Джемма

Елена Матусевич
Але! Здравствуй. Все здоровы? Нет, ты мне скажи, где начинается Азия и кончается Европа? Нет, скажи. Безобразие какое, голову морочат. Запутали совсем. В одном словаре одно, в другом другое. А кому верить?
Да нормально я себя чувствую. Чувствую, и Слава Богу. Смешная я, вишь. Тут плакать давно надо. Ты лучше там в своем университете узнай, пожалуйста, где эта граница проходит? А то я спать не могу. Карты так и плывут перед глазами. Замучалась. Почему Кипр в Азии, а Саратов в Европе? Ну, скажи, какая Саратов, к черту, Европа? А Кипр, это же греки, греки или не греки, я тебя спрашиваю? Кому верить? Я вот привыкла верить нашим словарям. Что значит, отвыкать пора? Мне уже на тот свет пора, там и отвыкну. Сразу и от всего. Ну, про твои дела я и от мамы твоей знаю. А у кого мне про Европу еще спрашивать, интересно знать? У меня вокруг одни старые болваны и болванки. Говорят только о своем стуле: вчера был пожиже, сегодня потверже, назавтра вообще пропал. Запор. Ты что думаешь? Легко мне? И не живут и не умирают. Надоели. Да, а как твой малыш? Гений, конечно, гений, а чего ты удивляешься? И нечего удивляться. Я вот хотела спросить, картинки ты свои рисуешь, так их покупает кто? Да? Так ты, наверное, дешево продаешь? Я тебя не спрашиваю хороши они или плохи, как будто это имеет значение! А дешево не отдавай, любишь ты это. Кому это надо? А за расказы тебе платят? А зечем ты их тогда пишешь? Что значит, Пушкин умер в долгах! Пушкин в долгах так теперь, значит, и все туда же? А, не все … Так тем более. Ты все с тем же мужем? Что ты говоришь? Это что-то долго. Ну, любовника заведи. Как, зачем? Что я тебе еще объяснять должна, зачем любовников заводят? Ну, не влюблена, без любви заведи, так, на холодную голову. Хотя с холодной головой у тебя, кажется, не очень.  Зачем любовник без любви? Ну, это я и сама точно не знаю. Но читала. В романах. Бывают случаи. Но, если муж нравится, так и живите себе, я же не настаиваю. Это я так, на всякий случай. А, это я тебя понимаю! Старость ведь это не тогда, когда ты никому больше не нравишься, а когда тебе никто больше не нравится. Будешь смеяться, а ко мне тут сватается один старый пердун, прости Господи. Так я ему отказала. Вишь, притулиться решил к Джемме Мурадовне. Щас. Слушать его увлекательные рассказы об увеличении, размягчении, атрофии, скукоживании и выпадении сама знашь чего. Я это уже с любимым мужем проходила, так зачем мне это с чужим старикашкой, скажи мне пожалуйста? Мужчины интересно у нас устроены, они думают, что когда они делают предложение, у меня родимчик от радости случиться должен. Обиделся. Соблазнитель. Ничего, пообижается и опять ныть притащится. И вот интересно, я вот к людям не пристаю, я одна люблю, а ко мне все лезут. Прямо житья нет,  к телефону подходить боюсь. Спрашивают все, вы, мол,  не скучаете одна? Нет, говорю, без вас не скучаю. Я давно уже скучаю не без людей,  а с ними.
Так ты в Германию решила? Мне что-то боязно. И как это евреи массами в Германию едут? Не понимаю я. Это как бы мы, армяне, в Турцию рванули. Только этого не будет. Мы еще в своем уме. И не страшно тебе там? Я немцев до смерти боюсь. Мы же в Пятигорске жили, и когда немцы наступали, за город бои шли, и мы в окопах сидели. Так я, маленькая, семь лет, из окопа вылезла и прямо в немецкий сапог уперлась. В солдатский сапог. А я такая черненькая, курчaвенькая была. Так этот немец мне в грудь пальцем своим уперся и говорит: «Юде.» И смеется. Тут пули засвистели, я обратно в окоп нырнула, а что с ним стало, не знаю. Надеюсь, прибило там же. Многих они тогда так расстреляли, без разбору. Но с тех пор не доверяю я им. Я ведь всю классическую немецкую литературу в оригинале прочитала, а вот, ничего ведь им не помогло, ни музыка, ни культура. Потому и не доверяю. Солдат, детина,  в ребенка, девочку, как, скажи, это можно?
И мама твоя к языкам такая не способная, страсть. Как она там объясняться будет? Хотя, с ее языком, лучше, пожалуй,  и вовсе не объясняться, ты права. От греха подальше. Помню, Андропов к власти  как раз пришел , и у нас в секторе его портрет, как водится, повесили. Так твоя мать входит и громко так, на всю комнату, а голос у нее известный, всем петухам на зависть, «ой, Джемма, как он на моего дядю Арона похож, прямо вылитый!». Ты можешь себе представить? Андропов на ее местечкового дядю Арона! А при чем тут я? Я и знать не знаю ее дядю Арона. Хотя, как оказалось, и правда, вылитый, вот потеха! Счастье еще, что Андропов так быстро в кремлевскую стенку переехал, Черненко сразу  за ним нырнул, а на Горбачева уже можно было походить в свое удовольствие, будь ты хоть эскимос.
А жалко мне ее, маму твою. Она же не виновата, что у нее характер такой: ничего не видит, ничего не слышит, зато говорит, как назло, громко и все без разбору. Люблю ее. Дай Бог, что не увижу как ты ее увезешь… К немцам этим. Да, ты не жалеешь, что развелась? Нет, не с тем, а с этим, ну, с этим, как его? Ну и правильно. А, муж пришел? И чего это он так рано? Опять не работает? Не рано? Час ночи? Вот дура я безмозглая, а еще на других пеняю. Конечно, у вас же сейчас ночь, ясно. Тогда почему так поздно? Где он шляется вообще? Привет ему передавай. Не потолстел? Я этого терпеть не могу. Ну и хорошо. Фигуру помним, помним. Как же. Да хорош, хорош. Никто у тебя его не отнимает. Нравится, так мучайся себе на здоровье. Это и есть счастливый брак, когда мучаешься с тем, кто нравится. Семейное счастье. Уж я-то знаю.