Подарок предков

Мария Стар
Как много тайн и загадок хранит в себе наша родная коми-пермяцкая земля. Многие из них нелишним было бы знать нам, ныне живущим.
Николай Геннадьевич Механошин родился и вырос в деревне Большая Мочга. Всё загадочное и таинственное его интересовало с детских лет, он вообще большой знаток по этой части. – У меня нет образования, но я легко общаюсь с образованными, умными людьми, которые имеют не одно высшее образование, есть у меня такие знакомые в Москве и в Перми, – рассказывает мужчина.
О том, что между деревнями Большая Мочга и Малая Мочга есть святое место, некий крест, в близлежащих деревнях знают многие. Говорят, что местные жители бегают туда тайком молиться: женщины просят дождя, если лето выдалось засушливым, и их молитвы помогают – разверзаются хляби небесные, молодые люди молятся, чтобы успешно сдать экзамены.
- Бывали случаи, когда крест излечивал даже тяжелобольных людей, по-моему, вылечилась какая-то женщина от онкологического заболевания! – с энтузиазмом поясняет Николай Геннадьевич.
Механошин рассказывает о кресте охотно, под густыми усами при этом прячется улыбка. По словам мужчины, он привозил на это святое место знакомого экстрасенса и тот почувствовал здесь огромную положительную энергетику. – У него даже ладошки очень сильно покраснели, когда он водил руками! – вспоминает он несколько восторженно.
Ещё несколько лет назад крест был в плачевном состоянии. Николай Геннадьевич обнаружил его обветшавшим от времени: стоял он один- одинёшенек в поле,  покосившийся, полузаброшенный. Сердобольный мужчина отнёсся к нему, как к великой народной святыне: выправил вековой столб, покрасил его.   – Есть ведь места, где находиться невозможно, а тут побываешь и чувствуешь какую-то благодать на душе, -  эмоционально делится он. Во всём облике мужчины есть что-то простое, деревенское, а усы и борода делают его похожим на священнослужителя. Несмотря на то, что Механошин работает в Перми, в деревню Большая Мочга пожить в отчем доме, поработать на земле он приезжает очень часто. Из разговора с ним чувствуется, как он болеет за свою Родину. – Я считаю пустые дома,  в Олёшино уже 20 домов насчитал! – с горечью замечает он.
В полупустой деревне весело поют птицы, свежий воздух. О том, что сегодня жизнь здесь уже не такая благополучная, как раньше, напоминает многое: старенькие домики, пустынные глухие улицы, частично заросшая дорога в огромных, высохших на солнце колеях. А на пригорке круглой сиротой смотрит на тебя своими пустыми, чёрными окнами разорившаяся ферма.
Оживлённо о чем-то беседуют лишь у одного из домов деревенские мужики, почерневшие от пьянства и курения. В этом доме живёт старожил Мочги – Иона Петрович Беляев, он также не понаслышке знает о святом кресте.
-  Про крест мне много рассказывала моя мама, – начинает он. – Недалеко от места, где стоит этот крест, была деревня Як Бор. Жил там некий дед Покей. Поля в то время сильно бил град, и кто-то из священнослужителей сказал людям, что надо в поле поставить крест и тогда всё наладится. Так и сделали: поставили крест, дед Покей вырубил стоящую в болоте огромную сосну, обтесал её, в честь такого события был устроен большой праздник. – Я помню, что вокруг креста была сделана очень красивая ограда, – вспоминает старожил. Но шло время, и некоторые люди, считает Иона Петрович, перестали относиться к святыне с должным уважением. Были и те, кому крест очень мешал. Когда обрабатывали землю, нет-нет да кто-нибудь и захочет выкорчевать крест из земли, дескать, зачем он тут?! Всех, кто покушался на святыню, как рассказал Иона Петрович, постигала печальная судьба – внезапная смерть. Что это? Кара небес или случайное совпадение?! Ещё старожил рассказал о том, что во время Гражданской войны на этом месте была высота, и он даже нашёл там штык от винтовки.
Несколько лет назад с подачи Механошина крест освятил отец Владимир из Майкорской церкви. Николай Геннадьевич говорит, что таких крестов в окрестностях было несколько, и он даже знает их точное месторасположение.
Невольно диву даёшься, сколько же загадок скрыто от глаз современного обывателя! А ведь если бы каждый знал и чтил память предков, как изменились бы люди, насколько, возможно,  они бы стали богаче духовно, добрее, здоровее…даже и представить трудно.