Дженни

Альберт Шаров 2
                Дженни.

     В 1971 году БМРТ-431 (Большой морозильный траулер) «КАСКАД» , Таллиннского ЭСТРЫБПРОМА, вторые сутки штормовал почти в центре тропического циклона с романтическим именем «Дженни.»

     Высокомореходное современное судно ,в общем, справлялось с ураганным ветром и 10-ти метровыми волнами. БМРТ имел хороший большой кормовой слип для постановки трала и его выборки с рыбой, бывало 25- 30 тонн. Но сейчас это был конструктивный недостаток и слип играл роль пятки Ахилла, безусловно открывая уязвимость всего судна,что привлекло пристальное внимание «Дженни».

     Гигантский штормовой вал систематически и периодически врывался по наклонному рыболовному слипу на кормовую палубу, пролетал, сметая все, метров  20 и всей мощью ударял в траловую лебедку и переборку надстройки, разбиваясь на каскады брызг и водовороты морской воды. Затем огромная масса многих тонн воды, Ниагарским водопадом, устремлялась сверху вниз, в рыбцех судна через открытый главный люк подачи рыбы.

     Этот люк был открыт и в него свободно поступала морская вода с палубы, а стандартная стальная крышка с гидравлическим приводом, была снята и закреплена на палубе у борта.Эта конструктивная крышка обеспечивала непотопляемость, но она очень мешала,при большой рыбе, при подаче её в цех и её сняли на время промысла.Так делали все суда и в нормальный шторм все обходилось.Но сейчас  бушует «Дженни». Установить эту стальную тяжеловесную крышку на место можно только в хорошую погоду и то не так быстро и просто в морских условиях.

     Вместе со стармехом Иваном Савицким шли по затопленной палубе рыбцеха, в сапогах, почти по колено в воде. Шпигаты с заслонками и лацпорты громыхали без устали и уже не справлялись со сходом воды и она была там постоянно.
Рыбцех медленно затоплялся.

     Крышки трюмов здесь были наглухо задраены, но были уже под водой и никто не знал,как они держат воду. Заливание этих крышек проектом судна не предусматривалось. Но самой большой головной болью был задраенный механиком люк в румпельное отделение, он был в самой корме и полностью, уже глубоко,под водой. Там рулевая машина и её электромотор. Что там делается и сколько воды, не знал никто. В любой момент мотор остановится, если зальет водой. Судно сразу развернет бортом к волне в тропическом циклоне- комментарии излишни. Такого не выдержит никто.

     Стармех сказал , что люк закрыт и завинчен механиком заблаговременно, но все может быть и ушел в машину, где тоже хватало головной боли. Доступа в румпельное для осмотра уже не было. Да Ширкову и так все было ясно, что проблема глаза в глаза.Сколько времени или даже минут  судно может противостоять «Дженни»?

     Ширков был здесь старпомом и по всем документам и практике было положено доложить капитану обо всем этом. Однако кому нужен такой доклад, если, наверняка, капитан видит все и сам.Каюта капитана на таком судне является продолжением штурманской и и ходовой рубки,на самом верху.Все видно в лучшем виде.На мостике капитана не было.Второй штурман в 16.00 сдал вахту старпому и ушел.Ну,если обеспокоенный стармех подошел к Ширкову и высказал свои соображения,возможно он уже был у капитана. Это был один из лучших или даже лучший стармех изо всего списка, который имелся в памяти Ширкова. Так бывало часто,что в сложных условиях,лучше поговорить со старпомом,будет гораздо проще и эффективнее результат. А капитан не на Луне,а здесь же на судне.Конечно,видит и знает всё сам.Он может быть в ступоре и не может принять решение.Руководящие документы и ПТБ категорически запрещают любые работы на кормовой палубе.А практически даже выход на палубу,куда бешенеми валами забрасывает свои языки бурлящий океан, смертельно опасен.В такой шторм на палубу выходить вообще никому нельзя. Это практически смертельно опасно.

  Скорее всего капитан не мог, чуть раньше, когда было ещё полегче, и теперь, когда ветер и волна разыгрались до полной и всё кипит, всё ясно. Он уже не в силах принять решение.Да и где это решение. Любого матроса или группу смоет в океан в момент.А это тюрьма и не меньше. Это надо было делать раньше. Сидит в кресле и мучительно ждёт или просто терпит. Вот ,если кто-то ещё, без приказа сам выйдет на палубу и что-то придумает. На ближайшее время улучшения погоды не ожидается.Разгон и сила ударов волн увеличиваются, время и ситуация не ждут и обстановка в любую секунду может стать вообще необратимой. Судно уже под крылом угрозы катастрофы.

     По жизненному опыту, старпом почти никогда сам не беспокоил капитана, ибо это могло только осложнить ситуацию. Если бы Ширкова как- то доверительно спросили, то он бы признался, как он не любил что- то докладывать капитану, особенно в сложных условиях,ибо это ,как следствие, девять из десяти- обязательно увеличит  головную боль и больше ничего.Кроме того Ширков уже прошел капитанство на средних траулерах, а сейчас большой траулер, работа пока старпомом, но это стажировка на капитан- директора. Да и не в этом дело. Полномочий старпома и вахтенного штурмана хватало на любую работу.Хотя нет.Такая работа или что-либо подобное здесь должна была происходить с ведома капитана и при личном руководстве и присутствии. Но его нет.

     Ситуация приобрела угрожающий характер,но пока держалась на каком-то неуверенном равновесии.Малейшая заминка,остановка машин или ещё что,и будет поздно.Пока есть какое-то время,которое работает против судна.Нужно было находить и принимать решение немедленно.
     Ширкову было ясно, что выход из опасной ситуации только один. Этот ход проходил только через запредельный риск. Время и судьба отсчитывали последние минуты и секунды. Нужно было ставить на кон свою жизнь.
    Ширков далего уже не мальчик, а полноценный , в среднем, как и все, старпом. Бывал в переделках. Бывало, что не решался посылать матроса на палубу в шторм и ходил сам один. Но сейчас так не выйдет, здесь нужна группа, человек четыре или пять. А Ширков должен находиться на ходовом мостике судна и держать всю ситуацию под своим контролем.И лучше, чтобы здесь не было капитана.Дп его нет и не будет.

Вариант помощи судну возник почти сразу. Это почти,как дипломный проект в КТИ.Есть проблема,нужно решить тяжёлую задачу.Если ещё есть возможность решить.А времени очень мало или почти совсем мало.

В несколько защищенном месте, на палубе из хороших аварийных досок был изготовлен и обит брезентом,щит по размеру люка с запасом. Мастерски сработал топором и молотком старший матрос- плотник, который сразу понял, как должен работать щит. Длинные гвозди были забиты наполовину по периметру.

Теперь нужно было выполнить главную работу, которая напоминала смертельно опасную атаку на фронте.Лоб в лоб.Конечно- только добровольцы. Это понимали все.

Старпом, высказав свой план,поднялся на кормовой мостик судна, с которого в обычных условиях производится управление при постановке и выборке трала. Чуть изменив курс в разрез волны,что практически ничего не давало, дал сигнал сменному тралмастеру,который по штату руководил своей бригадой непосредственно на палубе.

Сменная бригада палубных рыбаков траловой команды сами разобрали обязанности.
Момент атаки выбирал тралмастер, ибо он здесь хозяин этой палубы, да и бригады тоже.

Боцман судна, пожилой моряк, спиной и корпусом, понимал всю опасность мероприятия лучше всех. Взяв инструмент, он отошел в глубину капа. Не те года и не те силы, и не тот сезон. Если зацепит вал, то он сметет всех и уже не отпустит. Море было сплошь белым от сорванных и бешено летящих гребней волн , глухо ревело и кипело, как гигантский котел, созданный для самого страшного суда. О каком- либо спасении здесь говорить вообще неуместно.

 По всем требованиям и документам сейчас на палубу выходить никому нельзя вообще.Да и траловая палуба- не его боцмана вотчина.Хотя боцман есть боцман. Но здесь командир- сменный тралмастер и пять  лучших матросов судна. Они не любят здесь посторонних, да и не положено. Все остальные здесь лишние. Также неуместно сейчас давать какие- либо команды, в том числе и старпому.

Ширков на всю жизнь запомнил эту картину или кино. Два лучших  матроса, не худые и не полные по фигуре,и не спортивного типа, выждав момент, когда вал разбился, ослабел и почти освободил палубу, бегом подтащили щит к люку , закрыли его и молотками успели забить в деревянный настил палубы по одному гвоздю с каждой стороны.Люк находился у самой кромки тралового слипа и они были,как на горе у края пропасти в которой кипел океан. Это была линия жизни и смерти.На палубе БМРТ были кадровые профессионалы- рыбаки.Они,без тени волнения,без суеты,но достаточно уверенно и быстро сделали все,что нужно.Матросы есть матросы,а здесь профессионалы рыбацкого класса.Да и только.

Тралмастер уже дал команду – назад. Нос корабля вздыбился, а корма предательски стремительно проседала к подошве одиннадцати- метровой волны и матросам пришлось бежать, с молотками в руках, метров 20, обратно в гору.
В этот момент,как с катапульты, в проем слипа изготовился к удару и начал движение очередной вал смерти.

Матросы были на тонких страховых линях и на каждого по два страхующих рыбака, которые сработали  виртуозно и ювелирно, не помешать, не уронить, а только,как надо.

Матросы успели заскочить за мощный корпус траловой лебедки, как вслед за ними ударил сокрушительный и не знающий пощады, вал океана. Но это уже были маленькие цветочки.Пригнувшись и присев к палубе, в каскадах разлетевшихся брызг,матросы весело переглянулись. Это была желаемая и очень дорогая удача. Щит, прилаженный всего двумя гвоздями, удержался.

Матросы еще три или пять раз бегали к люку и забили все гвозди по периметру щита.
Ширков пару секунд застыл на мостике в изумлении от такой щедрости судьбы и сразу понял, кому он обязан и не смел повернуться. Конечно, это была ОНА!

Там, за спиной и высоко за туманными облаками, не ясно, но впечатлительно, чуть слегка, улыбнулась- БОГИНЯ УДАЧИ.

Глотать с затяжкой дорогущее вино счастья весьма нетактично, хватит и одного , да и дело надо ещё закончить.

Ширков спустился в рыбцех , вода ушла, временная деревянная крышка наверху прекрасно держала воду ,а все крышки люков на палубе рыбцеха были в порядке и промытыми коричневыми лицами светились одобрением. Бригадиры с матросами уже были там и приводили все в порядок.

Все системы,устройства и части судна работали, а весь корпус судна, содрогаясь от мощных ударов, в мелкой вибрации дрожал в привычном рабочем ритме.

Вахта была старпома.На ходовом мостике вахтенный четвертый штурман и штатный матрос первого класса- рулевой справлялись с управлением судна самостоятельно.

В голове все смешалось: опасное положение судна, уникальная в точности и ловкости,почти идеальная работа лучших матросов и полная удача всей этой круговерти.

     Ширков в изнеможении, упал на диван в штурманской рубке и пытался снять запредельное напряжение уже прошлого момента. Несколько секунд был в забытьи, но сразу пришёл в себя, готовый говорить с реальностью. Мысли птицами влетали и вылетали и крутились в замысловатой карусели. Ему приснилось или привиделось, что в просветах серого облака на него сверкнули , чудным светом, будто глаза или что то такое. Да, конечно, Это была Она. Богиня Удачи.
     Очередной сокрушительный вал океана подошёл к линии слипа судна и остановился, рассыпавшись на тысячи солёных брызг. Она, увидев Ширкова, остановила этот вал, возможно в самый критический момент.

     Деревянный щит был достаточно тяжел, чтобы его поднять и матросы волокли его по увлажненному деревянному настилу, как санки по льду,за специальные ручки на тонких линях.Вот эти ручки очень удивили старпома,потому что это не его идея,а момент профи матроса- плотника.Да и сам щит был сработан в мастер-классе. А в начале его помогла разогнать вся бригада. Затем щит нужно было сразу правильно поставить на место. Даже в хорошую погоду такую работу проблематично сделать без запинки. Но вот, возникни сейчас заминка и ревущий вал океана застанет матросов на середине пути, сметет их и этим щитом уложит на палубе всю команду.Предательская дрожь прошла по всем нервам,но все уже было в прошлом…

     Но все-таки это было что-то,чего раньше ещё не видел.Для успеха такой работы было недостаточно просто мастерства и всей морской практики матросов.Здесь штатный и рядовой старпом увидел нечто большее,что бывает далеко не у всех и далеко не всегда...

Сверкнула мысль- как Ширков все таки решился на это и сколько дней или лет пришлось за это заплатить,ибо даром- ничего не бывает...

Старпом сделал полный обход,спустился в трюм и,прослушав легкий стон шпангоутов,понял,что высокомореходное судно уверенно справляется с ураганом.А экипаж,авторитет которого в высокой степени уважал старпом, был штатный рыбацкий,комментарии излишни.Но вот такую работу,когда все на грани, увидеть пришлось впервые...

Утром радист сообщил, что в этом же районе и в это же время боролся с волнами  современный большой контейнеровоз типа «Инженер Мачульский.», краса и гордость
Торгового флота СССР. В эту ночь контейнеровоз не выдержал урагана и затонул со всем экипажем. Двоих матросов, просто каким-то чудом, смогли подобрать два Канадских средних траулера. По их информации там была проблема с аппарелью,которая пропускала воду в трюм. Капитан , красивый, молодой и цветущий мужчина,мечта женщин и баловень судьбы, держался стойко , молча и достойно, ушел в пучину, в новейшей капитанской форме,в белой рубашке с галстуком.

Ширков,штатный старпом рыбацкого класса,в полуболотных сапогах и хорошем морском ватнике, шел по коридору своего БМРТ,осматривая все глазами и на слух, и хотел чертыхнуться,но промолчал.Ну,конечно.Там ,на контейнеровозе не было Ширкова или ему подобного.В этом то и все дело.

-Про покойника говорят только хорошее или вообще ничего не говорят…

Да и что говорить.

Ширков,конечно,не знает,что там было на других судах,которые не выдержали,например обычный ураган или ещё что.Его там не было.У него своё судно и свой ходовой мостик.Он отвечает только за то,где находится сам.
Уверенности 100% тоже нет и не может быть.Мощь стихии и океана несопоставима с машиной и корпусом БМРТ,где тысячи деталей и ещё больше случайностей,которые всегда подстерегают и возникают неожиданно и врасплох.Свои ошибки, неточности и всё прочее.По всякому может повернуться.

Бывший,в далёком прошлом,отличник на выпускном курсе Таллинской мореходки,ничем не примечательный Ширков,в глубине своей мысли,чувствовал,что трагическая ситуация имеет свой разум.Она обязательно ударит в больное и слабое место.Но она не полезет туда,где порядок и мощь профессионального разума и практики.Просто нет смысла для такого.

Сейчас морские бесы потеряли желание ещё раз испытать на прочность БМРТ- 431 "КАСКАД",потому что там на мостике,контролируя всё,уверенно стоял Ширков.Его чуткий слух,интуиция и всё остальное были безупречны.Трогать такое судно смысла не было.

Все неприятности проходили стороной,высматривая другую жертву для внимания.А вокруг,с могильным и жутким завыванием, кипел океан.Пенящиеся валы океана врывались на бак судна,испытывая мощными ударами рулевую рубку солёной водой и вслед за этим с кормы врывался очередной вал на всю кормовую палубу.

    Что касается капитана, то эту фразу трудно составить и выразить словами, но он был до дикости прав. Это за гранью понимания обычного разума.Ширков его не видел тогда и не знает, о чём тот мыслил и думал. Капитан не вышел из каюты и ни во что не вмешался. Капитан есть капитан, конечно, он чувствовал ритм своего судна и был в курсе всех дел и всей обстановки, что с судном и, что делается на судне. Ходовая вахта старпома и, конечно, Ширков в заботах, работах и так далее.Интуиция подсказывала ему самое главное, что нельзя мешать Ширкову.Это была его заслуга и правильный ход, который обеспечил тот результат, который был нужен. Он видел главное, что нельзя мешать Ширкову. А результат говорил сам за себя,что такое решение было единственно верным и выигрышным. Так поступали и раньше бывалые капитаны в сложных или почти безвыходных ситуациях, с которыми ходил в рейсы Ширков.

 Но это не было чем то необычным,ибо шахматный разум всё мог разъяснить. А тропические ураганы проходят именно здесь своими путями, не так часто и не так редко. Бывало и раньше, встретились сейчас, не первый раз и, конечно, не последний.

А пока, совсем рядом,в неистовом танце смерти,раскручивая ревущий и гибельный ураган ,бесилась неугомонная стихия. Однако во всей ситуации, пространстве и времени, чудилась и успокаивала всех, какая-то невидимая фраза оценки всего дела, что всё нормально. Особенно Ширков и его БМРТ-431 "КАСКАД", в напряжении реакций стали корпуса и мощности машин,были в полном взаимопонимании, и уверенно штормовали почти в центре тропического урагана,с красивым женским именем Дженни.




Фото автора.



Благодарю за внимание.