Нерон и Душа

Виктор Камеристый
Нерон:

Какие мысли странные во мне!
Наверное, пришли они извне.
Я что-то слышу? Голос? Голоса?
Со мною происходят чудеса!
Ну, почему я плебсом не любим?
Ведь знаю, я навеки связан с ним.
Ну, что скрывать? Ведь это очевидно,
Хотя признаться в этом очень стыдно.
Но если поразмыслить, не спеша,
Всему виной она - моя душа!
О, лишь подумал я о ней, и вот -
Передо мной она встаёт.
Спросить её, чего же она хочет?
Зачем явилась и о чём хлопочет?
А, может, дать ей всё-таки отпор?
Нет, то напрасный будет разговор.
О, боги! Что же делать мне сейчас?
С небес подайте знак, молю я вас!
Молчат... Им до меня и дела нет.
-Душа, прошу, хоть ты мне дай ответ.
О, как хотел бы я тебя понять
Или хотя бы на что-то обменять…
               
Душа:
Не думай, что тебя я похвалю.
Я и себя не очень-то люблю.
Свои пороки всюду ты являешь,
И не умом, а суетой блистаешь,
Живёшь беспечно, не предвидя бед.
Знакомо это мне уж много лет.
Ты вспомни, что ты всё твердил,
В мечтах себя лелеял и хвалил.
На щит не возводи своё ты мнение,
Не то к тебе утрачу уважение,
И разорву с тобою злые путы,
Поверь, не потеряю и минуты...
               
Нерон:
Тебя не стану слушать - так и знай!
Не нравится - другому угождай!
И объяснять я нужным не считаю,
Что хитрости твои давно я знаю.
Нет, все же я невольно похвалюсь.
Ум от богов - мой самый главный плюс!
Хоть иногда (я это не скрываю)
Срывает и несёт меня, как Гая...
Но если дружбу хочешь сохранить,
То помоги советом: как мне быть?
О крови уз моих не стану говорить -
Ты знаешь всё. Но как их победить,
Воспламенившись ненавистью к той,
Что стала мне воистину родной?
               
Душа:
Твои слова идут тебе во вред.
Глупец, я знаю твой секрет.
Меня ты ищешь повод оскорбить?
Не будь юнцом, начни  ценить!
Так будет лучше для тебя сейчас.
А что до Агриппины - вот мой сказ:
Не дорожил бы ею ты напрасно.
Поверь мне, не так она прекрасна!
А ты в святой наивности своей,
Во всех капризах угождаешь ей.
Возмущена твоим я поведением,
И требую воздать мне уважением.
А этим римским псам я умерю пыл,
Не дам тебя травить им, словно зверя.
Восславят пусть величие Нерона!
Ты божество! Ты обладатель трона!
               
 Нерон:
Ну, ты меня серьёзно уморила.
И хоть звучало всё довольно мило,
Но все ж давай оставим эти речи,
Что грузом лести давят мне на плечи.
Есть повод нам подумать о другом:
Поговорим о Сенеке и о том,
Что у него завидное терпение
И благонравное, как будто, поведение.
Но в нём есть что-то (сам я не пойму),
Чему я верить просто не могу.
Что скажешь? Где найти тень порока?
Ведь знаю, прячет он его глубоко.
               
Душа:
Мы не на "ты" - скажу я для начала.
Тебе нет тридцати, а я устала
От всех твоих пиров, измен, веселья,
От Агриппины... Нет уже терпенья!
Стал очевидным горький твой успех,
Не терпит возражений и помех.
Так что не стоит голову ломать
Над тем, как от беды себя спасать.
А, впрочем... лучше я того не знала,
Что я за эти годы повидала.
А Сенека... ничего в нём нет такого...
Умён, красив, и жаждет денег много…
Но ты его превратно не суди,
А если что - проверку проведи.
Да, за тобой следит он с интересом.
Глядит, как будто породнился с Зевсом.
Вот так змея, что зуб свой обнажает,
И своей жертве яд в глаза бросает...
Скажу себе два слова я... Проклятье!
Твердит мне что-то (я не могу понять),
Что раб, какую бы он чушь ни нёс,
Не больше, чем плебейский злобный пёс.
               
 Нерон:
О, Гней Домиций, мой отец! Опять?
Ты что-то там пытаешься шептать?
Рабу под сотню лет, он хил на вид,
Но дерзостью своей порою злит.
Обласкан мной, и рад тому - глупец!
Ну, словом, вот такой себе хитрец.
А хочешь, вмиг его я накажу,
Чтоб спесь унять. Да попросту сожгу!
Как тех, кто веру новую разносят,
По всем углам, хоть их о том не просят.
Что проку в ней - и так на высоте я.
Их вера - лишь безумная затея.
Но наглостью их Бога я задет.
Жалеть не стану, пусть не просят, нет.
Всем сердцем я терпеть их не могу.
Юпитер видит, я ничуть не лгу.
Горит во мне огонь кровавой мести...
Не мнимой - настоящей римской чести!
И что еще меня так сильно злит,
Так это наш патриций, Эгокрит...
Я не могу его предугадать,
Он не даёт и слова мне сказать.
Красивый слог, высокий очень тон...
Да чтоб в геенну провалился он!
Плевать, что человек он пожилой,
В огне костра мне нравится любой.
О, видят боги, честью я клянусь,
Что я со всеми ими разберусь!
Итак, душа, хочу тебе сказать,
Что стал твои я чувства понимать.
               
 Душа:
Моих ты чувств не знаешь подоплёку.
Сердита я, но это все до срока.
Какие нравы в Риме - о, ужасно!
По улицам его ходить опасно.
А Флавий, твой соперник всё торопит
Тебя во всём, и тем себя он топит.
Да, ты затеял очень тонкую игру!
Скажу тебе я прямо, не совру,
Что обыграть тебе его несложно,
Но только если очень осторожно.
               
Нерон:
О чём толкуешь, милая душа?
Ты так догадлива и хороша.
Решила ты меня ввести в обман?
Или составила коварный план?
Вчера я дал зарок, и в пользу чести
Стерпел в себе все помыслы о мести.
Не вздумай мне мешать, ведь я влюблён.
О, боги! Я так сильно увлечён.
               
 Душа:
Тобою, право, я огорчена...
Но я предупредить тебя должна.
Они открыли свой коварный план,
А ты, глупец, попался на обман.
Мне всё равно (и это я не скрою),
Ведь я плачу малою ценою.
А вот придётся тем платить с лихвой,
Кто обманул тебя своей игрой.
Да, есть у вас способность роковая -
Погибнуть, ничего не понимая.
Калигула, твой дядя, был у дел,
И всё же неудачу потерпел.
Дай мне сейчас минуту передышки,
Чтоб отдохнуть мне от твоей интрижки.
               
 Нерон:
Устала от интрижки? От меня?
Нет, не устала ты, но ждёшь огня.
Ну, так давай взбодримся - оторвёмся!
Мы с грохотом по Риму пронесёмся.
Зажжём огонь... Пусть все вокруг пылает!
А жизнь... моим мечтам не отвечает.
О, страсти обуздать я не могу!
Прелестницы - ау, я к вам бегу...
               
Душа:
Твой час пробил, и он не так велик...
Глупец, да это просто краткий миг.
Остановись, подумай о судьбе!
Позор не сыпь на голову себе.
               
 Нерон:
Душа!  И это всё твоё внимание?
Прощай, ждёт впереди меня свидание.
Спешу отведать я запретный плод.
Мне можно всё - богат, и не урод...
Имперское имею положение,
И отмету любое я сомнение.
Большой огонь горит в моей крови,
И я достоин таинства любви.
Прости за мимолетную измену,
Ведь я, поверь, и цитре знаю цену.
Ах, вспомнил случай тот, когда Камел,
Наглец, в моем дворце запеть посмел...
Да, это было очень презабавно!
Он кончил жизнь свою не очень славно.
Давай оставим эти разговоры,
Ведь нужно время мне ещё на сборы.
Кинжал, немного этрусского яда...
Удавку и любимую цикаду.
               
 Душа:
Нахал! Ушёл... Страстями он водим.
И нет нужды мне следовать за ним.
Попробую дать мыслям своим ход:
Что план поджога Рима нам даёт?
Что говорит мне логика моя?
Боюсь, что всем рискую только я...
Но хочется мне дать ему урок,
Чтобы пошёл он задаваке впрок.
А если повести себя нелепо?
И сделать так, чтоб слушался он слепо,
И подтолкнуть его притворным рвением...
Чего не сделаешь в таком волнение!
Да, Агриппина бросила игру,
Она, как видно, ей не по нутру.
Жизнь сохранить ей - это будет верно,
Но в то же время очень лицемерно.
Себя понять я только не могу:
Зачем я эту тайну берегу?
Ведь знаю я, что Луций ей не сын.
Чтоб это скрыть, есть множество причин.
Хотя проверить не мешает точно.
А вдруг Юпитер мне шепнул нарочно?
Жена его, прекрасная Поппея,
Хоть холодна, но всё ж его умнее.
Для Нерона ещё грядёт мучение,
А для меня – очередное приключение.
Ничто меня так сильно не тревожит,
Как то, что весь Рим поджечь не сможет.
Не знаю, право, - лишь предполагаю,
И от стыда совсем я не сгораю.
Пусть даже заберёт меня Юпитер
Назад, в свою небесную обитель.
Я лишь шепну Нерону два словца,
Что привлекут внимание сего глупца.
И вот тогда на ложный мой навет,
Он поспешит кровавый дать ответ.
Какие, право же, они глупцы!
(Такими точно были их отцы).
Когда их к быстрой гибели зовут,
Они без промедления тут, как тут.
В плетении интриг мне нет цены.
Глаза мои по-прежнему юны,
И вижу я отлично… на все сто.
Теперь не помешает мне никто!
Желаю долго жить на этом свете.
Ну, а за зло не только я в ответе.
               
 Нерон:
Пока душа уж явно не со мной,
Позволю быть себе самим собой.
Вот ручеек тихонечко журчит,
А вон и птичка на ветвях сидит...
И облака на небе так светлы,
И взгляд чаруют нежные цветы.
Воздам вам неземною добротой,
Вы только будьте бережны со мной.
Желанье мести сердце мне не гложет,
Вернуть меня назад никто не сможет.
Как страшно думать о себе с укором
И жизнь свою расписывать узором.
Вот так всегда, когда стоишь у власти, -
Ждешь каждый раз очередной напасти.
Вернусь и прямо в лоб душе скажу:
"Прощай, я так решил - я ухожу".
Меня охаять будет ей не лень...
Ах, ну какой сегодня чудный день!
И люди так чисты, что я (не скрою),
Способен постоять за них горою...
Ах, женщины, я всех вас уважаю,
Хотя глазами часто раздеваю.
               
  Душа:
Ну, что же, продолжу говорить я слово.
Да, эта ситуация совсем не нова.
Он думает, что сможет обмануть.
А вдруг решит, что у него есть путь?
Стратегия моя давно готова,
А слово Нерона - всего лишь слово,
И я произнести его заставлю,
На путь кровавый хитростью направлю.
Поступки Луция порой низки,
Но мне они знакомы и близки.
За ним хочу установить надзор.
Да, зря задумал дать он мне отпор.
Но это всё иллюзия глупца.
Мы с ним повязаны до смертного конца.
Он думает, что я не с ним...Но вот,
Сюда он собственной персоною идет.
               
 Нерон:
Да, чувства на мою влияют плоть...
Как трудно мне усталость побороть!
Нет, я совсем не жадный и не злой,
Вот если бы всегда я был такой.
А Ликии надо быть резвей!
Теперь уж точно не расстанусь с ней.
Всегда мечтал я о высоком счастье -
Таком, чтоб сердце рвалось на части.
Ах, Ликия - светоч чудной красоты!
К тебе влекут меня мои мечты.
Душа моя, я о тебе забыл...
О, ты источник вероломных сил.
Не обижайся, это лишь слова,
Ведь часто ты бываешь и права.
Но все ж, свою отстаивая честь,
Скажу тебе я прямо все, как есть:
Хочу, чтоб ты скромней вела себя,
И чтоб не предавала ты меня.
Почти ни в чем не знаешь ты запрета,
В тебе- то много тьмы, то много света.
Ты собеседник все же интересный.
Прости меня, мой ангел бестелесный...
Прошу, ответь мне на мои терзания,
И прояви немного сострадания.
               
 Душа:
Ну, нет, ты не изменишь поведение...
Но если хочешь получить прощение,
Давай  договоримся мы о том,
Что мне в угоду подожжешь ты дом...
Поверь, в том никакого нет вреда,
Зато запомнят это навсегда!
Да, это дом отступника Криона,
Сожги его, ведь он - помеха трону.
И гнев твой пусть его постигнет сразу,
Как будто по небесному заказу.
               
 Нерон:
Молчи, душа несчастная моя!
Ну, что за речь я слышу от тебя?
Ты вся во зле погрязла, как в болоте,
Но мне порадовать тебя охота.
Тебя я не смогу отговорить,
Зато смогу Криону отомстить.
И для тебя есть новость у меня.
Что, встрепенулась? Ты удивлена?
Уж я не промолчу...Скажу, как можно
Нам сделать это дело осторожно.
Чтоб не попасться на чужие очи,
Воспользуемся мы покровом ночи.
Сенат - упрямая гора преград,
Но этот подлый Ксерс лишь будет рад.
Ответь же мне, что это за напасть,
Что мы с тобой готовы низко пасть.
               
 Душа:
Считаешь ты падением гордый пыл?
Вот мы с покойным Каем... он-то был...
Ты думаешь, что я злобна и вредна,
А я добра, нежна и так тебе верна...
      (Ах, как он надоел).
- Итак, одень красивую одежду,
Пойди и дай врагу его надежду...
Пусть глупость, коль её он любит,
Собьёт его с дороги и погубит.
Но прежде следует нам посмотреть
Дворец и то, чем будем мы владеть.
Я мастерица для подобных дел,
Ведь это наш... нет, это мой удел.
Победа так близка, препятствий нет...
Задача есть, а также есть ответ.
Но разговоры эти - пустяки,
И от успеха явно далеки.
И хоть судьба нам счастье обещает,
Но долго ждать его надоедает.
Итак, вперед! Час мести подоспел!
Ну, что застыл? Устал иль заболел?
               
 Нерон:
Да, я устал... Боюсь я сам себя,
Но вижу я, что любишь ты меня...
И хоть тобою я порабощён,
Но от невзгод при этом защищён.
Давай же песню я тебе спою
Про удалую молодость мою...
               
 Душа:
Не надо петь! Остановись скорей!
Взгляни, кто прячется в тени аллей.
               
Нерон:
Ну, кто там может быть? Ах, Ликия...
А рядом с нею вижу я Антея...
О, как меня досада разобрала...
Я их убью до судного финала!
Нет, неразумно их убить сейчас.
Я лучше подожду, придёт мой час.
               
  Душа:
Да-да, остынь. Британника ты вспомни...
(Хоть говорить об этом нелегко мне).
Он замыслы коварные сплетал,
А ты, глупец, лишь только хохотал,
Узнав о подлости родного брата.
А ведь учила я тебя когда-то:
Хочешь царствовать, так разделяй,
А наглецов казни, души, и подавляй.
Теперь переживи свое мучение,
Что выставил себя на посрамление.
Да, все тебя считают пустотой,
И портишь всё ты глупой суетой.
Куда же ты? Послушай... Погоди!
Позволь с тобою быть, не уходи...
               
 Нерон:
И это правда? Кто посмел хамить?
Сейчас во мне одна лишь мысль -убить.
Подобных бед не ведала она.
О, моя чаша мщения полна!
О, нет, я не смирюсь с таким позором,
Пример же брата будет мне укором.
Дрожу от ярости, киплю я, как смола.
Но как она посмела, как могла?
               
  Душа:
О, ты прозрел! Скорее меч бери,
А то в живых не будешь до зари.
Да не сгниёт сей плод моей любви!
Ушёл... Иди, мой падший сын, иди...
Нет, он не человек, а кровопийца,
Он истинный, потомственный убийца.
Скорей домой! Так давит нетерпение -
Хочу я получить вознаграждение.
Юпитера исполнила приказ.
Таких Неронов встречу много раз!
Но, право, не совсем я бессердечна,
Скорей податлива, к тому же вечна.
Ах, что такое? В жар меня кидает...
Назад меня Юпитер призывает.
К концу подходит время... Вот и славно!
Ведь провела его я так забавно!
Нерон и сам всё сделает, как надо.
В мои попал он сети, и я рада.
Но все ж готова я собой поклясться,
Что можно в сети Луция попасться.
Хоть мне его хвалить и нет причин,
Должна сказать: он лучший из мужчин.
А, может, пожалеть? Вернуть обратно?
Так прежде поступала я неоднократно.
Ах, эта жалость стала раздражать!
Должны все по заслугам получать!
               
  Нерон:
Зажёг огонь - горит мой славный Рим,
И, кажется, горю я вместе с ним.
Душа, должна довольна ты остаться.
Давай же вместе будем наслаждаться.
Вдохни же этот запах погребальный,
Он для меня, как аромат астральный.
Но что такое? Что за оскорбление?
Тушить огонь - к чему такое рвение?
Пусть он дойдёт до роковой черты!
Взгляни, душа! Вон там горят кресты,
А на кресте - фигура человека,
Он вертится в огне, как факел света.
Мне так легко, а в сердце - пустота.
Несчастен тот, кем движет доброта.
Всё человеческое - это просто блажь,
Благие намеренья - лишь пустой мираж.
Ну, что молчишь, душа? Так похвали.
Неповторим  вид факелов вдали!
               
 Душа:
Нерон, да это просто чудеса!
Ты Рим спалил всего за полчаса!
Хотела бы я торжество продлить,
Но ты и так сумел мне угодить.
Сейчас пора опять за дело браться,
И к Агриппине во дворец податься.
Дыханье ей ты сможешь оборвать?
Тебе сумею заменить я мать.
Её я хитрости всегда скрывала,
Ещё не всё тебе я рассказала.
Ну, а теперь скажу: она бесплодна,
Да и, как женщина, совсем не годна.
Так поспешим, чтоб нам не опоздать,
А то её во дворце можем не застать.
Но сразу не хватайся ты за меч,
Произнеси изысканную речь.
               
 Нерон:

Ну, что же, согласен я на это дело,
Расправлюсь с Агриппиной я умело.
И за потоком горестных речей
Она не распознает палачей.
Скажу ей так: построим новый Рим,
А поджигателей поймаем и казним.
И попрошу, не медля ни минуты,
Найти зачинщиков всей этой смуты.
И этой новой вере без названия
Не будет никакого сострадания.
Пойдем, обсудим всё... Какое время!
Да, выпало тяжелое мне бремя!
Я не боюсь, но вижу, как во сне,
Что тени черные спешат ко мне.
Вон облака плывут, не зная бед...
Они закроют скоро солнца свет.
И я не скрою от тебя секрета,
Что избегаю солнечного света.
         
   Душа (тихо самой себе):
Такую низость мне терпеть нет мочи!
К тому же, вижу, стал болтлив он очень.
Вот если право смерти я имела,
Я быстро бы свершила это дело.
Но не подвластна мне такая сила,
Могу я хитростью свести в могилу.
Предчувствуя смертельную угрозу,
Уже я вижу Агриппины слезы,
Уже я слышу звук ее речей:
"Ты в чрево бей, сын...бей в чрево, бей..."
Какая жалость - этот миг так краток!
Без риска совершила я расплату.
Какая же моя другая цель?
Нерона вновь возьму я под прицел.
И я не вижу лучшего решения,
Чем дать ему мое распоряжение.
Проект моей игры совсем простой,
Но в то же время мерзкий он и злой.
А, впрочем, вокруг такая скукота...
И на меня находит дремота.
- Ах, милый Луций, спутник неземной,
Ты будь особо бережным со мной.
Пронизан чистотою голос твой,
Ты так прекрасен, римский консул мой!
Пусть жалость твоё сердце не тревожит,
Пойти на это только сильный может.
Уверен будь, твоей вины здесь нет -
Вот это мой и впрочем, весь тебе ответ.
Не дай себе в отчаяние впасть,
Ведь у тебя большая очень власть,
И впереди у нас такие дали,
Что даже нет намёка на печали.
               
Нерон:
Как трезво мыслишь ты, душа моя!
Тобою покорён отныне я.
Да, ты источник справедливой мести,
Но хватит ли мне сил, сыновней чести?
Возьму венец, меня он украшает,
Рабов моих так явно ослепляет.
Спешу твоё исполнить поручение.
Зачем испытывать твоё терпение?
Пойдём скорей со мною, милый друг!
Там, впереди, судьбы начертан круг.
С тобой созрели для нового решения,
И в этом нет ни капельки сомнения...
Вот первое - врагов моих пронзить,
Второе - с Агриппиной "говорить",
И третье - чтоб в засаду не попасть,
Когда уже пошла такая масть.
Четвертое - со всеми расквитаться,
И, перед всеми, мило притворяться.
Ну, а потом мы снимем наши маски,
И это будет праздник адской пляски.
Протягиваю руки, что вижу я:
Передо мной она - душа моя.
Моя душа... она во мне пылает,
Но верю, смерти мне не пожелает.
Быть справедливым - это сложно,
Но искренне скажу, возможно...

  2011