Докопал до Урала

Юрий Сергеевич Павлов
   ДОКОПАЛ  ДО  УРАЛА

Лет  двадцать  назад, когда  я  был  моложе  и  сильнее,  решил  обзавестись  землицей. Участки  под  дачный  поселок  выделили  на  месте  заросшего  ивняком  болотца, служившего  когда-то  песчаным  карьером  для  кирпичного  завода. Всю   осень теплыми  вечерами  после  работы  мы  очищали  неудобицы  от  поросли.  Срубив  и  спалив  все,  что  росло,  оставили  две  березы.  Одну  пожалели из-за  сорочьего  гнезда,  да  и  на  другую  рука  с  топором  не  поднялась. Когда  поделили  землю,  оказалось,  что  ее  хватило  на  всех  и  без  болотца,  на  осушение  которого  мы  потратили  столько  сил!

Поскольку  нарезка  участков  происходила  в  первый  день  моего  летнего  отпуска,  а  время  для  перекопки  луговины  и  посадки  в  этом  году    ушло,    решил  я  дни  своего  отдыха  всецело  посвятить возведению  дачного  домика. Погода  того  лета  благоприятствовала  тому:  было  сухо  и  тепло,  порою  даже  жарко.  Лучших  условий  для  плотницких  и  каменных  работ  и  не  надо!  К  исходу  лета  на  моем  участке   скромно  стоял   беленький  домик,  украшенный  снаружи  по  верху  и по низу  стен    орнаментом  из  красного  кирпича  с  крестиками  и  ромбиками  посередине  и  в  оконных  простенках. По  периметру  постройки   высился  каркас  мансарды.
Однажды,  работая   на  пологих  скатах  крыши,  выпрямился  я,  чтобы  дать  отдых  затекшей  пояснице. День  был  яркий и солнечный,  царило  безветрие.  Глянул  вокруг  и  замер,  пораженный  красотой  необыкновенной.  Да, одно  дело  смотреть  с  земли,  другое  –  с  высоты,  хотя  бы  и  птичьего  полета!  В  той  стороне,  куда  я  лицом  поставил   свой  дом, соблюдая  "красную  линию", в  заливных  лугах  на  фоне  зеленых  холмов  древнего  города  скромно  белела  церквушка  Покрова  на  Нерли.  Правее  ее  сиял  белоснежной  известкой  и  небесного  цвета  куполами  неземной  красоты  Боголюбовский  монастырь…

Я  чуть  не  задохнулся  от  восторга :  так  было  широко  и  привольно,  такая  проснулась  неутомимая  сила  и  удаль  в  душе,  что,  имел  бы  я  крылья,  разбежаться   бы,  оттолкнувшись  от  конька, и  парить  бесконечно  над  этой  нерукотворной  красотой…

На  следующий  год  на  болотце,  вокруг  которого  мы  поставили  свои  домики,  появились  новые  дачники.  Поскольку  они  не  участвовали  в  вырубке  кустарника,   им  и  отдали   осушенное  нами  болотце  с  условием, что  завезут  на  него  плодородную  землю.  Так,   напротив  моего  домика,  стоящего  на  Т-образном  перекрестке,  началось  строительство.

Однажды,  приехав  после  долгой  отлучки,  с  удивлением  увидел,  что  неподалеку  уже   стоял  почти  готовый  каркасный  дом,  значительно  превышающий  по  размерам  мое  строение  и  по  этой  причине  загородивший  прелестный  вид  из  моего  окна.  Это  намного  позднее  вокруг  дома  вырастут  хозяйственные  постройки,  высокие  деревья, густые  заросли,  но   уже  в  те  дни  возводящееся  строение  безжалостно  затушевало  в  моих  окнах  панораму  зеленого  луга  с  затеплившейся  на  нем  одинокой  свечой. Словно  солнце  погасло  в  моих  окнах…

Вскоре  я  увидел  соседа,  лишившего меня  возможности  не  выходя  из  дома  любоваться  белокаменным  чудом,  и  я  простил  ему  это.
 
Спокойный  и  внимательный  мужчина  зрелого  возраста,  смуглолицый,  с  восточным  разрезом  глаз,  видимо  военный,  о  чем  свидетельствовала  защитного  цвета  рубашка  с  лямками  на  плечах  и  темными  пятнами  не  выгоревшей  под  погонами  материи – он  как-то  особенно  душевно  поздоровался,  улыбнувшись, когда  проходил  впервые  мимо,  и  этим  сразу  расположил  к  себе.  Позднее  будет  не  один  повод  убедиться  в  душевной  щедрости    этого  человека.

Как  часто  случается,  все  больше  встречаясь,  мы  улыбались,  жали   руки, но  не  зная, как звать  друг  друга  и  поэтому  не  величались  именами. Мой  товарищ  по  службе, чей  домик  был  напротив  меня  через  дорогу и  граничил  боком  с  новым  соседом,   с  нескрываемой  гордостью  делился   новостью:
– Сосед-то  мой – полковник, начальник  финансового  отдела,   член  Военного  Совета  армии.
И  произносил  он  это  так,  как  говорит  в  таком  случае  учитель,  исполненный  гордости   за  талантливого  ученика,  или  наоборот,   забывая,   что  речь  ведет  не  о  ближайшем  родственнике,  а  о  соседе  по  дачному  участку.

Все  это  я  не  случайно  рассказываю  подробно,  начав  издалека,  потому  что   все  эти  детали  приведут  в  совокупности  к  забавному  конфузу,  который  случится со  мной    в  один  из  дней  дачного  сезона…

Года  два-три  спустя,  когда  нам  вдвое  увеличили  участки – до  восьми  соток,  работать  временами  приходилось  много:  до  ломоты  в  пояснице, звона  в  ушах, черных  "мушек"  в  глазах.
 
В  один  из  таких  дней, смахивая  со  лба,  чтобы  не  выедали  глаза,  капельки  пота,  копал  я  холодную  и  не  просохшую,  как  следует,  землю,  готовя  к  выходным  участок  под  посадку  картошки.  В  тот  момент, когда, тяжело  отдышиваясь,   приостановился  я  на  немного  перевести  дух,   и  прошествовал  мимо  меня  на  родник  старожил  нашего  сада   – Михалыч.

         То,  что  он  шел  по  воду,  я  догадался  по  канистрочке,  но  меня  удивило,  как  он  шел!  Где  его  моложавая  выправка,  бодрая  походка? Где   его  задиристые  шутки,  перемежающиеся  с  жизнерадостными  приветствиями!  Выдохся  что  ли – не  похоже?  Живет  здесь  каждый  день  круглый  год.  Ломаться  нужды  нет,   в  отличие  от  нас – и  так  все  успеет.

– Михайлыч! – кричу   ему, – идешь и  не  смотришь  по  сторонам  и  поэтому  людей  не  замечаешь, а  еще – сосед! Негоже!  (Мы  с  ним  и  в  городе  живем  почти  что  на  одной  площадке,  и  в  саду  участки  рядом).

Он  вздрогнул  от  неожиданности,  поднял  глаза,  увидел меня  и  слабо  махнул  рукой.
– На  рыбалку,  что  ли,   пошел? – продолжаю  разыгрывать  его. – Червей  накопал?  Иди,  бери  у  меня! 
– Какая  рыбалка,  Сергеич, – еле  ноги  переставляю… Видишь,  как  на  лыжах  еду!  Напахался  я…
– А  чего  "напахался-то"?  У  тебя,  поди,  все  уж  посажено – днюешь  и  ночуешь  тут?
–Где – посажено? Не  был  я  с  неделю, запустил  дела.  Теперь  наверстываю,  а  мне  годов-то  –  не  то,  что  тебе…
–Эх – эх – эх!  Сказанул!  Годов-то  ему – на  десяток  лет  побольше  моего… Ты  у  нас  еще – о-го-го!
–  Был  – "о-го-го"!,  да  укатали  Сивку-Бурку  крутые  горки…  Я  сегодня  за  день-то,   почитай,  до  Урала  докопал!
– ?
– До  Урала,   говорю, докопал – глухой  что  ли?
– До  какого  Урала? – недоумеваю  я.  – Ты  бы  еще  до  Дальнего  Востока  попробовал! – смеюсь  я  ему.
– ?
– Что  молчишь?  Или  дар  речи  потерял?
Но  он  только  махнул  рукой  и  поплелся  дальше. Через  полчаса  опять  остановился  напротив  моего  участка,  поставив  на  тропинку  около  ног  посудину с  родниковой  водой:
–Иди,  попей  холодненькой-то!
– У  меня  своя есть,  да  боюсь,  распаренному-то,  ангины  не  прихватить  бы…
– Ну,   чего – пойдем,  покажу,  а  то  не  веришь…
– Чего  покажешь? – не  понимаю  я.
–Да  сколько  я  сегодня  дел  переделал!  Заодно  передохнешь  малость –  тоже,  наверно,  умаялся…
– Ладно, пойдем,  пять  минут  меня  не  устроит.

Его  участок  через  два  дома  от  меня,  за  поворотом, спиною  к  тому  соседу,  который "забрал"  у  меня  величественный  храм  в  лугах.
Смотрю,  а  у  него  на  участке  сплошная  пахота – от  нижней  ступеньки  крыльца  и  до самой границы  с  соседом,  чем  служит  проходящая  между  участками  водопроводная  труба.

Его   распирает  гордость.  Он  степенно  ставит  воду  на  верхние  приступки  моста и,  хитровато  поглядывая  на  меня,  прищурив  один  глаз,  показывает  на  труды:
– А  теперь  веришь?  Видишь  трубу – между  мной    и  Уралом?  Где  не  вскопано – покажи!...
– Каким  "Уралом"? – не  понимаю  и  немного  злюсь  я.
– Таким!  Уралом  Ибрагимычем – соседом  моим!
Вот  так  на  пятом  году  садоводства  я  и  узнал,  как  зовут  по  имени-отчеству  соседа  моего  – Ибрагимова –человека  уважительного,  во  всех  случаях  добропорядочного, чтобы  в  следующий  раз  при  встрече  для  большей  сердечности  протянуть  ему  руку:  "Доброго  здоровьица,  Урал  Ибрагимович!"

Помнится,  примерно  так  у  Гоголя:  "…и  каких  только  имен  не  придумает  народ и  наградит  кого  таким  именем,  и  закрепится  оно  за  ним,  и  пойдет  гулять  по  Руси-матушке…"