феномен избирательной ориентации сознания

Константин Баландин
феномен избирательной ориентации сознания.

Восприятие человеком окружающей его реальности носит комплексный, многокомпонентный характер, Из числа существующих в природе способов восприятия окружающей реальности для человека доступны несколько их типов. Потенциально все они заложены в человеке. Это обусловлено наличием в его организме не только «плотного» физического – биоклеточного, по сути животного тела, но и ряда сверх физических образований – «тонкоматериальных» душевных и духовных тел.

Эти тела дают возможность субъекту нашего сознания воспринимать целый спектр не только физических, но и сверх физических воздействий окружающего мира и отвечать на них генерацией и отправлением соответствующих посылов (воздействий на среду) энергоинформационного (психоэнергитического) характера. Эти способы восприятия и воздействия реализуются человеком в различных плоскостях бытия или другими словами – пространственно-временных структурах, входящих в состав «круга универсума мироздания». Речь об этом пойдет в последующих трактатах концептуально раскрывающих умозрительную модель окружающей реальности. В данном трактате раскрывается только самая общая схема строения человеческого сущего, необходимая для более полного уяснения общей схемы организации восприятия и его отдельных элементов.

Как уже ранее упоминалось, человек представлен в  мироздании как совокупность комплекса пространственно-временных образований (тел), «сотканных» из материи соответствующих им пространственно-временных структур (ПВС) и занимает вполне определенную «пространственно-временную нишу». При этом на уровне каждой из ПВС, человек воспринимает практически все соответствующие данной ПВС воздействия. В ряду таковых воздействий человеку потенциально доступны:

- в физическом спектре – физико-энергетические воздействия, обусловленные четырьмя известными физическими взаимодействиями, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как наполненность жизненными силами, здоровьем, потенциалом действий. Эти взаимодействия проявляют себя в трехмерной пространственно-временной структуре (3м-ПВС) Круга Универсума Мироздания. Их восприятие проходит через известные физиологические органы чувств, такие как слух, зрение, осязание и т.п.

- В астральном спектре – астральные воздействия, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как эмоциональный, страстно-чувственный элемент. Эти взаимодействия проявляют себя в четырехмерной пространственно-временной структуре (4м-ПВС) Круга Универсума Мироздания. Их восприятие здесь осуществляется через астральные органы чувств, относящиеся по своей материальной основе к астральному телу (астросому). С их помощью субъект нашего сознания воспринимает четырех мерную пространственно-временную реальность – астральный мир.


- В ментальном спектре – ментальные взаимодействия, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как рассудочно-мыслительный  фон.  Эти взаимодействия проявляют себя в пятимерной пространственно-временной структуре (5м-ПВС) Круга Универсума Мироздания. Здесь действуют, соответственно, ментальные органы чувств, «сотканные» из пятимерной пространственно-временной материи ментального мира.

- В бутхиальном спектре – интуитивные взаимодействия, которые наше бодрствующее сознание воспринимает как моментальную информацию, приходящую «Свыше», в виде догадки, «эвристического озарения», не поддающегося логическому осмыслению и не требующего никакого рассудочно-мыслительного анализа. Органы чувств, которыми здесь оперирует субъект нашего сознания, соответственно шестимерно материальны.


- В более высоких Духовных спектрах - ряд взаимодействий, которые наше бодрствующее сознание на данном эволюционном этапе развития человечества еще не фиксирует. Конечно, это вовсе не значит, что человечеству они в бодрствующем состоянии сознания вообще не доступны. Их способны воспринимать некоторые индивидуумы человеческого сообщества, значительно опередившие остальных в своем развитии (продвинутые Учителя, Адепты, Посвященные  «Внутреннего Круга»). Субъекты сознания этих высоко духовных личностей, по сути авангарда всего человечества, используют здесь духовные органы чувств, по своей материальности соответствующие данным духовным сферам.

Рассмотренные потенциальные возможности восприятия окружающей реальности могут быть использованы субъектом сознания человека только в случае их полного развития, разворачивания и подчинения. Выполнение этой задачи требует определенной работы, которая и осуществляется человеком в процессе его эволюционного развития. При этом отдельные аспекты восприятия, в определенных условиях становятся для человека приоритетными, т.е. на них сосредотачивается основное, если не практически все внимание человека, через них как бы преламливаются все жизненные коллизии.
 
Характер приоритетного восприятия определяется в человеке изначальной возможностью,  а далее и сложившейся тенденцией нашего сознания избирательно ориентироваться, сосредотачиваться и концентрироваться на том способе восприятия окружающей реальности, который в данный период времени проходит в нем стадию своего наиболее активного развития. При этом субъект сознания выделяет из общего  процесса осознанного комплексного восприятия  ту ее часть, которая соответствует именно данному способу восприятия, делая ее не просто превалирующей, но главенствующей, подчиняющей себе все остальные впечатления, полученные в системе комплексного восприятия окружающей реальности.

Человечество изначально, со времени своего появления на земле  обладало  потенциальной возможностью воспринимать окружающую реальность в очень широком спектре ее проявлений. Наряду с восприятием  чисто физической стороны окружающей реальности (того мира, который мы воспринимаем непосредственно, через органы наших чувств и частично с помощью  приборов), человек наделен способностью восприятия и многих проявлений психической стороны жизни, в частности ее эмоционального, интеллектуального и интуитивного характеров.
Однако потенциальная возможность восприятия, если и предполагает, то далеко еще не означает  готовности человека к ее реализации. Такая готовность требует еще и развитой способности. В древнем, "доисторическом" человеке  такая изначальная способность присутствовала, но только в примитивно-зачаточном, эмбриональном виде. Для полного своего проявления она еще должна была  развернуться. Такое разворачивание могло произойти только эволюционно, т. е. в процессе  развития сознания через накопление необходимого, осознанного  опыта жизни.

Принципиально важной особенностью этого процесса является то, что он проходит не сразу по всем направлениям одновременно, а поэтапно, развивая один способ восприятия за другим.   При этом следует учитывать, что «ранний», доисторический, или как это принято говорить «допотопный» человек обладал зачаточным интуитивным восприятием, которое в нем имело характер восприятия превалирующего.
 Этот феномен имел место не потому, что интуитивное восприятие тогда  активно развивалось, а потому что оно не было заслонено фоном других способов восприятия, энергетическим, страстно-чувственным и интеллектуальным. Ранний человек, т.о. изначально был примитивным «интуитом».   Это в огромной степени помогло ему закрепиться и выжить на ранних стадиях своего развития. 
               
  Становление "психического человека" проходило (и продолжается  поныне), через последовательное разворачивание в его «сущем» (субъекте сознания) определенных  "составных частей". Эти части человеческого организма соответствуют по виду образующей их материи определенным пространственно-временным структурам Земного и Вселенского Организмов.

 В некоторых религиозно-философских традициях их принято называть "телами проявления психической жизни". Они служат человеку в качестве своего рода проводников его сознания на соответствующих уровнях проявления  (выражения) окружающей реальности. В процессе эволюции человечество постепенно, поэтапно развивало эти "тела"  овладевало соответствующими им психическими возможностями восприятия  (психическими началами).

 В первую очередь этот процесс затронул функцию энергетического, (обеспечивающего внутренние силовые потоки и напряжения) тела проявления. Затем активное развитие затронуло эмоциональное, т.е.  страстно-чувственное тело проявления и его психическое начало  и только позже -  интеллектуальное, т.е. рассудочно-мыслительное и абстрактно-творческое тела и действующие через них психические начала. В дальнейшем, т.е. только сейчас,  в свои права в системе комплексного восприятия, начинает вступать интуитивное тело проявления,  и действующее через него интуитивное психическое начало. Работа этого уровня восприятия (интуитивного) характерна  непосредственным осознанием получаемой информации, без стадии ее анализа и рассудочного осмысления.

 Интуитивное начало проявляется достаточно ощутимо пока лишь у немногих индивидуумов человеческого сообщества, а полное его развитие у большинства людей - перспектива довольно отдаленного будущего. Как это уже было отмечено, в сравнении с рассудочно-мыслительным восприятием, которое оперирует личностным приобретенным жизненным опытом, интуитивное восприятие оперирует коллективным опытом всего человечества.
Интуитивно воспринимая окружающую реальность, мы как бы подключаемся к «психологическому интернету» и, получая любую доступную человеческому сообществу информацию, моментально принимаем необходимые решения. Преимущества такого восприятия очевидны, но очевидно и то, что для овладения таковым требуется приложение определенных усилий.

Соответственно развитию тел проявления, развиваются и психические начала человеческого сущего, те подразделения нашего сознания, которые непосредственно управляют данными телами.  Такой порядок  развития человека не случаен, поскольку он обусловлен последовательным,  разворачиванием и как бы поэтапным "вводом в строй"  все новых  "этажей" в Созидаемом Творцом "здании человеческого сущего".
 Среди них тело проявления энергетической жизни  "ниже стоит", по сравнению с телом проявления эмоциональной жизни, которое в свою очередь находится (по аналогии тел проявления с этажами строящегося здания) ниже тела проявления интеллектуальной жизни и уже над ними начинает воздвигаться тело проявления интуитивной жизни.  Т.О. каждый нижестоящий этаж здания выстраивается раньше последующего, что в полной мере соответствует естественному жизненному порядку, пронизывающему все уровни мироздания.

К такому пониманию развития форм жизни и действующих через эти формы уровней сознания ближе всего нас подводит восточная эзотерическая философия, в особенности индийская религиозная философия брахманизма и ее последующие  интерпретации в теософии. Теософское общество, созданное в конце прошлого века выдающейся русской исследовательницей религии и философии "Востока",  Е.П. Блаватской, которая сама обладала многими мистическими, сверх-нормальными способностями, достаточно глубоко проработало проблему развития «тонких тел» и психических начал человека, а также  поляризации научного и религиозного знаний.
 Е.П. Блаватская  изложила синтетическую эзотерическую доктрину в двух своих главных трудах "Разоблаченной Изиде" и "Тайной доктрине", которые легли в основу всех последующих теософических теорий. Лозунгом теософического общества было принято изречение: "Нет религии выше, чем Истина".    Один из пропагандистов восточного эзотерического учения Браман Чаттерджи в своей книге "сокровенная религиозная философия индии" по этому поводу говорил:               
"Никто не станет отрицать различия между телом человека и его умом. В человеческом организме различают тело и мысль, или, выражаясь более употребительным языком, тело и душу. В душевной области мы различаем три подразделения: 1. Природу страстей и эмоций или чувствований. 2. Природу рассудочную или интеллект. 3. начало, утверждающее, бессмертную суть души, или совесть. Этими тремя началами человеческая психика не исчерпывается, в человеке еще присутствует высшее духовное триединство, которое составляет для нас поистине "тайну" оно не доступно нашему пониманию, только совершенный человек может знать его". [4]

     Западная религиозная и религиозно-философская традиция также не обошла этот вопрос своим вниманием. В книге известного христианского православного священника Дьяченко "Область таинственного" находим:
 “ Мы говорим, что анемический элемент (т.е. духовный) не может обойтись без специального орудия, органа как для того, чтобы вступить в сношения с внешним миром, так и для того, чтобы проявляться в этом последнем. Отсюда очевидно вытекает, что, если, по какой ни будь причине, это орудие будет или плохо устроено, или временно повреждено или расстроено, то сношения анемического элемента с внешним миром, а так же его внешние проявления и отношение его к самому себе будут извращены". [5]

В западной философии подобный подход наиболее ярко проявляется в учении о слоях. Здесь понимание действительности представляется как порядок "слоев бытия". Аристотель различал 5 "слоев": низший - материя, высший - дух; между ними расположены вещи, живые существа и душа. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней.
Э. Ротхаккер развивает психологическое учение о слоях, различая внутри цельной личности три главных слоя:
«1. вегетативную и животную жизнь во мне; 2. мое Оно, определенное, прежде всего стремлением к чувствам; 3. мое собственное, мыслящее, само осознающее Я. В этих слоях, которые необходимо рассматривать как центры органически душевной совокупности изменчивых границ и постоянного взаимодействия, действуют те же закономерности, что и в слоях бытия». [3]

Как видим, порядок развития способов восприятия окружающей реальности человеком осуществлялся по схеме - от энергетического к эмоциональному, затем к интеллектуальному и только далее (т.е. теперь) к интуитивному восприятию.

В современной жизни нашей технократической цивилизации, напрашивается интересная аналогия показанным выше процессам развития различных уровней восприятия, по восходящей линии. Данная аналогия наглядно иллюстрирует качественное отличие  друг от друга уровней восприятия, особенно в отношении возможностей выполнять их главную совокупную задачу по предназначению.
В качестве этой аналогии представляется процесс развития вычислительной техники в его поэтапном восхождении от элементарных конторских счет до последних поколений компьютерной техники.

Если сравнить возможности «конторских счет» с возможностями механического арифмометра типа "феликс", они существенно отличаются в пользу последнего. В то же время возможности "Феликса" примитивны по сравнению с электронным калькулятором. Но стоит ли сравнивать возможности калькулятора даже с ЭВМ первых поколений, не говоря уже о современных ЭВМ,  способных моделировать "виртуальные реальности"? Они не сопоставимы.
Тем не менее, мы можем наблюдать  в наше время и счеты (причем не как музейную редкость, а как рабочий инструмент), и арифмометр (хотя значительно реже, конечно, чем калькулятор), широко применяются и ЭВМ, практически всех поколений. Все зависит от необходимости и целесообразности применения  вычислительной техники того или иного уровня.
Выбирается обычно наиболее оптимальный вариант, ведь чем совершеннее техника, тем  более основательной подготовки от оператора требует ее применение, да и соображение стоимости и различных сопутствующих затрат играет в выборе типа вычислительной техники не последнюю роль.
Примечательно также то, что различные виды техники могут применяться одновременно, дополняя, при необходимости друг друга. Например, в современных программах ЭВМ типа WINDOWS, в его так называемый "джентльменский набор программ" обязательно входит программа "калькулятор".

Давайте теперь по аналогии представим, что виды вычислительной техники - это тела проявления психической жизни, а степень подготовленности оператора - это уровни развития соответствующих психических начал, которыми являет себя субъект нашего сознания, действующий через эти тела  и использующих их как свои инструменты.
  Становится понятным, насколько могут отличаться в своих возможностях, различные способы восприятия окружающей реальности человеком и как они связаны друг с другом.               
 
В процессе разворачивания очередной потенциальной способности восприятия,  на функционировании соответствующего тела проявления концентрируется основное внимание человека. В результате этого он активно осознает именно эту сторону жизни, как бы преламливает через нее весь накопленный и приходящий опыт жизни, в то время как остальные  стороны остаются как бы в тени, на втором плане.
Однако не следует полагать, что все люди нашего времени должны быть, по логике предложенной схемы, обязательно интеллектуально ориентированы, или переходить к активной интуитивной избирательной ориентации своего сознания.
Предложенная схема предполагает именно тенденцию и относится к большинству людей, но не обязательна исключительно для всех. Поэтому мы можем наряду с людьми, в полной мере соответствующими данной тенденции встретить индивидуумов, не вписывающихся в ее рамки.
Например, вполне могут быть варианты, когда «интуит» с достаточно развитым интеллектом будет, тем не менее, избирательно ориентирован эмоционально, причем чаще такая ориентация восприятия свойственна женщинам. Другим примером могут служить случаи, когда достаточно интеллектуально развитые люди, с наличием интуитивной восприимчивости, избирательно ориентированны, тем не менее, в восприятии энергетической стороны жизни - это часто свойственно спортсменам. Не редки случаи, когда относительно слабому  интеллекту, при сильной эмоциональности свойственна достаточно развитая интуитивная избирательная ориентация. Такая тенденция восприятия часто проявляется среди фанатично верующих религиозных людей, особенно среди представителей не  официальных традиционных верований.
  Однако, это все же, как правило, исключения, которые, как известно,  в еще большей степени подчеркивают само правило.

Изложенного по вопросу избирательной ориентации сознания материал, приводит нас к некоторым обобщающим проблему восприятия предварительным выводам:

1. Человек, как носитель и проводник субъекта человеческого сознания являет собой существо эволюционирующее.
2. Цель человеческой эволюции – развитие потенциально заложенных Творцом, возможностей восприятия всего спектра окружающей реальности.
3. Развитие восприятия окружающей реальности человеком - упорядоченный, многоэтапный процесс.
4. Характерной особенностью процесса развития способов восприятия является избирательная ориентация сознания на том способе восприятия, который в данный период проходит свое развитие.


Литература:
1.   Саптрем. «Шри Ауробиндо или путешествие сознания» Издательство
        «АЛЕТЕЙЯ» А/О «КОМПЛЕКТ Санкт-Петербург 1992г.» 
2.  Краткая философская энциклопедия. А\О «Издательская группа ПРОГРЕСС»
             Москва 1994г.               
2. П.ДЕВИС "СУПЕРСИЛА". Издательство "МИР" Москва 1989г.
3. «Краткий энциклопедический словарь по эниологии» Издательство «ЭНИО»        Одесса 2002г.
4.   Браман Чаттерджи  "Сокровенная религиозная философия индии"
                Харьков. Изд. "Рубикон" 1991г.
5 Священник Григорий Дьяченко  "Область таинственного"
                Москва. Изд.   "Планета" 1900-1992г.г.         


6. К.Ю.БАЛАНДИН.  «Механизмы психической деятельности человека» доклад на     II международном конгрессе «Народная медицина России – прошлое, настоящее, будущее». «Научно – практические аспекты народной медицины». Том II  ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» Москва 1996г.
7.     «Новый завет» Изд. «Благовест» г. Москва 2001г.