Охота. Свадьба в горах

Валерий Анипко
                Начало: http://www.proza.ru/2013/04/11/896


                …Среди ночи, часа в 4 утра, вдруг в нашу входную дверь кто-то позвонил…  Я спросонья, не спрашивая «кто?»,  открыл, и тут же увидел перед носом руку, державшую за уши здоровенного зайца… Потом из-за угла косяка двери появилась радостная физия «ноль первого» - моего лучшего друга Санчо по прозвищу «Пожарник»...
                У второго лучшего друга  – позывной был «ноль второй» или «Мишель», у меня  - «ноль третий» или «Доктор»… Мы давным-давно сдружились именно на ниве беззаветного стремления все выходные проводить на охоте…  Хотя собственно охотой наши действия на природе можно было назвать с о-очень большой натяжкой…  Да, мы одевались, как охотники, в горах ходили с ружьями в руках, настороженно приглядывались и прислушивались вокруг, и иногда даже привозили домой одного на троих кеклика, или подстреленную на озере дикую утку… 
                Трофеи обычно отдавались мне, так как был я семейным человеком… Они же оба были пока холостяками, поэтому кусочки, добытой нами и приготовленной женой, дичи, мы потом искали в плове или жарком с картошкой, куда для полноты картины добавлялось немного другого мяса… Немного – килограмма полтора-два… Ребята мы были не хилые, да и плотно покушать за застольными разговорами об охоте – никогда не отказывались…

                СпрОсите, почему так мало привозили, хотя на охотах бывали по два-три дня…?... Так, это всё из-за нашего богатого воображения…  Когда видишь объект охоты со стороны – то раз ты охотник, то как бы должен в него обязательно выстрелить… Стрельнул, подошёл, взял в руки, разглядел, какая птичка – кеклик или утка – красивая, тут же представил, что она недавно была маленьким пуховичком, который ходил за мамой-уткой – и всё… Второй раз в кого-то бабахать уже ну совсем не хочется…  И такие заходы были у нас всех троих…

                - …Привет…!... Чё, - дрыхнешь…? – спросил ноль второй с зайцем, как будто в 4 утра я мог заниматься ещё  чем-то…
                - Нет, блин, на скрипке играю, не слышал что ли…? – ответствую как можно любезнее…
                - Ну, извини…  А то мы сейчас с Дедом из Кенес-Анархая на моей «Ниве» приехали – смотри какого зайца у браконьеров забрали… И ещё двух сайгаков… Одного он мне отдал…
 
                Мы старшего облгосохотинспектора Юрия Михалыча Моисеева между собой «Дедом» зовём… Я тоже с ним частенько в рейды мотался…
 
                - Так что прячь свою скрипку, и поехали ко мне его разделывать и мясо на шашлык мариновать… Завтра с утра Мишель выезд в наше ущелье организовывает – там и пожарим…
                - А зайца на фига тогда приволок…?... И вообще – откуда такой…?... Это ж не толай – те вдвое-втрое меньше… Что-то на крупного кролика сильно машет…  Вы что - в чей-то крольчатник залезли…?...
                - Да ты чё…?... Это же настоящий русак… Их в Кенес-Анархайский заказник ещё лет 10 назад завезли, так они там так расплодились – только мы их штук двадцать из машины видели…
                - Заходи… Щас чаю попьём, с зайца твоего «пиджак снимем», и поедем… Тихо только, а то Ольга проснётся – она нам задаст чертей…
                - Полуночники, - из спальни показалась моя благоверная… - Даже ночью от вас никакой жизни нет…  Сейчас чай поставлю…

                Вот что значит – восточная жена…  Раз мужчины ночью друг другу покоя не дают – значит, так надо… Между прочим – сколько живём, ещё ни одной секунды не пожалел, что осчастливил именно её… Пока ноль второй  раздевался, умывался, а супруга заваривала чай – я в ванной быстренько снял с зайца шкуру,  выпотрошил и принёс его на кухню… Действительно, здоровый… Не то, что наши полу-килограммовые местные зайцы-толаи…
                «Пожарник» сказал, что он его нам привёз, чтобы мои сыновья вкус настоящего зайца попробовали… А мы сейчас едем шашлык из сайгака мариновать, и вообще уезжаем на три дня…Та побурчала для вида под нос, что «вам бы только по дому ничего не делать, а толку от вашей охоты – кот наплакал», тут же разделала русака, убрала в холодильник и ушла досыпать…
 
                Я потихоньку оделся, и мы тронулись обрабатывать второй  Санькин трофей… Кстати, из него получилась полнющая двадцатилитровая кастрюля мяса, замаринованного в одном только луке…  Причём, сайгачок достаточно жирненьким оказался – так что шашлычок отличным получится…  Остальное мясо, рёбра и шейную часть Санька тоже отдал мне, оставив только себе немного пожарить…  Сказал: «Я же в командировках по области постоянно… Ладно, если до этого супнабора ещё руки дойдут…»…

                … В общем,  на следующее утро, и опять в 4 утра, мы втроём выехали в своё любимое ущелье… Оно было очень глубоким, с рыбной речкой и склонами, заросшими арчой – средне-азиатским кипарисом, шиповником, барбарисом и другим кустарником…  Вдоль речушки росли деревья… Очень красивое место… И зверья там навалом… О кекликах я уже не говорю – их квохтание неслось практически со всех склонов… Да что кеклики, мы там несколько раз видели косуль, лис, барсуков, горных козлов тау-теке и даже медведя…
                А уж дикобразьих иголок сколько я там насобирал…!... И накопал «золотого корня» - лекарственного растения такого от всех болезней…  Короче – классное место, и не бывает почти никого… Ведь туда только на супер-вездеходе до самого конца проехать можно…  А Саньчо, как собкору республиканской газеты, как раз дали разнарядку на покупку «Нивы»… Хорошая техника, лёгкая, и по камням хорошо прыгает…  Мы на ней куда надо – туда и добирались…

                Приехали, поставили машинку под большим деревом, начали разгружаться…  Ну, ладно, палатка, кошма, а одеяла и подушки-то с какого перепугу…?... Никогда же их не брали… А коробок, коробок-то сколько… Не понял – мы, что, здесь месяц жить будем…?... Спросил ноль второго - он рассмеялся и ответил, что «потом скажет»… Смотри, пожалуйста – тайны, ёлки, какие-то…  И вообще Мишель сегодня какой-то не такой… Прям как-то загадочно светится весь… Обустроились по-быстрому – палатку поставили, ящички в кучку снесли и брезентом накрыли... А то раз с Дедом нас ночью шакалы обокрали – все продукты, и даже посуду утащили… И мой шикарный охотничий нож, Дедом подаренный… Чашки и ложки я потом в кустах нашёл, а ножик – так и накрылся…

                - Так, ну что, пробежимся налегке по отщелкам…? – доставая ружьё, предложил ноль первый…
                - Вы идите, - сказал  ноль второй, - а я шашлыком займусь… Долго не гуляйте, много не стреляйте… Разве – если кто на вас нападёт… Тогда отстреливайтесь… Хотя нашему «Доктору» никакие звери не страшны – он вон прошлый раз от сурка запросто ногами отбился…
                - А кто-то их вообще проспал, - возмутился я… - Посмотрел бы, если бы он на тебя с кулаками полез…!...
                - Брэк, брэк, - вмешался Санчо… - Чувствую - это надолго… Поэтому, давай, я - в левый, ты – в правый…
                - Сурок, сурок, - пробурчал вслух мой внутренний голос. - Уже столько раз о нём вспоминают, что он бедный там, наверно, заикался уже до потери пульса… Никакой жалости к животному миру…

                …Мы с ноль первым ушли…  Он – налево, я - направо…  Он большо-ой любитель налево ходить… Иду, а за каждым кустиком и поворотиком такие виды открываются…!... О-о, это ж барбарис…!... И уже весь спелый… Надо завтра рюкзак набрать – моя с ним кисели всю зиму варит… Сколько раз ни привозил – всегда говорила: «Вот это добыча…!... Вот это настрелял…!»…  Интересно – это она на полном серьёзе, или издевалась…?... А это что…?... Какие камни удивительные…!... У меня их всяких-превсяких уже где только не стоит… Про них у неё тоже своё, но сразу скажу – некачественное мнение… Говорит: «Если надумаем дом строить – как раз на фундамент хватит…»… Ну, ничего эти женщины не понимают…
                Выхожу за очередной куст – и вижу с десяток кекликов, бегущих от ручья нА гору… Срываю с плеча ружьё, взвожу курки, выцеливаю, ба-бах… Бы… Если бы ружьё было заряжено…  М-да, действительно, охотники мы ещё те… Да и не тянет что-то всё это благолепие вокруг выстрелами нарушать… Хотя – надо бы зарядить… Вдруг что-нибудь серьёзное выскочит… Достал патроны – вот, два ноля, как раз на крупную зверину… А кеклики – да что там кеклики, если у нас еды в коробках на месяц…  Вот таким макаром продефилировал я по своему отщелку ещё с часик - и решил сам себе скомандовать «кругом – марш»…  Завтра ж ещё день будет – и камешков наберу, и барбарисика нарву…

                Только это подумал – а из-за следующего куста здоровенный красно-жёлтый лис вылетает - и бегом в гору…!... Вот это да…!!!...  Опять срываю ружьё, взвожу курки, беру на мушку, веду…  Не в хвост же ему стрелять…!... А он бежит по крутому склону всё выше и выше… Вот уже десять, пятнадцать, двадцать метров…  Может стрельнуть…?... Тут лис останавливается, поворачивается и смотрит на меня сверху вниз… А в зубах у него кеклик… Ах ты, змей…!... И тут палец сам собой жмёт на задний спусковой крючок…!... Левый ствол же «чок» - а он кучнее бьёт… Короче – я ему прямо в голову попал…

                …Подхожу к нашему лагерю, а там шашлык уже вовсю жарится… Оказывается, ноль второй ещё и мангал сборный в «Ниву» загрузил…  Где ж это он там поместился…?... Да, причём, явно не один – что-то слишком уж длинный он какой-то… Даже на первый взгляд на нём шампуров где-то тридцать-сорок, если не больше… И ноль первый уже там – ходит вокруг них кругами и облизывается… А стол-то, стол какой…!... И сыры и колбасы, копчёности и фрукты, лаваш и салаты, коньяки и минералка… Рюмки хрустальные, стаканы… Даже салфетки лежат…  А уж варенье и сметана в вазочках – меня вообще убили…

                - Михал Михалыч, чё за дела…? – вытаращил я глаза на ноль второго...  – Мы какое-такое, извините за нескромное любопытство,  супер-неординарное событие сегодня празднуем…?...  Снимаю свою драную шапочку за неимением шляпы, но я такой стол в последний раз только на свадьбе видел…
                - О-о, великий и непобедимый охотник, да ещё и с добычей…! – отвлёк Санчо  Мишеля от моего вопроса и сам оторвался от вожделенного созерцания шампуров. – Ты смотри - опять  он отличился… Подстрелил или лиса сама при виде тебя руки на себя наложила…?...
                - Я даже уверен, что сама…, - подключился ноль второй. – Уже все в горах наслышаны, что в случае чего – он ногами работает… Вот она с перепугу вниз головой со скалы и сиганула – глянь, как у неё голова разбита…
                - Э-э-эх вы…, - сказал я. – Да вы ещё будете внукам своим рассказывать, что были на охоте, во время которой одним выстрелом был добыт одновременно прекрасный вылинявший лис и жирный осенний кеклик… Да я бы на вашем месте уже очередь друг за другом занимал, чтобы со мной сфотографироваться…

                И я, достав птицу из кармана ветровки, в доказательство своих слов предъявил её им… Нужно было видеть взлетевшую правую бровь ноль второго, что случалось только при проявлении им крайнего изумления…  И глаза ноль первого, переводившего взгляд с пушного на пернатый трофей, и обратно…
                А я, сделав себе непроницаемо-одухотворённое лицо и небрежно положив лиса и кеклика у колеса «Нивы», сказал «да уж» и изящно-расслабленной походкой пошёл к речке мыть руки…  А когда вернулся, то услышал их разговор о том, сколько кто выстрелов слышал – один или два… И тот, и другой утверждали, что был один, и спрашивали друг у друга – почему тогда охотничьей дичи две…?... Такого же в принципе быть не может…!...
                Ну-ну, задал я вам задачку… Это за то, что вы меня этой историей с сурком подкалываете … И при этом ржете, как мустанги… Согласен – было… Я тоже вместе с вами ржу… Приятно же необычное вспомнить…

                - Колись, - взяли они оба сразу меня в оборот. -  Как это ты умудрился…?...
                - Нетушки, сначала вы скажите, что мы сегодня празднуем…?...  А то спрашиваю – оба, как рыба об лёд…
                - Да свадьба сегодня у Михал Михалыча, свадьба… Ты правильно догадался…, - выдал Санчо…
                - Стоп, видимо это я головой о камень ударился… Какая-такая свадьба…?...
                - По нашим законам, жених не может быть среди родных и гостей на свадебном торжестве…, - теперь уже стал разъяснять жених. – Он празднует отдельно со своими близкими друзьями – а вы мне самые близкие, по нашему – кунаки… - Он посмотрел на часы… - Где-то в это время моя жена должна переступить порог моего дома … Почему уже жена, а не ещё невеста…?... Дело в том, что обряды признания нас супругами уже проведены для каждого отдельно, и мы уже  семья… Так что – давайте за стол…

                Мы с ноль первым резво бросились к своим двустволкам, и раз за разом дуплетами выпали в воздух по десятку патронов… После салюта, одновременно означавшего расстрел злых духов, разлили в хрустальные рюмки коньяк «Вайнах» - кстати, лучшего я ни до, ни после не пил, и приступили к тостам и поздравлениям… А "Пожарник" - он же у нас  профессиональный журналюга, ещё и стал расспрашивать Мишеля об их чеченских обычаях и обрядах…
                Время до темноты пролетело совсем незаметно… Включать фары на машине мы не стали, а для освещения стола ограничились двумя  железнодорожными фонарями, которые обычно возили с собой на все охоты… Так мы просидели почти до утра, наслаждаясь общением, горным воздухом и необычайно крупными звёздами на тёмно-синем небе… Я только ненадолго от любования ими отвлекался, когда лиса от шкуры освобождал и кеклика ощипывал... Действительно жирным оказался - мы его тоже на шампуре зажарили...

                Что касается шашлыка – то это было что-то просто невообразимое… Когда говорят «тает во рту» - то наяву это трудно себе представить… Но приготовленный Мишелем шашлык был именно таким… Я и раньше знал, что кто не ел шашлык из сайгака – тот вообще шашлыка не ел…  Этот же вообще был вне конкуренции… Не говоря ещё о других деликатесах, которые имеешь возможность попробовать вообще раз в несколько лет…  Богатый был стол, очень богатый…

                …На следующий день мы прогулялись уже втроём по  «моему» отщелку, но кроме кекликов, никакой другой живности не увидели… Видимо распугали всех своей пальбой – бабахали-то часто…   Естественно, я набрал полный рюкзак барбариса и склонил к этому Мишеля и Санчо… Заодно показал им место, где встретился с лисом, и рассказал историю  добычи «одним выстрелом двух зайцев»…  Прошли почти до самого конца этого отщелка и сделали вывод, что он самый живописный из всех, где мы были…               
                После почти 4-часового физического променада - опять было застолье, тосты, поздравления, стрельба в воздух…  Шашлык шёл «на ура», но было видно, что мы втроём с таким количеством намаринованного мясца и других продуктов – вряд ли справимся…  Ноль второй высказывал надежду, что может кто, на наше счастье, приедет сюда на охоту – но она не оправдалась…
                Потом мы немного подремали на солнышке, попили чаю и двинулись обследовать ещё один отщелок, где до этого ни разу ещё не были… И пошли не зря… В смысле – я не зря… Потому что нашёл два прекрасных камня малиново-красного родонита и окаменелую голотурию… То есть даже здесь, в горах, когда-то дно моря было… Интересно, и куда потом вся вода делась, если её на Земле столько много было…?...

                Вечером опять посидели, но уже недолго… Зато выспались так, что наутро просто бегать хотелось… Опять постреляли, потому как «ноль второй» сказал, что жену сейчас повели к реке, куда она как бы должна каждый день ходить к ней за водой… И там тоже сопровождающие её стреляют, предупреждая злые силы, что эта женщина находится под защитой и неприкосновенна… Тоже обряд такой… Позавтракали  и стали собираться домой… Все оставшееся продукты и мясо для шашлыка сложили в полиэтиленовые мешки, и Мишель сказал, что домой он их везти не может – так что придётся вам, ребята, продолжать праздновать его свадьбу в своих семьях … Санчо сразу посмотрел на меня, но я сказал, что он не отвертится, и будет питаться у меня дома, пока всё не съест…

                Если бы кто меня сегодня спросил, какая свадьба мне понравилась больше других, то я бы с твёрдостью ответил – свадьба в горах… А мне доводилось бывать и на дунганских свадьбах, где все гуляют и  веселятся, а накрытая покрывалом невеста сидит носом в угол, и после хорового выкрика каких-то слов - встаёт, кланяется, и потом опять  в угол… И на узбекских, где зажигательные танцы голопузых красавиц заставляют самого подпрыгивать на стуле… И на русских, белорусских, греческих, немецких, казахских, корейских… Но такая свадьба, как у моего друга – затмила все остальные именно своей необычностью…

                … А когда были уже дома, то моя Ольга принюхалась и спросила, с чего это мы надумали на охоте выпивать…?... Ведь раньше мы никогда себе этого не позволяли… Мы с Санькой объяснили, что были у Мишеля на свадьбе, кстати - можешь его поздравить, ну и пришлось…
                - И ты в таком виде попёрся к другу на свадьбу…? – напустилась она на меня. – Небритый, в маскхалате и в этой своей задрипанной шапочке…?...

                Я сказал, что перед охотой мы все никогда не бреемся… А Санька, вместо того, чтобы защитить друга от "наезда" жены в законе - только молча ржал и соглашательски-сокрушённо кивал ей головой… Через неделю благоверная купила мне заводную бритву «Спутник»… Это на тот случай, если я прям с охоты ещё к кому на свадьбу попаду... Между прочим – она мне лет 15 потом служила…
               
                Продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/11/245