Часть первая. Глава 6

Ксеркс
    Однако дни шли за днями, и ничто не нарушало привычного порядка вещей. Портос ходил к Террико упражняться с Арамисом. Дежурства следовали одно за другим как обычно. Разве что Тревиль прислушался к желанию Атоса и стал чаще ставить его на наружные посты вместо внутренних. Правда, мерзкая мартовская погода могла кого угодно заставить пожалеть о такой милости, но Атос не жаловался. С полным равнодушием он принимал ветер, сырость, дождь – любые подарки ранней весны.
    Погода отвечала ему взаимностью. Как-то утром, когда он направлялся привычным маршрутом к дому де Тревиля, еще минуту назад чистое небо мгновенно укрылось тучами и щедро полило мушкетера холодным дождем. Ливень прекратился ровно тогда, когда Атос зашел на ступеньки особняка.
    Атос мрачно выслушал шутки и остроты, которыми его приветствовали товарищи, благополучно успевшие укрыться под крышей раньше. У него не было никакого желания разговаривать – противная весенняя серость вполне отвечала его настроению.
    Он отошел к окну и стал смотреть на грязные мокрые улицы, по которым изредка пробегали такие же грязные и мокрые прохожие.
    Правда, пробегали не все. Яркое алое пятно, появившееся в конце одной из улиц, двигалось неспешно, с достоинством, и привлекло внимание не одного Атоса. За его спиной раздался одобрительный гул.
   - Портос как всегда!
   - Красавец! Для него даже солнце выглянуло!
    Действительно, несколько лучей прорвались сквозь плотную серую массу, словно тоже желая полюбоваться на Портоса во всей красе. Стоило ему ступить на порог, как дождь хлынул с новой силой. Мушкетеры приветствовали Портоса и стихию дружным хохотом.
   - Вы везунчик, Портос!
   - Не иначе кто-то пожалел Ваш роскошный плащ!
   - Нет, скорее эти бесподобные перья на шляпе!
    Портос, добродушно отшучиваясь, направился к окну. Атос кивнул ему головой:
   - Портос, только Ваше присутствие примиряет меня с этой действительностью.
    Гигант несколько растерянно поглядел на друга и пожал плечами:
   - Всегда рад быть Вам полезен, дорогой мой!
    Атос усмехнулся:
   - Вы бесподобны! Я вижу у Вас все в порядке?
    К его удивлению Портос несколько замялся:
   - Ну.. ну, в общем-то да, конечно. А почему Вы спрашиваете? Разве есть повод думать иначе?
   - Глядя на Вас – нет! Вы выглядите великолепно.
    Портос удовлетворенно усмехнулся:
   - Да, все в порядке. Еще как! Вы знаете, дорогой друг, иногда трудно скрывать свои успехи. По внешнему виду сразу можно догадаться…
   - Что успехи есть.
   - Вот именно! Как раз вчера, когда я был у… но Вы понимаете, я не могу всего рассказать, все же честь дамы… Впрочем, я знаю, Вы не из болтливых. Она была ко мне более чем благосклонна, ее муж не зря так злится. Вы понимаете?
    Он многозначительно поглядел на Атоса.
   - Муж пообещал, что угостит меня ударом шпаги, если я еще раз появлюсь. Ха! Он думал испугать мушкетера! Я нарочно пришел и был у них целый вечер! И… ну в общем, как видите, со мною все в порядке!
    Он подкрутил усы и довольно огляделся.
   - А с ним?
    Портос поднял брови и насмешливо покачал головой:
   - Вы еще спрашиваете? Я же сказал это со мною  все в порядке!
   - Так что же, сегодня вечером Вы опять будете заняты?
   - Э… пожалуй нет. Вы понимаете, излишнее внимание вредит.
   - Так значит, пойдете к Террико? Арамис Вас уже второй день ждет.
   - Ну, да…
    В тоне Портоса проскользнула нерешительность.
    - Правда я что-то немного устал, на этой неделе у нас было лишнее дежурство, да и эти свидания, ну Вы понимаете – все это не прибавляет сил. Не то, что бы я жаловался…
   - Но это не помешает Вам фехтовать. К тому же, Арамис не такой сильный противник, не так ли? Во всяком случае, не сильнее мужа той дамы?
   - Ну, Вы скажете! Да он просто слабак, я имею в виду мужа, он и пяти минут против меня не продержался… в смысле, если бы решился напасть. Я его славно отделал! То есть отделал бы, если бы он не струсил.
   - Вот что значит быть любимцем дам, дорогой Портос, –  с серьезным видом сказал Атос.
Портос развел руками, показывая, что с этим он уж ничего поделать не может. Правда, широко размахнувшись, он на мгновение невольно скривился, как если бы это движение причинило ему резкую боль. Атос сделал вид, что ничего не заметил.
   - Вы знаете, дорогой Портос, я подумал, может мне сегодня пойти с Вами? Вы так расхваливали Арамиса, мне захотелось поглядеть, как Вам удается так ловко его учить. Вы не против?
   - Быть может, Вы сами захотите попробовать?
   - А почему нет? Вы столько с ним возились, почему бы сегодня мне не заменить Вас?
    Лицо Портоса просветлело:
   - Отличная идея!
   - Вы не обидитесь?
   - Ну что Вы, буду только рад!

                ***

    Настроение у Арамиса было невеселое. Портос уже два дня не появлялся у Террико, да и в «Сосновой шишке» тоже. Его товарищи на вопросы «Где Портос?» многозначительно переглядывались и подкручивали усы. Атоса он видел мельком, оба спешили и только обменялись приветствиями.
    Похоже, сегодня веселей не будет. С этой мыслью он вошел в фехтовальную залу и растерялся от радости – его ждал не только Портос. Атос тоже был здесь.
   - Вот дорогой Арамис кого я, наконец, сюда заманил! Помнится, Вы все мечтали об этом! – пробасил довольный собой Портос.
    Атос улыбнулся и поздоровался с Арамисом.
   - Вы не возражаете?
    Арамис радостно помотал головой.
   - Я очень рад! Вы будете смотреть, или…
   - На сегодня Портос уступил мне  честь с Вами сразиться.
    Арамис привык, что свои поединки Портос начинал неспешно,  осмотревшись, удостоверившись, что зрители (если таковые были) внимательно следят за ними. Порой он успевал еще и что-нибудь рассказать. Так что сначала Арамис  даже не понял, что произошло, когда услышал резкий свист клинка и увидел прямо перед собой острие, чуть не касавшееся его лица.
   - Ну что же Вы, Арамис! Парируйте! – недовольно загудел Портос. – Уснули вы, что ли?
    Атос медленно отвел шпагу.
   - Портос прав, спать не надо. Не всегда противник даст Вам время осмотреться. Продолжим?
    Арамис покраснел - надо же было так опростоволоситься с самого начала. Он так мечтал встретиться с Атосом, надеясь, что все же сумеет показать себя. И тут такое…
    Он поднял глаза и встретил доброжелательный взгляд.
   - Может, начнем сначала?
    Арамис озорно блеснул глазами:
   - Ну что ж, защищайтесь, сударь!
    Атосу не понадобилось много времени, чтоб оценить с какой рукой он имеет дело. Для него Арамис был не соперник, слишком неопытен. Но он отметил, что приемы Портоса Арамис использовал не слепо, а переиначив на свой лад и весьма неплохо. Да, знал и умел он еще очень мало, гораздо меньше того же Портоса, но то, что умел, выполнял лучше своего учителя.
    Атос сознательно почти перестал нападать, давая возможность Арамису развернуться. Но тот не поддался на уловку, не ринулся очертя голову в атаку, как мог бы поступить неопытный боец, обманутый притворной слабостью противника. Он парировал удары аккуратно и очень рационально, ни одного лишнего движения, и одновременно осторожно выискивал бреши, стараясь запутать противника неожиданными, а главное нелогичными финтами.
Атосу стало интересно – этот мальчишка хочет поиграть с ним, надеется его перехитрить? Конечно, тот же Портос просто задавил бы Арамиса силой, да и сам он, в реальном поединке, не стал бы возиться так долго, эдак можно доиграться. Но сейчас, почему не дать возможность, пусть поиграет, похоже, он выдумщик.
    Арамис понимал, что Атос отдал ему инициативу не просто так. В любой момент он мог перейти в атаку, и тогда у Арамиса не было шансов – слишком силен противник. Но если этот противник решил пока подождать…  пусть пеняет на себя! 
    В начале поединка Арамис старался вспомнить все, что показывал ему Портос, но постепенно, поощряемый пассивностью Атоса, он стал смелее импровизировать и слышал, как одобрительно хмыкал Портос.
    Несколько раз ему казалось, что он вот-вот заденет Атоса, но тот каким-то неуловимым движением успевал отводить его шпагу. Однако и Атос пока ни разу его не коснулся. Конечно, он щадит его, однако несколько атак он все же провел и Арамис мог с гордостью констатировать, что в этот раз его не застали врасплох.
Арамис был так увлечен, что не сразу почувствовал, как усталость заставила его ошибаться. С Портосом они никогда не фехтовали так долго. Однако Атос, похоже, совсем не устал, и Арамис был полон решимости продолжать. Он надеялся на свою гибкость и ловкость, которые исправно выручали его. Однако он не рассчитал, что из-за усталости скорость реакции у него уже не та, и пропустил удар как раз в тот момент, когда подумал, что еще может продолжать. Он не успел увернуться, и шпага достала его плечо. Атос отступил на шаг и отсалютовал ему.
   - Отлично, Арамис. Просто отлично.
    Арамис расстроено вздохнул.
   - Вы все-таки задели меня.
   - Ну, будь это по-настоящему, он бы Вас убил, - некстати встрял Портос. – Причем давно. Он же практически не нападал. Но все равно, Вы – молодец, не зря я столько времени на Вас потратил. Только я заметил, Вы не совсем точно выполняли те приемы, что я Вам показывал. Наверное, волновались. Ничего, мы еще займемся этим.
    Атос подошел к Арамису и похлопал его по плечу.
   - Вы все делали правильно. Но у Вас очень ограниченный запас. Конечно, Вы изобретаете на ходу, но лучше, когда удары и финты отработаны. Импровизация не всегда удается, а вдохновения можно и не дождаться. К тому же, в жизни приходится сталкиваться с самыми разными людьми и у каждого свои приемы. Навязать свою игру Вам не под силу. Пока, по крайней мере, так что Вам надо уметь быстро приспосабливаться.  Нужно встречаться с самыми разными противниками, разными по стилю, по школе. Лучше – с самым опытным бойцом, какого найдете.
   - С Вами? – вопрос был резкий, быстрый, как выпад шпаги.
    Атос на долю секунды растерялся, а потом усмехнулся:
   - Черт побери, туше!
    Арамис с вызовом смотрел прямо в глаза Атосу. Тот ответил ему  внимательным взглядом:
   - Вы повзрослели. Совсем мужчина.
    Арамис вспыхнул. Атос улыбнулся и мягко добавил:
   - Даже когда краснеете.
     К ним подошел Портос:
   - Ну как? Что скажете, Атос?
   - Вы прекрасный учитель. Арамис?
   - Благодарю Вас, Портос. Надеюсь, Вы были мной довольны?
   - Да, вы оба были хороши и будете еще лучше, если пойдете сейчас со мной в «Сосновую Шишку». Вы тут так дрались, что я проголодался. И если кто-то из Вас откажется идти – имейте в виду, будете иметь дело со мной!
    Атос с Арамисом переглянулись. Портос ухмыльнулся:
   - Я обойдусь и так, без шпаги!
    Арамис засмеялся:
   - Тогда у нас нет выбора. Мы сдаемся.

                ***

    Давно Арамис не чувствовал себя так уютно. Даже то, что трактир был набит до отказа, совсем не раздражало его. Портос доставил себе удовольствие поведать всем, как знатно он обучил Арамиса - тот практически на равных сумел противостоять лучшему фехтовальщику полка.
   - Вас, Арамис, можно уже принимать в мушкетеры! – Язык Портоса слегка заплетался от возлияний. – Зачем Вам сутана? Подумайте сами! Ну чему они могут Вас научить? А мы, я то есть, уже сделали из Вас такого славного бойца. Плюньте Вы на это богословие!
   - Портос, – подали голос из-за соседнего стола. – Чтоб он понял, что мушкетером быть лучше,  расскажите ему про Вашу баронессу...
   - Графиню!
   - Нет, баронессу…
   - Герцогиню!
   - Портос, как ее там?
   - Господа, - возмутился Портос, - как Вы можете! Арамис подумает, что я не забочусь о чести дамы. Никакая она не герцогиня, а… я промолчу.
   - Да, кстати, о герцогинях, мне вчера рассказали, что герцогиня де Шеврез обзавелась новым конем для своей конюшни, – встрепенулся один из сидевших.
   - Да что вы?
   - Славный перигорский конь. Всего-то 25 лет. И даже с графской короной!
   - Ну, коню-то не корона нужна, а кое-что другое!
   - Не скажите, Бертиньи, герцогине, наверное, приятнее, когда конь в короне.
    Мушкетеры захохотали.
    Арамис застывшим взглядом смотрел перед собой. У него так звенело в ушах, что он совсем не слышал, как его звал Атос. Мушкетер взял его за руку:
   - Арамис, Вы не могли бы пойти со мной?
    Он вывел Арамиса на улицу.
   - Идемте, пройдемся.
    Арамис попытался вырвать руку:
   - Я знаю, что Вы сейчас будете мне говорить, и я не желаю этого слышать. Отпустите меня.
   - Арамис, я ничего не хочу говорить, просто пройдемся.
    Атос взял его под руку и почти силой повел по улице. Арамис кусал губы и, наконец, не выдержал:
   - Я не верю! Это неправда! Почему они не могут оставить ее в покое? Неужели она ни на кого не может посмотреть, чтобы ей тут же не приписали… л-л-любовника! Вы тоже думаете, что это правда? Ведь так?
   - Арамис, Вы как-то сказали мне, что я ее не знаю. Я не могу судить.
   - Я ее знаю!!!
   - Тогда Вам виднее.
    Арамис резко остановился и посмотрел Атосу в глаза:
   - Я ее знаю. И это неправда.
    Атос чуть слышно вздохнул:
   - И никто на свете не докажет Вам обратное. Никто…  Давайте я Вас провожу.
    Когда Арамис скрылся за дверью своей квартиры, Атос медленно пошел назад, в «Сосновую Шишку».
    «Никто на всем белом свете не сумеет доказать ему то, что и так очевидно, - печально подумал он. -  Оказывается, не перевелись еще дураки на свете. По крайней мере, теперь я уже знаю двоих».






Художник - Стелла Мосонжник. Иллюстрация размещена с ее разрешения.