Джон Гилл. Согласие двух Заветов

Инквизитор Эйзенхорн 2
СОГЛАСИЕ ДВУХ ЗАВЕТОВ (1729, 1756)

Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет,  то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам.
Деян.26.22-23
 
Эту лекцию, которую я собираюсь сейчас прочесть, я написал еще 27 лет назад. Я открыл ее тогда рассуждением о словах псалмопевца в Пс.71.16: "пойду в силе Господа Бога, буду возвещать правде Твою, только Твою". Выбирая эти слова, я был вынужден заметить, что я готовил эту лекцию и работал над ней не моей собственной силой, но силой Христовой, надеясь и ожидая помощи и поддержки Его Духа и благодати, и отчасти уже тогда хотел показать, что моим намерением и решением было проповедовать великое и славное учение о свободном оправдании грешника перед Богом, о том, что праведность Христа вменяется ему, вместе со всем остальным, что вытекает из этого учения или находится в связи с ним, ибо Лютер по праву называет его "учением, вместе с которым Церковь стоит или падает", то есть в зависимости от того, признается эта истина или отвергается, Церковь Христова процветает или разваливается во все времена и эпохи. И по милости Божией я смог соблюсти это решение в течение всего времени, пока меня заботила эта тема, а теперь я начну с прочитанных слов: "но получив помощь от Бога и т.д.", которые являются частью апологии апостола Павла, сделанной им перед очень многочисленным собранием, во главе которого были столь значительные люди, как царь Агриппа, его сестра, римский правитель Фест, тысяченачальники и жители города Кейсарии, и все, кто заседали в его суде, как  наш Господь предсказал Своим ученикам, сказав, что вас "поведут пред царей и правителей ради Меня" (Мф. 10.10). Апостол, которому было разрешено говорить самому за себя, обратился к царю в очень вежливой манере, и рассказал о себе начиная с юности, как он был воспитан в строгой секте еврейской религии, как фарисей, обучен в вере и надежде на обещанного Мессию и воскресение мертвых и одержим предрассудками в отношении Иисуса из Назарета, и Его последователей, против которых он был в такой ярости, что преследовал их в чужих городах, и как в разгар его карьеры гнева и ненависти против них Господу было угодно встретиться с ним и обратить его. И тогда он описывает путь его обращения: как удивительный свет окружил его и поверг на землю, и он услышал голос, говорящий ему Имя Христово, и результатом было то, что он был не только действенно призван по благодати, но Господь Иисус Христос лично явился к нему, и сделал его служителем вечного Евангелия, и обещал ему защиту и избавление от всех людей, иудеев и язычников, к которым Он должен отправить его, и указал на цель и пользу этого служения, "чтобы открыть глаза людей, чтобы они обратились от тьмы к свету , и от власти сатаны к Богу, чтобы они получили прощение грехов и жребий с освященными верою во Христа". Павел говорит  Агриппе, что он "не воспротивился небесному видению", но сразу же стал проповедовать  учение веры, покаяния и добрых дел в Дамаске, где он тогда был, и в Иерусалиме, и во всей земле Иудеи, а затем и среди язычников, и это была единственная причина и повод гнева евреев против него, так что это подвинуло их искать возможность отнять его жизнь; но несмотря на это, Господь сохранил его ради пользы служения Евангелия, и он особо обращает внимание на то, что он "получил помощь от Бога". Отсюда мы можем видеть,
Во-первых, что апостол усваивает продолжение своей жизни и служения помощи от Бога. Замысел Божественного Провидения по отношению к нему проявился особым образом. Божье провидение является общим для всех Его творений, благодаря ему души людей поддерживаются в жизни, и как сама жизнь сохраняется через милостивое расположение Господа, так посещения Его провидения сохраняют дух людей. В Нем все мы живем, движемся и существуем (Пс.66.9, Иов 10.12, Деян.17.28). Он не только дает нам жизнь, но она поддерживается в Нем, и есть также особое провидение для народа Божия, ибо хотя "Он есть Спаситель всех людей, а еще более и особенно тех, которые верят" (1 Тим. 4.10 KJV), и в особенности служители Евангелия удивительным образом сохраняются Господом, Который держит их как звезды в правой руке Своей (Откр.2.1); они являются предметом Его особой заботы и любви, и Он оберегает их жизнь ради их служения Его Церкви. Это был счастливый случай нашего апостола. Он обрел от Бога избавление от опасности, которой он подвергался, ибо Христос обещал ему это (ст.17), и он признает здесь, что ему было сделано это благо. Как только он обратился и стал проповедником Евангелия, евреи стали искать возможности лишить его жизни, так что ученики были вынуждены устроить ему побег в корзине по городской стене Дамаска;  в другое время они нашли его в храме, и напали на него и избили его немилосердно, и уничтожили бы его, если бы не подоспел римский офицер, оказавший помощь, и после этого, сорок из них связали себя клятвой не есть и не пить, пока не убьют его; помимо этого он подвергался многим опасностям среди язычников в Листре, Иконии и в других местах (Деян.9.24-25, 14.19, 21.32-33, 23.12-13) но он получил помощь Господа против всех его врагов, и избавление от всех опасностей, и продолжал наставлять верных в слове и стоял на своем, через все трудности, и, несмотря на все противостояние. Это включает в себя всякую помощь и содействие, которые он получил от Господа в проповеди Евангелия, ибо, несмотря на все его природные и приобретенные способности, обычные и необыкновенные дары Духа, дарованные ему, он чувствовал свою слабость и неспособность самому исполнять такое служение, и потому просит Того, Кто достаточен для этого (2 Кор.2.16). Он знал, что сам по себе он ничто, но благодати Христа достаточно для него, что это была его сила, которая достигла совершенства через его слабость, что через Христа пришло укрепление ему, так что он делал все эти прекрасные вещи, которые он сделал, и хотя он трудился более обильно, чем любой из апостолов, но это был не он, а благодать Божия, которая была с ним (1 Кор. 15.10, 2 Кор 12.9, Фил 4.13.), и благодаря ей он был тем, что он есть, и тем, чем он стал как служитель, и сделал то, что он сделал в рамках этого, и благодаря чему он был призван проповедовать Евангелие так часто и так постоянно, в полной мере и во многих местах, от Иерусалима до Иллирии.
Во-вторых, апостол выражает характер работы, которой он занимался и продолжает, говоря о свидетелях, которые суть "свидетельствующие о Евангелии благодати Божией" (Деян. 20.24), и свидетельствуют об истинности его и присутствии благодати Божией в нем, свободно избирающей людей ко спасению, устрояющей и посылающей к ним Христа, чтобы Ему быть их Спасителем, так что все их спасение от Него; свидетельствуют о Христе, о Его Личности, служении и благодати, почему Евангелие и называется  "свидетельство нашего Господа" (2 Тим 1.8.). Апостолы Христовы были призваны и назначены, чтобы быть Его свидетелями, чтобы свидетельствовать о Его воплощении, делах, страдании, смерти, Воскресении из мертвых, Вознесении на небеса и обо всем, и все, что они слышали и видели, и знали о Нем, и таков был апостол Павел и все служители и свидетели Евангелия, которые пророчествовали даже в узах, и так было и будет впредь до конца царствования антихриста.
В-третьих, лица, к которым он был свидетелем, говорит он, были малые и великие, но  без сомнения, его особое внимание к слушателям было таково потому, что и значительные люди, и множество простых людей были там, он засвидетельствовал истину Христа и Его Евангелие; это были всякого рода люди, любого возраста, звания и состояния жизни, высокие и низкие, богатые и бедные, мудрые и неразумные, но повеление ему было тем же, что и у остальных апостолов - достигать всех их: "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16.15).
В-четвертых, предмет служения апостола означает, 1) согласие с учением Ветхого Завета, Моисея и пророков, и 2) по его полному убеждению, в согласии с этим  страдания и Воскресение Христа, и что Он есть свет для иудеев и язычников. И эти две вещи я рассмотрю немного подробнее.
Если апостол прежде всего настаивает на том, что его служение в общем есть то же самое, что и все, о чем говорили Моисей и пророки, и что он ничего не говорит "о других вещах чем те, о которых пророки и Моисей говорили, что они должны прийти, или должны быть", то это значит, что он согласен с ними во всем, что он особенно чтил, как и с каждой вещью, которую они говорили; и потому есть полная  гармония и согласие между пророками Ветхого, и апостолами Нового Завета, и особенно во всем, что касается Христа; они согласны во всем и полностью в том, что касается оснований Церкви и народа Божьего, и его веры, надежды и счастья, и это называется в Еф.2.20  основанием Апостолов и пророков Ветхого и Нового Заветов. которые подобны херувимам над крышкой ковчега, которые были точно такого же вида и размера, и их лица были друг против друга, и как ковчег был прообразом Христа, так херувимы соответствовали служителям Слова, пророкам Ветхого и апостолам Нового Завета. Эти две части Священного Писания для Церкви - "два сосца твои, как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями" (Песнь 4.5), которые по природе и пропорциям во всем соответствуют друг другу. Наш Господь и Его апостолы обратились к делам Моисея и пророков, ибо относительно всех истин, о которых они говорили, они брали из них слова, чтобы поддержать то, чему они учили, и они говорили, что все Писание в состоянии "умудрить ко спасению", и что все оно "полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" и способно тщательно подготовить человека Божия ко всякому доброму делу (2 Тим.3.15-17). Нет иного учения в Евангелии, кроме того, что может быть установлено и подтверждено этих священных книг. И скоро мы легко убедимся в этом уже из краткого взгляда на некоторые основные и своеобразные учения его. Итак:
Есть учение о Божественном Существе, и Лицах Божества. Основанием его  является то, что существует только один Бог. Это голос разума и откровения, язык Библии, обоих Заветов, Ветхого и Нового. Наш Господь всегла исходит из того, что это истина, и так делают его апостолы, и апостол Павел в частности, от имени остальных, да и вообще всех христиан, говорит, что у нас "есть только один Бог" (Мтф.19.17, Мк.12.29-32, Иоан.17.3, 1 Кор.8.6, 1 Тим.2.5). и это то, что сказал Моисей: "Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь един есть" (Втор. 6.4). Пророки говорят то же самое: "прежде Меня не было Бога и после Меня не будет... Есть ли Бог кроме Меня? нет другой твердыни, никакой не знаю" (Ис.43.10, 44.8). Все, что говорится против политеизма язычников, не в ущерб ни одному из Божественных Лиц в Божестве. Ибо другая сторона истины в том, что есть различие Лиц в Боге, и что Их не больше и не меньше трех,   ибо, как апостол Иоанн говорит: "Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово, и Святой Дух, и Сии три суть едино" (1 Иоан 5.7)*, и это согласуется также с учением Христа, Который постановил, чтобы таинство Крещения совершалось  во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мтф.28.19). Все Три Лица Божества явились в Крещении Христа, Сына Божия в человеческой природе, Который принял это таинство, и там был голос Отца с небес, сказавший, что  это Его любимый Сын, в Котором Его благоволение, и там был Святой Дух, Который сошел в виде голубя на Христа (Мтф. 3.16-17), поэтому древние говорили: "У Иордана постигаем учение о Троице"; и это является не чем иным, что можно найти в трудах Моисея и пророков. Моисей явно намекает на множество лиц в Божестве, когда он представляет Бога, как говорящего: "сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... Пойдем вниз и смешаем там язык их (Быт.1.26; 11.7). В повествовании о творении явно присутствуют Три Лица, ни более и ни менее: Первое Лицо, Бог Отец, что  сотворил небо и землю, и Бог Слово, Второе Лицо, сказавший: да будет свет, и стал свет, и Дух Божий, или Дух Мессии, как евреи называют Его, Третье Лицо, Который "носился над водами" (Быт.1.1-3) и произвел из темного и неоформленного хаоса дивный порядок. Все это суммируется в словах псалмопевца: Словом (имеется в виду Слово Господа, Иеговы, Отца) были сотворены небеса, и все воинство их", "дыханием или Духом уст Своих" (Пс. 33.6). И все пророки сходятся в свидетельстве об этой истине, в таких местах, не говоря уже о других, как эти слова в книге пророка Исаии: "и теперь Господь Бог и Дух Его послал Меня (Ис. 48.16); и именно здесь Господь и Дух Его говорят, что они заинтересованы в миссии Христа в этом мире. Другой же ветвью этого учения является то,   что каждое из Божественных Лиц есть Бог, и если об Отце, Первом Лице, здесь нет никаких сомнений, то Второе Лицо, Сын Божий, явно упоминается Иоанном, последним из апостолов, с которым согласны и остальные, как "истинный Бог и жизнь вечная" (2 Иоан.5.20),  и эта доктрина четко появляется в писаниях Ветхого Завета, ибо Сын, говорит: Престол Твой, Боже, во веки и веки (Пс. 45.6); и Тот, Кто обещан как Ребенок, Который должен родиться, и Сын, данный нам, есть Бог могучий (Ис.9.6)**, и Тот, о Ком пророки возвестили как о Спасителе потерянных грешников, назван их Богом, ибо "Бог ваш придет и спасет вас" (Ис. 35.4); и Тот, о Ком сказано, что Он должен воплотиться и стать человеком, не просто человек, но "ближний Мой" (Зах.13.7)***, и Он равен Ему, ибо о Нем сказано, что Он "не почитал хищением быть равным Богу". А что касается благословенного Духа, который в Новом Завете называется Господом и Духом, и представлен как пребывающий у Бога (2 Кор.3.18, Деян.5.3-4), то в Ветхом Завете Ему усваиваются такие вещи, которые ясно показывают, что это Божественная Личность, участвовавшая в создании всего сущего, приведении земли и вод в надлежащую форму и порядок, распростершая небеса и наполнившая их звездами, и хранящая человека и дающая ему жизнь и понимание (Быт.1.2, Иов 26.13, 32.8, 33.4).
Доктрина, касающаяся Личности и служения Христа - та же самая в обоих Заветах. В Новом Завете Он назван Сыном Божиим; здесь учение о Его Богосыновстве написано как солнечным лучом, ибо об этом свидетельствуют ангелы и люди, добрые и дурные, а также Он Сам заявляет, Кто Его Отец; и это статья веры апостолов, в которой все они едины, говоря: "мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого" (Иоан.6.29). Это не служение, но природа; не понятие, но отношение.  Писания Ветхого Завета согласны здесь в том, что Второе Лицо именуется Сыном Божиим; Даниил знал Его как такового, и такое чувство Его было внушено в уме языческого царя Навуходоносора; или иначе как могло быть Даниилу видение образа четвертого человека в огненной печи, если это не Сын Божий? Задолго до этого Соломон говорит о Боге и Божественном Слове:  "как Его зовут, и как зовут Его Сына,  ты можешь сказать?" (Притч.30.4). И Давид, отец его, вводит Второе Лицо, чтобы объявить, что Отец говорит Ему:  "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя"; поэтому Давид призывает царей и судей земли прибегнуть к Сыну Божию, служить, поклоняться, и подчиняться Ему, и те, кто обращаются к этой Божественной Личности, знают, что Ему можно доверять: "блаженны все уповающие на Него (Пс. 2.7, 12).
Писания Нового Завета говорят о Христе, как о Боге и человек в одном лице, что является "великой тайной благочестия, Бог явился во плоти" (1 Тим. 3.16). Писания Ветхого Завета также говорят о Его природе, когда они представляют Его как Ребенка, рожденного нам, возвещая, что Он есть Бог крепкий, Отец вечности, и когда они говорят, что Он есть Отрасль дома Давида,  они дают Ему имя "Иегова наша праведность", и когда они говорят о Нем как о человеке, они называют Его ближним Божиим (Ис.9.6, Иер.23.5-6, Зах.13.7). Почему Новый Завет говорит о Нем как о Посреднике между Богом и людьми (1 Тим.2.5)? Авторы Ветхого Завета говорят о Нем как о ближнем Божием, понимая так, что Он является Поручителем Своего народа, подобно человеку, который возлагает руки на обе стороны; это обозначали и лестница Иакова, которая достигала от земли до неба и соединяла их, и крышка ковчега, на которой Господь являлся Своим святым, и  ангел присутствия Бога, который являл Его народу и приводил народ к Нему (Иер.30.21, Иов 9.32, Быт.28.12, Исх.25.22, Ис.63.9). У апостолов Христос упоминается как совершающий служения Пророка, Священника и Царя; именно об этом говорили Моисей и пророки.   Моисей предсказывает, что Бог воздвигнет пророка, подобного ему из сынов Израилевых, которому они должны внимать (Втор.18.15), и Давид говорит о Мессии, что пред Богом Он есть Священник по чину Мелхиседека (Пс.110.4), и другие пророки говорили, что "душа Его принесет жертву за грех" и будет "ходатайствовать за преступников" (Ис.53.10-12); это две части Его священнического служения,  и нет необходимости говорить, что Он часто обещается в пророчествах как Царь, Который должен прийти: "Радуйся,  дщерь Сиона, Царь твой грядет к тебе" (Зах. 9.9).
Есть своеобразное учение об особой и отличительной благодати, которое соблюдается в писаниях Ветхого Завета, а также Нового. Например, учение о вечном, личном избрании, то есть что некоторые люди избраны во Христе как их Главе   до основания мира, чтобы быть святыми  и блаженными это истина Нового Завета, но она есть и в Ветхом. Если Христос есть Бог, Первый и Главный из избранных, в Котором радуется душа народа Его, и если есть люди, избранные Господом в удел и наследие Его (Ис.42.1, Пс.89.19, 135.4), избранные Им для Себя и Своей славы, чтобы они наслаждались вечным общением с Ним, то это значит, что Господь отделил их самым замечательным и благим образом ради благочестия; они те, к кому Бог благ и милостив, ибо они отделены Им для служения Ему и поставлены в чести. Те же Писания заявляют, что Бог заключил с Мессией, как с Давидом, завет вечный, и если Христос дан от века в качестве Посредника, как Посланный от дней вечных, то все благословения и обетования  завета принадлежат Ему, и поэтому называются милостями, обещанными Давиду (Пс.89.3, 2 Цар.23.5, Притч.8.22, Мих.5.2, Мал.3.1, Ис.42.6, 55.3); все они абсолютны и безусловны, и как таковые подтверждены и установлены в Крови Христа, каковая есть Кровь завета (Зах.9.11, Евр.13.20), как в одном завете, так и в другом. Учение о частном искуплении проводится в обоих заветах, везде, где речь идет о том, что Спасителю должно прийти из Сиона; искупленные являются духовными и мистическими Иаковом и Израилем, и они будут искуплены от всех грехов их, ибов Нем они имеют то, что сильнее, чем сатана, а также смерть и ад, которых они заслуживают (Ис.59.20, 43.1, Пс.130.7, Иер.31.11). Учение об оправдании, на котором наш апостол так настаивал в своем служении и трудах, явно выражено у пророков, и означает, что Бог оправдывает Христа как Главу и весь народ Его в Нем,  так что в Нем "все семя Израиля оправдано и прославлено", и имеет в Нем ту оправдывающую праведность, которая названа вечной, и поэтому Он называется Господом нашей праведности (Ис.50.8, 45.24-25, Дан.9.24, Иер.23.6). Учение о прощении грехов, которое является евангельским, является также чистым Откровением, о котором говорил Моисей и пророки, возвестившие о Христе, ибо "о Нем все пророки свидетельствуют, что в Его имя всякий верующий в Него получит прощение грехов (Деян. 10.43). Поэтому во Христе "есть прощение у Бога" за все грехи, и оно является делом свободной Божьей благодати и милости, и поэтому Моисей   провозгласил Его имя, "Бога милостивого и милосердного, милующего несправедливость, преступление и грех" (Пс.130.4, 103.3, Ис.43.25, Исх.34.6-7). И согласие других учений Нового Завета с Ветхим может быть легко прослежено, если мы отметим утверждение, что возрождение - это то, что совершает не мощь или сила человека, но Дух Господень (Зах. 4.6), и что если в нас  есть истинная благодать Божия, то мы будем  упорствовать до конца, и должны идти от силы в силу, становиться все сильнее и сильнее, и удерживаться на своем пути, ибо "страх Божий вложен в их сердца, и они никогда не отступят от Него"(Пс. 84.7; Иов 17.9;. Иер. 32.40), и что будет воскресение мертвых, и грядущий суд, и "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, а некоторые для вечного позора и презрения" (Дан.12.2 KJV), и что Бог будет судить праведного и нечестивого, и каждое дело приведет на суд, будь оно хорошее или худое, тайное или явное (Еккл.3.17, 12.14).
II. Здесь скажем о конкретных вещах, в которых служение апостола согласно с Моисеем и пророками, касательно страдания и воскресения Христа, и что Он есть свет для евреев и язычников, и того, что надлежало пострадать Христу, и стать первым, кто должен воскреснуть из мертвых, и принести свет народу Израиля и язычникам.
Прежде всего, скажем о том, что надлежало пострадать Христу. Страдающий Христос является главным предметом евангельского служения. Апостолы проповедовали Христа распятого, как претерпевшего смерть на кресте вместо Своих людей и ради них, и потому апостол Павел решил "не знать ничего, кроме Христа, и притом распятого", как единственного Спасителя людей. Это было первым и главным из всего, с чем он приходил везде, куда бы ни пошел: что Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор 1.23; 2.2; 15.3). Тот, Кто пострадал, есть Христос; это не Отец, как считают некоторые, так называемые патрипассиане, а также савеллиане, утверждающие, что в Боге есть лишь одна Личность. О Боге Отце сказано, что  "вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели" (Иоан.5.37); никто никогда не предполагал, что Его природа способна пострадать, но Святой Дух сформировал, подготовил и украсил человеческую природу Христа, а Христос "Духом Святым предложил Себя Богу" (Евр. 9.14); не Отец и не Дух, но Сын Божий воплотился, и появился "в подобии плоти греховной", и Его Бог не пощадил, но предал в руки справедливости и на смерть для всех нас (Рим. 8.3, 32). Он страдал не в Своей Божественной природе, как Сын Божий, потому что это невозможно, но в человеческой природе, которую Он принял на Себя ради того, что было необходимо, чтобы Он мог "быть предан смерти в плоти, и быть распят в немощи" (1 Пет. 3.18; 2 Кор 13.4). Так же как то, что принадлежит к Его Божественной природе, основывается на Его Личности, например, Его вездесущность, которая является атрибутом Божества, усваиваемым Христу как Сыну Человеческому: "и никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Иоан. 3.13); так, с другой стороны, страдания Христа, которые свойственны Его человеческой природе, говорят о Его Личности как имеющей Божественную природу; именно об этом сказано, что, зная это, люди "не распяли бы Господа славы", и Бог "приобрел Церковь Кровию Своею" (1 Кор.2.8, Деян.20.28). Все это возможно благодаря тому, что есть строгое, близкое и личностное (ипостасное) единство двух природ в Сыне Божием, откуда и следует действенность Крови, праведности и Жертвы Христа; Его Кровь "очищает от всякого греха" (1 Иоан.1.7),  потому что это кровь того, кто есть Сын Божий, и его праведность оправдывает от всех грехов, потому что это правда Божия, Того, Кто есть Бог как Личность, и Его жертва искупает все грехи, и является достаточным искуплением за них, потому что это жертва Богу от Самого Себя.  Нас спросят, как же тогда пострадал Христос.  Ответ в том, что Он страдал от Своего имени и Своей властью, и, как сказано, "смирил Себя", благоволив стать как червь, а не человек (Пс.22.6). Он подвергся клевете грешных и злобных людей, что якобы в Нем бес, и Он творит чудеса с его помощью и содействием. Он страдал в Своем теле, будучи избит и подвергнувшись бичеванию, Его руки и ноги пронзили гвоздями, и бок копьем, на голову возложили терние, и Он пострадал мучительной и позорной смертью на кресте; Он страдал также душой, отчасти от искушений сатаны,  ибо "Он претерпел, быв искушен" (Евр. 2.18), и отчасти перенося гнев Божий вместо Своего народа, когда в саду душа Его скорбела даже до смерти (Мтф.26.38),  и на кресте, когда Его Бог и Отец оставил Его, и Он закричал в агонии души Своей: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил (Мф. 27.46). Его душа, как и Его тело, была предложена, и стала жертвой за грех. И все это Он пережил, будучи отрезан от Бога Его правосудием, не для Себя (Дан.11.26), не за Свой грех, ибо Он не знал ни одного греха, но Он "был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши; за преступления Своего народа, Он был поражен" (Ис. 53.6, 8), и не за всю тварь, ибо Он был наказуем от Бога и пострадал не за ангелов и грехи их, ибо Он не принял их природу и они не были ни помилованы, ни спасены, но за людей, грешных людей, худших из людей, первых из грешников Он  страдал, Праведник за неправедных (1 Пет. 3.18), и не за все человечество, ибо Его искупленные будут искуплены из людей, из всякого колена, языка, народа и племени (Откр.14.4, 5.9), они люди за которых пострадал Христос, овцы Его, Церковь, за которую Он положил Свою жизнь, и отдал Себя "в приношение и жертву Богу, в приятное благоухание" (Тит 2.14, Иоан.10.15, Еф.5.2); и целью всех Его страданий было заключить мир с Богом для них, что можно было сделать лишь Кровию креста Его, обеспечить прощение всех грехов их, и искупить их от всякого беззакония, которое не искупается никак иначе, чем Его Кровью, и избавить их от руки врагов их, , и особенно от того, кто имел власть смерти, диавола, и привести многих сынов в славу, и поэтому Вождь спасения должен был стать совершенным через страдания. Во всем этом была абсолютная необходимость: "Не так ли надлежало Христу претерпел все это" (Лк. 24.26)? Он должен был совершить это по совету и распоряжению Бога, Его обетованию и пророчествам. Бог поставил на спасение грешников Христа; Он назначил Его для их спасения, и решил, что Он должен пострадать и умереть за Своих людей по определенному совету Бога, Который делает не иное, чем "то, что определили рука и совет Его"; и так исполнились указы Бога, ибо о том, что должно пострадать Христу, "совет Его устоит" (Ис.46.10); и также было множество дивных обетований и пророчеств по этому вопросу из уст святых пророков Его,  и если бы Он не пострадал, то как могли бы сбыться Писания, что так должно быть (Мф. 26.54)? И Сам Христос в завете взял на Себя обязательства исполнить волю Отца, и предсказывал,  что Он должен много пострадать от книжников и фарисеев, и умереть и воскреснуть. В противном случае народ Божий не мог бы быть спасен иначе как через нарушение закона, который должен был быть исполнен; наказанием за неповиновение заповеди была смерть, и смертный приговор должен был быть исполнен, оскорбленное правосудие Божие удовлетворено, что не мог сделать грешник, но лишь Поручитель, Который без греха; и не было другого пути спасения грешников, но лишь страдания Христа, в соответствии с целями Бога, Его советом и заветом, и для блаженства народа Божия этих страданий было не избежать, и эта чаша не могла миновать Его, хотя о том молился Господь наш (Мтф.26.39).
Теперь скажем, что все эти страдания Христа были не чем иным, что было предсказано Моисея и пророков. Первое же обещание или намек на Мессию, наводит на мысль, что Он будет страдать: "ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3.15), и все пророки говорят о Нем как о Муже скорбей и бед, боли и печали, подверженном всякого рода страданию и самой смерти. Читайте Пс.22 и Ис.53 и это будет совершенно очевидным оттуда, как и в других местах, где  пророки предвозвещали страдания Христа, и славу, которая должна за ними последовать (1 Пет.1.11); они показывают, что Он будет муж скорбей и изведавший горя, что Он будет изранен и в язвах, избит и повергнут во прах, и душа Его изольется до смерти, и что Он должен быть похоронен со злодеями, но за счет богатого. Да, несколько обстоятельств Его страдания и смерти наиболее подробно и точно предсказаны в писаниях пророков, как то, что Он должен быть предан одним из Своих учеников: "тот, кто ел со Мной хлеб, поднялся против Меня" (Пс.41.9); что Он должен быть продан за тридцать серебреников, за цену раба (Зах.11.12, 13.7), ибо так Его оценят; что Он должен быть покинутым всеми учениками, когда Его арестуют, и, будучи избит,  Он должен быть распят между двумя разбойниками и причислен к злодеям (Ис.53.12), что солдаты должны будут рвать Его одежды и бросать о них жребий, и дать Ему пить желчь и уксус, и наконец Он будет пронзен копьем.
Во-вторых, истина, в которой апостол согласен с Моисеем и пророками - это то, что Христос должен быть первым в воскресении мертвых и воскрес прежде всех. То, что Он воскрес,  несомненно не только из свидетельств женщин, которые первыми пришли ко гробу и которым Он явился первым, но и из свидетельств Его учеников и других людей, из которых первым был Кифа или Петр, затем были двенадцать, а затем более пятисот братий сразу; Его видел Иаков и все апостолы, и даже после Своего Вознесения Он открылся Стефану стоящим по правую руку Бога, и последним из всех был наш апостол, как сказано, "рожденный вдалеке в свое время" (1 Кор.15.6-8, Деян.7.55 KJV). Апостолы Господа нашего были избраны как свидетели Бога для этой цели (Деян.10.41); это были люди несомненно глубокие, они были близко знакомы с Христом и не были чрезмерно доверчивы, более того, они не доверяли ходячим ошибкам, и в данном конкретном случае они не поверили ни сообщению женщин, ни словам двух учеников, шедших вместе с Иисусом в Эммаус, и поэтому Христос, явившись им, упрекал их за неверие, "потому что они не верили тем, которые видели Его после того, как Он воскрес" (Мк.16.11-14), хотя у них были все возможности и преимущества, чтобы убедиться в этом, каких они могли бы пожелать, когда Он "явил Себя живым в несомненное доказательство" (Деян.1.3 KJV). Они могли видеть Его в продолжение сорока дней, в течение которых они часто ели и пили, и беседовали с Ним, и они были людьми порядочными и честными, не имевшими никаких злонамеренных или мирских целей, чтобы выдумать такое, но были уверены, что встретятся с укором и позором, с гневом и преследованиями и с самой смертью везде, куда ни пойдут с Ним; также воскресение Христа было еще раз подтверждено по свидетельствам ангелов, которые возвестили у гроба, что Его нет там, но Он воскрес (Лк.24.6), и не только люди и ангелы были тому свидетелями, но и Дух Святой, подтвердивший их весть знамениями и чудесами (Деян.5.31-32).  Причем, не только Христос должен был воскреснуть из мертвых, но Он должен был быть первым, ибо хотя и другие воскресали перед Ним, как сын вдовы из Сарепты, который был воскрешен Илией, и сын Сунамиты, воскрешенный Елисеем, и дочь Яира, и сын вдовы из Наина, и Лазарь, воскрешенный нашим Господом - все они были подняты из мертвых не своей собственной властью, но силою Другого, в то время как Христос воскрес силою Своею, и поэтому объявлен Сыном Божьим; воскреснув, они снова умерли, но Он воскрес к бессмертной жизни и никогда не умрет больше, и Он был первым, кому Бог, в этом смысле, явил путь жизни (Пс.16.11), ибо, хотя Он был мертв, Он жив и живет во веки веков, и имеет ключи ада и смерти (Откр. 1.18); и потому Он стал Первенцем воскресения из мертвых, Первородным из мертвых и между многими братьями; Он воскрес  не как частное лицо, а как Глава тела Церкви, как Представитель всех Его людей, и они воскрешены вместе с Ним (Кол.1.18, Еф.2.6); также Он является первым как Причина воскресения, ибо как одним человеком смерть, так одним Человеком и воскресение из мертвых. Именно в силу Его власти и в результате союза с Ним святые будут воскрешены, ибо Он Первенец из умерших (1 Кор.15.20-23), залог их воскресения, и мы можем быть уверены, что если воскрес Он, воскреснут и они, и славной тело Его является образцом того, как тела святых будут воссозданы в утро воскресения, и Его голосом и мощью Его всемогущей силы  могилы будут открыты, и мертвые выйдут и предстанут перед Ним (Ис.26.9, Фил.3.21, Иоан.5.28-29).
Сейчас это является основным учением Евангелия и имеет величайшее значение; от этого во многом зависит доказательство того, что Иисус является истинным Мессией, ибо это знак, который Он решил дать неверующему и прелюбодейному роду евреев, когда они требовали знамений, сказав: "не будет никаких знамений ему, кроме знамения Ионы пророка" (Мтф.12.39), который лежал три дня и три ночи в чреве кита, и это был образ воскресения Христа из мертвых на третий день.  Эта истина имеет столь высокое значение, что, будь это не так, все христианство, учение и проповедь его, вера и надежда христиан, касающиеся его - все было бы напрасно (1 Кор.15.14) и бесполезно. Воскресение Христа имеет очень большое значение и для оправдания людей, потому что Он "воскрес для нашего оправдания (Рим. 4.25), и оно оказывает влияние и на их возрождение, ибо в нем мы познаем "силу воскресения Его" (1 Пет.1.3, Фил.3.10), и от этого также зависит воскресение Его народа в последний день. И вся эта доктрина является не чем иным, как то, что возвестили Моисей и пророки; это совершенно приемлемо для писания Ветхого Завета, на что намекалось в прообразах Исаака, избавленного от смерти от руки своего отца, и Ионы, вышедшего из чрева кита, после того как он пролежал в нем три дня и три ночи;  это было предсказано в особенности Давидом, Исайей и Осией, который утверждал, что тело Мессии не увидит тления и Он воскреснет на третий день, а затем и Его люди с ним (Пс.16.10, Ис.26.19, Ос.6.2).
В-третьих, апостол утверждает, что Моисей и пророки до него возвещали Христа, Который будет светом для евреев и язычников; сначала Он принесет свет евреям, а затем народам мира.
Для евреев: Христос был первым послан к ним,  к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15.24), и только к н им, Он был Служителем для обрезанных (Рим. 15.8), чтобы исполнить то, что Бог обещал и предсказал: и хотя они Его не приняли, но отказались от Него, Он послал Своих апостолов к ним первым, и заповедал не ходить на путь к язычникам, или в любой из городов самарянских, и после Его Воскресения служение Ему началось в Иерусалиме (Мтф.10.6-7, Лк.24.47). Теперь этот народ, несмотря на то, что у него есть закон и устав Бога, Его Слово и тайны, и Божественные истины, возвещенные апостолами, пребывает в большой тьме и не имеет никакого истинного понимания их; на умы их при чтении книг Завета о Христе положено покрывало, и они ослеплены для Евангелия, как некогда их лидеры, книжники и фарисеи. Христос пришел как Свет для них, и свет благодати и истины пришел через Него, и некоторые из них обратились через Его служение, а другие через духовное и спасительное просвещение апостолов.
Для язычников. Они были в великой тьме до пришествия Христа, они были без Божественного откровения, без каких-либо знаний о Боге и Христе, они ходили своими путями тьмы, суеверия и идолопоклонства, пока для них были времена невежества и слепоты, а когда пришел Христос, Он послал Своих апостолов к ним с Евангелием, чтобы просветить их, и они понесли его по всему миру, и с Его помощью, многие были призваны и отвернулись от тьмы к чудесному свету. И все это есть в писаниях Ветхого Завета, которые представляют Христа как Солнце правды, как великий свет, который должен воссиять из Галилеи для тех в Израиле, кто "сидит во тьме и в сени смертной", и также как свет для язычников (Мал.4.2, Ис.9.2, 42.6); и так старый добрый Симеон понял пророчества о Нем, что Он есть Свет к просвещению язычников, и Слава народу Израиля (Лк. 2.32). 
Использование всего этого дает замечательное подтверждение Божественного откровения, истинности христианства и того, что Иисус есть истинный Мессия, ибо Он многократно и многообразно предсказан в Ветхом Завете Моисею и пророкам, и то, что эти пророчества Ветхого Завета явно исполнились в Новом, доказывает откровение от Бога, что христианство стоит на прочном фундаменте, и что Иисус из Назарета есть Христос, Который обещан и возвещен от начала мира. И это может служить рекомендаций к тщательному чтению и изучению Писаний Ветхого Завета всем людям, так как они свидетельствуют о Христе так ясно, что это касается Его Личности, служения и благодати, и потому "полезно для научения, и наставления в праведности (Иоан. 5.39; 2 Тим. 3.16). Здесь мы имеем также замысел Евангелия, страдания, смерти, воскресения и вознесения Спасителя, Который прославлен как свет для иудеев и язычников. Это было также основой служения апостола Павла, и никто не постыдится последовать такому примеру величайшего проповедника, что когда-либо был на земле, кроме Господа нашего Иисуса Христа.
А теперь, друзья мои, если вы призваны драгоценным свидетельством этих истины, которые были кратко предложены в настоящем рассуждении, вы убедитесь и в остальном, на чем я настаиваю в этой лекции, а именно: доктрина Троичности Лиц в Боге, Личность и служение Христа, Личность и действие Святого Духа, особая и различительная благодать, явленная в избрании, искупление, оправдание, усыновление, возрождение, освящение и стойкость святых до конца, вместе с другими учениями, которые являются следствиями данных доктрин и состоят в связи с ними. И теперь я завершаю в надежде, что у вас не осталось какой-либо неприязни к работе, которой я так долго занимался, и к вещам, с которыми я столкнулся; мне же не пришлось испытать разочарования из-за отсутствия слушателей или подписчиков, и значит, мне не на что жаловаться, ибо моя лекция никогда не проходила в лучших обстоятельствах, нежели сейчас. Но я полагаю, что мои силы скоро не дадут мне проповедовать так часто и с таким постоянством, как я делал в течение нескольких прошлых лет, будучи теперь на закате жизни, в сороковой год моего служения, при что это время для меня лишь добавление к служению пастора. И еще более важная причина в том, что я надеюсь иметь немного больше времени и досуга, чтобы заниматься дальше, и завершить трудную работу, что уже лежит на моих руках, толкование всего Ветхого Завета.
Часть этой работы я готов немедленно предложить для публикации, и, если я встречаюсь с поощрением, то публикация придаст мне дополнительные силы, и тогда у меня не будет другого выбора, как отказаться отказаться от лекций, ибо сейчас только они отвлекают меня.  Теперь же я благодарю Бога  моей жизни, Который дал мне так много здоровья и сил, чтобы продолжать эту работу в течение многих лет лишь с очень небольшими перерывами из-за немощей, и благодарю вас, друзья мои, которые так долго поощряли и поддерживали меня своим присутствием и денежными средствами, и я от всей души желаю и молюсь, чтобы вы были спасены от преобладающих сегодня заблуждений и хранимы в твердой вере в Евангелие, и соблюдали истины и таинства его, прибегая к средствам благодати вовремя и по нужде, здесь или в другом месте, и да будут они благословением для вашего утешения и назидания, чтобы вы могли  расти в благодати и познании Иисуса Христа, как призванные к участию в наследии святых во свете.

* Учитывая спорность проблемы, приведем полностью комментарий Гилла на Иоаннову комму: 1 Иоанна 5:7 дает полное доказательство множественности лиц в Божестве. "И три свидетельствуют на небе, Отец, Слово и Святый Дух, и Сии три суть едино".
Это не только доказательство Божества Каждого из Трех Лиц, поскольку Они не только свидетельствуют как один, т.е. Один Бог, и Их свидетельство есть свидетельство Божие (1 Иоан.5.9), но это свидетельство о Трех Лицах Божественной Сущности. Это единство сущности или природы, утвержденное и извечное; это единство не только действия, но и характера. Это не говорит о Них, как о земных свидетелях, которые «согласны», но говорит о том, Кто Они есть. И это называется Троицей, ибо это Три Лица и Триединство, поскольку речь идет не только об отличительных качествах каждого из Лиц, то есть чем различается от Отца Слово и Святой Дух, Слово от Отца и Святого Духа, и Святой Дух от Отца и Слова, но личное действие приписывается каждому из них. Сии Три свидетельствуют о том, что не есть лишь имена и символы, и не следует понимать одно Лицо под разными именами. Если один живой и истинный Бог лишь является сначала в рамках характера Отца, затем Сына или Слова, а затем Святого Духа, то это будут три разных свидетельства, но их не три, а одно, о чем и говорит Апостол. Предположим, некий человек имеет символы, говорящие о его отношениях с другими в качестве отца, сына и мастера; он отец своего ребенка, сын своего отца и глава своих подчиненных; предположим, что этот человек должен прийти в суд и быть допущен к свидетельству по делу, в котором он заинтересован, и должен дать свои показания в качестве отца, затем в качестве сына и, наконец, в качестве мастера. Мы должны заключить, что хотя и есть трехкратное свидетельство, однако свидетельствующий один, а не трое. Этот текст является настолько ярким доказательством доктрины Троицы, что враги его сделали все от них зависящее, чтобы ослабить его авторитет, и выбросить его из Священного Писания. Утверждается, что его нет в сирийском варианте Библии и в старых латинских переводах, что он отсутствует во многих греческих рукописях и не цитируется древними Отцами, которые писали против ариан и которым он мог оказать большую услугу. На первое недоумение мы можем сказать, что сирийская версия, хотя и древняя, все же только версия, и до недавнего времени известная лишь по очень поврежденным копиям. История блудницы в Иоанн.8, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна, Послание Иуды и книга Откровения в ней были восстановлены лишь усилиями архиепископа Ашера, Де Дье и д-ра Поукока, составившими по фрагментам полные версии сирийского текста. Что касается старого латинского перевода, то можно быть уверенным, что этот текст есть во многих ранних латинских рукописях, в т.ч. в версии Вульгаты, хранящейся в Лондоне, т.н. Полиглоте. Перевод Иеронима, как известно, имеет в качестве приложения его послание к Евстохии, которая жалуется на плохих переводчиков канонических Посланий. Если же этот текст не находят в ряде греческих рукописей, то он есть во многих других. Он есть в издании Роберта Стивенса, сличившего 9 из 16 древних копий и использовавшего древнейшие британские рукописи. Если этот текст не цитируется многими древними Отцами, то это еще не доказательство его подложности, поскольку он мог быть в оригинале, а не в использовавшимися ими поврежденных по неосторожности или претерпевших ошибки переписчиков рукописях. В их руках бывали палимпсесты и явно поврежденные еще до Ария рукописи, например, версия Артемона, автора II в., считавшего, что Христос был лишь человеком, и просто убравшего этот стих. Некоторые писатели свидетельствуют, что это послание было очень рано повреждено; использовавшихся Отцами копий было явно недостаточно, чтобы защитить доктрину Троицы. Тем не менее в конечном счете этот стих цитируют многие из них, например: Фульгенций в начале VI в. (Против ариан), без искажений и колебаний; Иероним в своем переводе (конец IV в.); Афанасий в середине IV в.; Тертуллиан в начале III в.; Климент Александрийский в конце II в. Так что цитирование этого текста начинается менее чем через 100 лет после написания Послания. Этого должно быть достаточно, чтобы не усомниться в его подлинности. Кроме того, следует отметить, что о нем не никогда не было каких-либо споров о нем до тех пор, пока Эразм не изъял его в первом издании своего перевода Нового Завета. Но сам он использовал старую британскую копию и оставил этот текст в другой редакции своего перевода. Даже социниане не изъяли его в Ракувской версии 1630 года. Можно добавить, что контекст Послания требует целостности; это показывает предыдущий стих, который иначе грамматически рассогласуется с последующим. В 1 Иоан.5.9 есть ссылка на равенство Божиих свидетелей в этом стихе, которая не будет четкой, если ее изъять.
Я не вывожу всю доктрину Троицы только из этого отрывка, но в целом всеобщее согласие Писания, как солнечный луч, высвечивает Троичность Божества в Его творении, провидении и благодати, в деле и служении Христа и в действии Божией благодати на Его народе, который исповедует эту данную ему истину и следует ей.(цит. по: http://www.pristinegrace.org/media.php?id=24)
** Этот исключительно важный для Гилла стих, комментарий на который занимает около четверти печатного листа, не только в христианской интерпретации, но и в позднейшей литературе мидрашей нередко применялся к Мессии (например, Бемидбар раба 11.16-20. Эта цитата известна у протестантов со времен ее использования Рейхлином в книге "Каббалистическое искусство" (1518) - первой работы такого масштаба, имевшей целью доказать наличие прохристианских мотивов в еврейской мистике; к сожалению, нам не удалось проверить сделанную по ней ссылку на использование этого мидраша у Рамбама). 
Подробнее см. обзор у Д.Сарфати http://www.origins.org.ua/page.php?id_story=1256. В Септуагинте и еще более ясно в Вульгате "Отец вечности" переводится как "Отец будущего века" (Pater seculi futuri). Некоторые упоминания Гиллом полемических антихристианских интерпретаций "Младенца" в Вавилонском Талмуде и средневековом иудейском богословии, преимущественно испанском (Ибн Эзра, Радак) оставляют желать лучшего; так, он ошибочно приравнял к традиционному иудаизму караимского автора - р. Исаака Троки и его непосредственно направленную против христианства книгу "Укрепление веры" (Хизук эмуна, 1593), которая, однако, позже перепечатывалась сефардами Амстердама и была доступна в Англии. Гилл также упоминает свою более раннюю работу с систематическим анализом пророчеств: Gill J. The Prophecies of the Old Testament, Respecting Messiah
***  Комментарий на Зах.13.7 ясно идет в русле классической ортодоксии: "Ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: человеческая природа Христа обозначена как "ближний" не потому, что Он был действительно человеком до Его воплощения, но согласно цели и завету Бога, по которому Он должен был явиться в образе человеческом; при этом Писание часто говорит о вещах, которым надлежит произойти в будущем, как о настоящих, хотя здесь оно рассматривает Его в дни во плоти и в Его страданиях; Божественная же Его природа рассматривается как "ближний" Господа Саваофа, не только потому что она равна Ему по положению и привязанностям, но потому, что это подлинно Божественная Личность в той же природе, славе и величии, хотя и отличная от Отца".

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn