Один случай из практики доктора Нифанова

Новикова Елена Юрьевна
               
Для глухого,забытого богом городишки Прихлёбино наличие столь незаурядного человека
и доктора как Равиль Ренатович Нифанов-явление удивительное,поистине уникальное.
Начинал свою практику Равиль как участковый терапевт,старушки не могли на него
нарадоваться,передавая по сарафанному радио,что такого внимательного,доброго
и грамотного доктора в Прихлёбине отродясь не было.
Приятная наружность:стройный,высокий шатен,с голубыми глазами,мягкий тембр плюс
обаятельная улыбка - всего этого было достаточно,чтобы женское население возвело его
в кумиры.
Доктор всякий раз начинал работу с пациентом с доверительной беседы,интересуясь
подробностями,которые казалось бы,не имеют никакого отношения к лечению,но всегда
очень тактично и к месту давал рекомендации,совершенно необходимые.

Я столкнулась с ним на заре своей жизни,будучи ученицей десятого класса,
впечатление осталось очень яркое:искрометный юмор,вопросы умные,провидческий взгляд,
милосердие,излучаемое его личностью.
Моя проблема была незначительная,но советы пригодились в дальнейшем.
Спустя несколько лет,я узнала,что Нифанов переквалифицировался в психотерапевты.

Мой старинный приятель Павел Игнатьевич Савёлкин занимал скромную должность чертёжника,
в строительной фирме,чуть меньше года назад,он овдовел. Смерть жены буквально его
сломила.Усталый,подавленный,он прекратил все внешние контакты,сузив до минимума,
общение с внешним миром.Стало очевидным,что с человеком творится неладное.
В один из дней,когда мы случайно столкнулись в булочной,я уже не смогла делать вид,
что ничего не замечаю,и,пользуясь предлогом надуманным,пригласила его в гости,
кстати,жила я в двух шагах от булочной.Паша крайне неохотно согласился зайти,и мне
стоило немалых усилий его разговорить,за чашкой чая.Сам факт неожиданности произвёл
на него впечатление,пусть на короткое время,но мне удалось его отвлечь от тягостных
мыслей.
Когда ледяные нотки в голосе исчезли,взгляд стал более теплым,я решила со свойственной
мне прямотой,сказать,что так продолжаться не может.

- Паша,ты выглядишь нездоровым,мешки под глазами,потухший взгляд,тебе нужно с этим
  что-то делать.
  Мне больно на тебя смотреть,если так пойдёт дальше,то ты и до пенсии не доработаешь,
  твой начальник от тебя не в восторге,ты слишком часто стал допускать ошибки.

- Знаю я всё...-сказал Паша,лицо его при этом как-то странно дёрнулось и задрожали губы,
он тяжело вздохнул и отвернулся.Мы сидели на диване,перед нами столик на колёсах
с чашками и печеньем.Я взяла его руку и постаралась поймать его взгляд.

- Как ты думаешь Лида,может мне стоит обратиться к психотерапевту?

- Я даже знаю к кому именно:к Нифанову.

- К Равилю Ренатовичу?

- Именно,он очень хороший,он настоящий,удивляюсь,как и почему, он до сих пор не уехал
  из этой дыры?


В свои пятьдесят пять Равиль Ренатович выглядел молодым человеком,ясные,лучистые глаза,
доброжелательность,сквозящая в каждом жесте,делала его похожим на актёра советского
кино,причём наблюдать за ним было одно удовольствие,вероятно артистичность,присущая ему,
была востребована,не казалась наигранной и рассчитанной,она была естественным
продолжением его личности.
В кабинете было уютно и светло,на потолке необычная для больницы люстра,в виде парусника,
от голубых парусов которого расходились волнами лучи света.Диван и два кресла удобные,
В них можно было утонуть и расслабиться.На журнальном  столике,с круглой столешницей,
весёлыми мячами лежали апельсины,источая свежесть и еле уловимые нотки радости.
На стене напротив дивана - репродукция картины Сальвадора Дали "Мягкие часы",-всё здесь
располагало к общению.

- Здравствуйте.

- Здравствуйте,проходите,-произнёс Нифанов таким тоном,словно всю жизнь ждал этой
встречи.Весёлые искорки в глазах,которые поначалу смутили Павла,он даже покраснел,
как студент,пришедший на экзамен и сомневающийся в своих знаниях.
На какой-то миг выражение лица доктора стало серьёзным и его загадочный,проницательный
взгляд,словно лучом проник в самую душу Савёлкина,и что-то там рассмотрев,на самой
глубине,радостным дельфином вынырнул,расплескав вокруг множество солнечных брызг.
В руках он вертел маленькую книжицу.

- Вот,купил вчера,удивительного автора,может слышали,Элис Монро,восьмидесяти двухлетняя
писательница из Канады,нынче стала лауреатом Нобелевской премии.Удивительно пишет;
так просто о сложном,так интересно об обычном,её сравнивают с Чеховым.

- Интересное начало,-подумал Савёлкин, а доктор,словно факир,придумывал
на ходу новые трюки,доступные только ему,о которых не пишут в учебниках по психиатрии,но
которые непременно срабатывают.Границы комнаты как бы потеряли обязательные,строгие
контуры,тёплый свет и спокойная атмосфера сделали своё дело:Павел Игнатьевич перестал
чувствовать себя пациентом,ему показалось,что он пришёл к доброму,старому другу.

- Странно,почему именно эта работа Дали висит у вас в кабинете?

- Понимаю,о чём вы.Дали многие считали неадекватным,хотя бы потому,что он крайне
некрасиво отзывался о своих родителях.

- Да,да,я читал,например,что он плевал на портрет своей матери,а отцу отправил свою
  сперму, сопровождая запиской:"Это всё,что я тебе должен."

- Отец его проклял,не выдержав,но есть сведения,что Дали  в конце своего пути
  искренне раскаялся.
 А работа эта-одна из самых знаменитых его работ и производит на людей впечатлительных
 сильное воздействие,и разумеется,я выбрал её не случайно.Есть такой синдром - Стендаля,
 но об этом в другой раз.

- Я не знаю,как называется мой синдром,но я уже не в силах оставаться с ним наедине.
  Это просто чертовщина какая-то!Разговаривая с людьми я подспудно представляю их
  посиневшими трупами,с ввалившимися глазницами,отвратительными и мерзкими,иногда я
  даже чувствую запах разложения.Я конечно,осознаю,что передо мной нормальный,живой
  человек,но одновременно с этим воображение выдаёт образ чудовищно невыносимый,мне
  хочется сбежать и спрятаться,мне кажется,я схожу сума,-в этом месте Павел замолчал,
дыхание его участилось,лоб покрылся испариной,в глазах появился лихорадочный блеск,он
достал платок и отёр пот с лица.

Нифанов встал,подошёл к шкафу,достал пузырёк и накапав несколько капель подал Павлу.
После небольшой паузы Савёлкин продолжил сбивчиво и нервно описывать кошмары,
преследовавшие его на протяжении нескольких месяцев.Когда Павел совершенно опустошённый
и уставший,откинулся на спинку кресла,доктор произнёс:"Я вас понял,понял,что с вами
происходит и смогу помочь,если вы мне доверяете."

- Если бы было иначе,я бы не пришёл к вам доктор.

- Ваши кошмары-это сигналы,которые подсознание пытается до вас донести,даже
таким чудовищным образом.

- Сигналы?О чём вы?

- Я поделюсь с вами своим собственным примером; месяца два примерно,назад со мной
  произошло нечто странное,находясь в пограничном состоянии,между сном и явью,очень
  явственно,я почувствовал лёгкое покусывание сустава среднего пальца руки ,очень
  похожее  на то,как это делают кошки,вплоть до ощущения прикосновения шершавого языка.
  Было очень неприятно,поверьте,сон как рукой сняло,впечатление не притуплялось
  и не проходило,пока я наконец-то понял,в чём дело.-Нифанов замолчал и посмотрел
  на Павла.

- И что же вы поняли?-спросил заинтересованно Павел.

- Точка акупунктуры,находящаяся в месте,где ощущалось неприятное прикосновение,
  отвечает за работу тонкого кишечника,с которым у меня начали происходить небольшие
  сбои,и воздействуя на эту точку,можно восстановить нормальную работу пищеварения,
  что я и делаю, и представьте,прекрасно себя чувствую.Таким вот,экзотическим образом
  моё подсознание передало мне необходимую информацию.

- А что же моё подсознание пытается мне передать?

- Вам Павел всего сорок семь лет,вы моложе меня на восемь лет,интересный мужчина,
  а отказываетесь от жизни,запёршись в своём мирке и не желаете в него никого
  впускать.Бежите от жизни,боитесь её и прячетесь,а это неправильно,это вопреки
  законам природы.Отказываясь от жизни,вы тем самым,призываете смерть.Да,да,не делайте
  таких удивлённых глаз,вот поэтому она вам и мерещится в каждом углу.
  Оглянитесь вокруг,столько приятных,хороших женщин готовы подарить вам тепло,открыть
  вам сердце,так осчастливьте хоть одну,тогда и сами оживёте и вернётесь в мир живых.


Потом они пили чай и слушали Вивальди:концерт для скрипки с оркестром соль минор.
Домой Павел вернулся уже другим ,впервые за девять месяцев он уснул сном праведника.