Преимущества мягких стилей перед жесткими

Кузьмин Алексей
В этом году исполняется 30 лет с тех пор, как я регулярно занимаюсь боевыми искусствами. Регулярно – это значит не менее трех раз в неделю, последние годы у меня за неделю иногда набегало 12 тренировок. Хочу поделиться своим пониманием пути:

Только та техника эффективна, которая отработана на реальном, сопротивляющемся человеке. Применить за доли секунды можно только то, что отработано тысячи раз.

Тысячи повторов на сопротивляющемся противнике можно отработать при одном условии: Техника не должна калечить, даже будучи примененной в полную силу и на полной скорости.

Вы скажете, что такой техникой не справиться и с осенним кузнечиком.

Около десяти лет я решал этот коан.

Вот что я понял:

Есть абсолютная сила и есть абсолютная скорость. К абсолютной силе можно приблизиться, уменьшая скорость движений. К абсолютной силе можно приблизиться увеличивая расслабление, раз за разом приближаясь к абсолютной структуре тела, при которой сила передается без напряжения. К абсолютной скорости можно прийти, уменьшая скорость движений. Когда отбрасывается лишнее, когда оптимизируется каждый предельно малый участок траектории, остается только ”абсолютная траектория” – пространственно-временной тоннель. К абсолютной скорости можно прийти, снимая мышечное напряжение. Когда скорость достигается минимальным напряжением мышц, это настоящая скорость.

Когда достигнут предел медленного, можно включать полную скорость. Когда достигнут предел расслабления, можно давать полную силу. Между этими двумя крайностями – все. Чем шире ваши пределы силы и расслабления, медленного и быстрого, жесткого и мягкого, – тем больше энергии Вы генерируете.

Когда понимание достигнуто, его необходимо проверять на практике. Пусть это будет предмет, оружие, соперник… Нужно раз за разом отрабатывать эти принципы, проверять их практикой, как куют булатную сталь из двух кусков железа – твердого и мягкого.

Только один стиль дал мне эту возможность.

Тайцзицюань и тайцзи-туйшоу. Сразу оговорюсь, что в туйшоу я использую элементы Синъи и Багуа. Но для меня главное – внутренняя сила Тайцзицюань. Эта сила едина. Она есть и в Синъи, и в Багуа. Различия в технических тонкостях – прямо ходить или по кругу, больше уступать или меньше.

В практике свободного туйшоу наступает момент, когда грубая физическая сила полностью исчерпывает себя. Это третья – пятая минута единоборства. В спортивных стилях обычно на это время назначается перерыв между раундами. Боксеры и борцы должны отдышаться, и восстановить сократительную способность мышц. Для меня на этом этапе все только начинается. Когда физическая сила исчерпывается, – начинается настоящий кайф. Мастерство и есть умение спокойно дышать и расслабляться, легко двигаться, и выполнять эффективную технику. Мастера прошлого по-другому и не тренировались.

Я с трудом представляю себе, как можно было махать боевым мечом, будучи одетым в стальные доспехи, без спасительного гонга и перерывов между схватками… Наши предки могли…

Но вернемся к ”пустой руке”. Когда человек отказывается от грубой силы, наступает первый прорыв. Он мягок, но упруг, податлив, но не уязвим, расслаблен, но не слаб. Человек меняется. Он двигается легко, гибко, все успевает без напряжения. Его дыхание меняется. Он не устает. Физически.

Появляется другая проблема. ”Биологический компьютер” начинает ”подвисать”. Со смехом и отчаянием ученик просит ”пощады” – руки целы, ноги целы, ничего не болит, дышать может, двигаться может, но…

Крышу начинает срывать. Напряженный мозг отказывается обсчитывать ситуацию. Это не ”стандартная атака ; стандартный прием”. Это не выбор из готовых вариантов. Это переход от цифрового мышления к аналоговому. Это переход от контроля отдельных движений к контролю всей ситуации.

Вот что я заметил:

Мои ученики очень быстро усваивают эти принципы, и практически все имеют хорошую самооборону. Они четко держат вокруг себя ”сферу безопасности”, куда не может проникнуть энергия соперника. Даже я, тот кто их обучил, порой не могу обнаружить зазора в их защите. И самое интересное, что на этом уровне обучение только начинается. Представьте двух учеников, в совершенстве закрывших себя для грубых ударов. Они продолжают соревноваться, используя ”мягкую” силу. При такой работе на совершенно другом уровне идет обработка информации. Фактически, используется не- рычажная, ”полевая” сила, и ”полевое” мышление.

Сейчас передо мной открылась бездна непознанного.

Одно несомненно: Для работы с энергией необходимо отказаться от стремления к победе. Это условие прогресса. На эффективность поведения в критических ситуациях это не влияет – мы все живем в том же самом мире, и возвращаемся с тренировок около полуночи – все проверено нашей реальностью.

Я с ужасом читаю ”откровения” современных мастеров, заявляющих, ”что они изучают только самые эффективные техники уничтожения”, ”отрабатывают техники, которые запрещены во всех соревновательных стилях”. Если взрослый человек, явно после тридцати лет, такое заявляет, мне его жаль…

Если разобраться, то в чем победа? Убить человека – это победа? Покалечить – это победа? Сдать в милицию?

Или приоткрыть ему бездны свободной энергии? Это похоже на неожиданный взрыв, когда окружающих отбрасывает кольцо невидимой силы...


Тем не менее, в последние два года я вынужден все больше и больше уходить от собственных принципов. Ритм жизни меняется, время на тренировки сокращается, ученики уже не тянут полуторачасовых тренировок. Сейчас я больше отрабатываю с ними элементы простого и надежного рукопашного боя. Синица в руках лучше, чем журавль в небе. Ставлю нырки от ударов в голову, защиты от ударов в пах. Парной работы все меньше. Тяжелый период, но моя задача - максимально подготовить человека в рамках отпущенного нам обоим - и учителю, и ученику - времени.