Ф. Федоров. Литературный кружок. Краткий вариант

Валентина Томашевская
Лекции и семинары по античной литературе вел Федор Полиэктович Федоров. Ему в ту пору было едва за сорок, но выглядел он старше своих лет: хохолок прямых волос, небольшие серые глаза в очках, глубокие морщины от носа к губам, но когда он  хорошо поставленным голосом читал лекцию, жонглируя своими любимыми словами, выделяя их интонационно:  "космос" и "хаос"*, декламировал стихи, - его лицо становилось вдохновенным и красивым.  В нем чувствовалась личность, неповторимая, уникальная.
Сдать зачет по «античке» было непросто. Редко кто сдавал с первого раза. Мифы и легенды Древней Греции надо было знать.
Наш учитель был для нас примером, побуждал нас  стремиться к знаниям. "Поднимите руки, кто прочитал", "Поднимите руки, кому понравилось "Сентиментальное путешествие" Стерна".

Несколько семестров Федор Полиэктович Федоров читал нам лекции и по зарубежной литературе и проводил практические семинары. Он был автором ряда книг по немецкой литературе, исследовал творчество Гете и Гофмана. Как раз вышла в свет новая книга
Федор Полиэктовича, посвященная Фаусту Гете.

Федор Полиэктович организовал для любителей поэзии литературный кружок.
На заседаниях кружка, раз в две недели, иногда раз в неделю, по четвергам.
"В речи художника воплощен его мир. Изучая речь, мы изучаем художественный мир,  нечто идеальное, что возникает в сознании писателя и  создается потом в его произведении. Наш путь исследования - через речь постигнуть художественный мир художника и характер его мышления," -  так говорил наш учитель.

 "Чтобы понять художественный текст, надо примерять его на себя". И примеряли. Понятно, цвели как маки. Но зато потом, когда флер влюбленности в нашего учителя рассеялся, осталась глубокая благодарность и признательность ему, прежде всего за умение видеть, анализировать и понимать текст, а впоследствии, как оказалось, научиться видеть человека через слово.

И сейчас, я понимаю, как много дал нам Федор Полиэктович: он открывал нам художественные миры поэтов! Он не скупился на похвалы, доказательно показывая нам значимость и неповторимость художников слова, непрерывность творческого литературного процесса, взаимовлияние и преемственность слова. Занятия в кружке стали духовной потребностью и радостью познания.

 В основном мы анализировали поэтический текст, но также обсуждали новинки литературы и значительные явления в мире кино. Наш учитель посоветовал нам посмотреть фильмы режиссера Андрея Тарковского «Зеркало», «Андрей Рублев», « Солярис». Потом на кружке мы беседовали об этих фильмах. Так открывалась нам духовность экрана.
Bлагодаря нашему учителю, имели возможность два раза встретиться с писательницей Мариной Костенецкой**.

В шестидесятые годы ХХ века, закончив среднюю школу, она уехала на Дальний Восток, работала несколько лет на Чукотке учительницей в передвижной бригаде пастухов, многое там увидела и пережила, узнала о своей суровой жизни чукчей, записывала  легенды и сказания. Свои впечатления  она положила в основу книги «Луна Холодного Лица» (изданная в роман-газете книга лежала перед ней на столе). Моя дневниковая запись от 16 мая 1978 года.

"Писатель должен не обвинять, а оправдывать. Прокуроров и без него достаточно,"- процитировала она высказывание Чехова.

Полный вариант
http://proza.ru/2013/10/27/1166

http://proza.ru/2013/10/27/1166
*Слово «кoсмос» в переводе с греческого языка обозначает и «порядок», и «красоту» (вспомним для примера слово «косметика»). Это было одно из ключевых понятий в древнегреческой культуре и употреблялось для обозначения установленного богами Всемирного Порядка — в противовес Хаосу — всемирному беспорядку. Греки уже в древности понимали сущностную связь между мировым порядком и красотой внутреннего мира человека. Если боги сотворили мир гармоничным, то и все, что находится в этом мире, должно соответствовать законам гармонии и порядка.


** Костенецкая Марина Григорьевна родилась в 1945 году в Риге. Училась в Рижском медицинском институте. В 1975 году была принята в Союз писателей СССР как прозаик и публицист. В 1977 году окончила Высшие литературные курсы Литературного института им. Горького в Москве. С 1992 г. по 2009 г. была ведущей авторской программы «Домская площадь» на Латвийском радио. Имеет государственные награды Латвийской Республики - орден Трёх звезд (1994)и орден Крест признания (2008)
Книги на русском языке: «Луна Холодного Лица» (1973, Рига), «Завтра на рассвете (1976, Москва), «На златом крыльце сидели» (1984, Рига)...