Мое одесское детство 3

Александр Литевский 2
Тягуче-жаркое , иногда изнуряющее, послеполуденное июльское солнце Одессы вызывало желание не высовываться наружу даже такого непоседу, как я.
Тем более, что не взирая на запреты бабушки Кати , я добрался до Тысячи и одной ночи и мне, восьмилетнему пацану, было невероятно интересно, что это такое-персии, и почему эта древняя страна упоминается во множественном числе и пишется с маленькой буквы.
Не тут то было.
Вернулся с работы дед Яша и зарядил меня за пивом, а чтобы я не канючил, что мне не хочется никуда идти, он тонко так намекнул, что денег хватит и на мороженное с семечками.
От такого подарка я не смог отказаться и, схватив алюминиевый бидон из-под молока, побежал за пивом.

Пиво продавали с бочки на Торговой угол Комсомольской.
Начинали торговать ближе к пяти, чтобы удержать от соблазна рабочих близлежащих предприятий.
Поскольку желающих охладиться этим напитком, вкуса которого я не понимал, было много, то очередь из жаждущих протянулась на метров пятьдесят. 
Увидев в очереди соседа со второго этажа , я быстро пристроился к нему, на что тут же услышал пару ленивых реплик.
-Шкет, тебя здесь не стояло.
-Это ж надо, чтоб дитё с младенчества к пьянству приучали.
На что сосед с достоинством оппонировал.
- Не для себя малец старается , для деда.
Аргумент был железный и больше никто не возмущался.
Во основном , за пивом стояли местные, но выделялись вкрапления из приезжих, резко отличавшихся от местной братии не только своим видом, но и манерой поведения.
Мужики нервно оглядывались , не видят ли их жены, что они отлучились не за хлебом в ближайший ларек.
Командовал парадом дядя Вася по кличке Ряха, обозванный так, потому как лицом назвать то, что росло прямо с плеч, было никак нельзя.
На его женственных , но жирных плечах находилось красное, усыпанное бородавками нечто , с маленькими глазками и наверное по этому имевшее такое имя, или как говорил сосед со второго этажа-погоняло. 
Что такое погоняло, я узнал гораздо позже, но то, что Вася Ряха любил шугать пацанов, тырящих мелочь упавшую на асфальт под бочку и закатившуюся туда, откуда Ряха не мог ее достать, так полностью соответствовало тому, о чем говорил наш сосед.
Вася отличался жуткой принципиальностью и порядочностью в отношениях продавец-покупатель.
Он всегда отдавал сдачу до копейки и даже когда загулявший небрежно бросал-" сдачи не надо" Вася гордо говорил :"и мне не надо"
Правда при этом он всем наливал так, что когда пена отстраивалась , оставалось по пол-кружки, но это никого из местных не смущало, потому как Вася еще и кредитовал тех, кто был не платежеспособен до получки.
В тот июльский вечер , когда я стоял в  очереди и томился от невозможного пекла, мужичок, явно приезжего вида решил устыдить Ряху и , протягивая ему деньги, с гордым видом попросил, оглядывая окружающих;
-Уважаемый, а не соизволите мне налить полную кружку?
Плачу двойную цену.
Очередь очнулась от спячки и с интересом стала смотреть на Ряху.
То, что было на плечах, из красного стало багровым и мне показалось, что сейчас наступит смертоубийство, как говорила баба Катя.
Он встал с табуретки, содрал с себя черный , клеенчатый фартук и заговорил тихо, но так, что его услышали в конце очереди.
-Люди, вы посмотрите на это нахальства.
-Тысячи интеллигентнейших людей стоят в живой очереди, шоб получить свою законную кружку, в эту жару, шоб она, падла, сказилась.
Я, несчастный за свою долю, человек, тружуся в поте своего лица и жертвую своим поношенным здоровьем, которого у мине нет, шоб напоить народ, а тут подходють и требуют двойную норму, чем задерживают уважаемую публику.
Нет, вы мине скажите, шо он прав и я завтра уйду с этой проклятой каторги.
Это же надо быть таким эгоистом, мать твою.
Мужичок, потребовавший налить ему полную кружку, стоял с опущенной головой, как на судебном заседании а потом махнул рукой и мелкой трусцой бросился бежать.
Очередь же возмущенно заголосила.
 -Нет, ну действительно , эти приезжие совсем охамели.
-И чё человеку не хватало.Наверно идейный.
_Да он малохольный. Пусть едет домой и там требует двойную норму.
Еще час толпа обсуждала непотребный поступок залетного гостя, а я , набрав кринку пива и затоварившись неподалеку семечками с мороженным , побежал домой, отдать деду пивка, а сам пошел к пацанам делиться свежей новостью, сделавшей меня, хоть на время, популярным кентом.