Не расстанусь с комсомолом!

Сергей Захаров 3
Юбилей
Не расстанусь с комсомолом!
Подзаг: Созидательный порыв тех парней и девчат  – вечно живой пример для нас всех

Прочел в Интернете коротенькую информацию о том, что в Шарыпово собираются с размахом отметить 95- летие комсомола – и нахлынули воспоминания! Да такие живые, с такими милыми сердцу подробностями…»Друзей моих прекрасные черты» проступают так явственно, как будто и не было последних двух десятков лет замалчивания и охаивания того доброго, светлого, созидательного, что несло в мир это содружество молодых, увлеченных, полных энтузиазма людей…
Друзей моих прекрасные черты
Еще бы шарыповцам не помнить и не ценить тех, кто его воздвиг, превратив из заштатного села в современный город! Которому выпала честь стать центром последней масштабной Всесоюзной ударной комсомольской стройки бывшего СССР. Она называлась КАТЭК – Канско-Ачинский топливно энергетический комплекс. Сюда съезжались ударные комсомольские отряды со всей страны. И ударными они именовались не для красного словца. Помню ту замечательную атмосферу неустанного труда, творческого поиска, высочайшей требовательности к себе и товарищам, которые царили в прославленной бригаде моего тогдашнего друга Виктора Страхова. Это про него ходила полушутливая-полусерьезная поговорка, что быть на КАТЭКе и не знать Виктора- просто неприлично. А с каким накалом проходили у ребят комсомольские собрания! Вникните в повестки – и вы все поймете: «На комсомольской стройке - образцовый порядок»,  «Позор иждивенцам, вон из наших рядов прогульщикам и демагогов!», «Комсомолец, ты первый ответственный за улучшение организации производства». Собрания были многолюдными, шумными; вопросы ставились остро, обсуждение было горячим, и туго приходилось тем, против кого был направлен удар, будь то прогульщик, лодырь или нерадивый руководитель.
Наверняка не последнюю роль это сыграло в том, что за какие-то шесть лет были пущены в эксплуатацию градообразующие предприятия – Березовская ГРЭС и угольный разрез. И возведен город на 50 тысяч населения, а также рабочий поселок Дубинино, который сейчас входит в состав Шарыпово.
В связи с юбилейной датой в городе 1 ноября пройдет праздничный вечер «Юность моя – комсомол!». На вечер приглашены ветераны ВЛКСМ, бойцы Всесоюзных ударных комсомольских отрядов и молодЕжь дня сегодняшнего. В школах Шарыпово сейчас проходят встречи комсомольцев разных поколений с учащимися. Городской музей и архив готовят выставки экспонатов и памятные фотографии. Жива память о тех «штурмовых» днях, месяцах и годах, в которые энергией молодых созидалась, по сути дела, небольшая новая цивилизация.


«Построить эту дорогу невозможно»
География Всесоюзных ударных комсомольских строек была поистине неисчерпаема. В 60-е годы – это возведение  Красноярской ГЭС, Назаровской ГРЭС, железных дорог Абакан - Тайшет, Ачинск - Абалаково, Красноярского алюминиевого завода и множества других объектов на просторах Красноярья.
Мне как журналисту довелось быть знакомым со многими первостроителями Трассы мужества - дороги Абакан-Тайшет. Они поднимали эту невероятную стройку с первого колышка, с первой палатки, с первого замеса бетона. Яркой, харизматичной личностью был Олег Шапошник, человек широкой души и потрясающей деловой цепкости. На стройке Олег прошел путь от мастера до главного инженера головного ремонтно-восстановительного поезда. Вообще здесь была  настоящая кузница кадров. Только за 1959-1965 годы на строительстве 492 человека из числа молодежи было выдвинуто на руководящие должности. Олег Шапошник, выступая на слете строителей трассы в 1965 году, говорил: «Абакан - Тайшет для нас всегда будет паролем. Скажи «Абакан – Тайшет», и ничего не надо объяснять, не надо предъявлять свою служебную характеристику».
В его словах не было и доли преувеличения. Ведь иностранные наблюдатели заранее злорадствовали: Советы затеяли несбыточное дело, построить эту дорогу невозможно. Магистраль проходит в основном в гористой местности. Высшая точка пути — станция Щетинкино (1000 метров над уровнем моря, самая высокая станция Красноярской железной дороги). На подходе к ней со стороны Абакана (перегон Джебь — Щетинкино) дорога с уклоном в 16 — 18 тысячных поднимается в горы, два раза поворачивает на 180 градусов и проходит через 3 тоннеля. А также Козинский виадук, уникальнейшее инженерное сооружени высотой 65 метров. Всего на трассе дороги пробито 9 тоннелей. Общая их длина - более 10 километров. Самый крупный из них — Манский — имеет протяженность 2487 метров.
И всю эту невообразимую махину осилили парни и девчата, многие из которых освоили строительные специальности уже на трассе! Сколько же нужно было для этого упорства, трудолюбия, а главное –веры в значимость своей миссии. А у этих мальчишек и девчонок буквально горели глаза, когда они рассказывали о СВОЕЙ дороге, ставшей для них делом жизни…

«Запомни этого парня»
47 руководителей из разных сфер экономики Красноярского края вошли в авторитетный ежегодный рейтинг Ассоциации менеджеров и газеты "Коммерсантъ", куда включаются наиболее успешные предприниматели России. И среди них – генеральный директор Новоенисейского лесохимического комплекса Виктор Шелепков.
Вот уж пусть и заочная, но все равно приятная встреча.  В некий прекрасный день секретарь парткома Новомаклаковского ЛДК Алексей Сирота повел меня в лесопильный цех, знакомить с молодым мастером комсомольско-молодежной смены Виктором Шелепковым. «Запомни этого парня – у него большое будущее. Что ему смена – так, на один зубок. Волевой, но без подавления других. Прирожденный организатор, но подает все так, как будто оно организуется само собой. А уж энтузиазма в нем! Но – спокойного, без криков, биения себя в грудь и прочего».
В тот раз мне и надо-то было взять у молодого мастера небольшое интервью. Но разговор с ним так увлек, что мы его продолжали и после того, как Виктор сдал смену. Меня поразило то, насколько масштабно этот паренек мыслит, как точно видит слабые места технологии, а главное – четко представляет, как их можно «расшить».
И парторг, с его чутьем на перспективных людей, оказался прав. Чтобы Виктор поднабрался чисто технического опыта, его на несколько лет направили старшим механиком на склад сырья. Затем несколько лет отработал начальником лесопильного цеха, работу которого поднял на качественно новый уровень. Затем партийное руководство выдвинуло Шелепкова в заместители директора уже Новоенисейского лесокомбината по производству. А с 1986 года он  — генеральный директор ЗАО "Новоенисейский ЛДК" ( ныне – Новоенисейский лесохимический комплекс).
Комсомол научил его главному – умению делать большое, многомиллионное дело расчетливо, умно, с четким анализом конююнктуры и еще сотни всяческих факторов. Не изнемогать в речах , не сочинять километровые отчеты о непроделанной работе, а именно создавать. Поэтому и комбинат  он вывел на неслыханный ранее коэффициент комплексного использования древесины- 95 процентов. А когда-то он составлял всего 59…
Сократили леспромхозы с 1994 года объемы лесозаготовок - Новоенисейский ЛХК начал заготавливать сырье самостоятельно. Внедрили «сухую» технологию изготовления древесноволокнистых плит. А последняя новинка – выпуск пеллет. Несмотря на заграничное название, продукт это нашенский. По сути, это высушенные и спрессованные опилки, которые после переработки превращаются в ценный, особенно востребованный в Европе, товар. После запуска нового цеха ЛХК может гордиться практически безотходным производством. И мощным ударом по извечной беде Лесосибирска – высящимся повсюду горам опилок…
Толковых руководителей для самых разных сфер экономики наш край воспитал немало. Среди них и работники краевого уровня, и министры СССР и РСФСР, и их заместители. Кого-то из них уже нет с нами, но многие здравствуют и поныне, как, например, бывшие партийные вожаки Красноярья Владимир Иванович Долгих и Павел Стефанович Федирко.
Уместно напомнить, что Павел Стефанович был секретарем Норильского горкома комсомола как раз в ту пору, когда в заполярном городе высадился 6-тысячный десант посланцев комитетов ВЛКСМ  практически всего Советского Союза. Парни и девчата приехали строить Надеждинский рудник, а построили славные трудовые и человеческие биогр афии. Потому что именно это было в те годы общественно признанной нормой.

Федор ЗЕЛИНСКИЙ

ВРЕЗКА 1
Комсомольцы и молодежь были решающей силой в преображении края. Из 111 тысяч строителей 65 тысяч составляла молодежь, в том числе 42 тысячи комсомольцев.

ВРЕЗКА 2
Красноярские индустриальные и транспортные исполины возводила буквально вся страна. На стройплощадках с энтузиазмом трудились посланцы Москвы и Ленинграда, Украины и Белоруссии, Ростовской области, Марийской республики, Молдавской ССР, множества других краев, областей и республик Страны Советов