Почему я не пойду на Сталинград

Татьяна Бушмелева 2
Чтобы посмотреть новый фильм, мне, как правило, требуются две вещи: знать имя режиссера и мнение хотя бы одного зрителя, вкусу которого я доверяю.

Я люблю актера Федора Бондарчука, но режиссером его не считаю. Вернее считаю плохим режиссером, поскольку внешние эффекты ему важнее мира человеческой души
- об этом говорят его предыдущие фильмы.

Что же касается мнения уважаемых мною критиков, уже посмотревших фильм, то они не стесняются в выражениях, откровенно говоря, что «продукт оказался унылым до убожества», что все «высосано из пальца», что это «лажа», «кинохалтура», «вершина абсурда», «феерия маразма», «кинокомикс», «компьютерная игра», в общем «наглядная демонстрация отдыха природы на детях» (это сравнение с Бондарчком-старшим).

И в этом случае можно бы сходить и составить собственное мнение. Но больше всего меня отталкивает от фильма то, что все в один голос пишут о том, что Федор Бондарчук эстетизирует войну, смакует ее ужасные подробности, «наслаждается деталями перерезывания горл и вспоротыми животами», что в его фильме и не ночевала
та солдатская правда, о которой писали Астафьев, Быков, Некрасов.

На мой взгляд, это самое страшное. Телевидение приучило нас принимать жестокость как нечто обыденное. Мы ужинаем и смотрим, как убивают, насилуют, пускают кровь. Кто-то
не выносит этого, а кто-то равнодушно смотрит, попивая пивко. А кто-то, как Бондарчук, любуется жестокостью. «Тут красиво падают и красиво умирают, и красиво сплевывают зубы», - пишет «Коммерсантъ».

Фильм получил гигантский бюджет в 30 млн долларов и настолько же гигантский прокат вплоть до Китая, его сопровождает массированная навязчивая реклама, сам режиссер читает возмущенные комментарии зрителей и смеется над ними (в интернете)…

Картину продвигают, главным образом, за якобы новаторское изобразительное решение,
за те технические изыски, которые приближают фильм к Голливуду. Захлебываясь, создатели фильма рассказывают, что у нас, мол, было два вида пепла: серый и черный,
что ветродуи работали так, что пыль забивала глаза, что каждое утро 150 рабочих героически перекапывали землю, которая накануне была утоптана массовкой, и т.д., и т.п.

Да мало ли что еще было сделано и какими усилиями! Главное ведь – во имя чего. Во имя чего все это? Я вспоминаю фильм Урсуляка «Жизнь и судьба» по Гроссману - те главы, которые связаны со Сталинградом. Ведь это же невозможно смотреть без слез, настолько правдиво передано состояние героев, их душевные муки, наконец, их гибель. Некоторые кадры до сих пор стоят перед глазами…

А во имя чего старались Бондарчук и его команда? Кинокритик Андрей Архангельский пишет, что война для них – это как нефть, которую можно качать и качать, а вместе с ней качать и деньги. Если в этом смысле Бондарчук и Михалков со своими «Утомленными солнцем-2» пытаются догнать Голливуд, то тогда все понятно. К счастью, не все измеряется деньгами.

На фото: накрашенная, напомаженная, завитая модным парикмахером героиня фильма.

Опубликовано в газете "Новый вариант" 24 октября 2013 года.