Шепсл

Владимир Бердичевский
Шепсл.
Шепсл был среднего роста , коренастый  шатен,  неулыбчивый и серьёзный.  В нём чувствовалась какое-то бунтарство,   он чем-то всегда был недоволен. Учился Шепсл в еврейской школе,  в той же, что и я. Разница была в том , что в моём классе  еврейский язык был, как предмет,  а в его классе  все предметы преподавались на еврейском языке  идиш,  а русский был, как предмет.
В его классе было только три ученика:  сам  Шепсл,  Юрка Вассерман и Энык Вайсман.
Пришло время и Шепсл не захотел больше учиться в еврейском классе. Моя мать была завучем школы. Она уговаривала Шепсла не уходить , иначе класс закрывали, и у учителей уменьшалось количество часов.   Mне рассказывал сам Шепсл:  “Твоя мама говорила со мной по -еврейски, а я отвечал ей по- русски”.
В конце концов, класс  закрыли,  все трое перешли в наш класс . Через год  вообще  закрыли  преподавание  еврейского языка в Биробиджане.
Я ясно помню Шепсла, произносящего пионерскую клятву, когда его принимали в пионеры уже в нашей школе. Все мы – его товарищи, уже были пионерами, нас принимали “скопом”, всех вместе, мы хором произносили клятву. Шепсла принимали в пионеры одного, перед строем всей пионерской дружины. Он один произнёс клятву:
-Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь, что буду твёрдо стоять за дело Ленина – Сталина, за победу коммунизма!
Настоящее имя Шепсла было Александр Шрайбер . Мы , его друзья , звали его по -еврейски- Шепсл .  Русским разговорным  он владел не хуже любого из нас , но писал с ошибками,  несмотря на усилия моей мамы,  которая преподавала у нас русский язык.
Шепсл был фанатик баскетбола , больше никакой вид спорта его не интересовал. Он был результативен в игре , выходил к кольцу,  получив передачу,  никогда не промахивался .  Был  членом той легендарной в Биробиджане юношеской команды, которая стала чемпионом Хабаровского края , опередив команды  Комсомольска-на- Амуре,  Николаевска-на-Амуре, Петропавловска- Камчатского и всех других городов и посёлков края.
Учился Шепсл средне,  не отличался ничем , писал  неграмотно . Поступая в Хабаровский железнодорожный институт , единственный в то время  технический вуз в Хабаровске, получил тройку по сочинению и не прошёл по  конкурсу. Но ему повезло.  В институт пришёл представитель Тбилисского института транспорта , который предложил не прошедшим по конкурсу ехать в Тбилиси уже в качестве студентов, но, предварительно подписав бумагу, что они по окончании института поедут работать  в Сибирь или на Дальний Восток,  куда грузин было не загнать . Так Шепсл оказался в Тбилиси.
По распределению, после окончания института он попал на работу в паровозное депо города Улан –Уде,  в Бурятии.  Его твёрдый, бунтарский характер  и стремление добиться результата двигало его вверх по карьерной лестнице. Через несколько лет о нём узнала вся страна . Александр Шрайбер возглавил восточный участок БАМа со столицей в Тынде. Я проезжал через Улан-Уде, поезд  стоял 40 минут, менялась тепловозная бригада.   Шепсл приехал на чёрной Волге с водителем , как всегда неулыбчивый,  начальственно выглядевший,  сознающий свою значимость . Завалил моё купе дорогими продуктами.  Поставил на столик в вагоне бутылку коньяка , зная, что я не пью, сам выпил половину ,остальное отдал отставнику, моему соседу по купе.
Уже переселившись из Биробиджана в Одессу , я встречал молодых людей, побывавших на БАМе в стройотрядах.  Когда я их спрашивал об Александре Шрайбере , у этих крепких ребят лица сразу становились серьёзными . Его запомнили все,  даже помнили, что он смотрит по телевизору только баскетбол.
 После окончания строительства БАМа Шепсл исчез из моего поля зрения.
По слухам ,  он умер от инфаркта на рабочем месте, последний ученик еврейской школы в СССР, честно выполнивший свою пионерскую клятву. 
Пусть будет ему земля пухом, я его помню и люблю.
Владимир Бердичевский .Сан -Франциско.
Из книги «Трижды еврей Советского Союза».  Vova1937@sbcglobal.net