На пороге большой жизни. о стихах Ю. А. Андрианова

Владимир Макаров 3
  Некоторые события жизни наша память хранит долго, очень долго. Одно из таких событий, навсегда оставшихся в моем сознании, произошло в середине мая 1964 года, когда я завершал учебу в восьмом классе.
  Заканчивалось детство, наступала юность, и мы стояли на пороге взрослой жизни в громадной могучей стране. На душе у всех было тревожно – радостное чувство расставания с привычным образом жизни, но никто об этом уже не жалел, все ждали новых, еще совсем незнакомых жизненных дорог, новых знаний, новых друзей.
  Перед окончанием восьмилетки у нас были первые в нашей жизни экзамены, в том числе и устный экзамен по литературе. По одному из билетов надо было рассказать свое любимое стихотворение, причем это должно быть стихотворение, не входившее в школьную программу. Помню, как мы тогда искали в библиотеках подходящие нам стихи! Чтобы нам помочь с выбором, учительница подобрала пример такого стихотворения и поручила прочитать его нашей однокласснице, обладавшей хорошей дикцией и умением читать с выражением. Назовем её Надежда.
  И вот Надя вышла к доске, коротко рассказала нам об авторе и начала читать стихи. «Считайте годы по веснам» - прозвучали первые строчки, и вес класс замер, вслушиваясь в содержание, все ощутили образность, полноту мысли поэта, вся картина весны, весны жизни, по ходу прочтения возникала у нас в нашем сознании. И, конечно, образ девушки, «стоящей на волжском откосе» у большинства из нас ассоциировался с Надеждой, так замечательно читавшей стихи, – до сих пор я вижу её лицо, её стройную фигурку, и даже слышу её голос!
  Когда она закончила читать, класс еще долго был в оцепенении и молчал зачарованный, а потом все ожили и, не стесняясь учительницы, стали восхищаться и обсуждать услышанное. А учительница, молодая женщина, еще не достигшая тридцати лет, понимающе смотрела на нас, и, может быть, немного завидовала, что у нас всё еще впереди. А за открытыми окнами бушевал зеленой листвой замечательный май, после недолгого теплого дождя пронзительно пахло распустившимися тополями…
  Потом были выпускные экзамены, прощание со школой, и мы пошли уже каждый своим путем: кто-то продолжил учиться в школе и потом поступил в институт, кто-то поступил в техникум, кто-то в ПТУ, а кто-то уже пошел работать.
 Я же поступил в авиационный техникум, бывший в то время самым престижным учебным заведением в нашем городе, а годы учебы в нем, были лучшими годами моей жизни, потом был вечерний институт и работа на заводе – совсем нелегкие времена! Тогда, в те годы в трудные моменты жизни, я вспоминал стихотворение, прочитанное Надеждой, вспоминал ту замечательную весну, и находились у меня жизненные силы для преодоления непростых ситуаций и решения возникающих проблем.
  Мне хотелось найти эти стихи и прочитать их, но спросить, чьи это стихи было не у кого: Надежда уехала учиться в другой город. Потом после окончания института она вернулась, но встречались мы очень редко, ограничивались только «здравствуй» и я стеснялся спросить её об авторе стихов. Этому были причины: мы, хоть и сидели на соседних партах, но совсем не дружили. В школе Надежда смотрела на меня несколько свысока и, кроме того, признаюсь, была совсем не в моем вкусе.
 Прошло много-много лет, и однажды встретившись с Надеждой, мы неожиданно разговорились, вспомнили своих знакомых по школе, рассказали, кто и как живет и работает, как живут дети – обычные житейские вопросы давно не видевшихся знакомых! И, конечно, я рассказал Надежде о том впечатлении, какое оставили в моей памяти, прочитанные ей стихи, а также спросил: чьи же это стихи. Но ответ Надежды разочаровал меня – она сказала, что забыла фамилию автора! А память моя сохранила лишь упоминание о поэте Ярославе Смелякове, и поэтому я искал эти стихи в его книгах, но искал безрезультатно!
 Прошло еще несколько лет, и я подключился к интернету, и одним из первых вопросов, набранных мною в поисковике яндекса, был о строках «считайте годы по веснам». К своему счастью я, наконец, узнал фамилию автора: им оказался Юрий Андреевич Андрианов. Прочитав все имеющиеся о нем материалы, я узнал его биографию, высокую оценку его стихов, данную Ярославом Смеляковым (не зря моя память хранила фамилию этого поэта), и к моему прискорбию узнал, что Юрия Андрианова уже нет – он скончался в 2005 году. К сожалению, я так и не нашел в интернете тех, так полюбившихся мне стихов! Ничего не дали мне и поиски стихов Ю. Андрианова в наших городских библиотеках: мне говорили, что вроде бы был такой поэт, но книг его в наличии уже нет. Но поскольку в яндексе была ссылка на то, что Юрий Андрианов родился и жил в Нижнем Новгороде, и упоминается во множестве нижегородских изданий, я написал письмо с просьбой послать в мой адрес заинтересовавшие меня стихи, и послал его по электронной почте, в ряд представленных в материалах яндекса библиотек Нижнего Новгорода. Увы, но ответы, полученные мной, не содержали моих любимых стихов! Не буду рассказывать причины, по которым мне отказали – они смехотворны и на совести работников библиотек.  Прошло еще два года и этой осенью, когда мне сильно взгрустнулось от окружающей нас совсем не вызывающей восторг действительности, я наудачу набрал в поисковике строки «считайте годы по веснам». И случилось чудо – желанные строчки возникли на экране. Перечитав их, я вспомнил снова ту далекую полную самых лучших надежд весну, вспомнил Надежду, её звонкий голос – и сам я как будто стал моложе на много – много лет!
 А вот о том, что Надежда очень нравилась моему лучшему другу детства, я узнал от него совсем недавно, но это совсем другая, и достаточно грустная история.