ЛИФТ. Влад Вол рекомендует

Страница Лифт
Задача "Лифта" поднимать из глубин Прозы.ру  произведения, заслуживающие  большего внимания читателей, чем сегодня  им уделяется.
Проект был создан после многочисленных, но безуспешных обращений к администрации сайта изменить концепцию  существующего рейтинга.



Сегодня в рамках проекта "Лифт" рассказ Василия Григорьева "Суслики".

"Мы часто вспоминаем наших мам весёлый смех, и боль потерь, и первые победы…" - всплыли, помнится, в голове после прочтения слова Розенбаума. Весёлого маминого смеха в "Сусликах", к сожалению, нет. Он остался где-то там, позади, и уже одно это "позади" (применительно к мальчишкам и девчонкам) царапает душу и зло стискивает мне зубы.
Да, в рассказе налицо некоторые идеологические сентенции, неоднозначные, судя по ленте рецензий, в чём я не вижу ничего страшного - сколько людей, столько мнений. Самое же главное - присутствует эпизод становления души, как издавна водится в нашей стране - не благодаря, а вопреки. Присутствует и смутное осмысление, не побоюсь этого слова, некоей высшей справедливости, которую никакая идеология сломить не в силах. Оговорюсь, саму справедливость - не в силах, а носителя её - легко. Впрочем, если тогда ломала идеология, в наше время - деньги. Но сейчас не об этом... Не знаю, прав ли я, но, возможно, присутствуют и зачатки осмысления миссии Женщины в этом сумасшедшем мире. Любовь, конечно же... Любовь-любовь-любовь. И ничто иное. Именно любовь спасёт мир, не красота, не бряцание оружием, не социализированные лозунги и речёвки.
- Любовь к ближнему и дальнему, основанная на понимании, что он в первую, вторую, третью… очередь человек, и только в миллионную - представитель иного класса, попросту - враг...
- Любовь к жизни, способная оттолкнуть шприц от вены и стопку ото рта...
- Любовь руководства страны к своему народу. Любовь, а не презрение к "быдло-плебсу"...
- Любовь народа к толковым законам своего государства...
- Любовь к Родине, когда за неё в огонь и в воду…
Надо ли продолжать?
И не уместно ли напомнить здесь, в этом самом месте, о судорожных и безрезультатных поисках национальной идеи?
Так. Стоп! Вернёмся-ка "к нашим баранам".

Знаете, если преувеличу, то чуть-чуть - и меня угораздило влюбиться в Ирину Николаевну Гладышеву, в "сероглазую девчонку, стриженную под мальчишку, в стоптанных ботинках, штопанных кофейного цвета чулках, коричневой юбчонке до колен, в полинялой с остатками синевы сатиновой блузке, которую оттопыривает, как две дульки, грудь." Не пожалел. Именно влюбился.
Что же касается Кешки… "Воспитатель сам должен быть воспитан" - говорил Карл Маркс. И очень жаль, что поборники марксизма забыли об этих словах. Растоптать походя чью-то судьбу? Сущий пустяк в свете грядущей мировой революции… Съёжившийся от холода пустяк, уходящий по раскисшй дороге в промозглую даль за светом сердца ставшей для него всем Инглы.

Что ещё? Многие уже читали этот рассказ, но тот, кто откроет автора для себя впервые (а "Лифт" в первую очередь отправляется на его этаж), считаю, равнодушным не останется. И я не остался. Может быть, оттого, что в моей жизни когда-то очень давно тоже ярко сверкнула "Ингла"… Сверкнула перед тем, как исчезнуть, но и исчезнув, продолжала (...и, наверное, продолжает) согревать (...а, может, и направлять) человечностью своей души всю мою жизнь.

Кое-кто может заметить - что ж, мол, за автор "задвинутый" такой, получивший аж семьдесят отзывов на этот рассказ? Парировать особо нечем, рискну разве что кивнуть на вчерашний рейтинг. Допустим, на невнятное бормотание об олимпийском факеле, получившее за два дня более половины от семидесяти Василия…

Вот и все, что хотелось бы сказать, предваряя прочтение. Я не стремлюсь раскрывать содержание с выделением наиболее понравившихся моментов, нет. Не хочу и рецензировать в общепринятом смысле, оценивая сюжет, характеры и проч. Я лишь представляю вашему вниманию некую прозу, традиционный реализм, без эмоциональных  изысков и недоговорённостей, но честную, качественную и, на мой взгляд, весьма мудрую. Пусть спорную, но гораздо выше среднего уровня. Язык повествования сдержан, но красив. Рассказ Василия Григорьева в каких-то ипостасях пересекается с прозой Бориса Путилова, горячо любимого мной в более нежном возрасте, мои земляки - обитатели Пароходной улицы - тоже искали справедливости, то и дело набивая шишки о стальные рёбра реалий.
Если нет желания возвращаться сюда с вашей оценкой - не возвращайтесь. Если же есть, жду их. Мнение о произведении оставляйте на страничке автора, можно (кратенько) и здесь. Признаюсь, мне было бы его интересно услышать, но, повторюсь, устроит и просто оценка. Лично для меня рассказ "Суслики" тянет на твёрдые десять баллов и низкий поклон автору за... за катарсис, делающий нас лучше.

И ещё одно, пожалуй, последнее. Я здесь не ради рейтинга (не тщеславен, оттого вышеуказанная табличка не тешит моего самолюбия), тем паче - прозобаллов. Все баллы, поступившие в мой адрес благодаря этому дежурству в "Лифте", обязуюсь перечислить Василию Григорьеву.

Объяснюсь по поводу последнего пункта. Активная позиция проекта будет понятна и видна большему кругу читателей, если анонсы попадут в верхнюю часть рейтинга, как ни крути - единственного путеводителя по порталу.
Искренно и, может быть, наивно считаю, что сделать пространство сайта чуточку литературней - наша задача. Общая.
Так… Про прозобаллы я уже сказал. Их получит автор представляемого рассказа. Всё до копеечки.
Оценивать же рассказ  вам. "Лифт" напоминает, что принимаются любые мнения.

А теперь приглашаю в гости к Василию Григорьеву :

 http://www.proza.ru/2012/01/05/874.