Олег Вещий - кто он? Рюриковичи

Григорий Сухман
П Е Р Е П Е Ч А Т К А  (ДЛЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ  ЗНАНИЙ)

    Древнерусский летописец Нестор из глубины веков доносит до нас сведения о приходе Рюриков на Русь, о его деяниях с братьями в Новгороде. Но сведения охватывают лишь 2-3 года, а далее - летописец молчит. Как известно, Рюрики пришли из «земли варяжской», хотя некоторыми историками это подвергается сомнению. Но кто был Олег, и почему он Вещий?

Как трактует Н.М. Карамзин: «Не­стор молчит о дальнейших предприятиях Рюрика в Новогороде за недостатком современных известий, а не для того, чтобы сей князь отважный, по­жертвовав Отечеством властолюбию, провёл остаток жизни в бездействии; действовать же значило тогда воевать, и госу­дари скандинавские, единоземцы Рюриковы, принимая власть от народа, обыденно клялись име­нем Одиновым быть завоевате­лями... Рюрик княжил едино­властно по смерти Синеуса и Трувора 15 лет в Новогороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу».
Учёных до сих пор при­водит в недоумение исключительное и в то же время нео­предёленное положение Оле­га среди первых русских кня­зей. Он - князь-регент, по какой-то линии родственник Рюрика и Иго­ря... По одной версии, Олег - всего лишь полководец Игоря, взявший бразды правления в годы княжеского малолетства; по другой - сам правитель, и только после его смер­ти престол в Киеве достался Игорю; по третьей - Рюрик и Олег были свояками, т. е. были женаты на родствен­ницах - на родных или двою­родных сёстрах.
Знатоки скан­динавских героических са­г всегда удивляются содержа­нию «Одд-саги», повествующей об Одде-Стреле, или Одде со стрелами, так по-разному переводят его имя. Герой её удивительно напоминает «веще­го Олега» нашей летописи. До сих пор исследователи гадают: то ли Одд-Стрела был «вещим Олегом», то ли сказание о нём попало в руки одного из лето­писцев. Сравнивая с этой сагой сообщение «Повести временных лет» по 912 году, можно предположить, что имело место и то, и другое.
Ещё в ранней юности, когда Одду исполнилось двенадцать лет, он услышал предсказание ве­щуньи о себе. В пророчестве говорилось, что проживёт он много больше других людей (по одним ва­риантам - сто, по другим - трис­та лет), совершит великие подви­ги на морях и на суше, слава его пройдёт по всем странам, но уме­реть ему суждено будет здесь, на ро­дине, в Беруриоде, погибнув от головы коня Факси, который сейчас в конюшне. Услышав та­кое предсказание, Одд со сво­им другом, у отца которого гостил, на следую­щий день вывел Факси, убил и зарыл его глубоко в зем­лю. После этого Одд уехал.
Сага рассказывает о его под­вигах в разных странах, в том числе и на севере. Однако боль­шую и главную часть подвигов Одд совершает где-то на юге. Возвращаясь из Святой Земли, он попадает в страну гуннов, как именуют саги Южную Русь. Там после нескольких побе­доносных походов против вне­шних врагов Одд женится на дочери короля, которую зовут Силькисиф, и становится прави­телем этого народа. Правит долго и успешно, а под старость, невзирая на предсказание, его одолевает желание съез­дить в Норвегию, чтобы узнать, кто теперь владеет его родным островом Рафниста. Пробыв на острове некоторое время, Одд отправляется в обрат­ный путь. Корабль проходит мимо Беруриода, и он захотел взглянуть на дом своего приёмного отца. Теперь дом был брошенным, в нём никто не жил. Одд ходит по пустын­ному Беруриоду, рассказывая спутникам, где какие строения стояли в годы его юности, как ушёл он от своей предсказанной трагичной судьбы. Затем повелел всем вернуться на корабль.
На песчаном откосе, по которому они спускались, случилось непредвиденное: Одд задевает ногой ло­шадиный череп, торчащий из песка, оттуда выползает змея и кусает его за ногу. Моментально распухли нога и бедро, но Одд сразу не умирает, видимо, могучий организм боролся с ядом. Предчувствуя скорую развязку и поняв, что от судьбы в этот раз ему не уйти, он приказал вырубить для него гробницу в скале на берегу и, пока не наступила смерть, слагал песнь о своей жизни и своих подвигах.
Эпоха викингов, варягов, странствующих рыцарей - это эпоха молодой Европы, эпоха, зовущая героев в никем не измерянные морские просторы, полных опасностей и приключений походов, дворцовых интриг и разброда на Руси. И мир саги - необозримый, ждущий смелых и отважных, - замешан на железе и крови, на богатстве, за которым отправляются в дальние походы, растрачиваемое так же легко, как и приобретённое. За золото можно купить всё - дружбу, жизнь, любовь, власть... А славу несли скальды-поэты. «Волки моря» больше всего на свете ценили славу, полагая, что только хвалебное слово сказателя остаётся бессмертным, перенося из уст в уста имя героя, годами вкованное в ритм и звук народной песни. За строку висы, или драпы, как называлась славящая героя песнь, странствующий воин готов был отправиться на край света, в ледяную пустыню океана, в незнакомые, дикие края, в цар­ство мёртвых, наконец, - только б это принесло ему славу. Чем больше подвигов он совер­шал, чем больше сокровищ при­возил и щедро ода­ривал своих друзей, слуг, дружину, а главное, скальдов, тем выше поднималась слава воина, тем шире распространялась она по земле. Щедрость, великодушие, смелость славят скальды, но не только героев, - невелика заслуга победить подлого, трусливого и скупого противника. Потому и противники в сказаниях были достойны славы. Даже королевское достоинство не спасало воина от презрения окружающих, если он был жад­ным и расчётливым скупцом.
Можно только догадываться, как слагал сагу о своих подвигах Одд.
Был ли Одд тем князем, которого на Руси знали как «Олега вещего», т.е. знающе­го, предсказывающего, пророчащего, знающего своё будущее? По-видимому, да. Можно предположить, что летописец знал сагу, но как объяснить соответствие содержания саги общей биографии Олега? Сага, по мнению историков, вносит определённую ясность и в вопрос родства Рюрика и Олега, в то, что они были женаты на родственницах - на родных или двоюродных сёстрах. Вот почему, женившись на до­чери короля, из-за малолетства законного наследника он был только временным правителем
Олег-Одд в ожидании неминуемой смерти слагал песню о своей жизни и своих подвигах. Это дает нам право предполагать, что Олег-Одд не только был отменным воином-полководцем, даже авантюристом-политиком, но и замечательным скальдом.
Попробуем, используя инфор­мацию об Олеге-Одде, содержащуюся в Одд-саге и русских летописях, определить степень родства Олега с Рюриком. Одд-сага и летописи не говорят, в каком году и как по­пал Одд-Олег в Новгород, но то, что знаменитые воины-варяги были желанны при дворе лю­бого князя, это известно доподлинно.
Прошло три года после смерти Рюрика в 882 году, Олег выступает из Новгорода с большим войском. Взят Смоленск, город вольных кривичей, взят Любеч, впереди был древ­ний Киев. Казалось, веди огромное войско и покоряй, но Олег-Одд, оставив позади войско, с юным Игорем и с немногими людьми приплыл в древний Киев, скрыл вооруженных людей в ладьях и ве­лел оповестить князей киевских, что варяжские (запомним это) купцы, от­правленные князем новгород­ским в Грецию, хотят видеть их как друзей и соотечественни­ков. Князья киевские, Аскольд и Дир, не подозревая обмана, пришли на берег: «Воины Олеговы в одно мгновение ок­ружили их. Правитель (Олег) сказал: «Вы не князья и не знаменитого роду, но я князь, - и, показав Иго­ря, примолвил: - Вот сын Рюри­ков!» Сим словом осужденные на казнь Аскольд и Дир под мечами убийц пали мёртвые к ногам Олеговым...»
Понятно, что это злодейское убийство, но не понятно, почему воины Аскольда и Дира не изрубили Олега-Одда и его немногочисленных воинов? Этому есть только одно объяснение - убийство Аскольда и Дира было кровной местью. Как известно, через два года после прихода Рюрика в Новгород два его брата, Синеус и Трувор, умирают. В это же время часть дружины под предводительством Аскольда и Дира уходит из Новгорода, предварительно убив братьев Рюрика. И потому убийство князей киевских, как ни странно, даёт нам повод утверждать, что в 882 году Олег-Одд не состоял в родстве с Рюриком, а доводом «законности» убийства Аскольда и Дира послужил показ им Игоря - сына Рюрика. Если бы Олег-Одд приходился каким-либо родственником Рюриковичам, то такой показ, как вы понимаете, был бы просто ни к чему, он сам бы правил. Здесь Олег-Одд выступает в роли «караю­щего меча» малолетнего Игоря, мстящего за смерть род­ных дядей - Трувора и Синеуса. Отсюда следует, что в 882 году Олег-Одд был всего лишь военачальником Игоря.
После покорения Киева Опег-Одд совершает ряд походов: покоряет древлян, радими­чей, дулебов, тиверцев и хорва­тов и, как гласит сага, «в результа­те нескольких победоносных походов против врагов Одд же­нился на дочери короля - Силькисиф».
Есть версия, что Олег-Одд женился на дочери Рюрика, сестре Игоря. А была ли у Рюрика дочь? Была, и этому есть подтверждение. В догово­ре Игоря с Византией в 944 году среди русских послов упомина­ются и два нетия Игоревых, то есть племянника, детей сестры или сестёр, Улеб и Акун. Так что вполне ве­роятно, что Олег-Одд женился на сестре Игоря, и что Улеб и Акун являются сыновьями Олега. В таком случае просматривается полная законность правления Олега-зятя во время малолетства Игоря-деверя.
Вещий Олег, как известно, правил 33 года и, естественно, Игорь, давно достигший возраста, который позволял ему править единолич­но, продолжал быть на вторых ролях в управлении делами госу­дарства. В чём же тут дело? Узур­пация власти Олегом или ещё что-нибудь?
По летописи, в 903 году Олег-Одд избрал для 27-летнего князя Игоря супругу Ольгу. Родом, как пишет Не­стор, она была из Плескова, нынешнего Пскова. Преславная в русской истории Ольга была простого варяжского роду, и странным на первый взгляд ка­жется то, что Олег-Одд избрал (именно избрал) её в жёны Игорю. Отсюда следует версия, что Ольга была родной дочерью Олега-Одда, но, как говорится, на стороне. На это указывает ещё и то, что имя Ольга в нашем понимании можно перевести как женщина (мать, дочь, сестра) Олегова. Этот факт объясняется в летописях таким образом: «Имя своё приняла она, кажется, от имени Олега в знак дружбы его к сей достойной княгине или в знак Игоревой к нему любви». Думается, что это не так, её нарекли Ольгой, чтобы подчеркнуть родство с Олегом-Оддом.
Таким образом, Олег-Одд, бу­дучи не только зятем Игоря, но ещё и тестем, имел уже более весомые аргументы своему законному правлению, по пра­ву старшего в роду Рюриковичей и роду Олега-Одда. Подтверждением данной версии могут служить и более поздние исторические данные. Летописные известия о деяниях Владимира Великого гласят, что «...Владимир вернул Галицкую Русь от поляков, пото­му что ещё дед его, Олег, владел ею, а поляки её перехвати­ли у русских». Ну, если не дед, то, по нашей версии, как раз прадед по женской линии.
Хотя и эта версия не окончательная, о тех далёких временах трудно что-либо утверждать.

 "Наша улица” №167 (10) октябрь 2013  АВТОР: Виктор Крамаренко