О полёте навигатора и не только Охота на слова

Александр Ерошкин
Май 2008 года. Мы в Берлине. Мне не особенно интересен этот город. Во всяком случае, теперь. Мои впечатления оправдались. Есть, конечно, чему в Берлине удивиться, но прийти в восторг от чего-то сверх… этого у меня не было, хотя племянник изливал свою влюбленность в Берлин. Я смотрел на него и удивлялся этому его почти детскому восторгу. Он же учился в Москве, работал в ней. Неужели Берлин способен сравниться с московскими масштабами и архитектурном своеобразии центра? Впрочем, он может этого и не знать. Москва, к примеру, хранит больше загадок, чем любой европейский город, кроме Стамбула. Но и у этой древней столицы мира, как и у Москвы отняли прошлое и подсунули совсем другое, придуманное. Вся древность Берлина отстроена в послевоенные годы и чрезвычайно засорена идеологическими объектами, не имеющими к прошлому никакого отношения. А хотелось бы увидеть древность подлинную, не испорченную новоделами и переделками.

Где бы хотелось мне побывать?  В Риме.  Хочется посмотреть там самые древние строения. Сравнить бы Рим с Флоренцией и Равенной. Вот где должно быть много загадок, а Берлин очень понятный, очень открытый город и очень не свободный от идеологии. Наводнен иностранцами всех мастей, которые чувствуют здесь себя очень уж вольготно, разговаривают демонстративно громко, бросают под ноги остатки еды, салфетки, бумагу, упаковку. Наглее иностранцы из южных стран ведут себя только в Париже.

В эти дни, проведенные в Берлине и его пригороде Ораниенбурге, меня больше удивил много раз виденный американский фильм «Назад в будущее», который впервые  удалось посмотреть на немецком языке.  Вот об этих удивлениях и хочу сказать поподробнее.

Вместе с этим фильмом я вспомнил и еще один фильм – «Полет навигатора». Обе картины об одном и том же, но «Назад в будущее» запомнилось лучше и выпуклее. А «Полет навигатора» мы смотрели весной 1990 года с Сергеем в кинотеатре «Спартак». Надо сказать, что к тому времени в Челябинске разруха царила уже во всем, особенно на дорогах, а в кинотеатры люди ходить перестали совсем, поскольку кино оскудело, новое зарубежное кино показывали по телевизору с очень плохим переводом. А мы пошли в кинотеатр. И посмотрели удивительный фильм по чистоте и прозрачности мысли: улететь на машине времени в прошлое с одной целью - улучшить это прошлое до такой степени, чтобы можно было искренне восторгаться прошлым и демонстрировать себя, настоящего и будущего, в лучах достойной былой славы, выпячивать себя как человека, получившего достойные генетические корни.

Бойкий на язык и делающий всё на скорую руку потомок желает видеть своих предков очень смелыми, самыми энергичными, способными постоять за себя и за свое будущее, победителями, выигрывавшими все минувшие битвы во времени и пространстве. Во всех поединках побеждали его предки, они были яркими людьми своего времени. К сожалению, сам Герой не вышел ростом, а потому в его представление его родители и родители его родителей должны непременно выглядеть долговязыми – синдром коротконогого в действии. И это качество отражено в фильмах.

Герой фильма «Назад в будущее» сделал десятки исправлений в своем генеалогическом прошлом, то есть в истории, но в его представлении – сперва должен произойти факт, а потом изменение в изложении событий. Он вносит поправку в события, они изменяют ход, направление, а следом происходят изменения в описаниях событий, в газетных статьях, исчезают какие-то лица с фотографий, появляются другие. То есть задним числом уничтожается один прошлый опыт и заменяется другим, в результате воздействия из будущего происходят изменения в цепи факторов, в которых это событие отражено.

Герой поправляет прошлое одного из своих предков, а потом видит в газете некролог, который по указанным в нем датам исключает в будущем появление на свет самого героя, поскольку из цепочки предков выпадает важнейшее звено. Значит, надо немедленно вернуться в прошлое и снова его изменить. Вариантов для такого изменения великое множество. Все зависит от того, какая цель поставлена. И в фильме такие варианты тоже даются, когда противоборствующие силы пытаются одержать верх. При этом многие значительные изменения происходят из череды случайных фактов и обстоятельств, которую можно заметить и проследить из будущего, когда семена случайного прорастут и дадут всходы. После одних фактов история развивается плавно, спокойно, с учетом так называемого человеческого фактора, а может развиваться скачками и приобретать гипертрофированный вид. А кто свидетель, что так все было? Современники, запечатлевшие различные моменты в письмах, дневниках, книгах, репортажах, фотографиях, видео и цифровых съемках. Чем выше уровень цивилизации, тем сложнее скрыть реальное прошлое и заменить подделкой. Но такая процедура, очень похоже, уже сделана в недалеком прошлом, но сделано это было несколько по-иному.

В реальности изменения внесены только на бумагу, а факты остаются фактами. Но что мы можем знать о реальных фактах, если все свидетельские показания искажены? Вы  скажете, что это подлог, когда свидетельские показания в угоду кого-либо меняются. И правильно сделаете. Я тоже считаю, что такие факты - и подлог, и преступление не только перед прошлым, но и будущим.

Я все больше прихожу к убеждению, что в XVII, XVIII веках историю исказили не напрасно, не просто из прихоти кого-нибудь высокопоставленного лица. Исказили для оправдания в глазах потомков каких-то своекорыстных целей. Исказили  из желания дать потомкам такой документ, который бы позволял им жить в мире, разрешать противоречия между странами без насилия, договариваться, а не конфликтовать. Намерения благие. Именно такими намерениями, как сообщает Библия, вымощена дорога в ад.

Историки прошлого, на их взгляд, создали стройную концепцию, придумали глубокое прошлое, населили его целыми поколениями людей с противоречивыми целями, с необузданными страстями. Делалось это в надежде, что новые поколения так жить не будут. Оказалось, что тем самым выпустили джина из бутылки.

В XVIII веке как результат процесса искажения прошлого по планете прокатилась гигантская волна войн. Эти войны всех со всеми, кровавые и жестокие, до неузнаваемости изменили географию мира, уничтожили одни страны и возвели другие, появились новые центры политического влияния, которые привели к гигантским войнам. О некоторых войнах мы многое знаем, о других почти ничего. А что случилось одним-двумя веками ранее, нам и вовсе не известно. Слишком много легендарного.

Считается, что уровень цивилизации растет вместе с техническим прогрессом. Я бы не возводил этот тезис в абсолют, поскольку факты говорят совсем о другом. Если человечество  обеспечивает себя продуктами питания, одеждой, жильем и предметами роскоши все в больших объемах, то это не значит, что все развивается прогрессивно. Если человек пользуется унитазом и туалетной бумагой, то это не значит, что он умнее того, кто живет в лесу и добывает себе пропитания в поте лица своего.

Вот пример прогресса: цивилизованный ХХ век, когда уровень технического совершенства и уровень образования стали достоянием большинства, дал миру две кровавейшие мировые войны и многие тысячи локальных войн и конфликтов.  Дня не проходит, чтобы где-то не проливалась кровь. Две уникальные жидкости, содержащие все компоненты мироздания – вода и кровь, льются и несут смерть.

Создатели новой истории потрудились настолько основательно, что спрятали, казалось, все белые нитки, какими шиты страницы мировой истории, а теперь вдруг возникают вопросы, на которые, опираясь на ту концепцию истории, уже никто никогда не в состоянии ответить. Таких вопросов так много, что только ими можно составлять многотысячные тома.

Почему? Привести перечень вопросов на засыпку.

Почему, к примеру, в латинском языке сохранилось слово сербы в значении рабы? До такого вот додумались средневековые реформаторы, только пользуясь безнаказанностью. В потомках этого, сербского, народа нет ничего, способного выдать их за рабов. Маленький народ сумел противостоять многим, кто его пытался и пытается поработить. Он покоряется силе, но духом он далеко от рабского сословия.

Кстати, довести до рабского состояния можно практически любой народ. Что мы видим на просторах бывшего социалистического лагеря, когда построенное руками всего народа хозяйство оказалось приватизированным кучкой бандитов. Впрочем, это не имеет отношение к нашим исследованиям, нас же интересуют слова, их смысл, их прошлое, их корни.

Навигация, навигатор – слова латинские. С этим не поспоришь. В немецком очень мало слов, в которых бы звучало это нави. Хотя, по идее-то должно быть много, ведь сочетание звуков нав в немецком языке можно выразить несколькими способами: nau, nav, naw, а также близкими по звучанию:  neif,  neu. Думается, потому, что русские, славянские слова с приставкой на  часто переводили с помощью приставки in для латинского, немецкого, французского, английского языков. Получались слова типа латинских in-vado, invado (нападать, вторгаться), invassio (нашествие, нападение, насилие), invasor (захватчик, совершающий нападение), или типа английского  invasion (вторжение, нашествие, агрессия, набег), немецкого Invasion с тем же значением от русских слов наведу страх, навожу врага, набег.

Иногда русская буква (звук) в переводилась латинской v, которую могли прочесть как у и как в. Так получились латинские слова in-veno, inveno, vectum, vexi (привозить, ввозить, влечь за собой),   invectio (ввоз, импорт), invectus (привоз), английское – invest (инвестировать, вкладывать деньги, капитал, окутывать, окружать) от русских слов навезу, навожу товары, везти, навезти.

Посмотрим теперь, как образовалось слово
на воду
навигация
navigation
 н - n, а – a, в – v, о – I, г – g ….

Согласитесь, что навигация связана с водой. Навигация – это мореходство, судоходство, плавание, мореплавание. То есть по сути это на воде ход. Кстати, в русском языке до сего дня сохраняется старая форма передвижения по воде – ходить и бегать. Пароходы, теплоходы, лодки, ледоколы, крейсеры, авианосцы – все ходят, а если быстро – то бегают. Иностранцев, изучающих русский язык, этот факт приводит в изумление. А вспомните, что повесть Александра Грина называется «Бегущая по волнам». А в сказке о царе Салтане кораблик «бежит себе в волнах на поднятых парусах». И это дает основание на еще одну версию происхождения латинских слов навигация и навигатор: от слова набег. К тому же немало слов, где русской букве б соответствует латинская в и наоборот: Вавилон - Babilon, Ватикан - Batikan, Ватавия - Batavia, Ливан - Libanon. К тому же набеги часто совершались в зимнее время, когда люди свободны от полевых работ, а реки, покрытые льдом, обеспечивают свободный доступ практически к каждому селению, ведь люди селились возле воды.

Папский аббат Мавро Орбини написал в «Историографии», вышедшей аж в 1601 году, удивительное мнение о наших предках. Вот небольшой отрывок из неё:
«Русский народ является самым древним на земле народом, от которого произошли все остальные народы. Империя мужеством своих воинов и лучшим в мире оружием тысячелетиями держала всю вселенную в повиновении и покорности. Русские всегда владели всей Азией, Африкой, Персией, Египтом, Грецией, Македонией, Иллирией, Моравией, Шлёнской землёй, Чехией, Польшей, всеми берегами Балтийского моря, Италией и многими другими странами и землями...».

О том, что Россия существовала еще в античное время, ни у кого из историков начала XVII века сомнений не было. Однако в течение этого века Россию убрали не только из античной историографии, но и из средневековой историографии. Сделано это путём той методики, которая продемонстрирована в фильмах, с которых я начал эту статью. Исправили прошлое один раз, потом второй, а потом вошло в привычку выпячивать собственную значимость, которая по сути привела весь мир в тупик, из которого сегодня сильные мира сего ищут выход путём резкого сокращения народонаселения планеты, присвоив себе право вершить скорый и неправый суд.  В этом смысле Мавро Орбини показывает нам европейское понимание истории начала XVII века, того переломного момента, с которого Запад причислил себя к вершителям судеб мира.