Леонард Эйлер

Братья Бирт
                Выдающийся швейцарский, немецкий и русский математик восемнадцатого века. Он уже в семнадцать лет получил учёную степень магистра. Эйлер внёс огромный вклад в развитие математики,  физики и астрономии. Он написал более 850 работ и  был академиком  Лиссабонской, Базельской , Парижской, Туринской,  Берлинской и Петербургской академий наук. Кстати русский язык он выучил менее чем за год. Тут можно было бы перечислить многие его работы, но мне хотелось бы остановиться на двух задачах, связанных с именем этого незаурядного учёного  и рассказать, как он блестяще решил  их.  Мне понравилось, как он это сделал.
                Вот одна из задач, которую поставила перед ним сама российская императрица Екатерина II. Эйлер вместе с семьёй жил тогда в Пруссии, а работал в Берлинской академии наук.  Петербургская академия наук за последнее время не блистала, даже можно сказать пришла в упадок. Вот по этим причинам Екатерина II  решила пригласить Леонарда Эйлера в Санкт-Петербург. Она предложила ему оклад в 1800 рублей в год и пост конференц-секретаря. А много это или мало можно судить  по тому,  что в то время за один рубль можно было купить корову, за пять копеек один килограмм сливочного масла, за двадцать пять рублей тёплую шубу, украшенную золотом. Меньше, чем за рубль можно было купить четырёхгодовалого бычка. Получается, что он мог на эти деньги купить сто пятьдесят коров в месяц! Но Леонард не был бы великим математиком, если бы вот так сразу согласился. Ему предстояло решить эту возникшую задачу, и он превосходно с ней справился. Он подумал и дал своё решение:
1. Оклад 3000 рублей в год и пост вице-президента Академии.
2. Ежегодная пенсия 1000 рублей супруге после его смерти.
3. Оплачиваемые должности для трёх его сыновей, в том числе пост секретаря академии для старшего.
                Вот строки из письма  императрицы президенту академии:
«Письмо к Вам г.Эйлера доставило мне большое удовольствие, потому я узнаю из него о желании его снова вступить в мою службу. Конечно, я нахожу его совершенно достойным желаемого звания вице-президента Академии наук, но для этого следует принять некоторые меры, прежде чем я установлю это звание – говорю установлю, так как доныне его не существовало. При настоящем положении дел там нет денег на жалование в 3000 рублей. Я уверена, что моя Академия возродится из пепла от такого важного приобретения,  и заранее поздравляю  с тем, что возвратила России великого человека». 
                В 1766 году шестидесятилетний  Эйлер со своей семьёй приехал в Россию. И теперь  он  уже мог купить за месячную зарплату 250 коров или десять тёплых шуб, украшенных золотом. Второй пункт не пригодился, потому, как Леонард пережил свою супругу, а вот оплаченные должности сыновьям пошли на пользу: в Российской истории появилось много Эйлеров.  Среди потомков Леонарда Эйлера были и генерал-лейтенанты, и вице-адмирал и губернаторы. Эйлеру удалось поднять престиж петербургской академии наук среди европейских стран. Тут надо отметить, что сама академия считалась немецким заведением в России.
                А вот ещё одна задача, которая прославила великого математика. Это известная всему миру «задача Леонарда Эйлера» о семи мостах Кёнигсберга.
                Требуется пройти через  семь мостов через реку Прегель, не проходя дважды по одному мосту. Здесь надо уточнить, что собственно задачу эту придумали задолго до великого математика жители Кёнигсберга и все уже знали, что это никаким образом не осуществимо. Заслуга Эйлера состоит в том, что он просто узаконил эту ситуацию своим правилом: 
«Граф ( многоугольник) с более, чем двумя нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком. Собственно говоря,  Леонард Эйлер подобрал проблему, валявшуюся на дороге, отряхнул её и сказал, что вот всё-таки задачка то не решается.
                Вот своим подходом к решению этих двух задач  Леонард  Эйлер меня и  удивил.   Ведь не посмотрел, что сама императрица  приглашает, а взял, да и накинул себе цену. А во второй задачке тоже невозмутимо объявил, что, мол не решается  потому, что  это многоугольник с нечётным  количеством лучей в четырёх вершинах. Этот человек  был весьма шустрым и энергичным, думающим не только о науке, но и о своей семье.
                До конца своих дней Леонард Эйлер был предан науке. В день своей смерти, 7 сентября 1783 года, он обсуждал с астрономом Лекселем  расчёты по орбите планеты Уран. На семьдесят седьмом году жизни за несколько часов до смерти его это интересовало!

Октябрь 2013 г.