объяснительная

Лев Ефремов
               
           Сменился капитан, отработав положенное по контракту время. Благополучно сдал судно сменщику. В рейсе никаких происшествий не было, аварий и  коммерческого брака также не было. Со спокойным сердцем  поехал домой.
           Отдохнул после дороги и  отправился в Пароходство сдавать различные отчеты  о проделанной за время работы на судне. Ну и, конечно, оформлять в Отделе Кадров отпуск и отгулы за проработанное время.
           После нескольких месяцев напряженной   работы на судне, с одними и теми же людьми, практически без выходных, накапливается  усталость, да и с нервишками тоже – на капитанских плечах ответственность  за жизнь и здоровье экипажа, за судно и за перевозимый груз. С грузом особая нервотрепка, представители  грузоотправителя или грузополучателя, а также и портовые работники все претензии по недостаче груза, поломке и т.д. пытаются свалить на капитана. Задача капитана  грамотно составить Письмо на каждую претензию. Помимо навигационных наук капитан должен иметь еще и хороший опыт в написании этих отписок, я не говорю об их юридической базе. В основном,  это все основывается на личном опыте. Времени для получения грамотного юридического совета у капитана просто нет. В рейсе капитан пишет горы всевозможных бумаг. Сейчас, конечно же, легче, пишутся эти все Письма и Рапорты  не авторучкой, да и помощники помогают. И без этих, вроде и не особо нужных, отписок не можем обойтись уже несколько десятилетий.
      У писателя моряка Конецкого В.В. в одной из его повестей есть такой эпизод. Виктор Викторович пошел в Арктический рейс дублером капитана. Капитан взял в рейс жену.
Однажды на палубе встречает В.В. расстроенную жену капитана и спрашивает:
     - Марья Васильевна, в чем дело, чем вы так расстроены, на вас лица нет?
     - Захожу в каюту, сидит муж, пишет письмо родному брату и под копирку.
     Лето, солнце светит, птички поют, девушки красивые. Идет капитан – улыбка на лице, настроение отличное. В голове мысль – вот ради такой жизни, может, действительно, надо какое-то время провести в отрыве от семьи, от родных людей и тогда, действительно, почувствуешь всю радость от нормальной жизни?   
     Ан, нет. Это уже ранее было описано И.Ильфом и Е.Петровым.               
     Пожил весело блестящий гусар, граф А.Буланов, потом призадумался,  решил, что жил он не совсем правильно и решил отойти от мира. Ушел сначала в монастырь, потом построил скит и начал грехи замаливать. Узнали люди о новом праведнике.  Стали к нему приходить со своими бедами. Всем он помогает, утешает. В своих молитвах к богу, просит заступиться за просящих. Но занесли богомольцы в его скит клопов. Начал отшельник  по ночам чесаться от их укусов и поймал себя на мысли, что начал он больше о земном задумываться и пришел к мысли, что надо в мир возвращаться.  Он и вернулся в мир, на грешную землю.
     Заходит капитан в Отдел Кадров  родного Пароходства, здоровается с работниками, как с родными, на лице радость. Начальник ОК просит зайти к нему в кабинет
     -Виктор Иванович, на вас тут жалобу написали.
     – Кто и что мог написать?
     - Да, вот письмо за тремя подписями. Подписали второй помощник, его жена и жена второго механика. Пишут, что ночью в Эгейском море на вахте второго помощника капитана на мостике, помимо вахтенного штурмана и вахтенного матроса, находились жены второго помощника и второго механика. Вы сами разрешили мужьям взять их в рейс. Вдруг вы пьяный и абсолютно голый ворвались в рулевую рубку, отогнали от руля матроса, выгнали всех с мостика, при этом грубо оскорбили всех находящихся в рубке. Днем второй помощник  при заступлении на вахту пытался с вами объясниться, но вы опять его оскорбили и с приходом теплохода в Таганрог списали с судна. Просят разобраться и принять  меры. Что на это на все скажете? И, пожалуйста, свои объяснения изложите в письменном виде.
     Веселое настроение у капитана улетучилось. В очередной раз убедился, что у людской подлости нет границ. Но ведь люди, вроде нормальные, как- то живут с этим. Бог с ними, с женами. Они многое не понимают в морской жизни, в правилах плавания, но второй помощник, ведь это, возможно, будущий капитан.   
    – А, дело было так. Пролив Дарданеллы мы прошли около 2300 по судовому времени. В 0000 уже в Эгейском море я передал вахту второму помощнику капитана. Погода отличная, видимость хорошая, следуем рекомендованным курсом, навигационных опасностей нет. Записал сдачу вахты в судовой журнал и спустился в каюту. На мостике я находился более  десяти часов, пока подходили к   проливу, пока ожидали разрешение на проход, ну, и прохождение самого пролива. Несколько подустал и решил перед сном принять душ. Вышел из душа, думаю не смогу уснуть и решил перед сном вместо снотворного выпить рюмку коньяка. С этой рюмкой подхожу к иллюминатору и вижу  - с правого борта в опасной близости пересекает нам курс быстроходный пассажирский катамаран на подводных крыльях. Я обматываю полотенцем бедра, одеваться времени нет, и бегом на мостик. По дороге полотенце слетело, искать его - уже нет времени, да и не знал я, что на мостике есть посторонние, я категорически запретил посторонним находиться на мостике во время движения судна.  На мостике второй помощник мило беседует с женщинами, на руле стоит матрос. Объясняться нет времени, я встаю на руль, перекладываю его на левый борт и даю стоп двигателям. Катамаран проходит по носу в нескольких метрах. По УКВ радиостанции слышу ругань на непонятном языке, может греки, а может турки. Спрашиваю вахтенного штурмана, в чем дело, почему не следит за обстановкой, сейчас были в двух шагах от аварии. Отвечает с грубостью, что в радаре видел, что у пересекающего курс судна вектор скорости в два раза больше нашего и поэтому он чисто пройдет у нас по носу. И все это говорит с криком, с оскорблениями, вероятно, рисуясь перед женщинами. Говорю ему: – Какой радар? Cудно в нескольких десятков метров, следует пересекающим курсом. Ясно видно, что ситуация опасная, ведет к столкновению судов. Снял его с вахты, велел поднять на вахту старпома.
     -Так, вы так и стояли голым?
     –А, что делать? Все это произошло очень быстро. Пришел старпом, я спустился в каюту, оделся и дальнейший разговор происходил уже в приличном  виде.      
     - Вот, дальше пишут, что и днем вы продолжали оскорблять второго штурмана и списали его за то, что он вам правду говорил.
     - Cписал я его за то, что он чуть не совершил серьезную аварию, это раз, второе -  не знает Правила Предупреждения Столкновения судов в Море и не желает признавать своих ошибок, плюс ко всему - не выполнение моих указаний о недопустимости присутствия посторонних на ходовом мостике во время вахты. Авария могла произойти как раз из-за того, что вахтенный штурман отвлекся  от несения вахты на разговоры с женщинами. При дальнейшем разборе этой ситуации он допускал грубость, хамил, оскорблял.  С таким помощником я, естественно, работать не могу. А, кстати, где он сейчас? Давай-те вызовем его, и пускай он в моем присутствии повторит свои обвинения. Хватит ли у него на это совести?
    -Вызвать его сейчас не сможем, мы направили его на другое судно.
    – Ну, что ж, я не завидую его новому капитану.
    Ходит капитан по отделам Пароходства с отчетами и везде: и в бухгалтерии, и в коммерческом отделе, и в отделе техники  безопасности, не говоря уже об отделе безопасности мореплавания - только  и разговоров, как он голым переполох на капитанском мостике устроил.
    И с каким настроением будешь отдыхать в отпуске после всего этого? Вот и приходит на
ум рассказ О.Бендера о графе А.Буланове,как легко простые клопы могут испортить человеку
жизнь.