Джон Гилл. Слова Давида - слова Иеговы

Инквизитор Эйзенхорн 2
СЛОВА ДАВИДА - СЛОВА ИЕГОВЫ, ОТЦА, СЫНА И ДУХА СВЯТОГО

Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня: сказал Бог Израилев, Скала Израиля, говорил со мной.
2 Цар.23.2-3

Мы уже рассматривали описание линии Давида, и теперь должны обратить внимание на  эти последние слова его, что записаны в следующих стихах. Покажем теперь, что они значат для автора их, ибо они должны рассматриваться не столько как слова Самого Давида, сколько как слова Богочеловека, говорящего его словами, как мы можем убедиться в этом из текста. Дух Господень говорит во мне: это были Его слова, а не только Давида; Тот, Кто сказал это, был Сам Бог, Скала Израиля. Отсюда мы можем заметить следующее.
I. Автор этих слов представляет несколько различных выражений, которые достойны нашего самого серьезного рассмотрения.
II. Эти слова исходят от Божественной Личности или Лиц, говоривших к Давиду.

I. Эти слова автора на самом деле есть не слова Давида, но слова Другого, то есть Господа.
1. Он отметил:  Дух Господень говорит во мне; это значит, что он это значит, что он говорит не от своего собственного духа и не от своего сердца, по велению ума своего, но Дух Господень говорит через него. Мы читаем о некоторых во времена Иеремии, "которые шли и не были посланы, которые пророчествовали, и Господь не говорил им" (Иер. 23.21). Такие же люди описываются пророком Иезекиилем как те, кто "говорит из своего сердца и по своему духу" (Иез.13.2-3). Они говорят вещи, которые их плотские умы предложили им и которые, по их суждению, приятны для естественных и плотских людей, и которые они могли бы, таким образом, распространять среди них в своих собственных целях, ради славы или мирского богатства.  И поскольку некоторые люди лишь делают вид, что говорят о Божественных и духовных вещах, возвещая не от Духа Божия, а от своего собственного духа, апостол Иоанн дает необходимое предостережение: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан.4.1).
Нельзя верить всем, кто претендует говорить Духом Божиим; часто они говорят только из своего собственного сердца, и следуют лишь своему духу, желая убедиться, говорят они кому приятное или нет. Но то, что сказал Давид, не было из его собственного духа, но Дух Господень говорил ему, и другие святые и добрые люди говорили, будучи движимы Духом Святым Божиим, ибо никогда пророчество не произносилось по воле человеческой. Даже те, кто были истинными пророками Господа, и через кого говорил Дух Господень, не могли пророчествовать и возвещать любую вещь от Бога, как им заблагорассудится. Это не было по их усмотрению, и это не было по их воле, но их дух всегда получал импульс от Духа Божия. Даже Валаам, хотя и лжепророк, все же  былв руках Бога и под его руководством в то определенное время, когда он был разумным, и был вынужден сказать, что он не мог преступить повеления Господа (Чис.24.13), или сказать больше или меньше, чем то, что было положено ему, и хотя бы Валак давал ему полный свой дом серебра и золота, это не могло быть иначе: он не мог выйти за рамки повеления Божия, чтобы сделать что-либо хорошее или худое. Теперь, если это было в случае с Валаама, мы можем разумно заключить, что то, что говорили пророки, как сказал им Господь, было не по их воле, но по воле Божией, и по Духу Божию. Это было столь хорошо известно, что Седекия, царь Израиля, ставит этот вопрос к Иеремии, который был истинным пророком Господним: нет ли слова от Господа? (Иер.37.17). Он хорошо знал, что Иеремия не мог сказать ничего, на что он ради любых целей может положиться, если только он не получит слово от Господа, которое Бог дает в соответствии с Его суверенной волей и благоволением.
И эти последние слова Давида были сказаны им не из своего собственного сердца, не из своего собственного духа, не из своей головы, но Духом Божиим. Явно также то, что он сказал, не было от злого духа, который действует в сынах противления и называется духом мира сего, ибо он правит и управляет в сем мире и его получили мирские люди, ибо Апостол говорит, что мы получили "не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы нам знать вещи, которые дарованы нам от Бога (1 Кор. 2.12). И именно этот Дух Господень, Который говорил через Давида, исходит от Бога, имеет ту же природу с Божественным Отцом, и приходит от Него, ибо Писание описывает нашего Господа Святого Духа, как исходящего от Отца (Иоан. 15.26). Что подразумевается под этим исхождением, мы не знаем, мы не в состоянии объяснить это: мы должны принять все как есть. Но мы уверены, что Святой Дух исходит от Бога, и имеет ту же природу с Ним, поэтому Он также от Сына, и, следовательно, называется Духом Сына (Гал.4.6).
В древние времена в церквах был спор, исходит ли Дух от Отца и Сына. Основательнее всего сделать вывод, что Он исходит от Обоих, хотя представить способ этого исхождения не в силах нашего ограниченного ума. Мы знаем, что Дух, Который от Бога, всегда обладал той же природой и тем же Божественным совершенством с Богом Отцом и с Сыном, от Которых Он исходит.  Он вечен, и Он называется Духом Святым (Евр. 9.14), ибо от века и до века Он Бог. Он вездесущ; это совершенство, которое принадлежит только Богу: "Куда пойду от Духа Твоего, и куда мне бежать от Твоего присутствия?" (Пс.139.7). Это невозможно. Он везде, и потому Он есть Бог и должен быть Им.  Он Всеведущий Бог: Он проницает глубины Божии, и являет их Своему народу. Он может предсказывать грядущее и делает это. Он, Дух Христов у пророков, предсказал страдания Христа и славу, которая должна последовать за ними. Ему принадлежит всемогущество: чудеса, которые превыше сил природы и вопреки ее законам, совершаются по Его слову, в подтверждение истины вечного Евангелия. Вы читали о чудесах и дарах Святого Духа, с которыми изначально распространялось Евангелие. Они обильно доказывают, что Он является истинным Богом, как Он и представлен. Он Иегова, против Которого восстали израильтяне, которые "досадили Святому Духу" (Ис.63.10). Он   Иегова, Который сказал в видении Исаии: "кто пойдет для Нас?" (Ис.6.8). В Деяниях Апостолов Он прямо назван Господом, Духом Святым. О Нем прямо сказано как о Боге: кто лжет Ему, лжет Богу (Деян.5.3-4). Святые называются храмами Божьими, и причина этому такова, что "Дух живет в них", и Он также назван "Дух Господень" (2 Кор.3.17), то есть Господь Святой Дух.
Те дела, которые, как сказано, соделаны Отцом, также могут быть отнесены к Святому Духу. Он не только носился над водами, и привел бесформенный хаос в порядок после его создания, Он не только распростер небеса, но и сотворил их, ибо, по слову Господа сотворены небеса; и все воинство их, дыханием или духом уст Его (Пс.33.6). О Нем прямо сказано, что Он был заинтересован в сотворении человека. Елиуй говорит: "Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов 33.4). Это дела, которые доказывают, что Он является истинным Богом. Поклонение также должно быть уделено Ему.  Ему не только молятся наравне с Отцом и Сыном: "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово (2 Фес 3.5), где Он явно отличается от Отца и Сына, но Он и упоминается в молитвах вместе с Ними (2 Кор.13.14). Таинство крещения совершается во имя Его в равной степени как и во имя двух других Божественных Лиц (Мтф.28.19).
Теперь скажем, что это был Дух Божий, или Бог Дух, Который говорил через Давида: Дух Господень говорит во мне, и Он Тот же Дух, что говорил в других вдохновенных писателях: "Все Писание Богодухновенно". "Святые Божии говорили, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет 1.21). И так было и с Давидом. В псалме прямо сказано, что Святой Дух говорил устами Давида (Деян. 1.16). Дух Господень говорит во мне: Он раскрывает ему ум и волю Божии,  которые он должен был возвещать другим, и так Дух Божий поступал и с другими пророками и вдохновенными писателями. Он просветил их и дал им изнутри ясный и отчетливый взгляд на вещи. Так начинается пророчество Осии: "И было слово Господне к Осии", но может быть прочитано и как "в Осии". Апостол Петр, говоря о Боговдохновенных писателях, делает большой акцент на то, что "Дух Христа, который был в них, свидетельствовал о страданиях Христа, и славе, которая должна последовать за ними" (1 Пет. 1.11 KJV).
Теперь, поскольку Дух Господень говорит в Давиде, говорящем под Его импульсом, влиянием и вдохновением, это есть истинное Слово Божие, которое должно быть  и получено не как слово человеческое. И если мы говорим, что псалмы Давида есть часть Слова Божия, и самая прекрасная часть его, то мы имеем в виду, что в них говорит Христос.   Поэтому апостол говорит: "Слово Христово да вселяется в вас обильно": и что он имеет в виду под словом Христа? Представляется, что он конкретно касается слов Давида, ибо далее следует: "Назидайте и увещайте  друг друга, псалмами, славословием и духовными песнями" (Кол. 3.16). Это слова Христа, по крайней мере большая часть из них: и причина в том, что Дух Господень говорит в Давиде через эти псалмы. Более того, мы должны сделать вывод, что Господь говорил через Давида потому, что Давид был духовен. "Рожденное от Духа есть дух" (Иоан.3.6); итак,  любой человек, что говорит под воздействием Духа, духовен. Во всем, что сказал Давид по Божественному вдохновению, он был духовным, и потому достойно называть его псалмы песнями духовными, не только потому, что суть их духовна,  а потому, что их Автором был Дух Божий.
Отсюда также следует, что то, что говорил Давид, по вдохновению Духа Божия, должно быть свято, ибо Дух Божий свят, и потому назван Святым Духом: "тем более ваш Небесный Отец дать нам Духа Своего Святого просящим у Него?" (Лк.11.13). Все, что исходит от Него, должно быть свято. Закон Божий свят; Евангелие свято; Писания святы. Они называются Священным Писанием: причина проста и понятна, потому что они приходят от Святого Духа Божьего, и все содержание Писания есть закон, который "свят, праведен и добр" (Рим.7.12). Евангелие, все его истина и учение благочестия святы (1 Тим.6.3). Они не открывают дверь распущенности, как глупо считают те, кто ничего не знает о силе их, ибо "благодать Божия учит людей, чтобы, отвергнув всякое нечестие и мирские похоти, они целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем мире". Таким образом, если Давид говорил Духом Святым, то все, что Он сказал, должно быть свято.
Это должно быть также истиной, ибо Дух, Который говорил им, есть Дух Истины, и Христос часто называет Его именно так: "Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне" (Ин. 15.26); и снова: "когда Дух Истины придет, то наставит вас на всякую истину" (Иоан. 16.13). Поскольку же то, что сказал Давид, а также любой другой вдохновенный писатель, было сказано Духом Божиим, Писание должно быть Писанием истины, ибо "никакая ложь не от истины" (1 Иоан. 2.21).
Также Давид, говорящий Духом Божиим, как и все другие святые и хорошие люди, знал, что благословенный Дух является лучшим толкователем Священного Писания. Только Он может вернее всего вести к истине и применять ее, приводить людей к истине, открытой в Псалмах Давида, и раскрывать их ум, чтобы они могли понять ее. Также Он  может лучше всех помочь нам в пении псалмов, которых Он Сам является Автором, и поэтому апостол мудро решается, по благодати Божией: "буду петь Духом, а также и умом" (1 Кор.14.15).
"Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня", слово Духа Божия. Давид не сочиняет от имени Бога, но Он дает ему слова, чтобы передать Его Слово. Некоторые придерживаются мнения, что вдохновение писателей Словом Божиим есть всего лишь диктация, или же их умам было представлено видение вещей, но при этом дана возможность облечь эти идеи своими словами. Если бы это было так, если бы не было непогрешимости по отношению к словам, а также значениям их, они могли бы использовать их неправильно, и не довести до наших умов надлежащие идеи вещей, так что мы должны были быть в неопределенности по отношению к вере и практике. Но это было не так; им также были предложены слова, по которым они должны были выражать эти идеи через импульсы в их разуме: слово Твое на языке у меня. Так что они говорили и учили не в словах человеческой мудрости, но в словах, которым их научил Святой Дух (1 Кор.2.13). Сами слова были направлены к ним, а также их предметы. Мы, как сказано, питаемся словами здравого учения (1 Тим.4.6 KJV); не просто учением, но словами учения, ибо для него имеют значение сами слова, в которых оно изложено в Писании, и поэтому нам заповедано "держаться образца здравого учения" (2 Тим.1.13), который есть "слово здравое, неукоризненное" (Тит 2.8). "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня"; Давид настолько впечатлен этим, что его язык подобен трости скорописца (Пс.45.1). Слова легко текут из его уст, и он точно принял и написал их, как сказал Господь: "у него Мое слово, пусть говорит слово Мое верно (Иер. 23.28). И это слово есть слово от Духа Божия, являющееся не в слове только, но в силе и в Святом Духе, и оно должно послужить к великой цели убеждения грешников, их возрождения, просвещения и наставления ради веры, действующей в них, и для поощрения надежды; оно должно быть действенным, чтобы наставить их на всякую истину, действенную для их утешения, и исполнить Божественную цель.
2. Тот, Кто говорит через Давида, есть Бог Израилев. Это Бог, Который создал все вещи: "сказал, и сделалось, повелел, и явилось" (Пс.33.9). Он великий Бог, Который сказал: да будет свет, и стал свет; Который сказал: да будет твердь посреди воды; Тот, Кто сказал: пусть вода соберется в одно место, и да явится суша; Тот, Кто сказал: да произведет земля зелень, траву, сеющую семя, и дерево, приносящее плод; Тот, Кто сказал: да будут светила на тверди небесной; Тот, Кто сказал: да произведет вода в изобилии движущихся существ, ибо Он Бог жизни; Он сказал, что эти вещи будут, и они немедленно появились (Быт. 1). Он говорил к Израилю на горе Синай, и сказал слышимым голосом, Я Господь, Бог, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20.2). И это было самым дивным событием для народа, ибо, как говорил Моисей сынам Израилевым, кто когда-либо слышал голос Бога, говорящего из среды огня, и остался жив? Тот же самый Бог Израиля сказал Давиду, что с ним заключен завет Бога Израилева. Он пребывал с Израилем в буквальном смысле. Это Бог завета с их предками: Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, Бог евреев, Бог Израилев: так Он Сам Себя называет. Когда Он послал Моисея, чтобы потребовать освобождения народа Израиля из Египта, Моисей сказал фараону: так говорит Господь Бог Израилев: отпусти народ Мой.  Моисей в высшей степени торжественно говорит о заключении этого завета между Богом и Израилем. "Господу сказал ты ныне, что Он будет твоим Богом, и что ты будешь ходить путями Его и хранить постановления Его и заповеди Его и законы Его, и слушать гласа Его; и Господь обещал тебе ныне, что ты будешь собственным Его народом, как Он говорил тебе, если ты будешь хранить все заповеди Его" (Втор.26.17-18). Это должно быть понято не узко народно, ибо Бог есть Бог его духовного Израиля, Бог всего Израиля, будь то евреи  или язычники. Он есть Бог всех, кого Он избрал как Свой народ, кого Христос искупил Своей драгоценной кровью, и кто действенно призван Божественной благодатью. С ними заключен завет Божий в особом смысле. Этот завет был заключен со Христом навечно. "Я вступил в завет с рабом Моим Давидом", то есть с Мессией, Господом нашим Иисусом Христом, с Которым этот завет стоит навсегда; "завет Мой Не нарушу, и не изменю, что вышло из уст Моих (Пс. 89.34 KJV). 
Это завет благодати; мы обычно называем его так, потому что он состоит из благословений благодати, и потому что он основан на свободной суверенной милости Божией.  "Навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: "Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой" (Пс.88.3-5). Он называется также завет мира, который никогда не может быть расторгнут (Ис.54.10;, ведь основание его - мир и примирение во Христе Иисусе Господе; это замыслено, согласовано и утверждено в этом завете. Он также называется заветом жизни, а также мира, потому что блага жизни духовной и вечной были обеспечены в нем, и все те духовные благословения, которыми народ Господа благословлен на небесах во Христе Иисусе (Еф. 1.3 ); но самое великое и главное в этом завете - это то, что  Господь является Богом Своего народа: "они будут Моим народом, и Я буду их Богом (Иер. 24.7). Его люди могут временно пользоваться благами этого мира, но блаженны и все всякого сравнения счастливы те, у кого Бог есть Господь. Это великая основа завета благодати: Бог есть Бог завета и Отец Своего народа во Христе Иисусе.  "Я буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6.18). Эти взаимоотношения продолжаются вечно; Он есть Бог Своих людей и руководит ими до смерти и навеки. У нас есть Бог Израилев, Который сказал это Давиду, и то, что Он говорит, есть правда, потому что Он сказал. ). Он есть Бог истины и не может лгать, и поэтому все, что исходит от Его ума и воли, должно быть истинным: "Бог верен, а всякий человек лжив" (Рим.3.4). Так как Бог, сказавший это, истинен, и так как Он является Богом Израиля, все, что Он говорит, Он говорит на благо духовного Израиля и не иначе. Все, что содержится в Священных Писаниях - это на благо духовного Израиля. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы человек Божий мог быть совершенным и готовым ко всякому доброму делу" (2 Тим. 3.16 KJV).  Все Священное Писание, и особенно Книга Псалмов,  было написано нам в наставление, "чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду" (Рим.15.4). И Тот, Кто есть Бог Израилев, Который говорил Давиду, принес нам лучший завет, завет благодати. Это  часть последнего слова Давида: "хотя дом мой не прав перед Богом, но Он заключил со мной завет вечный". И кто же, кроме Бога завета Израиля, мог заключить такой завет с ним? Это дивный пример Его умиротворяющей благодати: то, что Он вообще обращается к сынам человеческим! Как дивно, что Он мог  говорить с Израилем лицом к лицу, как Он сделал, что Он общался с Моисеем из ковчега и что Он обращается к Своим дорогим детям и раскрывает им тайны любви Своего сердца! "Тайна Господа с боящимся Его, и Он открывает им завет Его" (Пс.25.14).
Когда Бог Израиля говорит, в Его присутствии мы молчим. «Господь во святом храме, пусть вся земля молчит перед Ним". Господь Бог сказал, говорит Амос, кто не будет пророчествовать (Ам.3.8); и когда Он говорит в сострадании к сынам человеческим, кто не будет слушать? "Говорит мне скала Израиля". Это может быть понято как Божественная Личность, ибо слово "скала" в Писании часто используется в качестве выражения Божества, как, например: "заступник их не таков, как Скала наша: сами враги наши судьи в том" (Втор.32.32), то есть их божество не наш Бог, как говорит псалмопевец: "кто скала спасения, как не наш Бог?" (Пс.17.31 KJV). Или же это может быть понято как Христос, Второе Лицо в славной Троице, и, я думаю, будет несложно заметить порядок Лиц Троицы в этом отрывке: Скала Израилева есть Второе Лицо, а затем Дух Господа, Который говорит к народу, и все три суть Божественные Лица. Вот  славное свидетельство Лиц Троицы в Божестве.
Скала Израиля есть Тот, Кто явился Аврааму, Исааку и Иакову: кто освободил Израиля от руки фараона. Моисей называет Его Богом его и Богом отцов (Исх.15.2). Скала Израиля есть тот Камень, из которого сыны Израиля  пили воду из в пустыне,  и о Котором апостол свидетельствует, что "камень же был Христос" (1 Кор.10.4). Это прообраз Того, Кто есть Скала Израиля, опора и безопасность его, твердыня, которая есть твердыня вечная; скала и убежище для святых во вскх их скорбях. " Имя Господа крепкая башня, убегает в нее праведник, и безопасен". Вот Скала Израиля, на котором созидается духовный Израиль Божий, Церковь Божия, которую врата ада никогда не смогут одолеть, фундамент, заложенный на Сионе, единственный, который безопасен; вот Скала Израиля, на которой стоит каждый верующий, ибо он утвержден на основании апостолов и пророков. Все святые в устроении Ветхого и Нового Заветов утверждены на этом фундаменте.  Каждый мудрый и хороший человек возлагает свою душу и спасение ее на сей Камень, Который даст ему устоять среди всех бурь. Он есть Камень и Основание всей нашей веры, надежды, духовного мира и утешения, основание нашей веры, якорь нашей надежды и нашего утешения и покоя. Вот подлинно славный Камень! Если есть утешение, то оно во Христе Иисусе (Фил.2.1). Вот Скала Израиля, что говорит через Давида как Свой прообраз: скала Израилева говорит во мне.
Я должен теперь приступить к рассмотрению, что Дух Господень говорит Давиду, какие слова возлагает на язык его, что Бог Израиля и Скала Израиля говорит сладкопевцу Израилеву, и к чему направляет его; и это послужит доказательством Божественности Книги Псалмов, этой святейшей части вдохновенного Писания Божия. Это также свидетельство об истинности этой книги, и того, что содержится в ней, большее, чем просто свидетельство, ибо в нем явлены все Три Божественных Лица: Бог Израиля, Скала Израиля и Дух Божий. Сии Три свидетельствуют здесь,  и если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие больше. Скала Израиля есть образ Христа; Христос есть Альфа и Омега псалмов: все они свидетельствуют о Нем, о Его служениях, о Его благодати, касающейся дела спасения и искупления, и, в частности относительно того, что Он есть Сам в Себе, что Он пережил и как пострадал за Свой народ, какое служение Он несет, в какое уничижение Он пришел и в какую славу был возведен, и о том, как Он послужил сынам человеческим.
Это также покажет нам характер Давида как пророка, который придает ему Апостол в Деян.2.30, и утверждает, что Давид, будучи пророком, сказал так и так: "Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления" (цитируя из Псалма 16). Есть другие места в том же псалме, указанные в этой главе, в которых говорится о Давиде как пророке. Все они показывают, что Бог Израиля возвестил ему о Скале Израиля. Отсюда мы можем заключить, что мы должны принять сказанное там как Слово Божие. Но то, что эти Три Божественных Лица сказали Давиду, о том, как будет властвовать над людьми Правитель, пребывающий в страхе Божием, и иного такого правителя не будет, а это указание на Мессию, Который подобен свету утра, озаряющему траву после дождя. Но об этом потом.

Cм. проповедь: Правитель над людьми, правящий в страхе Божием

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn