Торговцы и Храмы

Михаил Журавлёв
(по следам мелкого происшествия при открытии 12-го международного фестиваля русского искусства "Петербургская Осень", комментарий его создателя и руководителя)    


     Консерватория им.Н.А.Римского-Корсакова всегда была дивным храмом, притягивающим к себе сердца тех, кому дорога музыка. Однако, так же, как некогда Спаситель, изгоняя торговцев из храма, призывал к очищению помыслов, сегодня, вероятно, консерватория тоже до некоторой степени нуждается в своём спасителе, который изгнал бы своего рода "торговцев" из её стен.

     Вчера состоялось открытие XII фестиваля русского искусства "Петербургская Осень". Концерт прошёл при полном зале, с большим успехом и был посвящён творчеству гения отечественной музыки ХХ столетия Д.Д.Шостаковичу. Несколько лет назад фестиваль включил в свою программу традиционные Шостаковичские чтения, созданные великой подвижницей музыкального просветительства С.М.Хентовой, и с тех пор неуклонно вёл работу над тем, чтобы постепенно вернуть чтениям прежний масштаб и размах. Минувшей весной мною совместно с ведущим чтений профессором В.А.Гуревичем была придумана концертная программа "Три вершины", которая, по нашему замыслу, должна была стать центральной частью фестиваля "Петербургская Осень" в рамках чтений. В июне на сцене Дома композиторов в моём концертном проекте "Галерея портретов" состоялась презентация части этой программы. В конце июня эта программа сложилась в целом, когда на предложение принять участие в ней, не колеблясь ни минуты, ответил согласием ректор консерватории профессор М.Х.Гантварг. Тогда же на Совете ДШИ им.М.И.Глинки, являющейся одним из учредителей фестиваля, был запротоколирован общий план "Петербургской Осени" и программа концерта-открытия, в частности. То, что эта программа станет именно открытием фестиваля, стало ясно тогда же, поскольку в напряжённом консерваторском графике нашёлся лишь один возможный день для её проведения, и мною было принято непростое решение специально из-за этого передвинуть на несколько дней весь фестиваль, в прежние годы открывавшийся позже.

     Так или иначе, и программа, получившая, с подачи В.А.Гуревича, название "Три вершины", и организация состава исполнителей, являются целиком и полностью плодом интеллектуальных усилий двух человек - моих и В.А.Гуревича.

     Далее в дело пошли организационные ресурсы консерватории. В согласованные сроки была изготовлена афиша, в которой, к моему изумлению, остались "Шостаковичские чтения", но выпала "Петербургская Осень", был предоставлен зал для репетиций. Всё шло на высочайшем уровне. Но вот накануне самого концерта на меня начались нападки со стороны того самого "торговца в храме" - заведующей концертным залом Л.Л.Волчек, закончившиеся публичным оскорблением в мой адрес. Она публично (есть, как минимум, двое свидетелей) объявила, что я де "интеллектуальный вор" и присвоил себе (фестивалю) концертный продукт, якобы созданный консерваторией. Интересные шляпки носила буржуазия! А в чём, собственно, вклад консерватории? В том, что великолепный музыкант, кристальной честности человек М.Х.Гантварг согласился бесплатно выступить? Так это его личный вклад, а не консерватории. Или г-жа Волчек считает, что вся деятельность выдающегося скрипача принадлежит исключительно консерватории, в которой она сама - важное управляющее звено? Так она явно переоценивает свою значимость. А может, вклад в том, что консерватория предоставила зал? Так та же Л.Л.Волчек сначала планировала извлечь доход из этого мероприятия через продажу билетов и, возможно даже, запросила в бюджете (консерватории, Комитета по культуре, Министерства и т.п.) какие-то средства на проведение мероприятия. Тогда понятно, почему она так нервничает. Средства получены, отчитаться надо, а тут какой-то фестиваль нарисовался. Если, конечно, дело было именно так. Но это - уже по части контрольно-ревизионных органов. Что же до собственно консерватории, то, в конце концов, предоставление зала под важное, в известном смысле, мемориальное мероприятие, к тому же при участии нынешнего и бывшего ректоров ВУЗа столь же естественно, как предоставление зала под концертные выступления профессоров и студентов. В этом нет ни крупицы "интеллектуальной собственности". Та же Л.Л.Волчек с настойчивостью, достойной лучшего применения, распускала в отношение меня слухи - в уши того же М.Х.Гантварга, в том числе, что я де получаю на фестиваль средства из Комитета по культуре. Уважаемая мадам таким образом прямо угодила под уголовную статью о клевете (умышленное распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство...), и похоже, мне-таки придётся обратиться по этому поводу в суд, как только я соберу соответствующие доказательства и свидетельства в письменном виде. Все причастные к фестивалю на протяжение 12 лет люди прекрасно знают, что "Петербургская Осень" - единственный в России фестиваль искусств, не имеющий ни спонсорского, ни бюджетного финансирования. Впрочем, по-видимому, в голову тких, как г-жа Волчек, такое просто в страшном сне не придёт. Ведь сама-то она очень хорошо складывает и умножает и в благотворительности вроде бы не замечена.

     Спрашивается, откуда такая маниакальная ненависть к моей персоне, переходящая не только грани приличий, но и элементарного здравого смысла? Обвинить вором интеллектуальной собственности автора полутора сотен опусов, в том числе 13 симфоний, 2 опер, создателя концертного цикла, существующего уже 16 лет и международного фестиваля, проводящегося двенадцатый год подряд, может человек, чей вклад в интеллектуальную копилку человечества хотя бы сопоставим. Кто-нибудь слышал о каких-нибудь выдающихся или хотя бы интересных произведениях г-жи Волчек? Нет. Она просто хорошо умеет сводить дебет с кредитом, отвечая за бюджет вверенного её попечению ГОСУДАРСТВЕННОГО (!) концертного учреждения. Если она усматривает, что кто-то наносит этому бюджету ущерб, она должна, строго в соответствии с законом, провести установленные процедуры, выявить этот ущерб и принять меры к его устранению. Но забота об интеллектуальной собственности ЗАЛА (юридическая наука ещё не сталкивалась с таким ноу-хау) явно не входит в её компетенцию. Совершенно очевидно, что за этой ненавистью стоит нечто гораздо более глубинное, или, как говорят, пещерное. Позволю себе высказать предположение о мотивах такого странного, мягко сказать, поведения.

     Фестиваль русского искусства открывается концертом, центральное место в котором занимает цикл Шостаковича "Из еврейской народной поэзии". К слову сказать, по мнению нескольких профессоров, исполнен он был необычно, свежо, исполнителям (З.Журавлёва, Э.Агабалаева, А.Дедик, В.Гуревич) удалось найти новую трактовку шедевра Шостаковича. В головах многих шаблонно мыслящих людей возникает ступор: этого не может быть, потому что не может быть никогда! Русский фестиваль - пожалуйте вам балалайки, кокошники, на худой конец, православные молитвословия, но не это... Дальше - больше. Журавлёву припоминается, что у истоков фестиваля стояла, в числе прочих, Славянская Община Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И сам он вроде как не скрывает того, что является националистом. Русским националистом. Ага! А это уже жупел: скинхеды, экстремисты, марширующие чернорубашечники и погромы. Правда, не вспоминают другого. Моих выступлений на форумах этой организации, где я, обращаясь к товарищам, неоднократно и настойчиво прямо говорил о необходимости выработки просвещённого националистического мировоззрения, о том, что подлинный национализм несовместим ни с экстремизмом, ни с антисемитизмом, о том, что необходимо выстраивать нормальные взаимоуважительные отношения со всеми народами и культурами, со всеми диаспорами, и в этом залог построения здорового общества. Десять лет назад я почти слово в слово озвучивал то, что несколько дней назад журналист М.Шевченко говорил на встрече Президенту В.В.Путину. Найти тексты моих выступлений на митингах, собраниях и в прессе на эту тему совсем не трудно. Но жупел уже повешен: Журавлёв экстремист, погромщик и т.п. ... Дальше - ещё больше. Мне припоминают моё комсомольское прошлое, когда я, возглавляя молодёжную организацию Музыкального училища им.Н.А.Римского-Корсакова и одновременно избранный в Учёный Совет Консерватории, всячески препятствовал разжиганию конфликтов, и одновременно, пользуясь поддержкой значительной части коллективов и училища и консерватории, блокировал несколько важных решений (например, о предполагавшемся тогда слиянии училища и ВУЗа), на которых кое-кто хорошо грел руки в конце 80-х годов. Дела, конечно, прошлые, но у старых дел длинные тени. Не из тех ли источников растут нынешние конфликты? И душок у этих дел больно "торговый". Не из среды ли всё тех же "торговцев в храме" время от времени вылезает одна и та же сплетня в мой адрес, имя которой "Журавлёв - жулик"? Кто обычно громче всех кричит "Держи вора"? Правильно, именно воры и кричат. Так, может быть, в консерватории что-то подправить?

     Я бы не стал опускаться до столь подробных рассуждений, если бы не два обстоятельства.

     Первое. Речь уже далеко не обо мне. Я вполне сложившийся самодостаточный человек, который не ищет ни власти, ни выгод, потому что всего и всегда привык добиваться сам, своим трудом, а не за счёт использования того или иного ресурса. За десятилетия творческой деятельности мною создано достаточно, чтобы повторить слова В.С.Высоцкого: "Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, и есть, чем оправдаться перед Ним". Речь о тех десятках и десятках людей - в первую очередь, молодых музыкантов, студентов, которые пошли за мной, для которых выступление в моих проектах становится стартом, началом в их артистической жизни. Я в ответе за то, как сложится их дальнейшая судьба, и попытка оскорбить меня - это удар по ним. С точки зрения Высшей Нравственности - это подлость. К тому же, как я могу наблюдать, совершаемая одной и той же группой лиц и совершаемая систематически.

     Второе. Я не "волк-одиночка". Со мною - группа соратников по Ассоциации "Русская Традиция". Я один из сотен тысяч соратников Всероссийского клуба "Суть времени", созданного С.Е.Кургиняном. Со мною тысячи единомышленников из бывшей Славянской Общины, из Фонда "Славянское братство взаимопомощи", из Русско-Белорусского Союза; правда, оговорюсь здесь, увы, не все, потому что часть активистов этих организаций стоят как раз на отвергаемых мною позициях непримиримости. В моей абсолютно бескорыстной деятельности по проведению фестиваля, которому я на порядок больше отдаю, чем приобретаю, который 12 лет содержу фактически на свой счёт, есть только один смысл, одна сверхзадача - внести посильную лепту в дело сохранения русской культуры, традиции, приложить сколь могу сил к тому, чтобы удержать мир от катастрофы - моральной, духовной и даже физической. Главная опасность всевозможных "торговцев в храмах" заключена в том, что одним фактом своего присутствия они оскорбляют всё то святое, чему дОлжно быть в храме. Концертные залы для академической музыки сегодня должны быть именно храмами, иначе мы не удержим культуру от разъедающей её ржавчины потребительства. "Ресторанно-магазинная опухоль", постепенно пожирающая Большой зал филармонии - страшный сигнал. Превращение практически всех концертных площадок в коммерческие учреждения - системное заболевание культуры, напоминающее онкологические метастазы. Принцип "Богу Богово, а кесарю - кесарево" должен неукоснительно соблюдаться и в такой божеской сфере, как культура. Вот почему хулящие меня, насмехающиеся над моей деятельностью, оскорбляющие меня и моих соратников воспринимаются мною как метафизические враги культуры вообще. Прошло то время, когда я, молодой, мог обижаться за себя, вспыхивал гневом и пробовал защищаться и оправдываться. Мне не за себя, мне за общее дело больно. За то дело, от исполнения или неисполнения которого, пусть в малой степени, но зависит, быть или не быть в недалёком будущем "храмам искусства" вообще. Если не станет храмов, торговцы переберутся на новое место. Но мира, в котором осталась только торговля, но не осталось храмов, я не приемлю.




P.S. спустя несколько дней.
К вопросу о том, что, на самом деле, является настоящим вором интеллектуальной собственности.
Недавно случайно узнал, что широко рекламируемая в СМИ "Международная неделя консерваторий" - яркий и интересный проект, который Лидия Львовна Волчек публично объявляет своим детищем, на самом деле придуман не 4 года назад, а много раньше, и авторство этого проекта принадлежит не мадам Волчек, а А.Г.Махлаевскому, которого вскоре после осуществления первого такого фестиваля тихо сместили с должности заместителя заведующего международным отделом консерватории. Даже если это не в точности так, это - более чем правдоподобно. Да и многие помнят, как А.Г.Махлаевский проводил 10 лет назад свои интереснейшие проекты, возлагая на них определённые творчески надежды и строя планы. Но плодами его начинаний суждено было воспользоваться совсем другим людям.  Воистину, кто обзывается, тот так и называется.