Дубы армейские не крепче кулаков

Анатолий Щепетнов
Заместитель начальника управления спутниковой связи полковник Херсань корчил из себя ядерную войну. Он без устали орал и унижал офицеров и прапорщиков отдалённой станции, которую прибыл проверять по плану итоговой проверки. Есть такая фишка в войсках, два раза в год по окончанию весеннего и зимнего периодов обучения все военнослужащие проходят обряды экзаменовки, зачётов, тревог и всякой другой чепухи.

Подразделения, расположенные в отдалённых от цивилизованных мест обитания районах, подвергаются обструкции примерно один раз в 5 лет. Ежегодно проверка проходит по формализованному типу, редкие заезжие майоры или подполковники особых зверств не проявляют. Много причин есть тому, но ясно одно: Родина и так в опасности. Поэтому поднимать боеготовность в войсках, стрелковым оружием не обеспеченных - занятие мягко говоря неблагодарное.

Так, символические занятия, зачёты по строевой подготовке на территории аэродрома (единственная ровная площадкав 500-киллометровой округе) и в итоге твёрдые оценки "хорошо" или "удовлетворительно". Благодарный личный состав устраивает проводы комиссии, "смазывая" её перелёт на самолётах полярной (или пограничной) авиации нехилым грузом деликатесных рыб.

А тут вдруг судьбинушка занесла сюда Херсаня с двумя подполковниками. Из самой Москвы. Кто не в курсе - Москва считается городком, жители которого обеспечивают Управление Спутниковой связи. СС России, как говорится. Чего этого идиота занесло в наши Богом забытые места - история умалчивает. Но воспоминания об этой проверке будут вызывать икоту у всех участников этого события. Полковник Херсань наверняка исходит самой нервозной формой этого заболевания. Надеюсь, отягощённой многими побочными осложнениями.
В программу проверки входит не только теоретическая часть. Боевое дежурство, которое несётся военнослужащими на спутниковой связи - оно непрерывное. В рамках проверки, и чисто из подлости Херсань навестил эту станцию сразу же после прибытия в посёлок. Сама станция - два контейнера (1- сама станция с оборудованием и системой жимзнеобеспечения, 2 - место несения дежурства.) Всё просто.

Контейнер с оборудованием работает в автономе. Система жизнеобеспечения поддерживает в помещении необходимые параметры, температурный режим и периодически врубает кондиционирование при необходимости. Вообще-то назначать человека в качестве оперативного дежурного на эту станцию - тупиковый бзик московского генералитета, но не буду о бзиках.

Есть в этом контейнере система автоматического газового пожаротушения. Два баллона, технологические трубопроводы, распылители и датчики как тепловые, так и противодымные. В случае превышения температуры в рабочем пространстве и сработки соответствующих датчиков - система запускает газ, который нейтрализирует кислород. Для предотвращения утечки единственная дверь блокируется стальными замками. Если в контейнере находится человек - ему дается 30 секунд. 30 секунд на эвакуацию. Потом - всё. Здесь следует отметить, что срок службы всей станции истёк лет 5 назад. Участились случаи сработки системы пожаротушения. Чтобы не носится от одного контейнера до другого на проверку - на баллонах установили чеку. Она блокирует запуск газа. В случае реального пожара сменный оперативник просто вынимает чеку и покидает контейнер. Всё командование в курсе. Но местное командование. Московское оказалось в неведении.

- Товарищ полковник, начальник расчёта капитан Сдобов! - представился оперативник внезапно нагрянувшему Херсаню. - за время дежурства происшествий не случилось, оборудование в штатном режиме и перерывов связи не было.

- Почему территория не почищена??? - заорал Херсань. - я, старый полковник чуть ноги не преломал, пока до вас добирался, молча-аать!

- Товарищ полковник, снег идёт. Он здесь не кончается, а за территорию отвечают службы аэропорта. - Сдобов слегка опешил от такого напора, да и не привык он к такому обращению.

- Майор, Сдобову выговор. За нарушение формы одежды.- Херсань повернулся к начальнику станции. - Не подшит.
- Товарищ полковник! Согласно приказа Министра Обороны № 270 офицерам разрешается не подшиваться.
- Он со мной не согласовывал! А я требую, чтобы сменный инженер должен был подшит. Вопросы!!?
- Нет вопросов. - майор Ганиев тяжело вздохнул.

После проверки документации сменного оперативного состава (всё в хлам, бумаги с инструкциями и жарналы изорваны импульсивным полковником, раскиданы на полу) Херсань решил проверить контейнер с оборудованием. Ганиев начал тешить себя оптимизмом:
- разобьёт к ****ям станцию - пойду на пенсию. Сралась мне служба такая, при которой всякое чмо боевых офицеров ногтём отжимает.

Авиа-перелёт видимо, напряг полковника. Поэтому замечание было одно: чека на баллонах с газом. Ганиев снял чеку, но предупредил о последствиях. Херсань не впечатлился, и предупредил о последствиях последствий Ганиева. Ганиев хмуро посмотрел на Сдобова, лицо которого проступило красными пятнами. Пятна сигнализировали Ганиеву, что сейчас начнётся мордобой. Херсаню они сигнализировали об алкоголизме Сдобова и он хмыкнул. Ганиев сказал:
- Товарищ полковник, машина ждёт.

Когда кавалькада с проверяющими умчалась в сторону посёлка, Сдобов навёл порядок и всерьёз задумался. 10 лет командировок, сплошная ёбля с плясками в системе и никакого луча света в этой полярной ночи.
- Жопа, нафиг, завтра напьюсь.- подумал Сдобов - Сразу как сменюсь!

Примерно в 02-00 по системе служебной связи Сдобов получил распоряжение о проверке ФСБ-шного канала. Что-то там не ладилось, Сдобов собрался и пошёл в аппаратный контейнер. Настроив анализатор и включив его в нужную ячейку Сдобов сделал необходимые замеры и доложил по служебке, что канал в исходном положении. Вероятно, произошёл подрыв связи на радиорелейном сегменте от смежников.
- Сейчас он в работе, дайте подтверждение о претензиях.
Звук сирены сработавшей пожарной сигнализации Сдобов прервал отключением блока управления. Опять самопроизволка, бывает. После проверки показаний мультиплексоров и модемов он развернулся, чтобы уйти из контейнера.

Щелчки автозамков двери заставили Сдобова забыть про всё, кроме одного. Сейчас пойдёт газ. Двери заблокированы. Шипение, раздавшееся из под потолка уж явно подтведило его догадки.
****ец, бля... Вот и напился нахер. - подумал о насущном Сдобов. В голове у него стало муторно.

Полковнику Херсаню в эту ночь не спалось. Голову штурмовали тяжёлые мысли о тактике проведения проверки и новые вводные просто не давали уснуть. Квартиру для ночёвки ему предоставили со всеми удобствами, подполковники - члены комиссии ютились в отдельных аппартаментах. Некоторе количество коньяка, употреблённого накануне не давло уснуть. Провоцировало на бурную деятельность и приключения. Рука потянулась к допотопному телефону и пальцы сбивчиво открутили диск номеронабирателя.
- Ганиев.
- Так, майор - объявляй "Грозу"
- Товарищ полковник. Пурга. Связи с аэродромом нет. Радиостанция неисправна.
- А если войня, бля!??? Что ты врагу будешь говорить? Ты что, не знал, что "Тревога" - это обязательный и необходимый элемент итоговой проверки? Почему не подготовился? Почему связью не обеспечил оперативного дежурного? Малча-ааать, когда я спрашиваю! Повторяю приказ: Время 01-25, "Гроза".
- Время 01-27 сигнал "Гроза" принял Ганиев.

- Моих тоже оповести, я посмотрю как они отреагируют.
- Есть, понял. - вздохнула трубка - Разрешите приступать?
- Действуйте!

Херсань откинулся на подушку. Фу-х... Устал, пока этих чижиков Ганиев поднимет, пока они соберутся - можно и вздремнуть. Звонок телефона прервал течение командирской мысли.
- Товарищ полковник, расчётное время прибытия машины к подъезду - 2 минуты. Оденьтесь потеплее, видимость около нуля. Порывы ветра до 25 метров в секунду. Удачи.
- Блин. Я кроме папахи ни хрена тёплого-то и не взял.- Херсань задумчиво почесал лысину
Вообще-то вся немногочисленная группировка, состоящая из числа военнослужащих "Н-ской" войсковой части уже готовилась и предполагала, какой шухер можно ожидать от Херсаня. Спать небось, легли особо не раздеваясь, тревожные сумки стояли в прихожих. Штатный водитель поставил Урал на прогрев, пусть тарахтит. А внезапная пурга, рухнувшая на посёлок - так она просто убила всякие надежды на то, что ноченька пройдёт спокойно.
Каприз инициативного полковника угас примерно через 30 минут после объявления "тревоги". Он не стал ждать, пока откопают двери в подъезд, которые были занесены снегом. Удовлетворённо подумав, что обязательный заряд бодрости личный состав части уже получил - Херсань уснул. Офицеры и прапорщики части, отыграв положенные при "тревоге" мероприятия, разбрелись по домам примерно в 06-00.

Утром.

Урал с Херсанем в кабине и кунгом, забитым военнослужащими части пробился к аэродрому примерно через 1 час после отправления с посёлка. Еле-еле водитель отвоёвывал дорогу у снега, насиловал сцепление и штурмовал каждый снежный перемёт. Времени для придумывания новых вводных у Херсаня было достаточно, да и стойкое желание поиздеваться над капитаном Сдобовым, чья морда полковнику очень не понравилась, придавало дополнительный лоск предстоящим "издевательствам".

Сержант контрактной службы Сергеев, управляющий видавшим все виды Уралом, достаточно наслушался от "этого тупоголового полкана" советов по правилам управления машиной в экстремальных условиях. Имея за плечами большой жизненный опыт, он помалкивал. Хотя желание выкинуть этот "кусок" дерьма из кабины было пересилено мыслью о носках. Да-да, вчера вечером Сергеев напялил носки строго уставной расцветки: один чёрный, другой синий. А вдруг Херсань строевой смотр устроит?

Вопли полковника начались сразу же, как вся кавалькада вошла на территорию аэродрома. Высота снежного покрова превышала все допуски, которые Херсань мысленно определил.
- Территория нечищена, какого хрена Сдобов бездельничает! Почему не встречает старшего по званию, где доклад, молча--ааать! Майор, в аппаратный контейнер пошли, начнём осмотр с него. - Херсань выспался, горемыкам из числа подчинённых Ганиева сей факт не принёс ни одной спокойной мысли.

Вся территория была занесена снегом, пурга ушла в сторону океана, а открытая настежь дверь аппаратной заставила замолчать всех. Херсань поднялся на ступени и вошёл в тамбур контейнера. Ганиев поднялся следом. Ударившая по ушам тишина сдавила барабанные перепонки всех офицеров части. Они знали, что может означать отсутствие чеки на балоне системы пожаротушения. И если Херсань об этом не знал, то его не спасёт ничего. Ничего. Станется с него.

- Ёптыдь! Почему дверь выломана!!??? Да ты понимаешь сколько она стоит! Капитан!!! Смирно! - вопль полковника вызвал небольшую снежную лавину с крыши контейнера.
А лязг его зубов, оборвавший эти вопли, прозвучал очень мелодично. Из тамбура контейнера вслед за папахой вывалилась херсаньская туша. Непутёво так, растопырив руки с ногами и вздохнув как слон с похмелья - в положении "вниз головой", полковник зарылся в сугроб.

- Хех! нестойкий какой-то. Я думал, он кремень - оказалось свистун колбаской.- капитан Сдобов высунул из тамбура своё красное лицо.Он ночью разбил огнетушителем дверь, заблокированную автоматическими замками, потом проветрил помещение контейнера.... Нашёл в радиобюро аэродрома бутылку технического спирта и выпил её залпом.
Из-за спины Сдобова выглянул майор Ганиев. Он выглядел счастливым.