Побочные явления

Дед Артемьев
Мне как пенсионеру и ветерану труда предложили поехать в санаторий. Врач санатория, полная немолодая женщина, долго осматривала меня, и дотошно расспросила обо всех моих недомоганиях. Потом прописала различные процедуры, а для улучшения сна выдала хорошее снотворное. Я вначале не поверил, но вскоре убедился в его эффективности: спал все ночи напролет. Более того, на завтрак шел и продолжал спать. Одновременно и явь и сон. Даже забавно. Врач сказала, что это побочные явления, должны пройти.
Кроме процедур, врач посоветовала мне больше гулять, дышать свежим воздухом. Все отдыхающие были очень довольны врачом; внимательная, отзывчивая. Мы находились под ее неусыпным контролем весь день. Непонятно было, когда же она сама отдыхала.

Рядом с санаторием располагалась деревня с магазином, но магазин был бедноват. Там можно было купить хлеба, простой выпивки, еще чего-то. За серьезными покупками приходилось идти в большое село, находящееся в четырех километрах от деревни. Обычно ходили компанией; деревенские показали дорогу, которая шла вокруг холма, и наказывали через холм, напрямик не ходить. Причем слова при этом произносились какие-то неубедительные, вроде, да мы там не ходим, мало ли чего, вот Костомоловы в восемьдесят девятом пошли напрямик, и до сих пор ходят испуганные, как мешком из-за угла. А пьяный Серега, говорили вам, нет, на премию обул новые ботинки и поскакал еще за одной бутылкой. Так больше он эти новые ботинки не только не носил, не показывал даже. И вот подобные доводы приводились против похода по прямой дороге. Чепуха, конечно, но сами деревенские ходили только в обход, хотя через холм вела прямая грунтовая дорога. Но ни машины по ней не ездили, ни люди не ходили.

В магазин мы шли обычно группой. Если кто-либо предлагал срезать путь и пройти через холм, то кто-нибудь другой напоминал, что деревенские не ходят, предупреждали. И всегда найдется человек, который заявит, что даже приятно пройтись в компании пару – другую лишних километров. И для здоровья полезно.
А тут я как-то пошел в магазин один. Соседи по палате надавали поручений, и мне самому кое-что надо было прикупить. Пошел, как обычно, в обход, не задумываясь. Набрал в магазине и выпивки, и консервов, и закуски разной, в общем, всего, и потащился в обратный путь по жаркому солнцу, перекладывая то и дело тяжелую сумку из одной руки в другую. И решил сократить путь, пойти напрямик через холм.
Солнце припекало все сильнее. Я шел по грунтовой утоптанной дороге. Вокруг до горизонта расстилалось поле,  заросшее невысокой травой.  Стояла тишина жаркого летнего полдня. Стрекот кузнечиков, да далекое жужжание шмеля. Иду, тащу сумку.

Решил отдохнуть; поставил сумку на дорогу, расправил плечи, немного помассировал руки. Неожиданно раздался несильный треск, будто где-то рядом хрустнула яичная скорлупа. Я огляделся, но в первый момент не определил источник звука. Треск повторился. Тут я обнаружил, что возле моего башмака вспучилась грунтовая дорога. Холмик земли рос, давая свободу какому-то растению.  Растение, как живое, медленно вылезало на моих глазах. Оно росло, шевелилось, отряхивало комочки прилипшей земли. Я с интересом наблюдал за ним и вдруг понял, что из земли вылезают человеческие пальцы. Страх парализовал меня. Через мгновенье выросшая из земли ладонь крепко обхватила меня за щиколотку. От испуга я ударил свободной ногой по руке, пальцы ослабли, я вырвал ногу, и понесся по дороге. Отбежав на приличное расстояние, я вспомнил о сумке. Пришлось вернуться. Сумка стояла в прежнем месте, а рядом из земли торчала ладонь. Пальцы ее медленно сжимались и разжимались.

Бежать с тяжелой сумкой очень неловко, поэтому я невольно перешел на шаг. Несколько раз оглянулся, но все было спокойно. По-прежнему стояла тишина жаркого летнего полдня. Тот же стрекот кузнечиков, и тонкое далекое жужжание шмеля.  Я уже перевалил за вершину холма. Передо мной раскинулась деревня; видны были корпуса санатория. Я начал успокаиваться; сердце перестало дрожать в груди, страх прошел. Видимо растущая из земли рука просто почудилась мне. Побочные явления, как сказал врач. Я же в здравом уме; рука из земли растет! Бред! Галлюцинация! Надо завязывать с этим снотворным.

Про растущую из земли руку я, конечно, никому в палате не сказал. Раздал покупки, уселся на свою койку, поднял штанину. Щиколотка была покрыта синяками от сильного сжатия пальцами.
В комнату вошла врач, подошла к моей койке, осмотрела ногу, на которой я не успел одернуть штанину.
- Видела, как вы с холма спускались, - тихо сказала врач, - напрямик пошли, по грунтовой дороге.
- Да. Решил сократить путь.
- Напугались? Это рука вас за щиколотку схватила?
- Да. Значит, это на самом деле, это не галлюцинация? Значит, я видел, как из земли растет рука? Человеческая рука? – также шепотом я засыпал врача вопросами.
- А какая же еще может быть рука? – удивилась врач, - рука только и может быть человеческой. Но там не только руки растут. А на синяк я вам компресс поставлю.
- А что там еще растет? – спросил я.
- Много всего: и руки, и ноги, и головы.  Вы бы послушали, что в женских палатах рассказывают, - равнодушно ответила доктор, и вышла из комнаты.