Первая любовь

Владимир Бердичевский
Первая любовь.
Кто только не писал о первой любви! И писатели, и поэты, и композиторы, что это, вообще, такое –любовь? Стремление быть вместе, сексуальное влечение, состояние души? Я не поэт и не писатель. Я согласен с мнением, что любовь – это постоянное присутствие другого человека в твоём сознании, в твоей душе. Из того, что я  знаю, лучшее  описание первой любви, это- замечательная песня на стихи Евгения Гребенка “Помню, я ещё молодушкой была”. Героиня  песни пронесла свою первую любовь через всю жизнь:
A потом уж как я вдовушкой была,
 -“Пятерых уж дочек замуж отдала…”
Во мне возникло некое чувство к Оле в 9-м классе, после концерта в воинской части, который давал наш класс. Я исполнял сольный матросский танец “Яблочко”. Оля меня опекала, помогла мне найти место, где я смог переодеться и держала дверь, чтобы никто не вошёл. Назад мы ехали в маленьком автобусе воинской части, мест не хватало и я сидел на коленях у Оли, стараясь не дышать,  держась одной рукой за поручень.  Дина Горковенко, оглядываясь на нас, нервно говорила:-  “Dевочки, давайте подвинемся, пусто он сядет!”
Все двигались,  но места всё равно не хватало, я замер на коленях у Оли.  В дальнейшей школьной жизни  я всё время крутился около её дома, приезжал  на лыжах, ожидал её появления, очень ревновал, когда она общалась с другими мальчиками нашей школы. Выпускной вечер мы провели вместе, и оказались в одном институте на разных факультетах. Я сидел в читальном зале и ждал, когда кончатся занятия у инфака и Оля появится здесь. Поговорив,  уходил в общежитие на другой конец городa. О моих чувствах никогда никому не рассказывал, но все мои друзья знали о них по моим взглядам на обьект обожания, по другим косвенным свидетельствам мой друг Пашка однажды сказал мне:
- Слушай, она – обыкновенная, ничем не отличается от всех!
Я был очень рад, услышав это. Меньше конкуренции со стороны. Мой друг Эдик, во время моего визита в Израиль в прошлом году смутил меня тем, что знал ее имя и фамилию и спросил о ее судьбе.
Одна из моих сокурсниц Ниночка Вздыханько, с которой я часто проводил время в тёмном коридоре общежития, однажды сказала мне:-“ Я вчера видела твою одноклассницу с инфака, она меня  так внимательно осматривала!”
Танцевал я с Олей дважды в жизни - на выпускном вечере и один раз  на танцах в институте, ни разу не поцеловал. Однажды, попал в больницу в Николаевке, Оля приехала из Хабаровска меня навестить. Я недооценил её поступок. Посёлок нас сразу поженил.
Олин отец, Соломон, родился в Риге, уехал на заработки в Аргентину, затем в Америку, вернулся в Москву, женился на Шуре Богачёвой, младше его на 18 лет , увёз её строить еврейский очаг на Дальнем Востоке. Супруги были членами еврейской коммуны “Соцгородок”, уже упомянутой мною в рассказе “Самородки”. Там и родилась Ольга. Коммуна распалась,некоторых её членов посадили, Соломон чудом вырвался из тюрьмы, спрятался в Николаевке, работал учителем английского.
Мой курс пединститута выпустили через 4-ре года, все последующие выпуски учились по 5 лет, в том числе и Оля. Я уехал на работу в Биробиджан, она ещё год училась. Мы переписывались. Я жил с бабушкой в школьном классе, имел минимальную  учительскую нагрузку, денег не хватало даже на еду. Моя бабушка отказывалась от мяса,  оставляла всё для меня. Я  был абсолютно бесправен, ни квартиры, ни зарплаты, колоссальное нервное напряжение на работе –я вёл три пятых класса по математике и имел в одном из них классное руководство, за которое не платили. Пропадал в школе на каких-то мероприятиях. Обострился студенческий гастрит, и появилась мысль, типа:- Кому я такой больной нужен?
 Оля написала, что её распределили в Охотск. В глубокой депрессии от невозможности соединиться,  я написал моё единственное стихотворение в жизни и отослал ей:
-“Дорогая школьная подруга, ты уедешь скоро навсегда,
В дикий край, где завывает вьюга, и пока не ходят поезда.
Нужное подыскивая слово, роясь в “инглиш” –словаре своём,
Ты расскажешь юным рыболовам о своём Хабаровске родном” ит.д.
  Письма прекратились, мои друзья  сообщили мне, что Олю видели с каким-то высоким парнем. Она вышла замуж и осталась в Хабаровске. Через какое-то время женился и я, переехал из Биробиджана в Хабаровск. Однажды встретил Олю на улице, рассказал, что моя жена работает преподавателем математики в техникуме связи. Через пару дней жена, придя с работы, возбуждённо доложила: -“Сегодня видела ту, глазастую, с фотографии, она стояла в дверях бухгалтерии, когда я получала зарплату, и всё время на меня смотрела.”
Последний раз я встретил Олю за день до  того, как  навсегда   покинул Дальний Восток . Она шла в цирк с маленькой дочкой, удивительно на неё похожей. Я спросил у девочки, как её имя и фамилия. Она ответила. Так я узнал новую фамилию Оли.
Прошло почти 40 лет. Как сказала Фаина Раневская :”Если ты всё чаще в мыслях возвращаешься к началу жизни, значит приближается её конец”.
Я нашёл Олин телефон на интернете в телефонной книге Хабаровска, позвонил ей из Сан -Франциско в её  67-й день рождения, 1-го декабря. Не буду описывать наш разговор,это тяжело.  Мы обменялись электронными адресами .
  Сегодня Оля – одна из лучших переводчиков Дальнего Востока, объездила весь мир от Японии до Лондона. Переводит на процессах усыновления детей из хабаровских детдомов американцами.
  В прошлом году у меня гостили четыре дня её дочь, Елена-кандидат медицинских наук, и внучка- Ирина, студентка университета на Аляске. Как она туда попала? Объясняю. У Хабаровского губернатора дочь заканчивала школу. Он договорился с университетом Анкориджа об учёбе  там небольшой  группы студентов   из железнодорожной Академии Хабаровска. Ирина попала  в эту русскую группу из 25-ти студентов и оказалась на Аляске. Захотела побывать в Сан- Франциско.  Я их возил в Muir Woods –заповедник красного дерева, в Монтерей, показывал Сан - Франциско. Глядел на моих гостей, как на сказочных персонажей, и чувствовал себя снова молодым, как в той песне:
-“И опять я всю- то ночку не спала,
-И опять душой младёшенька была...”
Визит закончился благополучно, моя семья тепло  попрощалась с  гостями, и я отвёз их в аэропорт. Подарок –футболку с гербом Хабаровска, ношу с удовольствием. С высоты своих лет могу сказать, что первая любовь-это праздник чувств, веер надежд, печаль разлуки, чистота помыслов. Не каждому это дано пережить.
Мне было дано, и  я благодарен судьбе.
- Молодые годы мои, там звончей журчали ручьи,
Я уже ничей не жених, но живу и помню о них ,
Молодые годы, годы молодые, на краю любви, на краю России,
Ничего на свете не было и нет, лучше этих лет, лучше этих лет.
                |Михаил Танич.|
И вот мне уже 81. Переставил цифры - 18.Ночью приснилось:я нежно обнимаю Олечку и говорю ей:-Выходи за меня замуж.
-Не могу. Поздно.
Хожу печальный уже неделю.Может, пройдет.
vova1937@sbcglobal.net