума.

И та же, первоначальная элементарная ИДЕЯ сегодня превращает эту, когда- то «отмеченную» самим богом[8]  (или само понятие «бога»- высшую справедливость творения, породившую,- кому как привычнее), сущность в то «сложное социально- экономическое явление», которое мы также уже не можем не включить в определение маркетинга, сегодня обуславливающего строго определенное направление развития цивилизации.  При этом ее составляющая- рынок, в свою очередь, не только создает (согласно известной теории :) НЕОБХОДИМЫЕ условия -   базу этого развития, но оказывается еще и ее же «физически» неотъемлемой составляющей («обратной связью»), которая способна объективно регулировать порядок ее процессов, обеспечивая ДОСТАТОЧНУЮ долю «хаоса» для ее развития.

Знаменательно, что это та же Идея, которая:
 - называется нравственностью, и которая когда-то давным давно возникла в нашем мире априори, и - именно, через наше сознание, и которая по сей день представляет собой единую суть сущности всей нашей Веры, несмотря на всю ее сегодняшнюю …«разветвленность» (и чего уж таить шило в мешке,- которую не раз использовали  и, зачастую, продолжают использовать в качестве «развесистой клюквы»);
- которая породила истинную сущность Человеческого Общества, и которая есть суть его отличия от всех предыдущих социально- политических формаций, обществ, сообществ и прочих стад или стай, пытавшихся также, на протяжении веков (по мере «взросления») порождать  собственные подобные идеи в виде соответствующей, собственной морали  (сразу же разграничим эти термины и определимся в самих понятиях «Социум» и «Мораль», чтобы не возникало разночтений, когда нам придется в дальнейшем, и довольно часто, оперировать ими по ходу работы).

И это же, одновременно, та Идея, чью природу лишь Кант сумел вновь вынести [обратно] за скобки нашего сознания и ...всех других его [сознания] идей [и «целей»], чтобы «обратно» превратить во всеобщий объективный закон (вернуть ей ее сущность объективной закономерности для некоего «пространства»), не нуждающийся ни в какой специальной, в том числе, даже и божественной поддержке[9] (подобно тому, как в этом не нуждается, например, закон всемирного тяготения).



Чтобы по-настоящему осознать суть и значение этой Идеи, необходимо лишь освободиться от очередных шор,- избавиться от еще одной собственной уникальности,  на этот раз,- отказаться от …«социоцентризма» и попытаться увидеть прямо перед собой [по середине частокола кризисов] распахнутые настежь врата, а за ними- перспективу фантастического, полного вполне реального волшебства и еще неизведанных чудес мира, на пороге которого мы, «волею провидения», уже  давно,  хотя  пока и не очень успешно, …«топчемся» вместе со всеми своими и материалистическими, и идеалистическими воззрениями, не решаясь сделать шаг к СВОЕЙ «новой», идеальной и, при этом, вполне рациональной и объективной реальности. 

Реальности идеальной - поскольку не только она, сама по себе, есть Идея,- это еще и «измерение»,  в котором «живут» идеи, в том числе, такие как, например, социум или само человеческое сознание. Причем, именно в этой реальности социум  лишь и способен «по-настоящему»  воздействовать на сознание.

Реальности рациональной- не потому, что это «пространство» Разумом создается, и не только потому, что само наличие разума является кодовым параметром доступа туда,- разум необходим, чтобы и «вписаться» в него, и чтобы соответствовать определенным и весьма разумным требованиям, в основе которых- его основная всеобщая,- охватывающая  все это пространство и все принадлежащие ему «объекты», закономерность (можно добавить- той реальности, которая способна уточнять само определение понятия «рациональность»).

И реальности объективной - потому что мы можем ежедневно наблюдать ее объективные проявления и на лицах людей, и в их одежде,…и в их проблемах, и в их поведении, …и в таких же объективных (иногда неожиданных, а зачастую, еще и противоположных ожидаемому) результатах этого «поведения»  : )…

Как и полагается, в первую очередь, это проявляется в определенном подобии этого «нового» мира его хорошо знакомым, «старым»  объектам:  нравственности, которая здесь- есть суть закономерностей этой реальности, человеческому сознанию, социуму, наконец, самой Идее вместе со всей ее энергетикой, впрочем,- точно также, как материальные объекты, по сути своей,   «проявляют»  собой свойства самой материальной природы.



…Как видите, действительно, ничто не мешает нам интерпретировать полученные результаты и как обнаружение …некой новой реальности, сущность которой в том, что  Идея нравственности является здесь основной ЗАКОНОМЕРНОСТЬЮ.
Или иначе, как сказали бы «IT- шники»,- Система «возвращает» ЭТОЙ закономерности  ЕЁ СОБСТВЕННОЕ пространство. 

Действительно, Идея находит здесь область своего, наконец, сугубо практического «применения», где она становится необходимым (непреодолимым, обязательным) условием организации, причем, не какой- то там экзотической системы, а «простой» и самой будничной, - всеобщей жизнедеятельности, где без нее уже не обойтись. И даже поначалу - служащей, опять-таки, для всеобщего элементарного физического выживания.

В частности, здесь же, в этой реальности мы вплотную подходим к выявлению и «высшей» или «тонкой», как сейчас принято говорить, сущности маркетинга, как явления,- создающего и вторую, «метафизическую» (не бойтесь этого слова : ) – нравственную составляющую необходимых условий для возникновения принципиально нового (принадлежащего этой «другой» реальности) «объекта» - Социума, чье предназначение состоит в воспитании и развитии сознания хорошо нам известного, во многом ему же подобного «субъекта»  (в котором мы уже успели, даже, несколько разочароваться : )
– Человека – сегодняшнего творца и будущего полноправного представителя этой его (и человеческой, и человечной) реальности…

В этом, наверное, заключается и еще один из самых основных парадоксов, который пытается «растворить» эта работа (в нашем собственном сознании), -  парадокс нашего собственного коллективного «переходного», наполовину все еще животного и «дикого»,  мировоззрения и парадокс нашего собственного индивидуального сознания, привыкшего все отвоевывать у дикой природы и продолжающего, по инерции, воевать, не замечая, что «воюет уже самое себя» : ).
 
И Маркетинг (уже как прообраз будущей общественной науки[10] ),  выводя нас за рамки отдельного рыночного предприятия, предстает перед нами теперь не просто, как способ создания и «подключения» к рынку «его»  (рыночных) предприятий, или методология организации новых «производственных отношений» нашего, такого «рыночного» мира, или инструмент построения новой, бескризисной экономики... 
Перед нами-  и новейшая идеология (принципиально лишенная какой-либо политической предвзятости), и ее собственная, действительно непреодолимая, новейшая «производительная  сила» (даже с позиций диалектики материалистической, если так можно выразиться,- в чем здесь «фокус», Вы поймете позже, по ходу изложения : ). 



Что из себя, в действительности, представляет эта сила, на что она способна, и в чем-  непреодолимость ее мощи, а также,- в чем, возможно, заключается предназначение каждого, самого обычного, простого человека,- его «смысл жизни» в рамках этой модели, Вы сможете понять, прочитав эту книгу. (Реклама!  А Вы как думали… Уж маркетингу- то не грех,  хоть когда- то, …позаботиться и о себе самом : ) 

Таким образом, здесь - действительно  (раз уж Вас привлекло название этой книги),
- многое  из  того, что  Вас  интересует - в плане сугубо п р а к т и ч е с к о м

и то, о чем Вы, возможно, даже  не   подозревали - в плане чисто ф и л о с о ф с к о м
...к чему сегодня, тем не менее, непосредственно причастен, так или иначе, уже практически каждый из нас

...и еще более поразительной оказывается сама  д р е в н я я   т а й н а   м а р к е т и н г а,
м а г и я  которого здесь приоткрывается 
______________________________________________

*) давно, наверное, еще самим Адамом Смитом  (в его знаменитом постулате о системе «невидимой  руки рынка»  : )   подмеченная основная, по сути своей,  ошибка экономики как науки и остающаяся почему-то незамеченной   е ю   ж е   до сих пор  (см. также, например, Ламбен Жан- Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб, Наука, 1996, с.55); 
**) Кендюхов А. Философия маркетинга и общество потребления:  начало новой цивилизации или начало конца?  URL:  http://www.ostro.org/general/society/articles/70222/   (дата обращения: 21.12.2013)
Эта, далеко не бесспорная в некоторых аспектах статья, встретившаяся мне уже на этапе публикации, позволяет-таки и здесь выдержать образовавшуюся в работе традицию, на этот раз,- как бы подытоживая практическое состояние дел в маркетинге (ситуацию, сложившуюся вокруг него уже в массовом сознании, хотя, сама статья и написана, безусловно, специалистом).  Хотелось бы надеяться, что к моменту прочтения книги Вы убедитесь в безальтернативность очень верно подмеченного ее автором вопроса и все же (и несмотря ни на что, и вполне осознанно) обретете выбор в пользу более оптимистичного варианта ответа.
Собственно говоря, вся «безальтернативность» нашего собственного выбора, действительно… «диктуется» лишь безальтернативностью необходимости следования нашей собственной природе : )
В двух словах- и о том, что касается критики маркетинга: Система, до сих пор, так и не была «собрана» и не действует (нет ни синергии, ни ее волшебства), - все сегодняшние претензии- к  «мастерам» отдельных и хорошо известных «составляющих» маркетинга или к их «миксу»,  к этике образовавшейся здесь «профессии» или к этике… самой сегодняшней «экономикс’ии»  (о «компиляциях» в самом маркетинге- см. немного ниже, в разделе  «О результатах»   :  )
***) что, наконец- то, общепризнанно, практически и  повсеместно, хотя, до самих практических результатов здесь пока еще очень далеко, если не сказать,- мы в очередной раз, вообще, отдаляемся от них…  Впрочем, трудно винить в движении противоположном рынку государство, как сейчас  становится очевидным, представляющее собой даже не революционеров, а скорее,- «теоретически неподкованных бунтарей», лишенных не только какой-либо идеологии, но и самих общественных наук- еще со времен Союза. Оно лишь «просто» попыталось  присоединиться к «остальному» миру, и,  по иронии судьбы,- как раз в тот момент, когда «мир» этот в своем «глобалистском» угаре уже приступил к уничтожению самих основ рынка…    
4) действительно, это философия будничной, повседневной и незаметной  деятельности человека, и, одновременно,-  философия его бытия, которое, как известно, во многом (чему бы там не пытались учить в школе или - не рассказывали про какую-то «демократию» политики, потом) определяет все остальное (вплоть до его сознания),- определяет уже самим выбором и постановкой наиболее важных и актуальных целей и задач. Этот механизм, собственно говоря,  также является одним из основных предметов рассмотрения работы. Вместе с тем, механизм того, как это происходит, практически, на глазах, Вы увидите собственными глазами : )  в данном исследовании,-  при попытке решения изначально поставленной в работе задачи- строгого описания системы маркетинг менеджмента предприятия,-  с одной стороны, представляющейся «всего лишь», весьма узкой и специальной задачей организации деятельности рыночного предприятия; а с другой- сразу же оказывающейся и- основополагающей, базисной (как говорили раньше) в практике построении и организации и самого рынка;
5) Кант И. Основы метафизики нравственности. Предисловие.
URL:  http://www.philosophy.ru/library/kant/omn.html    (дата обращения: 29.05.2012)
6) Голубков Е.П. О некоторых основополагающих понятиях маркетинга.// Маркетинг в России и за рубежом.- 2005.- №№ 1-3;
7) не может ни вызывать удивления, сам по себе, тот факт, что к регулированию этого «профита» (а по сути- основе денежной системы обмена) и по сей день пытаются подходить с сугубо материалистических позиций, его же (профит или  их, т.е., деньги) еще за это и упрекая : )).  При этом, не просто варварски «вырывая» составляющую из системы,- оставляя ее без «кровоснабжения», отделяя эту энергию от самих «потребителей», но и вообще, превращая ее в бессмысленный (и опасный) фетиш - вне рамок той Системы, которую она должна приводить в движение; 
8) если кто не в курсе- здесь все прямо «по Задорнову»:  слово «рынок» в английском звучит как ['ma:kit], что, само по себе, обозначает и «mark – it», т.е., «маркировать», «отмечать» (знаком); в немецком- все еще проще, но и еще интереснее.  Все никак не дойдут руки : )) поискать этимологию этого слова и в русском,- встречал где- то, что все, в конце концов (т.е., начале начал :),  происходит от  от древней славянской «ярмарки»; 
9) Кант И. Основы метафизики нравственности. Раздел второй.
Сам пример, надо отметить, не совсем по Канту- в его время было трудно представить, что идеальные субъективные миры разумных существ (которые он, все же, связывал между собой собственным понятием «царство целей») способны, действительно, слиться в общую объективную  реальность. Мы сегодня  уже можем наблюдать воочию, как это «царство целей» все более и более (подтверждение тому-  специальное понятие «ноосфера») обретает черты «царства» принципиально новой Природы. Вместе с тем, именно здесь же, в его выкладках обнаруживается обоснование того, что эта реальность должна быть рациональной (причем, носить, именно, разумный, а не рассудочный характер- правда, это уже- из Раздела третьего : ).
10) «…На фазе же кризиса большого научного цикла разветвленное дерево наук становится все менее пригодным для разрешения новых головоломок, которые рождает волнообразно меняющаяся жизнь; создаются предпосылки для формирования интеграционных наук, которые в больших или меньших масштабах меняют сложившуюся картину мира и становятся наследственным ядром, исходной базой для появления нового (или радикально обновленного) кластера все более дифференцированной системы наук.»  Яковец Ю.В. Социогенетика: становление интегрированной отрасли знаний.// Общественные науки и современность.- 1993.- № 4.- с. 62, 82.
В том, что касается маркетинга (к ответу на вопрос «Является ли маркетинг наукой (может ли он ей стать)»), здесь перед нами- его предмет. Исследования этого явления характеризуются не только общенаучным познавательным интересом,- этого требует уже сама жизнь,- в той, катастрофически переполнившейся парадоксами, окружающей ее сегодняшней …«реальности».  В изучении и практическом освоении закономерностей этого явления, как подсказывает нам Система, - основное и единственное, по крайней мере, на сегодня направление дальнейшего развития цивилизации.




ОГЛАВЛЕНИЕ:


ПРЕДИСЛОВИЕ

О ПРИРОДЕ РЫНКА
(Предисловие для ПРОЗЫ.РУ)


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ФИЗИКА РЫНКА

ЧАСТЬ I. Модель "КОД П"- комплексная оценка деятельности предприятия
ЧАСТЬ II. Маркетинг менеджмент- базис бизнес-инжиниринга,
основа комплексного подхода к управлению предприятия
как к подсистеме взаимосвязанных рыночных процессов
ЧАСТЬ III. Система маркетинг менеджмента предприятия

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
МЕТАФИЗИКА РЫНКА

ЧАСТЬ IV. Система маркетинга (глобальная система рыночной деятельности).
Определение основных понятий
ЧАСТЬ V. Магия рынка. К вопросу о новейшей - социосозидательной концепции маркетинга
(Сегодняшний кризис и размышления о…)


КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
(в виде развернутых abstracts
с подробным оглавлением
и прямыми ссылками на тексты)

ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ

ССЫЛКИ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ