Янычар

Алексей Кесарь Цыганков
    Стихотворение имеет целью показать то, что некоторые авторы в угоду шаблонности восприятия стихотворений жертвуют не только смыслом своих произведений, но идут тем путём, что подбирая более соответствующую им рифму, подгоняют под неё своё произведение, так что уже не "смысл написания" движет само произведение, а "чистая рифмованность строк".

    Сравнение с янычаром не случайно — ведь принимая внешнюю форму, жертвуя смыслом цели написания, они как раз напоминают тех рабов, которые в своё время восходили на трон Османской империи, но не умели принять всю нагрузку того положения, в котором оказались волею судьбы, и действовали бездумно, сохраняя лишь внешние формы, не вдаваясь в понимание всей ситуации происходящего. К тому же нередко исполняющие полицейские функции в своем предназначении.


  Они твердят:
  Считать слога мы не умеем,
С неточных рифм сползает часто звук,
Не теми веяньями веет
С мелодий "деланных" на слух.

                * * *
  Конечно, палка и селёдка*—
Не рифма,— с этим и вопрос...
Как стих ваш может быть находкой,
Созвучьем звуков, когда спрос

  На омонизм* для сочетаний
Под силлабизмом* строчных слов?
Писать стихи для окончаний,
Ровняя гранями столбов?

  Пусть под шаблоны неразумно
Плетёт наитие душа —
Стихи должны звучать фактурно,
Как с умноженья — в дважды два?!

  А если что-то выделялось,
С разрухи лезло не туда,
У янычара отсекалось...
Душа не тело — а дыра!

  Ведь вдохновенье гулко, шумно
Своей мелодикой живёт,
Под рамку втиснуто заумно...
Да мало что... кто разберёт?!

  Да ладно б так!.. Чужую душу
Рaвняют словно по рублю
Валютным курсом режут тушу:
Что под стегно, что на труху,—

  Всё то, что кажется неважным...
А что здесь важно — кто решил?
Писать стихи — знать, быть отважным,
Чтоб янычар не обрубил.

  Примерив схемою шаблона,
Ударным слогом с молотка,
Писать ведь нужно с эталона,
Где в чёткой доли все слога.

                * * *
  Но те, кто штампами не блещут,
А смыслом строк опьянены,
Порою словом так отхлещут
Их в пифагоровы штаны*

______________________________________________
* Палка и селёдка — из рассказов Николая Носова о Незнайке: "
Как Незнайка сочинял стихи".
* Омонизм — имеется в виду омонизм окончаний в точности подборки рифм.
* Силлабизм — определение количества слогов как под ударением, так и без него.
* Пифагоровы штаны — ироническое название всех сборных доказательств теоремы
Пифагора о свойствах прямоугольного треугольника.
(Пифагоровы штаны — во все стороны равны).