Глава пятьдесят шестая. Непослушание

Эльвира Гусева
Продолжение. Начало в гл. 1-55.

По приезде домой, Дмитрий  имел  разговор  с папенькой.  Сергея  Николаевича  крайне расстроило  известие  сына о намерении  расторгнуть помолвку   с Лизой. Он намерен был  сделать всё, чтобы эта свадьба состоялась.
- Мой  дорогой, я был  бы  весьма рад, если  бы Вы с  Лизонькой  поженились, - сказал он. - Отчего  это вдруг Вы решили отказаться от Лизы?   Такие девушки, как  она, стоят того, чтобы за ними ухаживали, исполняли  желания.

- ПапА, я не намерен жениться на Лизавете Никандровне,  и  хочу расторгнуть помолвку! – Дмитрий  был  категоричен.
- Сын  мой, Вы даже представить себе  не можете, каким  скандалом  станет  известие  о расторжении Вашей помолвки! -  ужаснулся  Сергей Николаевич. – Вы  отказываетесь  от  дочери  князя  Смоковникова?  Да  в своём  ли  Вы  уме,  Дмитрий?!

- Я не намерен жениться на ней! – твёрдо сказал  Дмитрий.
- Я не могу  допустить этого,  сын  мой!  Считаю  необходимым  завтра  же ехать в Петергбург! Надо обговорить все  формальности предстоящей свадьбы,  немедленно назначить день венчания, – Сергей Николаевич  настаивал на своём.
- ПапА, Вы не хотите меня понять, я  намерен расторгнуть помолвку, - повторил  Дмитрий.

- Дмитрий Сергеевич, что  за глупости? Вы поддались сиюминутному  настроению,  и не можете так поступить, - Сергей Николаевич заметно нервничал, ему хотелось вразумить сына, он никак не мог понять, что могло случиться, чтобы Дмитрий принял решение отказаться  от  Лизаветы Никандровны.  Они уже много лет знают друг друга, родители  согласны  на этот  брак, всё устраивалось как нельзя лучше  и  вдруг  такой неожиданный отказ.

Сергея Николаевича настораживало и другое  обстоятельство,  у сына никогда не было секретов от него, они доверяли друг другу, советовались. Сергей Николаевич безумно любил  своего сына, обожал его,  желал ему счастья.  Брак  с  Лизонькой  мог сделать его счастливым.

- ПапА, признайтесь,  поженить нас с Лизонькой  было Ваше желание и князя Смоковникова,  а  ведь  мы  с  ней никогда  не любили друг друга, это была всего лишь детская дружба, привязанность, если хотите. Теперь, когда  мы повзрослели,  мы поняли, что  для брака нужна  любовь,  а  её  между нами нет, - Дмитрий говорил горячо и страстно.

- Дмитрий Сергеевич, похвально! – Сергей Николаевич захлопал в ладоши. – Да, конечно, вы  выросли, повзрослели, но  вы  привязаны  друг к другу настолько, что вряд ли сможете  расстаться!  Лизонька – ангел, красавица, общество приняло её, она блистательна,  да я мечтал  о такой жене для тебя!

Сергей  Николаевич не скрывал своего восхищения юной красавицей,  но после слов  Дмитрия  ему стало не по себе: разве может такое быть, чтобы  Лизонька стала  женой  другого человека.  Это настроение  сына  надо непременно  изменить.  Лиза – почти  уже член семьи, ни о каком расторжении помолвки речи быть не должно.

 – ПапА,  Вы задумались,  но мне кажется, что Лиза даст своё согласие…- Дмитрий замялся, понимая, что сказал лишнее.
- Вы  уже и  за неё  решили? – удивился  Сергей Николаевич. – Вы что-то  скрываете  от  меня?  Я должен знать  правду, Дмитрий!  Я уверен, что  она  ни за что не откажется  от  Вас, сын мой!  Дмитрий Сергеевич опустил глаза.
- Нам надо срочно поехать  в  Петербург. Я должен встретиться  с  князем  Смоковниковым  и  его дочерью,  я  уверен, что  там о Вашем решении ничего не знают,  да  и  не  дай Бог!

Разговор оставил тяжёлый  осадок на душе Сергея Николаевича, ранее он даже не мог допустить, чтобы  сын, его  радость и гордость, мог ослушаться отца, а  теперь они разговаривали будто на разных языках, не понимая друг друга. Вдруг Сергею Николаевичу пришла мысль: «Может быть, ему нравится другая  девушка?»  Сам себя он тут же успокоил: « Да нет, это исключено!  Дмитрий – серьёзный молодой человек, а не повеса какой-нибудь. Всё скоро наладится,  Дмитрий и Лиза  непременно  обвенчаются.»

После обеда  Сергей Николаевич  отправился  в поместье Краснолуцких, дабы поделиться своими сомнениями  с  Николаем и Наташей. Потрясённый  новостью, он всю дорогу размышлял  о жизни, о судьбе, его одолевали  разные мысли, он даже  не заметил,  что  стояла чудесная погода, лето  постепенно  угасало, уступая  место осени. Пока ещё  денёчки были тёплыми, но солнце  уже  не так сильно припекало,  по утрам всё чаще расстилался  над полями туман, появились серебряные паутинки, а  кое-где и первые жёлтые листочки.

Николай нисколько не удивился приезду  дяди, более того, был очень рад, как радовался  каждый  раз. Они по-настоящему  уважали друг друга, всегда  находили,  о чём поговорить, даже поспорить, посмеяться – и всё это легко, свободно, непринуждённо.  Увидев тень  на лице Сергея Николаевича,  хозяин понял, что  приехал он по какому-то делу, но спрашивать не  стал, надеялся,  что  тот расскажет сам.

Они  уединились, как всегда, в кабинете, слуга  принёс  господам  кофе.
- Не знаю, с  чего и начать, - сказал  Сергей Николаевич.
- Что-то случилось,  Сергей Николаевич? – удивился Николай.
- Митька  сегодня сообщил,  что намерен расторгнуть помолвку с Лизаветой, - он тяжело вздохнул, глаза его увлажнились.

- Как расторгнуть помолвку? – удивился  Николай. – Да ведь это же обернётся  скандалом, да ещё каким!
- Вот  и  я о том!- горячо высказал дядя. – Он не хочет даже слышать. Твердит одно, что не хочет  жениться  на Лизавете.  Он сведёт меня  с  ума!  Это ж надо принять решение отказаться  от  дочери  князя Смоковникова!

- Успокойтесь, любезнейший Сергей Николаевич!  Я смотрю,  у  Вас  нервы  расшатались, - сказал Николай. – Всё пройдёт. Дмитрий  Сергеевич  достаточно взрослый  и серьёзный молодой человек, надеюсь, никаких глупостей  он не позволит. Ему надобно разобраться в своих чувствах,  тогда он примет правильное решение.
- Дорогой  Николай  Александрович,  может  Вы и правы, но я  хочу, чтобы мой сын  нашёл своё счастье, - было заметно волнение  Сергея Николаевича,  его трепетное отношение  к любимому сыну.

Друзья  ещё долго разговаривали о жизни, о счастье, о судьбе.  В какой-то момент Сергей Николаевич позавидовал  Николаю, его правильному решению,  его счастью.  Несмотря на все трудности,  он  по-настоящему счастлив  с  Наташей,  с детьми. У  него хороший, уютный  дом, куда всегда хочется  приезжать.  Его  раздумья  были прерваны.

 В   дверь постучали.
- Пожалуйста, войдите! – ответил Николай. – Кто там? Да входите же!
В дверях  показалась  Лилиана. Сергей Николаевич с удивлением смотрел на неё.
- Николай Александрович,  Наталья  Ивановна просит Вас подняться  в детскую комнату, - еле слышно  сказала она.

- Передайте,  поднимусь чуть позже, - сказал  Николай. – Ступайте!
- Слушаюсь, господин! – так же тихо ответила Лилиана,  и скрылась за дверью.
- Это кто? – удивился  Сергей Николаевич.
- Няня моих детей, - ответил  хозяин.
- Я никогда не видел её у вас.  Давно она появилась? – спросил Сергей Николаевич.
- Да  нет, недавно, - ответил Николай.

- А где  Вы  её отыскали? – Сергей Николаевич  был в восторге  от  молодой девушки.
- Самое интересное, что  не  мы,  а она нас отыскала, - улыбнулся Николай.
-  А  почему  она  пришла именно к Вам, а не ко  мне, например? – продолжал удивляться  Сергей Николаевич.

- Скажите  мне, дядя,  а Вы хотели бы  такую служанку? – спросил Николай.
- Даже и не знаю, - задумчиво сказал Сергей Николаевич. – Но она совсем не похожа на служанку. Как бы это тебе сказать, друг  мой,  она не  плебейка, это видно.
 - Как точно Вы сказали,  Сергей Николаевич, -  удивился  Николай. – Я тоже  не  вижу  в ней   служанку. Я пытаюсь присматриваться к ней, но она  будто  избегает меня. Зато  с  Наташей они подружились с первого дня.

- Вы забыли, нам надо идти  в детскую, где ждёт нас Наташа с малышами, - сказал дядя.
Наташа, покормив малышей, отправила их с няней на прогулку.
-  Дядя, как я рада Вашему приезду! – сказала  она. – Сейчас  у  меня есть свободное время,  и  я  предлагаю  Вам  откушать чаю.
-  Милая моя красавица, добрый день, - сказал Сергей Николаевич. – Я  рад видеть Вас  в добром здравии!  Вы прекрасно выглядите сегодня, а  впрочем, как и всегда,  я  в восхищении от  Вас, детка!

Сергей Николаевич говорил правду,  Наташа, ощутившая  радость материнства, расцвела  и похорошела.  Её красота  стала  другой, нежели  до  рождения ребёнка. Она светилась  внутренней красотой и счастьем, которого так долго ждала,  и  вот  теперь  рядом с  любимым  мужем  и  детками, ей было тепло и спокойно. Материнство стало для неё  приятным  удовольствием,  любовь к детям  переполняла её.

- Наталия,  я  видел  новую  нянечку Ваших малышей, - сказал Сергей Николаевич. – Надо сказать, она, даже  при  мимолётной встрече произвела на меня впечатление.
- Я очень рада, дядюшка! Лилиана – замечательная  девушка, - Наташа при  упоминании о  Лилиане  улыбнулась. – Она  очень хорошая  няня,  к  тому  же,  мы  с  ней уже подружились. 

- Наташа, Вы  так восторженно  говорите о ней, что  мне захотелось  познакомиться, узнать, кто  она  и  откуда, где  её родители, чем  она  занималась ранее, - Сергей Николаевич  хотел сейчас  же познакомиться  с  ней.

- Дядя,  она  очень стеснительная,   не совсем освоилась в нашем доме, пока  ещё  не готова  к  разговору  с незнакомыми  людьми. В момент знакомства она рассказала  немного о себе. К сожалению, она мало что помнит, её родители рано умерли, она воспитывалась у дальней родственницы.  Из   рассказа я поняла, что  её  тётя  воспитывала её  в строгости.

Опекая Лилиану, она  окружила  её  заботой и вниманием, наняла   учителей, которые  преподавали ей музыку, языки, танцы. Девушка много читала. Однако это длилось недолго, вскоре произошли большие  перемены,  учителей  почему-то отстранили,  а Лилиана  должна была  молиться,  её чтением  стали  молитвы.  По-видимому, она  решила устроить судьбу девушки иначе.

Ей ни с кем  не позволяли общаться, не разрешали покидать свою комнату, закрытая в четырёх стенах, она тосковала и плакала. Тётя  наказывала  и даже била её. Такая  жизнь ослабила здоровье девочки,  неизвестно, чем  бы всё это закончилось,  но  родственница  скоропостижно скончалась,  а всё  богатое наследство  завещала монастырю, куда  после её смерти  вынуждена была  отправиться  Лилиана.

Несколько лет она прожила в этом монастыре, когда пришло  время   стать  послушницей,  она  не  пожелала  этого сделать,  поэтому   покинула монастырь.  Лилиане  пришлось  скитаться  в поисках  хоть какой-нибудь работы, добрые люди  подсказали ей, что  в нашем доме есть дети,  для  которых  она  могла  стать  гувернанткой.  Так она оказалась  у  нас.

- Дядюшка, да  Вы совсем не слушаете меня! – прервала свой рассказ  Наташа.
-Нет, милая  детка, я слушаю внимательнейшим образом, - оправдывался  Сергей Николаевич. 

- А мне показалось, что Вы задумались о чём - то о своём, -  улыбнулась Наташа.
- Я думал о том, как много ей пришлось  пережить, - сказал   дядя. – А ведь она ещё совсем юная.  У меня возникло множество вопросов, на которые я хотел бы получить ответ, например: при  каких обстоятельствах она лишилась родителей, где остальные  её родственники   и ряд других.

- Дядюшка, к сожалению, я не смогу ответить Вам, это может сделать  сама Лилиана, - сказала Наташа. – Но она пока  не расположена к разговору.

- Понятно, её столько лет держали в страхе,- сказал Сергей Николаевич. – Если она ушла  из  монастыря  добровольно, то  возвращаться  туда вряд ли захочет.
- Да, я тоже так думаю, - ответила Наташа.

- А по сему, не  надо её  пока беспокоить, ей надо обвыкнуться, - заключил Сергей Николаевич.

- Да она и так постоянно сидит в своей комнате, - согласилась Наташа. – Дядя,  она стала мне очень близка,  у нас так много общего. Она хорошо воспитана  и образована,    внимательная  и заботливая!  Мне кажется, что тётушкино воспитание и пребывание в монастыре серьёзно повлияли на неё,  в её душе поселился страх, но у нас она стала оттаивать,  даже улыбаться.  Она  успела полюбить моих малышей, привязаться  к ним, и  они  улыбаются ей, чувствуя её доброту.

-  Да, как  всё это, однако, интересно, - размышляя  вслух, сказал  Сергей Николаевич. – Кто же она на самом деле?  Как её фамилия?
- Её  фамилия  Танеева, хотя вряд ли она  Вам  знакома.  Дядюшка, попробуйте сами  поговорить с  ней, - посоветовала Наташа. – Может, от  неё Вы узнаете  что-то ещё!

- Уж не дочь  ли  она  господина  Танеева, которого я знавал, - произнёс вслух Сергей Николаевич. –  Но он жив.
-  Дядя, Вы знали её отца? – изумлённо спросила  Наташа.
-  Я  не знаю,  является ли он отцом  Лилианы,  но с господином Танеевым мы  встречались  лет  пять или семь назад,  и он был в полном  здравии, - неожиданно сказал  Сергей Николаевич. – Правда,  супругу  его  я  не  видел,  и он  ни  словом не обмолвился  о ней.

-  Как?  Я решительно ничего не понимаю! – Наташа  замерла от  удивления.
-  Я и сам ничего не понимаю, остаётся  лишь ждать, когда всё  выяснится:  или Лилиана всё  выдумала,  или не знает  о себе  ровным счётом ничего, или что-то  ещё, но  что?

Сергей Николаевич  выглядел очень  взволнованным,   даже тёплый, солнечный  день  не смог  отвлечь   от тяжёлых дум,  одолевавших его.




Продолжение следует...