Незаметные хранительницы урожая Золотое кольцо

Владимир Макаров 3
 Много в наших садах и огородах самых разнообразных вредителей, существенно портящих урожай, а то и вообще уничтожающих его, вот и приходится человеку искать различные способы защиты урожая от не прошеных нахлебников, иногда применяя ядохимикаты, а иногда отпугивающие средства. Однако человек подчас не догадывается, что на огороде живут его друзья, очень полезные и уничтожающие массу вредителей, – лягушки и жабы, о последних мне хочется сказать особо.
  Наша семья всегда старается разместить на огороде достаточное количество жаб и, если встречаем их в окрестностях деревни, то осторожно переносим к себе и в результате деятельность жаб по уничтожению вредителей становится ощутима. Так в недавнем прошлом много вреда приносили различного вида слизняки, портившие капустные кочаны и остававшиеся в них зимовать. Теперь срезая готовые кочаны ранней капусты, я почти всегда обнаруживаю сидящую под кочешком достаточно крупную жабу, иногда жаба сидит под листьями соседнего растения, и я всегда соблюдаю осторожность, боясь случайно не повредить этой скромной помощнице. Не было слизней и под кочанами поздней капусты, покрытой защитной сеткой от бабочек-капустниц, там я тоже часто видел сидящих жаб. Следовательно без всяких затрат один из опаснейших вредителей был уничтожен, а капуста всегда вырастает чистая и вкусная, несмотря на то, что мы совсем не применяем ядохимикаты. Кстати, наши соседи, применяющие «химию», не достигают таких результатов и часто жалуются на наличие в кочанах слизней.
  Очень полезная для нас, огородников, жаба предпочитает проживать на строго ограниченной территории, там, где ей хватает корма, и никуда не уходит с обжитого пространства. Это  обстоятельство я заметил еще с детства, когда в течение нескольких лет находил у себя на огороде, вернее сказать под бревном дома, одну и ту же жабу. Понятно, что первый раз тогда в детстве  взять ее в руки было для меня не совсем просто: все знают различные утверждения «знающих» людей о том, что от жаб бывают бородавки, но это все несусветная чушь. Скажу честно, лягушки и сейчас совсем не вызывают у меня желания взять их в руки, а тут я увидел совершенно другое и с первого взгляда совсем не симпатичное животное. Преодолев себя, я взял тогда её в руки и к своему удивлению ощутил не холодное и мокрое, а теплое существо с бархатистой кожей, которое совсем не пыталось ускакать из моих рук, напротив, оно дало мне возможность себя внимательно рассмотреть. Особенно поразили меня глаза этого земноводного – в них виделась какая-то затаенная мысль, чувство собственного достоинства, вообще эта жаба напоминала мне умную черепаху из известной детской сказки.
   Увы, но многие люди считают жаб вредными и приписывают совсем не свойственные им качества, но совершенно не знают об их пользе, поэтому и относятся к ним в лучшем случае нейтрально. Хочу сказать, что жабы - это незаметные помощницы садоводов и огородников, и поэтому их обязательно надо иметь на своем огороде и даже делать им специальные укрытия, для этого можно использовать ненужные цветочные горшки, которые можно разместить в цветнике, к примеру, среди тенистых флоксов, положив их горизонтально и слегка углубив в землю.
  Обязательно покажите это земноводное детям и расскажите о нем, о той пользе, которую оно приносит, живя в наших садах и огородах. Думаю, что маленькому человеку это будет очень интересно, и он начнет понимать, что окружающий его мир многообразен и за внешним, с первого взгляда, казалось бы, необычным видом этого животного кроется достаточно интересная и, главное, полезная деятельность. А вообще, мне очень жаль детей, выросших в каменных джунглях современных городов – они теряют связь с природой и порой вырастают злыми и жестокими.
  Что касается условий, в которых приходится жить этим полезным земноводным, то врагов у них достаточно много и человек является по знанию или не знанию одним из них. Вспомним только, сколько жаб гибнет на дорогах, когда по весне или после теплого дождя они выползают на проезжую часть дорог!