Кто сказал, что комсомола нет? История песни

Владимир Тяптин
Под таким названием 25 октября 2013 года прозвучала премьера песни на мои стихи в исполнении автора музыки композитора Виктора Шацкого. Это произошло в Ижевске на республиканском торжественном мероприятии, посвящённом 95-й годовщине создания Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи (до 1926 года – Российского Коммунистического Союза Молодёжи).

Это мероприятие было организовано инициативной группой ветеранов комсомола Удмуртии при поддержке Министерства по делам молодёжи республики. Оргкомитет возглавил бывший первый секретарь обкома комсомола Владимир Годин. Его первыми помощниками стали ветераны комсомола Олег Шибанов и Валерий Хохряков.

На это мероприятие были приглашены 350 человек. Все получили изданную к этой дате книгу «Главное, ребята, сердцем не стареть!» (Комсомол Удмуртии в воспоминаниях современников). В ней опубликованы воспоминания 83-х ветеранов комсомола – всего 93 статьи. Формат книги 70х1001/16, с яркой цветной обложкой, многочисленными чёрно-белыми фотографиями, тираж 1000 экземпляров. Книга издана издательством «Удмуртия», отпечатана в типографии филиала ООО «Татмедиа» «Пик» «Идеал-Пресс», Казань.

В организационный комитет по созданию книги вошли В.В. Годин (председатель), Г.П. Алексашина, Е.С. Боброва, Т.С. Богомолова, А.В. Дмитриев, О.Т. Завгородний, Г.А. Исаева, А.П. Коробейников, Л.М. Прокошева, Г.И. Репина, Р.А. Семёнова, А.В. Татаринова, В.П. Хохряков, О.К. Шибанов. Книга выпущена под общей редакцией О.К. Шибанова и А.В. Татариновой. Материальную поддержку в издании книги оказали В.Г. Отчерцев, В.И. Русских и В.С. Евдокимов.

В книгу вошла также моя статья, в которой я рассказал о совместной работе в Октябрьском райкоме комсомола г. Ижевска с Виктором Косенко в 1965 – 1966 гг., когда он был первым, а я – вторым секретарём этого райкома комсомола. В октябре 1966 года Виктор был избран первым секретарём Ижевского горкома, а я – первым секретарём Октябрьского райкома комсомола. В книге опубликованы тексты двух песен на мои стихи: «Город нашей любви» и «Кто сказал, что комсомола нет?» (Музыка Виктора Шацкого).

Создание каждой песни связано с большими волнениями и часто с большими трудностями. Создать текст песни для меня – дело несложное. Все мои стихи и песни – экспромты. За 22 года поэтической деятельности я создал более 3,5-х тысяч произведений, почти все они размещены в Интернете на серверах русской национальной поэзии и прозы «Стихи.ру» и «Проза.ру», а две редакции (из семи) моих переводов всех сонетов Шекспира и поэтическая эпопея «Александр Суворов» – на платных сайтах московского издательства «Проспект», по инициативе и на средства этого издательства.

Тексты песен на любые темы, в том числе, на готовую музыку, я создаю в среднем за час, максимально не более чем за два часа. Рекордными по времени создания – за 15 минут – были созданы мною тексты песен «Мужское наше братство – навсегда!» (7 января 2006 г., по просьбе композитора Раифа Балагатдинова), «Родники» (18 апреля 2007 г., по просьбе композитора Юрия Явкина) и «Песня о подводниках России» (19 марта 2011 г., по просьбе композитора Вячеслава Панкратова). В первых двух случаях я получил просьбу от указанных композиторов по телефону, а в третьем случае – по Интернету, и через 15 минут первым двум я продиктовал тексты песен по телефону, а Панкратову сообщил по электронной почте, что заказанный текст песни я только что разместил на моей странице в Интернете на сайте «Стихи.ру». В последнем случае вслед за бароном Мюнхаузеном я мог бы повторить знаменитую фразу «Успел!», поскольку до завершения суток в День российских подводников оставалось ещё 2 часа. При этом предварительного разговора о создании данных текстов не было.

При предварительном разговоре (за два месяца ранее), получив вторично в 10 часов утра 15 января 1999 г. от Заслуженной артистки России Валентины Пудовой по телефону просьбу написать текст песни о пожарных, для исполнения песни на Первом всероссийском конкурсе на лучшее исполнение песен о пожарных, я через час продиктовал ей по телефону тут же созданный мною текст песни «Влюбилась я в пожарного!» 11 апреля 1999 года, исполнив эту песню в московском Дворце культуры «Молодёжный», она стала победительницей этого конкурса (музыка Николая Широкого и Юрия Пушкарёва).

144 поэмы для книги «В битвах за Россию. От Рюрика до Берлина» были созданы мною с 18 января по 18 марта 2011 года – по нескольку поэм в день. В них охвачено 1083 года истории России, 537 конкретных исторических героев, описаны 334 войн, сражений и атак. При этом одновременно я изучал историю России, пользуясь трудами академика Е.В. Тарле, д.и.н. Н.А. Троицкого и др. авторитетными изданиями. 21 мая 2011 г. эта книга была издана.

С 16 по 26 марта 2012 года я изучил историю войн России с Наполеоном за 17 лет и одновременно создал поэтическую эпопею «1812: Отечественная война», в которой отразил 140 героев, 207 войн, сражений и атак, 207конкретных исторических личностей. Только Бородинская битва описана мною на 54-х поэтических страницах. 23 апреля 2012 г. эта книга вышла в свет 200 страниц), а через 2 дня прошла её презентация.

В 2011 году за неделю была изучена биография Александра Суворова, его основные сражения и одновременно созданы 14 поэм, которые в последующем были изданы в поэтической эпопее «Александр Суворов», при этом 7 поэм были посвящены героическому походу через Альпы. (В июле 2012 г. эта книга была издана Ижевским издательством "Проект" в кол-ве 100 экз. Спонсором издания явился московский Пансионат для ветеранов труда № 19, с которым у меня большая дружба, поскольку  там культорганизатором работает мой друг композитор Вячеслав Панкратов. В благодарность я послал им половину тиража изданной книги, а в 6 сентября 2013 г. создал текст для песни об этом пансионате, на основании которого В. Панкратов создал песню "Мы любим наш пансионат", которая в репертуаре пансионатского хора.).

52 стихотворения для детской книги «Наш чудесный зоопарк» были созданы мною в апреле 2009 года за 5 часов. Эта книга, изданная по поручению Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова тиражом 1000 экземпляров, разошлась за несколько дней.

С 5 июля 2012 по 5 июля 2013 гг. я создал 1500 экспромтов на фотографии 153-х фотомастеров мира, в том числе за 2,5 месяца – 507 экспромтов на фото фотомастера из Хабаровска Виктора Алеветдинова. В июле этого года издал книгу «Путешествие по Хабаровскому краю» (500 экспромтов на фото Виктора Алеветдинова). Сейчас завершаю вёрстку книги «Путешествие по России и Ближнему Зарубежью» (500 экспромтов посвящены России и 100 – бывшим Республикам СССР и трём пока массово непризнанным новым республикам). Параллельно готовлю книгу «Путешествие по планете Земля», в которой получат стихи каждая страна мира. 100 произведений для этой книги уже созданы.

Поэтому неудивительно, что текст песни «Кто сказал, что комсомола нет?» я создал за два часа: приступил к написанию 26-го июля в 11 часов вечера и завершил в час ночи. А затем начались адские муки ожидания, когда будет написана музыка, сделана аранжировка, запись на студии и, наконец, когда песня будет исполнена на концерте торжественного республиканского мероприятия. Песня «Кто сказал, что комсомола нет?» – где-то более чем 200-я по счёту. Музыку на мои стихи создали 32 композитора (3 московских – Людмила Лядова, Людмила Жереги и Вячеслав Панкратов, остальные – из Удмуртии).

Только в начале октября Виктор Шацкий создал музыку. Пишет музыку он быстро, но порою трудно заставить его это сделать, поскольку он чрезвычайно занятой человек и любит всё делать в последние дни. При этом музыку пишет молниеносно и весьма качественно. Но порою надо потратить немало энергии, чтобы сдвинуть его с места.

Затем были мучительные ожидания окончания аранжировки и записи песни. Наконец, Шацкий блистательно спел на репетиции, а на концерте был потрясающий триумф!

В начале мероприятия выступил один их молодёжных хореографических коллективов. Затем с приветственным словом к собравшимся обратился Президент Удмуртской Республики А.А. Волков. За ним выступил председатель оргкомитета по проведению этого торжественного мероприятия Виктор Годин. А, вслед за ним, буквально потряс зал Виктор Шацкий. Зал взорвался аплодисментами. У многих на глазах были слёзы – так взволновала их песня, в которой ярко и просто сказано, какой выдающийся вклад в историю Отечества внёс комсомол, в котором они состояли. Прекрасная музыка, аранжировка и артистическое исполнение глубоко взволновали присутствующих.

Раздались возгласы: «Автора!» Я поднялся и получил бурные аплодисменты. Это была победа! Но какой ценой! Сколько было потрачено энергии, нервов и средства! – Аранжировка и запись песни были сделаны за мой счёт.

Получаю записку от Народного поэта Удмуртии, профессора УдГУ Василия Ванюшева: «Дорогой Владимир! Разреши перенвести твой текст песни «Кто сказал, что комсомола нет?» на удмуртский язык! Пришли мне по электронной почте на мой электронный адрес (указывает адрес электронной почты). Жду! Ладно? (Подпись)». Пишу и отправляю ему ответ: «Благодарю. Вышлю».

Это уже второй удмуртский автор за последний месяц решил перевести мои стихи на удмуртский язык: недавно Почётный гражданин Удмуртии и города Ижевска, художественный руководитель ансамбля «Италмас» Анатолий Мамонтов перевёл на удмуртский моё стихотворение «Память сердца», посвящённое национальному герою удмуртского народа поэту Кузебаю Герду, расстрелянному на Соловках в 1937-м году, положил на музыку и озвучил хором своего ансамбля.

Когда на сцене выступил гость из Москвы – представитель всероссийского оргкомитета по проведению торжественного мероприятия в честь 95-летия создания комсомола, в прошлом секретарь Удмуртского обкома комсомола, Дмитрий Главатских, я подошёл к сцене и подарил ему диск с этой песней, показав его залу со словами: «Диск – Москве!»

В фойе Виктор Шацкий подарил диск с записью песни «Кто сказал, что комсомола нет?» Президенту УР А.А. Волкову. У Виктора взяли интервью корреспонденты газеты «Удмуртская правда», ТВ и Радио «Моя Удмуртия». В этот же день клип с записью исполнения В. Шацким этой песни появился на Youtube.

Такова история создания и первого исполнения этой песни на мои стихи:

КТО СКАЗАЛ, ЧТО КОМСОМОЛА НЕТ?

ПЕСНЯ


Кто сказал, что комсомола нет?
Кто сказал, что жили мы напрасно?
Сердце – комсомольский наш билет,
И оно всё также бьётся страстно.

С нами наша память. Как всегда,
В ней горят целинные рассветы,
И встают в Сибири города,
В небо устремляются ракеты.

В ней Гагарин – с той же, огневой,
Лучшею улыбкою на свете;
«Чайка» в небе кружится звездой,
И Корчагин – с нею над планетой.

На Даманском – весь наш комсомол! –
Рядом с теми, кто с врагом сражался.
Каждый сердцем Братск в тайге возвёл,
За дела большие всюду брался.

Кто сказал, что комсомола нет?
Комсомол живёт в сердцах отважных.
Сколько нам сегодня с вами лет?
Это никому уже не важно.

Молоды мы сердцем и душой.
И хотя немало потрудились,
Рано нам, друзья, трубить отбой:
Мы ещё не все дела свершили

Кто сказал, что комсомола нет?

25 октября 2013 года

---------
   Плакат взят из Интернета.

   Видеоклип с исполнением песни "Кто сказал, что комсомола нет?" Виктором Шацким можно посмотреть на YouTube, набрав в окне этого канала Интернета "Кто сказал, что комсомола нет?"