Осенние цветы

Кристина Заяц
Середина октября. Прекрасная пора! Воздух уже свежий, но нехолодный, а листва деревьев неповторима. Желтая, лиловая, багряная… Листья кругом, - на деревьях, под ногами, в воздухе. На них хочется смотреть, трогать и вдыхать этот неповторимый аромат. Я брожу по осеннему парку, наслаждаясь его красками, и размышляю о своей жизни. Неожиданно ловлю себя на мысли о том, что в ней тоже середина октября. Мне шестьдесят. Уже нет избытка энергии, но силы ещё есть, уже многое позади, но что-то ещё ждёт впереди. Наверное, я должен себе признаться в том, что всю молодость был бабником. У меня было три брака, закончившихся разводом, и много бурных и не очень романов. Когда я об этом думаю, я испытываю лёгкую горечь и сомнения, вдруг я ошибся, быть может был неправ, и жизнь могла бы сложиться иначе. Но оптимизм берёт верх над унынием, и я говорю себе: «Что есть, то есть, и другого мне не надо». В каких же отношениях с женщинами я сейчас? – задаю я себе нехитрый вопрос, и не могу найти на него ответ. Для создания семьи уже поздно, для физической страсти – тоже поздно. Но я привык к тому, что в моей жизни непременно есть женщина, а если быть точнее, - женщины. Из-за этого, последние десять лет моей жизни получились довольно нелепыми, и только в шестьдесят до меня дошло, что лето позади, и нечего искать изнуряющей жары и спелых вишен среди осенних красок. У осени другой темп, привычки, увлечения и энергия. У неё даже другие фрукты и цветы. Вот о цветах мне хочется поговорить подробнее. Среди многочисленных недостатков, у меня есть и достоинства, одним из которых является то, что я очень люблю дарить женщинам цветы. Меня никогда этому не учили, это моя потребность, которую я обнаружил в довольно юном возрасте. Я испытывал восторг, когда дарил цветы маме, учительнице и соседке по парте. Что ж, похоже, что в осеннем возрасте я могу себе позволить только это. Более того, неожиданно я принимаю решение, что мне нужно найти женщину, которой я буду дарить цветы. Я буду видеть её счастливые глаза, и знать, что жизнь не проходит мимо.

        Раньше я любил дарить розы. Чаще всего белые, иногда желтые, розовые. А вот красные – я всегда недолюбливал, мне кажется, что в них много пафоса и притворства. Сейчас я чувствую, что время роз в моей жизни прошло. На смену им пришли необычные осенние цветы. Они дерзкие, смелые и упрямые. Цветут вопреки холоду, ветру, дождю и приближению зимы. Самые популярные среди них – хризантемы. Я поражаюсь, почему раньше они меня не привлекали? Похоже, что я только сейчас хорошенько их разглядел и осознал, до чего же они прекрасны. Я уже начинаю чувствовать потребность купить букет хризантем и подарить их женщине. Я ещё не решил какой, но уже испытываю трепет. Ох уж эта привычка. Если б не она, я бы смирился с тем, что бурные страсти остались позади и перестал думать о женщинах. Но не тут то было.

        Раз в моей жизни наступает пора хризантем, нужно узнать побольше про эти прекрасные цветы. Вернувшись, домой с красочной прогулки, я наливаю себе бокал вина, и устраиваюсь поуютнее около компьютера. Вбиваю в поиск слово «хризантема», и с интересом узнаю следующее.

        Хризантема появилась где-то на Востоке. Это любимый цветок японцев. Хризантема развивается на японском национальном флаге, отчеканена на монетах, изображена на купюрах. Интересно, что в Японии ежегодно устраиваются красочные праздники хризантем, где на кукол в человеческий рост надевают исторические одежды из цветков. По-японски хризантема называется Кику – «солнце». В японской поэзии часто встречаются удивительные стихи об этих прекрасных цветах. Один из них мне понравился особенно.

Осенью поздней
Ни один не сравнится цветок
С белою хризантемой.
Ты ей место своё уступи,
Сторонись её, утренний иней!
Сайгё

      В Японии и Китае эти цветы используются в кулинарии, медицине и для украшения помещений. Со временем хризантема распространилась с востока по всему миру, и завоевала его любовь.
 
        Как много увлекательной информации! Невозможно оторваться. Кроме многих интересных фактов, меня покорили названия некоторых видов хризантем, таких как: «первый снег», «вечерние огни», «оранжевый закат»,  «алёнушка», «белоснежка», «жемчужина», «мальчиш-кибальчиш»… Не правда ли сказочно?

        Чем больше узнаю об осенних цветах, тем радужнее воспринимаю новый жизненный этап, который у меня теперь ассоциируется исключительно с хризантемами. Впервые не испытываю горечи по поводу того, что розы отцвели. Неожиданно перед глазами открываются новые и новые краски, ароматы и горизонты. Оказывается, ещё не поздно что-то менять к лучшему.

        Среди прочей информации, я прочитал объявление о том, что на Печерске проходит выставка хризантем, и вдохновился. Завтра воскресение, и я уже знаю, как его проведу. Уже поздно, но несмотря на сонливость я продолжаю читать о хризантемах на многочисленных сайтах. В какой то момент сонливость берёт верх над интересом, и я отправляюсь спать. Мне снится, что я лежу на поляне с какими-то сказочными, неземными, диковинными цветами. Я никогда таких не видел, быть может это редкие, восточные сорта хризантем. Просыпаюсь счастливый, и собираюсь на выставку.

        Погода стоит прекрасная, настроение у меня соответственное. Душа предвкушает встречу с хризантемами. Попадая на выставку, я слышу прекрасную классическую музыку, горьковатый аромат и вижу неповторимые краски. Сначала я прохожу мимо лотков, где продаются самые разнообразные сорта хризантем, а также сувениры, рукоделие и многое другое. Далее меня ждут разнообразные композиции. Первая из них называется «волны осени». Из белых, желтых, сиреневых и красных хризантем сделаны волны, очень похожие на морские. Чем дольше я смотрю на это море из цветов, тем больше испытываю трепета и радости. Я с трудом отрываюсь от этой композиции и подхожу к следующей. Она называется «волшебные звуки». Художник передал своё отношение к музыке через цветы. Композиция похожа на нотную тетрадь. На фоне ярких, красочных цветов изображены ноты и фигура музыканта с саксафоном. Следующая композиция меня восхищает особенно. Из цветов словно нарисовали небо, солнце и летящих птиц. Это неповторимо! На какое то мгновение я чувствую магию полёта. Фантазия и воображение людей, работавших здесь, поражают. Гуляя, я словно чувствую вдохновение и любовь к цветам создателей. Я вспоминаю о японских праздниках, про которые читал вчера, и чувствую желание увидеть кукол из хризантем. Кто знает, быть может, доведётся. Последняя композиция, с которой я познакомился, называется «течение времени». На фоне хризантем изображены часы. Здесь есть над чем задуматься. Вот она наша жизнь, единственная и неповторимая, и вот часы. По крупице, по секунде время течёт, и его не вернуть назад.

        Снова и снова возвращаюсь я к понравившимся композициям. Созерцаю их, и всё глубже чувствую, что же хотел сказать художник. Очарование момента подчёркивает прекрасная музыка и  приятная компания. Людей немного и немало. Все любуются цветами, фотографируются и радуются. Время летит быстро.

       Я думаю, что было бы преступлением уйти с выставки без цветов. Я уже говорил о том, что проходил мимо лотков с хризантемами. Именно к ним я возвращаюсь и наслаждаюсь выбором цветов. После долгих колебаний я покупаю букет крупных, желтых хризантем. Какой аромат! Какой цвет!

      По дороге домой, я напряженно думаю, кому подарить эти цветы. Решение приходит в голову само собой. Я собирался зайти в библиотеку за книгой. Мне давно уже нравилась библиотекарь. Милая, женственная, внимательная… Теперь я знаю, кому преподнесу хризантемы. Вот только была бы сегодня её смена. И так, я взволнованно спешу в библиотеку, словно на свидание. Захожу в помещение и  вижу её. Задумчивая, немного мечтательная она сидит и что-то увлеченно читает. Посетителей нет. Опустив букет, я подхожу, здороваюсь, возвращаю книгу, беру другую. Говорю какую-то ерунду про погоду, смущаюсь. Начинаю рассказывать о выставке, и в завершение достаю букет и протягиваю его Ирине Петровне, выяснилось, что так её зовут.
- Это Вам! Прямо с выставки.
- Мне?
- Да.

       И вот он, вот он мой любимый момент. Я вижу, как засветились радостью и приятным удивлением её глаза.
- Наверное, это какая-то ошибка.
- Никаких ошибок. Букет для Вас.
- А по какому поводу?
- Без повода.

       Наверное, она думала, что сейчас я начну говорить комплименты и пытаться назначить встречу. Возможно, даже подготовила слова для отпора, но я лишь поклонился, и ушел.

       Так началась пора хризантем в моей жизни.