Им года не беда

Вера Козубская
                Им года не беда

    В последнее время я всё больше и больше убеждаюсь в том, что самая активная жизненная позиция в наше время у людей, которых принято называть пожилыми. А то и просто бабками. Читаю как-то афишу, сообщающую о выступлении народных коллективов, и вдруг слышу за спиной:  «Да пойдём, нечего там смотреть, это бабки выступают». И благо бы говорящим было лет по двадцать, а то ведь самим до бабок осталось совсем немного. Так и хотелось осадить: а самим слабо так? Но сдержало то, что сама в возрасте этих бабок и получилось бы, что заступаюсь за себя. Сказала только, что поют они – дай Бог профессиональным артистам. И поют вживую, а не под фонограмму рот открывают.

    В этом году было особенно много концертов в которых участвовали  хоровые коллективы, как нашего района, так и соседних. И даже казаки были в гостях у нас – проводили фестиваль Покрова на Дону. И в основном песенным творчеством заняты люди почтенного возраста.  Я кое-что записала на видио и дома прослушала ещё раз. Молодцы! Сколько оптимизма, задора! Сколько позитивной энергии от них исходит. В последнее время в этих коллективах стали появляться более молодые участники. Это радует. Но всё-таки тон задают они – бабки.

    Я часто езжу в туристические поездки. Недалеко и ненадолго – насколько позволяет пенсия. Эти двух-трёхдневные туры очень любимы моими ровесниками. По той же причине. И могу заверить, что это самая активная и самая любознательная часть туристов. Может потому, что в силу возраста ездить осталось не так уж долго и  ничего не хочется пропустить.

   Как-то лет шесть назад наша группа из Таганрога шла к Агурским водопадам. Кто там бывал, знает, что в некоторых местах подъём приличный. У нас даже кое-кто из молодёжи отказался от созерцания красот по этой причине. С нами была бабушка с двумя внучками лет 10-12. Звали её Вера Васильевна.  Девочки очень хотели дойти со всей группой до водопада, в котором обычно туристы купаются. Но так как Вера Васильевна с половины пути идти не смогла (задыхалась), а одних внучек отпустить путешествовать над обрывами  не захотела, всем им пришлось остановиться, чтобы присоединиться к нам на обратном пути.

    Я сама не раз по пути останавливалась, чтобы передохнуть. И вот все кто дошел, быстренько переоделись и в воду. И вдруг смотрю из-за кустов выходит наша бабулька с внучками. Спрашиваю:- Как вы решились?
   - Да посмотрела на внучек, и так мне их жалко стало, что встала и пошла.
   -А сколько же вам лет, Вера Васильевна?
    - Да всего 70, просто у меня сердечко барахлит.
Каково? Всего 70. Не уже, а всего! Да я за одни эти слова перед ней снимаю шляпу.

   В позапрошлом году восходили мы на гору Шапка, что в Псебае, и по пути нам встретилось огромное дерево с дуплом. Группа в основном состояла из молодых туристов. «В возрасте» нас было пять человек: две пары по пятьдесят с небольшим лет и автор этих строк, которой тогда было 64 года. Так вот подняться в это дупло изъявили желание только пятеро: мальчик и девочка лет двадцати и мы - три дамы почтенных лет. А чтобы залезть на это дерево, надо было ещё на скалу взобраться. Остальные стояли внизу и фотографировали нас. И мужья моих подруг по восхождению тоже.

   И таких случаев в моей туристической практике было немало. Обо всех не расскажешь, но вот бабушка из Питера так и стоит перед глазами. Очень сожалею, что фотография её получилась смазанная. Это было в Адыгее на водопадах Руфабго. Я оторвалась от группы и ушла далеко вперёд, чтобы заняться фотосъёмками, так как была в этом месте не первый раз и ещё раньше наметила, что необходимо запечатлеть. Догоняю пару: мужчину лет пятидесяти и с ним пожилую женщину. Они о чём-то спорили. Подхожу ближе и слышу:
   -Мама, я прошу тебя, вернись, дальше идти будет ещё труднее, и ты устанешь, - уговаривал мужчина свою спутницу.
   -Думай, что говоришь, те кто боялся устать остались у первого водопада. И не думай от меня избавиться, – парировала мама.

    Некоторое время мы с ней шли вместе, и я узнала, что ей 75 лет и приехали они из Петербурга. Хотя бабушка сказала «из Ленинграда», видимо это название города ей привычнее. Да, бабушка! Она не выглядела моложе. Худенькая, седая, с морщинками, соответствующими этому возрасту. Но в ней было столько энергии, столько жизненной силы, глаза её так сияли от радости, что она преодолевает этот путь, что я невольно ею залюбовалась.

   -Ведь здоровья-то нет, давно ли лежала в больнице, - как бы оправдываясь за непослушание матери, сказал мне сын.

   Мы подходили к четвёртому водопаду, и я свернула в сторону, выбрав более сложный путь, так как привычным уже ходила. Бабушка пошла за мной. Я сказала ей , что низом она скорее достигнет цели и там идти проще. Но она замахала руками: «Что вы, я тоже хочу себя испытать».  И мы стали карабкаться вместе. А спуститься ей помогли мужчины, что отдыхали у водопада. Мы все вместе поприветствовали её криками «Ура!» Здесь подошёл сын и у них снова завязался спор – бабушка рвалась искупаться в водопаде. Каким-то чудом ему удалось уговорить её не делать этого.

    Ну разве можно забыть эту пожилую женщину? Да и какая же она пожилая? У неё молодая душа, а это наверное главнее возраста. Я тогда смотрела на неё и вспоминала, как в первую мою поездку в Адыгею на этих же водопадах с дистанции сошла половина группы, не пройдя и полпути. Остальные отстали немногим позже, и к четвёртому водопаду подошли только мужчина лет шестидесяти,  мы с подружкой Надеждой и экскурсовод. Вот такая попалась инертная группа.

    И ещё несколько добрых слов о стариках с молодой душой. В основном в Таганроге на концерты классической музыки ходят люди почтенных лет. Есть немного молодёжи до 20 лет, и почти никогда нет 30-40 летнего зрителя (если это концерт не для ВИП персон, которым раздают билеты в администрации города). Да и пожилой зритель это в основном женщины. Мужчин здесь встретишь редко. Но что это за женщины! Что за благодарные слушатели! Сколько в них благородства! 

   Я уже многих знаю не только в лицо. Есть такие, которым по 80 с лишним  лет. Им нелегко добраться до дворца Алфераки или до библиотеки Чехова, где проходят такие концерты и вечера. Они плохо ходят, слабо видят. На них старенькая одежда, обувь, у них небольшие пенсии. Билеты для кого-то недорогие (150-250 рублей) для них являются немалой  суммой. И они её выкраивают из  своего скудного бюджета, чтобы соприкоснуться с прекрасным и обогатить и без того богатую свою душу. В них есть жажда жизни. Есть желание узнать, услышать что-то новое для себя. Какие же они после этого старики?

       P.S.   Написала для районной газеты, но решила и сюда выложить. Может кому-то из читателей эта тема близка.