Светящиеся в ночи

Владимир Бахмутов Красноярский
    В 332 году до нашей эры, после семимесячной осады  Александр Македонский штурмом взял финикийский город Тир. При этом погибло много исторических памятников, в том числе  знаменитое святилище Геракла.

    Геродот - древнегреческий историк, живший столетием раньше, так описывает это историческое сооружение: "...Я увидел святилище богато украшенное посвятительными дарами. Среди прочих приношений в нем было два столпа, - один из чистого золота, другой - со смарагдом, ярко сиявшим ночью. Мне пришлось беседовать со жрецами бога,  по их словам святилище было воздвигнуто при основании Тира, а с тех пор прошло 2300 лет".

    Таково  первое по древности историческое упоминание о светящемся камне. Можно было бы подумать, что это только легенда, плод неуемной фантазии если бы не многократно встречающиеся в более поздних исторических документах описания подобного рода драгоценных камней с удивительным свойством свечения в ночи.

    Что это за камни? Какое физическое явление лежит в основе их свечения? Не сказки ли это древних шутников? Все это вопросы, не нашедшие пока ответа и объяснения современной наукой.
 
    Известно еще, что в одном из современных музеев Стамбула хранится стела (возможно, полагают историки, описанная Геродотом) с надписью, повествующей о том, что именно на этом камне стоял столб со светящимся смарагдом.

    К слову сказать, в эпоху Александра Македонского святилище Геракла было не единственным местом, где посетители могли увидеть такое чудо. В одном из храмов сирийского города Гиераполя стояла в то время статуя богини Геры - супруги Зевса. Вот что писал о ней древнегреческий писатель Лукиан: "Изображение вызолочено и осыпано драгоценными камнями. Одни из них светлы и прозрачны, как вода, другие - искрятся, подобно вину, а третьи, горят, как огонь...

    Несколько подробнее следует остановиться на камне, который находится на голове Геры. Его называют "Светоч", и это имя вполне соответствует производимому им действию. Ночью он светит так ярко, что освещает собою весь храм как бы множеством светильников. Днем, когда этот свет ослабевает, камень по внешнему виду становится похожим на огонь".

    Может быть Лукиан немного и сгустил краски, говоря о силе света, испускаемого камнем, но смысл того, что камень на голове божественной статуи светился в темноте, передан в этом повествовании вполне определенно.

    Скупое упоминание о светящихся камнях содержится и в старинном русском "Азбуковнике", где описывается камень анфракс: "камень зело чермн образом блешася, обретается в Халкидоне Ливийском иже нарицается Африкий, нощею обретают его, издалече бо видетися, аки свеща светящаяся или яко уголь искрами меща и по свету его шедшие обретают".

    Упоминание это не только подтверждает существование светящихся камней, но и дает основание считать, что такие камни не были каким-то совершенно исключительным явлением неизвестного происхождения, и что существовало  вполне определенное место, может быть даже месторождение, где их искали и находили, благодаря их уникальному свойству свечения в темноте.

    Где именно располагалось это месторождение сейчас судить трудно. Дело в том, что сведения о расположении древнего города Халкидона весьма противоречивы. Геродот, например, помещает его на восточном берегу Эгейского моря. Бируни говорит, что Халкидон - исторический город в Вафинии (Малая Азия). В Большой же советской энциклопедии утверждается, что Халкидон соответствует нынешнему городу Халкис в Греции, и расположен на реке Эвбее.

    В самом же тексте "Азбуковника" говорится о неком ливийском Халкидоне и связывается он с Африкой, то есть речь, похоже, идет о южном побережье Средиземного моря.

    Есть в исторической литературе и другие сведения, подтверждающие факт существования когда-то в районе Средиземноморья места нахождения камней с такими удивительными свойствами. Так в переводах  древних хроник (книга Хонханожу), повествующих о Западном крае, содержатся сведения о минералах, известных в 140-87 г.г. до н.э. в Римской империи, которую китайские хронисты называли Дацинь: "В недрах земли Дацинь, пишет хронист, много золота, серебра и дорогих камней. Есть светящийся в ночи камень, опаловый жемчуг, красный коралл, желтый янтарь, мрамор, киноварь, изумрудный нефрит...".

    Шота Руставели, - знаменитый грузинский поэт, живший на рубеже XII -  XIII веков, сюжет своей поэмы "Витязь в тигровой шкуре" заимствовал из истории Индии и Аравии. Даже учитывая аллегорический характер приводимых в поэме описаний, нельзя не удивиться обилию драгоценностей при дворах владетелей восточных держав, – драгоценных камней, золота, жемчуга и серебра.
 
    Так, дочь арабского царя Тинатина, став царицей и демонстрируя свою щедрость, приказывает принести из казны в больших кувшинах сотни яхонтов, жемчужин, пригнать из конюшен коней арабских, наделяет золотом и драгоценностями своих воинов настолько, что "кто был доселе беден, из дворца ушел богатым".

    В другом месте поэмы говорится о том, что Тариел одарил служанку своей возлюбленной "чашей, полною рубинов". Разбив коварных хатавов Тариел "на родину вернулся с драгоценною добычей:  «много было тут сокровищ, – тканей, перлов, изумрудов. Через силу их тащили больше тысячи верблюдов».
Но вот, пожалуй, самое интересное:
                " Был еще там некий камень, -
                брат прозрачному рубину.
                Живописец с этим камнем
                ночью мог писать картину.
                Точно маленькое солнце
                ярким светом он горел.
                С благодарностью великой
                принял камень Тариел."
    Опять, вот уже в который раз, встречаем мы описание удивительного красного камня, светящегося в ночи.
 
    Разумеется, поэма Руставели "Витязь в тигровой шкуре" – эпическое художественное произведение. Не следует принимать его, как источник   точного изложения исторических фактов. Вместе с тем нельзя не обратить внимания на то, что описание в этой поэме роскоши дворцов восточных правителей, существовавших там обычаев, богатых даров и захваченных в боях трофеев, царских сокровищниц, наполненных золотом и драгоценными камнями, ничем, по существу, не отличаются от исторически точных описаний содержащихся в других источниках. Здесь нет гиперболизации.

    Что же касается светящегося в ночи камня, то и в поэме Руставели подчеркивается его уникальность, редкость. Среди многократных описаний тысяч драгоценных камней на одеждах, украшениях, убранстве помещений, в чашах, кувшинах, корзинах царских сокровищниц,  этот камень упоминается один единственный раз, упоминается как вершина редкости и изящества мира самоцветов. Его с великой благодарностью принимает в качестве дара Тариел, весьма искушенный в драгоценностях герой поэмы, – молодой владыка Индии. Видимо, слава       о таких редкостных камнях, владельцами которых были немногие властители Востока,  была известна современникам Руставели, которые, как и мы сейчас, удивлялись этому чуду, восторгались им, и он не мог не упомянуть о нем в своей поэме.

    Интересно еще одно историческое упоминание о светящемся камне и его связи с римской империей. В Уваровском рукописном фонде государственного исторического музея в Москве хранится рукопись "Травника" (лечебника). Это русский перевод примерно 1534 года с латинского оригинала, относящегося к 1492 году. В  рукописи содержится описание неведомого, забытого ныне минерала.

    В переводе со старославянского на нынешний русский язык содержание этого текста в интерпретации проф. Ф.П. Кренделева таково: "Орфонус - камень в короне римского кесаря, а кроме него, никто и нигде не видел камня такого. Вот почему называют его по латински орфонус, т.е. сирый (сирота, одинокий), что толкуется как единственный во вселенной. Камень светел, как чистое розовое вино, и говорят о нем, что в прежние времена он светился, а ныне уже во тьме ночной не светится... а слава его сравнима только со славою самого кесаря".

    Это свидетельство заставляет думать, что свечение таких чудо-камней в темноте не является их неотъемлемым свойством. Проходит время, и энергия их свечения истощается. Может быть это связано с изменением условий окружающей среды? Что же касается мнения автора об исключительности такого камня, его единственности во вселенной, то здесь он заблуждался. Еще не раз и в Европе и на юго-востоке азиатского континента разные люди будут свидетельствовать о существовании таких удивительных камней.

    Одним из последних таких свидетельств стало упоминание о светящемся карбункуле в книге В.М. Севергина, изданной в 1803 году. Академик пишет в этой книге, что сам собственными глазами видел светящийся камень в минералогическом кабинете княгини Анны Яблонской в Варшаве.

    Василий Севергин - весьма авторитетная личность в отечественной науке. Один из первых русских академиков, автор многочисленных научных трудов, человек прагматичный, скептически относившийся ко всякого рода чудесам; личность одаренная с широким кругом интересов, но, прежде всего, - выдающийся геолог и минеролог своего времени. Нет  никаких оснований не доверять его свидетельству.

                *

    Ну а сегодня, - спросит меня читатель, - есть ли  на нашей земле такие камни? Нет, не слышал. Но могу сказать о том, как на это смотрит современная наука. Пусть простит мне читатель занаученный  текст. Цитирую дословно, чтобы не вызвать упреков специалистов:

    В статье 1946 года индийского физика Чандрасекхарана есть описание опытов, проводившихся еще в 12-ом веке неким Магнусом. Подержав на солнечном свету алмаз, Магнус относил его в темную комнату и бросал в кипящую воду. Алмаз реагировал на такое обращение вспышкой голубого свечения.

    Что мы знаем об этом явлении теперь?  Знаем, что в кристаллофосфорах есть ловушечные центры, способные при возбуждении кристалла запасать светосуммы, захватывая носители заряда, - электроны или дырки. И удерживать их до поры до времени, пока при нагревании не начнется термическое опустошение ловушек. Потеряла ловушка электрон, - ушел он в зону проводимости и перемещается по кристаллу до встречи с ионизованным центром рекомбинации. Конечный итог такой встречи - излучение светового кванта, фотона.  Если ловушек несколько сортов, то термостимулированная люминесценция (ТСЛ) - это серия последовательных вспышек. В опытах Магнуса ТСЛ в алмазе возбуждалась ультрафиолетовой частью солнечного света, - той самой, которая создает у человека загар. Сейчас для возбуждения ТСЛ используют  ультрафиолетовые лучи от ртутных или ксеноновых ламп, лазеров, применяют также рентген, электроны, гамма-кванты.

    Свечение алмаза возбуждается катодными лучами и при бомбардировке быстрыми частицами. После снятия возбуждения часто наблюдается послесвечение различной длительности (фосфоресценция). В алмазе проявляется также электро-, трибе- и термолюминесценция. В качестве наиболее близкого технического решения рассматривается   рентгенолюминесцентный способ обнаружения алмазов в алмазосодержащих породах, который широко используется в промышленной добыче алмазов..

    При использовании этого способа обнаружение алмазов осуществляют путем регистрации интенсивности флуоресценции исследуемой породы через несколько миллисекунд после облучения потоком рентгеновских квантов с энергией в диапазоне 5-55 кэВ.

    Установлена некоторая зависимость между окраской и обликом кристаллов и характером фото и катодолюминесценции алмаза. Так, кристаллы октаэдрического облика с скульптированными пластинчатыми гранями, а также желтые алмазы различных габитусов люминесцируют преимущественно желтозеленым и обнаруживают длительное послесвечение.

    Не очень-то понятно?  Да и не надо ломать голову. Ведь для нас интересен сам факт существования в древности драгоценных камней, светившихся в ночи. А чем было вызвано это свечение, и почему сегодня нет на земле таких камней, - это уж дело специалистов-физиков. Пусть морщат лоб и скребут затылки.