Зверь - этимология

Сергей Колибаба
Бяше около града лъсъ и боръ
великъ,и бяху ловяща ЗВЕРЬ
Повесть временных лет


1) «Зверь» в истории

Автор «Повести временных лет» начал своё повествование с библейских времен. Затронув дислокацию племен в Восточной Европе, он переходит к описанию славян; летописец упоминает полян, живших на Днепре, на пути «из варяг в греки»,  сообщает, что кругом были «лъсъ и боръ великъ», а поляне занимались ловлей (охотой) ЗВЕРЕЙ.
Это высказывание можно рассматривать как прямое указание на занятие  промысловой  охотой, дававшей средства (пропитание) к существованию людей на не обустроенном покрытом сплошными лесами,  пространстве Днепра - добычу пушного зверя. Поляне жили на торговом пути, а основным товаром  этой торгово-транспортной магистрали являлся – мех;  князь Святослав отметил экспортные товары Киевской Руси: «из Руси же меха и воск, мед и челядь (рабы)».

Известно, что во времена Римской империи популярностью пользовались гладиаторские бои,  гладиаторы вели бои между собой и  сражались с дикими животными. Тысячи зверей: львы, тигры, медведи, волки, леопарды, дикие быки, слоны (известен случай, когда на арене появился белый медведь) – погибли в римских цирках. Ловцы зверей командировались в страны Азии и Африки в поисках редких диких животных. Дрессировщики зверей в Риме достигли высокого мастерства: медведи ходили по канату, обезьяны ездили верхом на собаках и т.д.; высшим достижением считались схватки гладиаторов без оружия (голыми руками) с дикими зверями.

В 365 г. христианская церковь добилась запрета звериной травли в цирках, а в 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни - на бои гладиаторов был наложен запрет. Тем не менее, ловля диких животных не была прекращена, монархи с древнейших времен содержали зверинцы (заказники), были они и при храмах (жертвенные животные).

Зверинец в Риме был основан императором Августом (63 - 14 г. н.э.), в нём содержалось 3 500 животных: 420 тигров, 260 львов, 600 африканских животных, были там медведи, слоны и крокодилы. На представлении в честь открытия Колизея в 80 г. погибло 5 000 животных; в 150 г. во время боёв предположительно было убито 10 000 животных; в средневековье и в новое время традиция содержать зверей при дворах монархов сохранялась. Власть государя проявлялась не только в поведении «подвластных» ему существ, но и в  составе его зверинца, там содержали животных, которых мифологически связывали с идеями господства, таких как лев, тигр, барс, слон, орел, а также очень редкие виды, привезенные с других континентов или полученные в качестве дара от других правителей.

Упоминание термина ЗВЕРЬ в самом раннем русском историческом и политическом произведении как «первичного» занятия (промысла), сообщает, что жизнь росса  (администратора на торговом пути) была тесно связана с охотничьими делами. Добыча  пушнины и дорогих диких животных для продажи, а не земледелие, игравшее  второстепенную роль, позволили накопить необходимые финансовые ресурсы для формирования государственности  – россы существовали за счет ресурсов леса и животного мира. Собственно, пионерский, охотничий процесс колонизации фиксируется при освоении всех территорий (Америка - бобр, Сибирь – соболь), колонист – идет за соболем, каланом, за мясом и шкурой дикого быка (бизона), лишь затем, под контролем светских и духовных властей - оседает на землю и становится земледельцем.
 
Царская охота — меньше всего развлечение, но явление монарха в его основной функции повелителя, властелина, преодолевающего опасности и устанавливающего в мире собственный порядок. Сцены охоты - одна из древнейших форм иконографии (регламентированное изображение) государя, известная по памятникам в Древнем Египте  и Месопотамии. Государь на охоте – это победитель,  торжествующий над сильнейшими представителями животного мира природы; выполняется указание Бога человеку: «владычествуйте… над всяким животным» (Быт. 1:28).

2) Существующая этимология

а) Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка

Древнерусское – зверь. Старославянское – зверь. Буквальное значение слова – «дикое животное». Иногда употребляют в переносном значении по отношению к человеку.
На Руси стало использоваться с XI в. Существительное пришло в славянский язык из индоевропейского, где оно имело значение «дикое, преимущественно хищное животное».
Слово встречается в некоторых древних языках, например в древнепрусском (swirins – «дикое животное»), в латинском – ferus (дикий). Производные: звериный, зверинец, зверский, зверство.

б) Викисловарь

Корень – зверь. Значение: зоол. позвоночное животное класса млекопитающих; животное, в противоставлении человеку по различным качествам; перен. жестокий, яростный, при этом часто — очень сильный человек.

Этимология по Максу Фасмеру

укр. звiр, др.-русск., ст.-слав. зверь thirion, также собир., болг. звяр, сербохорв. звиjер ж., словен. zver, род. п. zveri ж., др.-чеш. zver, слвц. zver, польск. zwierz, zwierze, в.-луж. zwerjо ср. р., н.-луж. zwere. Родственно лит. zveris, вин. zveri и zveri "зверь", лтш. zvers, др.-прусск. вин. мн. swirins "дикое животное", греч. thir, род. thiros – то же, эол. fir, лат. ferus "дикий".
Слав. сложные слова с зверо - свидетельствуют об основе на согласный (Френкель, ZfslPh 13, 211), лтш. основа на -о объясняется унаследованным род. мн. zveru, вост.-лит. zveru, греч. thiron; см. Траутман, ВSW 374 и сл.; М.–Э. 4, 773; Вальде–Гофм. 1, 487; Мейе–Эрну 410. Форма зверинец (впервые в 1705 г.; см. Христиани 51) могла быть произведена с равным успехом от др.-русск. зверинъ – прилаг. или из польск. zwierzyniec (Христиани (там же) придерживается последнего).

в) Словарь В. Даля
ЗВЕРЬ м. вообще, животное четвероногое, млекопитающее; дикое, лютое, плотоядное, хищное; местами собств. волк или медведь, где что водится.

г) В других этимологических и толковых словарях значение аналогично вышесказанному; в основных европейских языках (ит., нем, исп.) понятие представлено в форме -  fiera, bestia, animal, bete (фр.).

3) Обобщение и вывод

Понятие употребляется в самых ранних древнерусских произведениях; буква ять  ; произносилась как Э или ИЕ (йотированный звук), с упразднением ятя стали омонимами многие слова от разных корней с «е» и «Ъ»: Ъсть («принимать пищу») и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола «быть»), лечу (по воздуху) и лЪчу (людей).

Понятие ЗВЕРЬ в языках Восточной и Западной  Европы графически выражается разным сочетанием знаков; существующие трактовки ничего не объясняют, этимологии – нет, комментаторы перечисляют «родственные» слова сообщая лишь об ареале применения слов, не указывая на их происхождение.
Никто из исследователей не связывает термин с языком идеологии - иудеохристианства.

Вывод
Слово «зверь»  возникло на территории,  где первоначально господствовал иудаизм, из истории мы знаем, что днепровские территории и Крым входили в состав Хазарского каганата (VII-X вв.), где было значительное еврейское население, а государственным языком – иврит. Отметим, что первый письменный документ (ок. 950 г.) вышедший из Киева – «Киевское письмо», был написан на иврите. Таким образом, на территории Киевской Руси изначально присутствовало еврейское население, а его литературная и религиозная традиция стала основой культуры русских; наша гипотеза имеет историческое и лингвистическое основание.

4) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ЗВЕРЬ = ЗВ+ЕРЬ.

а) ЗВ+ЕРЬ (ЗВ+ЪРЬ) = ивр. ЗАВЕ (ЗАВАА) страшный, ужасный + ЙААР лес.

Страшные (опасные для человека) звери живут в лесу; в составном понятии указано взаимоотношение людей и диких животных, термин – оберег, предупреждение об опасности и месте обитания зверей.

От ЗАВЕ и вероятно и русское ЗАВЫТЬ = иврит – ЗАВАТИ  ужасающий, кошмарный (вой дикого зверя).
В русском средневековье и вплоть до строительства железных дорог 70-80 гг. XIX века отношения человека с лесными хищниками (волк, медведь) часто заканчивались трагично для человека; стаи волков терроризировали целые поселения, особенно в зимнее время.

б) Библейский образ

* Втор. 28:25: «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян (ЗАВАА, трепет, ужас, страх) по всем царствам земли».

* Исайя 28:19: «Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас (ЗАВАА)».

* Иеремия 24:9: «и отдам их на озлобление (ЗАВАА) и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их.

Таким образом, слово ЗВ+ЕРЬ составлено из двух корней иврита = ЗВАА ужас, страх; ЗАВЕ страшный, ужасный +  ЙААР лес (среда обитания). Выражает мысль – остерегайся зверей живущих в лесу; понятие явно принадлежит библейскому ивриту, транслитерация, передача слова иврита другим алфавитом.

Уточнено, 5.1.2017 г.