Караул! Засолили!

Юрий Комболин
Помните старый анекдот? Встречает Фурманов Чапаева и говорит: «У меня для вас две новости: плохая и хорошая. С какой начать?» - «Давай, с плохой», - говорит Василий Иванович. «Из продуктов питания в дивизии осталось одно дерьмо», - говорит Фурманов. «А хорошая?» - «Этого дерьма много».

Из всех средств для борьбы с гололёдом наши коммунальщики заготовили на зиму практически одну лишь соль. Но зато этой соли немерено. Вот только непонятно, которая из этих новостей хорошая. Как и в случае с Чапаевым, похоже, эти новости для нас одинаково неприятны.
Каждое утро я смотрю в окно на дорогу, потом с удивлением на уличный градусник и в недоумении цепенею: асфальт мокрый, на трамвайных путях лужи, а столбик термометра показывает за минус десять. А всё потому, что вместо песчано-соляной смеси коммунальщики нынче используют для очистки улиц от наледи соляной раствор.
Потому-то городские автомобили, будто мобилизованные на чудовищную по масштабам зимнюю войну или военные маневры, как в камуфляже, все в белых разводах.
Мой не мой машину, а «камуфляж» этот птицей Феникс восстанавливается на автомобиле уже через километр-два езды по городу. Специалисты говорят, что старенькие машины, отходив по таким дорогам зиму, к весне могут просто развалиться, а новые придут в такое состояние, что на ремонт всего семейного бюджета не хватит, сколько бы ты ни зарабатывал.
Всё это натолкнуло меня на мысль о том, что, может, этой соляной акцией отцы города решили разом убрать с дорог все «лохматки» и разрядить поток машин, заполонивших городское пространство. Глядишь, к лету на улицах останутся одни сверкающие иномарки со сроком эксплуатации не более года. Хитро задумано, если это так.
Данной химической атакой обеспокоены не только мы. Как нам сообщил заведующий отделом охраны окружающей среды города К. Б. Фридман, Центр госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга на прошлой неделе направил в адрес вице-губернатора В. И. Малышева официальное представление, в котором высказана обеспокоенность заменой песчано-соляной смеси для борьбы с гололёдом на соляной раствор. Центр волнует то, что нет исследований по применению этого раствора в подобных масштабах, и то, какие гигиенические, экологические, технические последствия для города и его жителей может иметь его использование.
Подобная акция питерских коммунальщиков, проведённая в меньших масштабах в 1994 году, привела к разговорам о возможности засаливания почвы, увеличения концентрации хлорорганических веществ, опасных для здоровья людей. Разговор тогда шёл и о том, что соль на дорогах губительна для городских растений и транспорта.
Нынешняя соляная атака значительно более масштабна. Значит, и последствия её могут быть для города и автомобилистов воистину катастрофическими.
Но подать иск в суд на администрацию, которая применением соли приведёт к порче и даже уничтожению нашего имущества (автомобилей), мы, увы, не сможем. Существует положение к распоряжению мэра Санкт-Петербурга от 06.04.93 г. № 228Р, в разделе II которого, озаглавленном «Зимняя уборка», ясно сказано, что наледь на городских улицах убирается с помощью «химических реагентов и инертных материалов». О том, в каком соотношении должны использовать их коммунальщики, в документе не сказано. Значит, и взятки с отцов города и коммунальной службы гладки. Сыпь на дорогу любой химический реагент (в нашем случае соль) и в любом количестве – документом это предусмотрено.

Газета «5 колесо», № 44, 1998 год.