Христианская теология для религиоведов, раб. прогр

Майоров Дмитрий Николаевич
В основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение» и программа Назарова В.Н. из учебника "Введение в теологию" М., 2004 г. и другие источники, указанные в списке литературы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра религиоведения


                УТВЕРЖДАЮ
Председатель СПС
____________
«___» __________ 2008 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплина Христианская теология
специальность 031801 «Религиоведение»
форма обучения очное / заочное (6лет)
курс 3 / 3
семестр 6 / 5-6
лекции 34 / 30
практические занятия 34 / 20
Самостоятельная работа         74 час
        Экзамен                6 / 6 семестр
        Зачет (заочн.)                5 семестр
         к/работа (заочн.)                5 семестр















Тюмень 2008

При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 031801 «Религиоведение».
Выписка из ГОС
ДС.Ф.02 Христианская теология (богословие)
Объект и предмет теологии; истоки, процесс формирования и развития христианской теологии; патристика (Поликарп Смирнский, Игнатий Антиохийский, Иустин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, Афанасий Великий, каппадокийцы, Corpus Macarianum, Иоанн Златоуст, Августин, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама и др.), схоластика (Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Фома Бонаветура, Альберт Великий, Фома Аквинский и др.), основные этапы развития поствизантийского богословия; система православной теологии (богословия): основное, догматическое, нравственное, пастырское, патрология, экзегетика, литургическое богословие; католическая и протестантская теологии; особенности содержания теологии (богословия) в разных христианских конфессиях.    142

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Религиоведение»
Протокол № 1                «10» сентября 2008 г.
Заведующий кафедрой ______________ Г.П.Худякова

Рабочую программу разработал:
Преподаватель кафедры
«Религиоведения»                Д.Н. Майоров, ст. преп.               
                E-mail: religion@tgngu.tyumen.ru


____________________



1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель курса
• дать студентам глубокие знания теоретических основ христианской теологии (богословия), выделяя при этом философско-религиоведческую специфику их осмысления;
• способствовать подготовке широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию современного состояния религии в обществе.
1.2. Задачи курса
• овладение понятийным аппаратом христианского богословия (теологии), в т. ч. таких его фундаментальных дисциплин, как догматическая теология, христология, патристика и патрология, литургика;
• ретроспективное изложение генезиса раннехристианского богословия и истории формирования основных богословских школ на Христианском Востоке и Христианском Западе в общеисторическом контексте (синхронный срез), а также в контексте непосредственной преемственности идей в русле одной школы (диахронный срез);
• ознакомление студентов с широким спектром существующих (и существовавших) конфессиональных — как религиозно-философских, так и теологических — взглядов, доктрин и концепций;
• формирование навыков работы с текстами первоисточников по теологии;
• усвоение методов анализа текстов первоисточников по теологии.
1.3. Результата обучения.
В результате освоения дисциплины студент должен:
• иметь четкое представление об объекте, предмете и методах соответствующей дисциплины;
• владеть основным понятийно-категориальным аппаратом и методологией;
• знать основные направления развития богословской мысли и школы как западной, так и восточной теологий (по предмету богословского дискурса и
• по персоналиям): апологетика и патристика, схоластика, исихазм и паламизм и проч.;
• иметь представление о системе теологии (богословия): основное, догматическое, нравственное, пастырское, гомилетика, экзегетика, литургика, патрология и т. д.;
• ознакомиться с необходимым минимумом текстов первоисточников.

2. Место дисциплины в учебном процессе
Курс "Христианская теология (богословие)" является одним из основных в подготовке высококвалифицированного специалиста в области религиоведения, поскольку способствует закреплению навыков корректного оперирования богословской терминологией, предоставляет выпускнику необходимый научный инструментарий для участия в межконфессиональных диалогах, существенно повышает общий уровень знаний выпускника о христианстве в целом, развертывает максимально широкую панораму теоретических взглядов теологов прошлого и современности. В условиях преобладания на территории нынешней России христианских конфессий изучение именно их догматических особенностей имеет особое значение.
3. Содержание дисциплины
3.1. Содержание лекционных занятий
№ п/п Наименование тем и их содержание Количесвто часов Методы преподавания
1 Задачи изучения теологии в системе высшего профессионального образования 8|3 Вводная лекция
2 Понятие и предмет теологии 8|2 Вводная лекция
3 Методы теологического знания Пути Бо-познания 8|5 Лекция-информация
4 Структура теологических дисциплин 8|5 Лекция-информация
5 Вклад видающихся богословов в развитие
христианской теологии 14|5 Лекция-информация
6 Развитие богословской науки в России 14|5 Лекция-информация
7 Образовательная
модель теологии в российской высшей школе 8|5 Лекция-информация
Итого 70|30

Тематика лекционных занятий
Тема 1. Задачи изучения теологии в системе высшего профессионального образования
Причины введения теологии в систему высшего профессионального образования в России. Дискуссии в российском обществе по вопросу теологического образования в высшей школе: аргументы «а» и «против». Конфессионально-образовательные профили подготовки бакалавров - теологов в российской высшей школе. Особенности образовательной программы по подготовке бакалавров теологии. Цель подготовки бакалавров — теологов. Основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра теологии (научно-исследовательская, учебно-воспитательная, экспертно-консультативная, педагогическая). Теология как призвание и как профессия.
Тема 2. Понятие и Предмет теологии
Общее понятие теологии
Историко-смысловые значения термина «теология». Исторические виды теологии: жреческая теология; мистическая теология; метафизическая теология; профетическая теология. Теология откровения и ее разновидности: христианская теология; исламская теология, иудейская теология.
Понятие христианской теологии
Специфика христианского Боготворения. Христианская теология как ветвь христианского учительства. Основные (общие) догматы христианского вероучения. Теология христианских конфессий: общее и особенное.
Специфика православно-христианской теологии
Особенности влияния византийского богословия. Целостный, духовно-опытный характер православного богословия. Эстетическое начало богословствования. Значение литургического элемента в богословии. Подчиненность рационального умозрения эстетическому и духовно-опытному.
Тема 3. Методы теологического знания. Пути Богопознания.
Вера и разум: их соотношение в истории теологии. Формула Августина: .верить, чтобы понимать» и формула П. Абеляра: «понимать, чтобы верить». Разум и откровение. Понятие и смысл откровения. Объективная и субъективная стороны откровения; откровение и чудо; откровение и экстаз. Апофатический и катафатический методы богопознания. Рационально-философский и мистический методы теологического знания. Аналогия как метод православного богословствования, предполагающий синтез рационально-интуитивных, умозрительно-опытных и философско-художественных путей богопознания.
Тема 4. Структура теологических дисциплин
Единство теологического знания. Теология как система. Исторически обусловленные функции теологического знания (апологетическая, пастырская, аскетическая, доктринально-догматическая и др.) и формирование на их oсновe отдельных теологических дисциплин. Основное богословие: понятие"естественная теология" Догматическое богословие и его разделы (триадология, христология, экклезиология, мариология, антропология, сотериология). Нравственное богословие. Литургическое богословие. Исторические дисциплины теологии: библейская археология; история христианской письменности; церковная история; история христианского искусства. Прикладные разделы теологии (аскетика, гомилетика, пастырское богословие, церковное право). Специфика университетских теологических дисциплин ("Библеистика","Религия и наука","Этика и аксиология в религии" и др.)
Тема 5. Вклад выдающихся богословов в развитие христианской теологии.
Святые отцы и учители церкви. Мужи апостольские и апологеты. Климент Александрийский (ок. 150-211/215): учение о Логосе. Ориген (ок.185-253): синтез философского умозрения и христианской веры; аллегорический метод толкования
Св. Писания. Афанасий Великий (293-373) - идея обожения. Троическое богословие каппадокийцев: Григорий Богослов (330-390); Василий Великий (331-379); Григорий Нисский (335-394). Иоанн Златоуст (344/354-407): экзегетическая гомилетика и ее влияние на святоотеческое богословие. Августин (354-430): идея теократии. Corpus Areopagiticum (Псевдо-Дионисий Ареопагит) (V-V1): апофатический путь богопознания. Максим Исповедник (579/580-662): учение о Божественной Любви. Иоанн Дамаскин (673/676-777): опыт богословской системы. Иоанн Скотт Эриуге-на (810 - после 870): синтез восточного и западного богословия. Ансельм Кентербе-рийскиЙ (л'Аоста) (1033-1109) - онтологическое доказательство бытия Бога; Симеон Новый Богослов (2-я половина X - начало XI в.): концепция «умного делания». Пьер Абеляр (1079-1142): идея «университетской» (рациональной) теологии. Фома Аквинский (ок. 1224-1274): «Сумма теологии». Григорий Палама(1296-1359): учение о Божественных энергиях. Николай Кузанский (1401-1464): теология «ученого незнания». Мартин Лютер (1483-1546): спасение только верою («solo fide»), Фр. Шлейермахер (1768-1834): теология как интуиция и чувство бесконечного. Теологические школы к направления XX в.: общая характеристика.
Тема 6. Развитие богословской науки в России
Влияние византийского богословия на русскую богословскую мысль. «Теоло-гия образа» в Древней Руси (XI-XVI) Схоластическое богословие XVII – начала XIX в. «Теология откровения» А.С. Хомякова и критика им западного теологического рационализма. «Естественная теология» в духовных академиях. Духовно-опытное богословие подвижников русской православной церкви (Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадский). Моралистический модернизм в богословии конца XIX — начала XX в. (прот. И.Л. Янышев, митр. Сергий (Страгородский), митр. Антоний (Храповицкий). М.М. Тареев). Систематизация богословского знания (В.Д. Кудрявцев (Платонов), СМ. Зарин, Н.С. Стеллецкий). Богословская мысль русского зарубежья (В.Н. Лосский, прот. Г. Флоровский, прот. С. Булгаков, прот. И. Мейендорф, архим. Киприан (Керн), архиеп. Василий (Кривошеин), архиеп. Иоанн
Сан-Францисский, Антоний митр. Сурожский (А.Б. Блум), П.Н. Евдокимов. Состояние богословской науки в России в конце XX - начале XXI вв.
Тема 7. Образовательная модель теологии в российской высшей школе
Соотношение понятий «богословие» и «теология». Особенности «университетской» теологии в сравнении с духовно-академическим богословием. Теологическое образование в университетах Западной Европы и его неприемлемость для России. Попытки введения теологии в университетах России в XVI1I-XX вв. Проект университетского преподавания теологии Н.Н, Глубоковского (начало XX). Опыт преподавания отдельных богословских дисциплин (догматического богословия, нравственного богословия, церковной истории и др.) в университетах России XIX в. Необходимость создания качественно новой университетской модели преподавания теологии в современной России. Основные источники «университетской» теологии: творения отцов церкви; духовный опыт русских святых и старцев; соборное богословие А.С. Хомякова; русская религиозно-философская мысль XX в.; основы социальной концепции РПЦ; неопатриотический синтез. «Университетская» теология как путь оправдания русской православной культуры.

3.2. Содержание практических занятий

№ п/п Наименование тем и их содержание Количесвто часов Методы преподавания
1 Задачи изучения теологии в системе высшего профессионального образования 2|2 Обучающий контроль
2 Понятие и предмет теологии 2|2 Обучающий контроль
3 Методы теологического знания Пути Бо-познания 2|2 Проблемный семинар
4 Структура теологических дисциплин 2|2 Работа с печатными источниками
5 Вклад видающихся богословов в развитие
христианской теологии 2|2 наглядные методы  (демонстрация проектов).
6 Развитие богословской науки в России 4|5 наглядные методы (иллюстрация).
7 Образовательная
модель теологии в российской высшей школе 2|5 Обучающий контроль
Ситуационный  метод
Итого 16|20

Тематика практических занятий
Тема 1. Задачи изучения теологии в системе высшего профессионального образования
Причины введения теологии в систему высшего профессионального образования в России. Дискуссии в российском обществе по вопросу теологического образования в высшей школе: аргументы «а» и «против». Конфессионально-образовательные профили подготовки бакалавров - теологов в российской высшей школе. Особенности образовательной программы по подготовке бакалавров теологии. Цель подготовки бакалавров — теологов. Основные виды профессиональной деятельности будущего бакалавра теологии (научно-исследовательская, учебно-

воспитательная, экспертно-консультативная, педагогическая). Теология как призвание и как профессия.
Тема 2. Понятие и Предмет теологии
Общее понятие теологии
Историко-смысловые значения термина «теология». Исторические виды теологии: жреческая теология; мистическая теология; метафизическая теология; профетическая теология. Теология откровения и ее разновидности: христианская теология; исламская теология, иудейская теология.
Понятие христианской теологии
Специфика христианского Боготворения. Христианская теология как ветвь христианского учительства. Основные (общие) догматы христианского вероучения. Теология христианских конфессий: общее и особенное.
Специфика православно-христианской теологии
Особенности влияния византийского богословия. Целостный, духовно-опытный характер православного богословия. Эстетическое начало богословствования. Значение литургического элемента в богословии. Подчиненность рационального умозрения эстетическому и духовно-опытному.
Тема 3. Методы теологического знания. Пути Богопознания.
Вера и разум: их соотношение в истории теологии. Формула Августина: .верить, чтобы понимать» и формула П. Абеляра: «понимать, чтобы верить». Разум и откровение. Понятие и смысл откровения. Объективная и субъективная стороны откровения; откровение и чудо; откровение и экстаз. Апофатический и катафатический методы богопознания. Рационально-философский и мистический методы теологического знания. Аналогия как метод православного богословствования, предполагающий синтез рационально-интуитивных, умозрительно-опытных и философско-художественных путей богопознания.
Тема 4. Структура теологических дисциплин
Единство теологического знания. Теология как система. Исторически обусловленные функции теологического знания (апологетическая, пастырская, аскетическая, доктринально-догматическая и др.) и формирование на их oсновe
 отдельных теологических дисциплин. Основное богословие: понятие"естественная теология" Догматическое богословие и его разделы (триадология, христология, экклезиология, мариология, антропология, сотериология). Нравственное богословие. Литургическое богословие. Исторические дисциплины теологии: библейская археология; история христианской письменности; церковная история; история христианского искусства. Прикладные разделы теологии (аскетика, гомилетика, пастырское богословие, церковное право). Специфика университетских теологических дисциплин ("Библеистика","Религия и наука","Этика и аксиология в религии" и др.)
Тема 5. Вклад выдающихся богословов в развитие христианской теологии.
Святые отцы и учители церкви. Мужи апостольские и апологеты. Климент Александрийский (ок. 150-211/215): учение о Логосе. Ориген (ок.185-253): синтез философского умозрения и христианской веры; аллегорический метод толкования Св. Писания. Афанасий Великий (293-373) - идея обожения. Троическое богословие каппадокийцев: Григорий Богослов (330-390); Василий Великий (331-379); Григорий Нисский (335-394). Иоанн Златоуст (344/354-407): экзегетическая гомилетика и ее влияние на святоотеческое богословие. Августин (354-430): идея теократии. Corpus Areopagiticum (Псевдо-Дионисий Ареопагит) (V-V1): апофатический путь богопознания. Максим Исповедник (579/580-662): учение о Божественной Любви. Иоанн Дамаскин (673/676-777): опыт богословской системы. Иоанн Скотт Эриуге-на (810 - после 870): синтез восточного и западного богословия. Ансельм Кентербе-рийскиЙ (л'Аоста) (1033-1109) - онтологическое доказательство бытия Бога; Симеон Новый Богослов (2-я половина X - начало XI в.): концепция «умного делания». Пьер Абеляр (1079-1142): идея «университетской» (рациональной) теологии. Фома Аквинский (ок. 1224-1274): «Сумма теологии». Григорий Палама(1296-1359): учение о Божественных энергиях. Николай Кузанский (1401-1464): теология «ученого незнания». Мартин Лютер (1483-1546): спасение только верою («solo fide»), Фр. Шлейермахер (1768-1834): теология как интуиция и чувство бесконечного. Теологические школы к направления XX в.: общая характеристика.
Тема 6. Развитие богословской науки в России
Влияние византийского богословия на русскую богословскую мысль. «Теоло-гия образа» в Древней Руси (XI-XVI) Схоластическое богословие XVII – начала XIX в. «Теология откровения» А.С. Хомякова и критика им западного теологического рационализма. «Естественная теология» в духовных академиях. Духовно-опытное богословие подвижников русской православной церкви (Серафим Саровский, Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, Оптинские старцы, Иоанн Кронштадский). Моралистический модернизм в богословии конца XIX — начала XX в. (прот. И.Л. Янышев, митр. Сергий (Страгородский), митр. Антоний (Храповицкий). М.М. Тареев). Систематизация богословского знания (В.Д. Кудрявцев (Платонов), СМ. Зарин, Н.С. Стеллецкий). Богословская мысль русского зарубежья (В.Н. Лосский, прот. Г. Флоровский, прот. С. Булгаков, прот. И. Мейендорф, архим. Киприан (Керн), архиеп. Василий (Кривошеин), архиеп. Иоанн Сан-Францисский, Антоний митр. Сурожский (А.Б. Блум), П.Н. Евдокимов. Состояние богословской науки в России в конце XX - начале XXI вв.
Тема 7. Образовательная модель теологии в российской высшей школе
Соотношение понятий «богословие» и «теология». Особенности «университетской» теологии в сравнении с духовно-академическим богословием. Теологическое образование в университетах Западной Европы и его неприемлемость для России. Попытки введения теологии в университетах России в XVI1I-XX вв. Проект университетского преподавания теологии Н.Н, Глубоковского (начало XX). Опыт преподавания отдельных богословских дисциплин (догматического богословия, нравственного богословия, церковной истории и др.) в университетах России XIX в. Необходимость создания качественно новой университетской модели преподавания теологии в современной России. Основные источники «университетской» теологии: творения отцов церкви; духовный опыт русских святых и старцев; соборное богословие А.С. Хомякова; русская религиозно-философская мысль XX в.; основы социальной концепции РПЦ; неопатриотический синтез. «Университетская» теология как путь оправдания русской православной культуры.




3.5.Темы рефератов, курсовых работ.
• Апофатика, катафатика, агностицизм: религиоведческий анализ.
• Христианская теология и гностическая религиозная философия.
• Ересеология первых веков христианства.
• Этическое и мистическое в проповедях Иоанна Златоуста.
• Источниковедческие проблемы в библеистике.
• Проблема становления канона Нового Завета.
• Ориген и оригенизм.
• Сравнительный анализ христианских символов веры.
• "Беседы на Шестоднев" Василия Великого.
• Антропология Григория Нисского.
• Православная и католическая аскетика: сравнительный анализ.
• Догматика семи Вселенских Соборов.
• Католическая догматика.
• Августин и неоавгустинизм.
• Фома Аквинат и неотомизм.
• Теология Мартина Лютера.
• Теология Жана Кальвина.
• Семиотика и богословие иконы.
• Семиотика храмового зодчества.
• Вопрос иконостаса.

3.6. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.
          1. Объект и предмет теологии.
2. Перечислите функции и методы теологии.
3. Дайте определение догмата, ереси, теологумена, керигмы.
4. Писание и Предание.
5. Назовите основные ветхозаветные источники христианского богословия.
6. Место Шестоднева в Библии.
7. Происхождение жизни по книге Бытия: первые стихи Библии.
8. Происхождение человека по первым двум главам книги Бытия.
9. Происхождение и состав Нового Завета. Проблема апокрифов.
10. Моральные и правовые нормы в Новом Завете.
11. Христианская антропология. Определите понятия: ипостась (личность),       фюсис (природа), усия (сущность).
12. Христос в Предании. Развитие Предания.
13. Филон Александрийский и его философия "логоса".
14. Апостольский, Никео-Константинопольский и Афанасиевский символы веры.
15. Христологические споры в эпоху Вселенских Соборов.
16. Христианство и гностицизм.
17. Ириней "Против ересей".
18. Богословские взгляды Оригена.
19. Охарактеризуйте богословские сочинения Оригена "О началах" и "Против Цельса".
20. "Строматы" Климента Александрийского.
21. Тринитарный догмат и его разработка в трудах Афанасия Александрийского.
22. Василий Великий как комментатор Шестоднева.
23. Мистика и антропология Григория Нисского.
24. Аскетика: Макарий Египетский, Исаак Сирин, авва Дорофей.
25. Душа и тело: различие аскетики христианской и языческой.
26. Учение Максима Исповедника.
27. "Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина.
28. Иоанн Дамаскин и Феодор Студит как апологеты иконопочитания.
29. Исихазм и "паламитские споры".
30. Софиология В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова.
31. Икона Андрея Рублева "Троица" как богословский текст.
32. Иконостас и его символика.
33. Символика храмового зодчества.
34. Литургика и обряд.
35. Система теологии. Что такое патрология, гомилетика, экзегетика.
36. Основное, догматическое, нравственное, пастырское богословие.
37. Богословские взгляды Тертуллиана.
38. Иероним и его полемика с оригенизмом.
39. Блаженный Августин: "Исповедь", "О граде Божием".
40. Западная схоластика: этапы развития и основные персоналии до Фомы:
Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Ф. Бонавентура, Альберт Великий.
41. Фома Аквинат.
42. "Естественная" и "богооткровенная" теология.
43. Вопрос о доказательствах бытия Бога.
44. Сравнительный анализ православной и католической догматики.
45. Католическая мариология, хамартиология, сотериология, эсхатология.
46. Первый Ватиканский Собор—его роль в развитии догматики католицизма.
47. "Неопатристическое" и либеральное движения в католической теологии.
48. Неотомизм в католической теологии ХХ в. Ж. Маритен, Э. Жильсон.
49. Неоавгустинизм в католической теологии ХХ в. Габриэль Марсель.
50. Теология аджорнаменто. Реформы Второго Ватиканского Собора.
51. Предреформация — идеологическая роль в становлении протестантизма.
52. Теология трех основоположников протестантизма: М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли.
53. Неоортодоксия, диалектическая теология Карла Барта.
54. "Демифологизация" Нового Завета Рудольфом Бультманом.
55. Радикальная теология Дитриха Бонхёффера.
56. "Теология надежды" Юргена Мольтмана.
57. Отличия теологии от теософии и антропософии.
58. Постеистическая и деконструктивистская теология Доротеи Зёлле.
59. Контекстуальная ("черная") теология.
60. Сравнительный анализ католической и протестантской ("классической") догматики.

3.7. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
1.Перечислите функции теологии.
2.Укажите различия в методологии научного и духовного познания.
     3.Апофатика и катафатика: сравнительный анализ.
4.Апофатика и агностицизм.
5.Роль христианства в становлении европейской науки.
6.Вера и неверие.
7.Дайте определение догмата, ереси, теологумена, керигмы.
8.Писание и Предание. Литургичность Предания. Теоцентризм Библии.
9.Назовите основные ветхозаветные источники христианского богословия.
10.Место Шестоднева в Библии. Отличия Шестоднева от языческих мифов.
11.Происхождение жизни по книге Бытия: первые стихи Библии.
12.Происхождение человека по первым двум главам книги Бытия.
13.Происхождение и состав Нового Завета. Проблема апокрифов.
14.Моральные и правовые нормы в Новом Завете.
15.Христианская антропология. Определите понятия: ипостась (личность), фюсис (природа), усия (сущность).
16.Антропологическая основа духовной традиции. Учитель и ученик. Образ и подобие Бога в человеке.
17.Христос в Предании. Развитие Предания.
18.Филон Александрийский и его философия "логоса".
19.Апостольский, Никео-Константинопольский и Афанасиевский символы веры.
20.Христологические споры в эпоху Вселенских Соборов.
21.Христианство и гностицизм.
22.Ириней "Против ересей".
23.Богословские взгляды Оригена.
24.Охарактеризуйте богословские сочинения Оригена "О началах" и "Против Цельса".
25.Перечислите различные методы экзегезы, приведите примеры.
"Строматы" Климента Александрийского.
26.Тринитарный догмат и его разработка в трудах Афанасия Александрийского.
 "Беседы на Шестоднев" Василия Великого.
27.Мистика и антропология Григория Нисского.
28.Аскетика: Макарий Египетский, Исаак Сирин, авва Дорофей.
29.Душа и тело: различие аскетики христианской и языческой.
30.Учение Максима Исповедника.
31."Точное изложение православной веры" Иоанна Дамаскина.
32.Иоанн Дамаскин и Феодор Студит как апологеты иконопочитания.
33.Творения Симеона Нового Богослова.
34.Исихазм и "паламитские споры".
35.Роль Петра Могилы в становлении российской богословской науки.
36.Отношение ортодоксального богословия к софиологии В. С. Соловьева и С. Н. Булгакова.
37.Икона Андрея Рублева "Троица" как богословский текст.
38.Иконостас и его символика.
39.Символика храмового зодчества.
40.Литургика и обряд.
41.Богословские взгляды Тертуллиана.
42.Иероним и его полемика с оригенизмом.
43.Блаженный Августин: "Исповедь", "О граде Божием".
44.Западная схоластика: этапы развития и основные персоналии до Фомы: Ансельм Кентерберийский, Петр Дамиани, Бернар Клервосский, Ф. Бонавентура, Альберт Великий.
45.Фома Аквинат.
46.Вопрос о доказательствах бытия Бога.
47.Сравнительный анализ православной и католической догматики.
48.Католическая мариология, хамартиология, сотериология, эсхатология.
49.Первый Ватиканский Собор — его роль в развитии догматики католицизма.
50."Неопатристическое" и либеральное движения в католической теологии.
51.Неотомизм и неоавгустинизм в католической теологии ХХ в.
52.Теология аджорнаменто. Реформы Второго Ватиканского Собора.
53.Предреформация — идеологическая роль в становлении протестантизма.
54.Теология трех основоположников протестантизма: М. Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли.
55.Неоортодоксия, диалектическая теология Карла Барта.
56."Демифологизация" Нового Завета Рудольфом Бультманом.
57.Радикальная теология Дитриха Бонхёффера.
58."Теология надежды" Юргена Мольтмана.

3.8. Рейтинговая оценка знаний студентов
Рейтинговая система оценки по курсу «Христианская теология» для студентов 3/3 курса специальности «Религиоведение» на 6/5 семестры
Таблица 1
Максимальное количество баллов за каждую текущую аттестацию

1 аттестация 2 аттестация 3 аттестация Итого
30 30 40 100

Таблица 2
Виды контрольных мероприятий в баллах

№ Виды контрольных мероприятий Баллы № недели
1 Активная работа на лекции 2
2 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
3 Примеры практического применения теории 5
4 Активное участие в дискуссии 7
5 Контрольная работа 0-10
6 Создание проекта 5-12
7 Рецензирование научной литературы (15 источников) 10
ИТОГО 35
8 Активная работа на лекции 2
9 Работа на семинаре по одному заданному вопросу
Работа на семинаре по двум заданным вопросам
Работа на семинаре по трем заданным вопросам 6
8
10
10 Примеры практического применения теории 5
11 Активное участие в дискуссии 7
12 Контрольная работа, тест 0-25
13 Рецензирование научной литературы (10 источников) 10
14 Защита курсовой работы 15
ИТОГО 65
ВСЕГО 100

4. Содержание самостоятельной работы студентоd
Форма итогового контроля
Выбор формы итогового контроля — защита рефератов или курсовых работ, зачет, дифференцированный зачет, экзамен — на усмотрение вуза.
4.1. Календарный график самостоятельной работы студентов по дисциплине
Неделя Тема для самостоятельного изучения Количество часов Самостоятельная работа Форма контроля Литература
(номера источников указаны в библиогра-фии рабочих про-грамм)



без пре-подава-
теля с препода-вателем с груп-пой


1 2 3 4 5 6 7 8
1-17 Лекции
Практические занятия. 34

34 66,6 3,0 4,4
3 час. Индивидуальные консультации студентов в течение семестра
4,4 час. Консультации в группе перед семестровым контролем, зачетом или экзаменом
1-3 Тема 1. Задачи изучения теологии в системе высшего профессионального образования. Работа с учебной литературой
10 10 1 Вопросы
для семе-стрового контроля основная литература 1,5
4-6 Тема 2. Понятие и предмет теологии.
Работа с учебной литературой.
10 10 1 Вопросы для семе-стрового контроля основная литература1,5
6-8 Тема 3. Методы теологического знания Пути Бо-познания.
Работа с учебной литературой.
11 10 1 Вопросы для семе-стрового контроля основная литература1,2,5
9-11 Тема 4. Структура теологических дисциплин.
Работа с учебной литературой. 11 10 1,2 Вопросы
для семе-стрового контроля основная литература5,6
12,13 Тема 5. Вклад видающихся богословов в развитие
христианской теологии. Работа с учебной литературой.
.
11 10 1,2 Вопросы для семе-стрового контроля основная литература 1,7
14,15 Тема 6. Развитие богословской науки в России. Работа с учебной литературой.
11 10 1 Вопросы для семе-стрового контроля основная литература 5,8
16,17 Тема 7. Образовательная
модель теологии в российской высшей школе. Работа с учебной литературой. 10 6,6 1 Вопросы
для семе-стрового контроля основная литература1,5
Всего: 74 66,6 3 4,4

5. Учебно-методическое обеспечение
5.1Основная литература.
Августин А. Фрагменты из сочинений “Исповедь”, “О граде Божием”. // Антология мировой философии. В 4 тт. Т. 1. Ч. 2. — М., 1969. С. 582-605.
Августин Аврелий. Исповедь. — М., 1991.
Августин Блаженный. О граде Божием. В 4 тт. — М., 1994.
Августин Блаженный. Творения в 4 тт. Тт. 1-2: Творения (Особ.: Против академиков; О бессмертии души; Об истинной религии; Исповедь; О согласии евангелистов; О книге Бытия). Тт. 3-4: О граде Божием. — С.-Пб. — Киев, 1998.
Августин Блаженный. Энхиридион или о вере, надежде и любви. — Киев, 1996.
Августин Иппонский. Творения.—М., 1997.
Аверинцев С. С. Древнееврейская литература. // История всемирной литературы. Т. 1. — М., 1983.
Аверинцев С. С. Истоки и развитие раннехристианской литературы. // История всемирной литературы. Т. 1. — М., 1983.
Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы.—М., 1977; 1997.
Аверинцев С. С. София — Логос: словарь. — К., 2000.
Аверинцев С. С. Философия. // Культура Византии. Вторая половина VII—XII вв.—М., 1989.
Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли. // Культура Византии. IV—первая половина VII вв.—М., 1989.
Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. — Милан — М., 1994.
Ансельм Кентерберийский. Сочинения. — М., 1995.
Ансельм Кентерберийский. Почему Бог стал человеком. // Искупление. Материалы Второго международного симпозиума христианских философов.—С.-Пб., 1999.
Апокрифы древних христиан: Исследование, тексты, комментарии. — М., 1989.
Арсеньев Иоанн, свящ. От Карла Великого до Реформации. Историческое исследование о важнейших реформационных движениях в Западной церкви в течение восьми столетий. В 2 тт.—М., 1910.
Афанасий Великий. Творения. В 4 тт.—М., 1994.
Бальтазар Ганс Урс фон. Ты имеешь глаголы вечной жизни. (Размышления над Священным Писанием). — М., 1992.
Бальтазар Ханс Урс фон. Достойна веры лишь любовь. — М., 1997.
Барабанов Е. В. Новая политическая теология И. Б. Меца и Ю. Мольтмана. // Вопросы философии. 1990. № 9.
Барт К. Очерк догматики. (Лекции 1946 г.) — С.-Пб., 1997.
Барт К. Христианин в обществе. Познаваемость Бога. Барменская декларация. // Путь. 1992. №1.
Барт К. Христианин в обществе. Познаваемость Бога. Барменская декларация. // Социально-политическое измерение христианства: Избр. теологические тексты ХХ века. — М., 1994.
Библейский богословский словарь. — Репр. с изд. 1872 г. — М., 1995.
Библия. Синодальный перевод. Любое издание.
Богословие в культуре Средневековья. Сб.—Киев, 1992.
Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. В 4 тт. Т. 4.—М., 1994.
Бонавентура. Путеводитель души к Богу. — М., 1993.
Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. — М., 1994.
Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. // Вопросы философии. 1989. № 10-11.
Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. — М., 1994.
Булгаков С. Н. Тихие думы. — М., 1996.
Булгаков С. Н. Трагедия философии. Очерк второй: Философия Троичности. // Булгаков С. Н. Соч. в 2 тт. Т. 1. С. 389-445.
Булгаков С., прот. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. 1. — М., 2000.
Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. (Опыт догматического истолкования). — М., 1991.
Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание: Догматический очерк. — М., 1996.
Булгаков С., прот. О чудесах евангельских. — М., 1994.
Булгаков Сергий, прот. Православие: Очерки учения православной церкви. — М., 1991.
Бультман Р. Иисус. // Путь, 1992. №2. С. 3-136.
Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия. // Вопросы философии, 1992. №11. С. 86-114.
Бультманн Р. Новый Завет и мифология. // Социально-политическое измерение христианства: Избр. теологические тексты ХХ века. — М., 1994.
Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийския. Творения. Чч. I — V. Репр.— М., 1991-93.
Восточные отцы и учители церкви IV века. Антология. В 3 тт. / Сост. Иером. Иларион (Алфеев).—М., 1999.
Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. — Брюссель, 1992.
Геллей Г. Библейский справочник. — С.-Пб., 1996.
Геце Б. Библейский словарь. — Стокгольм, б/г.
Глубоковский Н. Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии.—София, 1927; М., 1992.
Григорий Богослов, Свт. Собрание творений. В 2 тт.—Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.
Григорий Великий Двоеслов. Избранные творения.—М., 1999.
Григорий Палама, Свт. Беседы. В 3 тт.—М., 1994.
Григорий Палама, Свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих.—М., 1995.
Громадка Йозеф Л. Перелом в протестантской теологии. — М., 1993.
Давыденков Олег, свящ. Традиционная христология нехалкидонитов с точки зрения святых отцов и Вселенских Соборов Православной Церкви. — М., 1998.
Документы Второго Ватиканского Собора. — М.: Paoline, 1998.
Евхаристия. Таинство Царства. — Париж, 1988.
Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие.— М., 1996.
Ефрем Сирин. Творения. В 8 тт.—М., 1993-1998.
Жильсон Э. Разум и Откровение в средние века. // Богословие в культуре средневековья. — Киев, 1992.
Жильсон Этьен. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского.—М., 2000.
Жильсон Э. Философ и теология. — М., 1995.
Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея.—Репр. с изд.: Киев, 1901.
Иисус Христос в документах истории. / Сост. и комм. Б. Г. Деревенского. — С.-Пб., 1998.
Иларион (Алфеев), иером. Жизнь и учение св. Григория Богослова.—М., 1998.
Иларион (Алфеев), иером. Мир Исаака Сирина.—М., 1998.
Иларион (Алфеев), иером. Преп. Симеон Новый Богослов и православное предание.—М., 1998.
Иларион (Алфеев), иером. Таинство веры. (Введение в православное догматическое богословие). — М., 1996.
Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. — Ростов-на-Дону, 1992.
Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения.— Св.-Тр. Сергиева Лавра, 1993.
Иоанна Златоустаго, архиеп. Константинопольскаго. Избранные творения. Беседы на Книгу Бытия. В 2 тт. (Собр. творений. Т. IV. — С.-Пб., 1898.).— М., 1993.
Иоанн Павел II. Вера и разум. Энциклика. — М.: Изд-во Францисканцев, 1999.
Иосиф Волоцкий, преп. Просветитель. — М., 1993.
Ириней Лионский. Творения.— М., 1996.
Истоки францисканства: Св. Франциск Ассизский: писания и биографии; св. Клара Ассизская: писания и биография. — Ассизи — М., 1996.
Иустин Философ и мученик. Творения.—М., 1995.
Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеанином.—Репр. с изд. 1797.—М., 1995.
Кальвин Жан. Наставление в христианской вере. Т. 1-3. — М., 1997-99.
Кальвин Жан. О христианской жизни. — М., 1995.
Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях). — М., 1994.
Карташев А. В. Вселенские соборы.—М., 1994.
Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое поколение христиан.—Париж, 1992.
Катехизис Католической Церкви. — М., 1996.
Кинг Мартин Лютер. “Я был на вершине горы”... // Социально-политическое измерение христианства: Избр. теологические тексты ХХ века. — М., 1994.
Кинг Мартин Лютер. Любите врагов ваших. // Вопросы философии. 1992. № 3.
Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы.—М., 1996.
Киприан (Керн), архим. Евхаристия.—Репр. с изд.: Париж, 1947.
Киприан (Керн), архим. Золотой век святоотеческой письменности.—М., 1995.
Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. — М., 1996.
Клеман Оливье. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. — М., 1994.
Климент Александрийский. Педагог.— М., 1996.
Кураев А. В. Введение в православное богословие. // Лекции к курсу “Основы религиоведения”. — Новосибирск, 1993.
Кураев А., диак. Размышления о первой главе книги Бытия. // Альфа и Омега. 1994. №3. С. 23-44; 1995. №1 (4). С. 25-51.
Кураев Андрей, диак. Раннее христианство и переселение душ. – Рост.-на-Дону, 2001.
Кураев Андрей, диак. Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. — М. — Клин, 1995.
Кюнг Г. Куда идет христианство? Теология на пути к новой парадигме. // Путь. 1992. №2.
Лейн Тони. Христианские мыслители. — С.-Пб., 1997.
Лекции к курсу “Основы религиоведения”. — Новосибирск, 1993.
Лосев А. Ф. Гностицизм. // Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 тт.—М., 1992-94.
Лосский Вл. Н. Боговидение. — М., 1995.
Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. — М., 1991.
Лосский В. Н. По образу и подобию. — М., 1995.
Лосский В. Н. Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник. // Альфа и Омега.—М., 1995. № 3 (6).
Лосский Вл. Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. — М., 1996.
Лурье В. М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте.— С.-Пб., 2000.
Любак Анри де. Драма атеистического гуманизма. — Милан — М., 1997.
Любак Анри де. Католичество. Социальные аспекты догмата. — Милан, 1992.
Любак Анри де. Мысли о Церкви. — Милан — М., 1994.
Любак Анри де. Парадокс и тайна Церкви. — Милан, б/г.
Лютер Мартин. Время молчания прошло. Избр. произв. — Харьков, 1992.
Лютер Мартин. Избранные произведения. — С.-Пб., 1994.
Лютер Мартин. О рабстве воли. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М., 1987. С. 290-545.
Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. — М., 1979.
Макарий Египетский. Духовные беседы.—Репр. с изд.—М., 1880.
Макарий Египетский. Новые духовные беседы.—М., 1990.
Мансуров Сергий, свящ. Очерки из истории Церкви.—М., 1994.
Маритен Ж. Символ веры. Краткий очерк о существовании и существующем. Интегральный гуманизм. // Маритен Ж. Философ в мире. — М., 1994.
Маритен Жак. О христианской философии. Святой Фома, апостол современности. // Маритен Жак. Знание и мудрость. — М., 1999.
Марсель Г. Быть и иметь. — Новочеркасск, 1994.
Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. — Вильнюс, 1992.
Мейендорф Иоанн, прот. Жизнь и труды Святителя Григория Паламы. Введение в изучение.—С.-Пб., 1997.
Мейендорф Иоанн, прот. Иисус Христос в восточном православном богословии.—М., 2000.
Мейендорф Иоанн, прот. Историческое значение учения св. Григория Паламы. // Вестник РСХД. № 46.
Мень А., прот. История религии. В поисках пути, иститны и жизни. В 7 тт. Т. 6. На пороге Нового Завета. — М., 1992. С. 173-280.
Мень А., прот. Сын Человеческий. — М., 1991.
Миллер Т. Византийская экзегеза. // Альфа и Омега.—М., 1994. №№2-3; 1995. №№1-2 (4-5).
Мистическое богословие. Сб. — Киев, 1991.
Мольтман Юрген. Христианские мученики современности. // Социально-политическое измерение христианства: Избр. теологические тексты ХХ века. — М., 1994.
Мольтманн Ю. Теология надежды. // Вопросы философии. 1990. № 9.
Мольтманн Ю. Теология сегодня. // Путь. 1994. № 5.
Мольтманн-Вендель Э. И сотворил Бог мужчину и женщину. Феминистская теология и человеческая идентичность. // Вопросы философии. 1991. № 3.
Мудьюгин Михаил, архиеп. Введение в основное богословие. — М., 1995.
Никодим (Милушевич), еп. Православное церковное право.— С.-Пб., 1897.
Николаев Ю. В поисках Божества. Очерки истории гностицизма.— Киев, 1995.
Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь. — Торонто, 1989.
Огицкий Д. П., Козлов Максим, свящ. Православие и западное христианство. — МДА, 1995.
Ориген. О молитве. Увещание к мученичеству.—Репр., 1992.
Ориген. О началах.— Самара, 1993.
Ориген. Против Цельса.—М., 1996.
Осипов А. И. Основное богословие. — М., 1994.
Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. (Основное богословие). — М., 1997.
Основы религиоведения*. — М., 1994, (2-е изд.) 1998, (3-е изд.) 2000.
Отцы и учители церкви III века. Антология. В 2 тт. / Сост. Иером. Иларион (Алфеев).—М., 1996.
Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. — М., 1998. С. 3-18, 55-208, 270-291, 377-426, 441-444.
Папа Иоанн Павел II. Апостольское послание “Свет Востока”. // Вопросы философии. 1996. № 4.
Петр (Могила), митр. Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной.—М., 1996.
Писания мужей апостольских. / Пер. П. Преображенского, В. Асмуса, А. Дунаева. — Рига, 1992.
Поснов М. Э., проф. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним.—Киев, 1917; Брюссель, 1991.
Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. В 2 тт.—Тр.-Серг. Лавра, 1996.
Правила святых Апостол, святых Соборов, вселенских и поместных и святых отец с толкованиями.—М., 1876.
Протестантизм: Словарь атеиста. — М., 1990.
Раннехристианские апологеты II—IV веков.—М., 2000.
Русская религиозная антропология: Антология. В 2 тт. — М., 1997.
Русская философия: Малый энциклопедический словарь. — М.: Наука, 1995.
Русская философия: Словарь / Под ред. М. А. Маслина. — М.: Республика, 1995.
Серафим (Соболев), архиеп. Защита софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского собора Русской Зарубежной Церкви. — София, 1935.
Серафим (Соболев), архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. — София, 1935.
Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении.—Казань, 1898. Репр.
Сидоров А. И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества.—М., 1998.
Сидоров А. И. Курс патрологии. Возникновение церковной письменности. — М., 1996.
Симеон Новый Богослов. Божественные гимны.—Репр. с изд. 1917.—М., 1989.
Симеон Новый Богослов. Творения. В 3 тт.—Св.-Тр. Серг. Лавра, 1993.
Скабалланович М. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Вып. 1-3.—Киев, 1913. Репр.—М., 1995.
Соловьев В. С. София. // Логос: философско-литературный журнал. — М., 1991. №2. С. 171-198; 1993. №4. С. 274-296; 1996. №7. С. 145-167.
Сочинения древних христианских апологетов. — С.-Пб., 1999.
Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). Тринитарный вопрос.—Репр.—Сергиев Посад, 1996.
Спасский А. Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории (150-254 гг.)—Сергиев Посад, 1913.
Столяров В. В. Патристика. // История философии. Запад—Россия—Восток. В 4 кнн. Кн. 1.—М., 1995.
Творения преподобного Максима Исповедника. В 2 кнн.—М., 1994.
Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Изб. Соч.—М., 1994.
Тиллих Пауль. Мужество быть. // Социально-политическое измерение христианства: Избр. теологические тексты ХХ века. — М., 1994.
Тиллих Пауль. Систематическое богословие. Т. 1-2. — С.-Пб., 1998.
Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках.—С.-Пб., 1914.
Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма.—М., 1987.
Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви.—Коломна, 1994.
Успенский Л. А. Вопрос иконостаса.—М., 1992.
Учебный словарь-минимум по религиоведению. // Религиоведение: Учеб. пос.* — М., 1998.
Учение двенадцати апостолов.—М., 1996.
Учение. Пятикнижие Моисеево. / Пер., введен. и коммент. И. Ш. Шифмана. — М., 1993.
Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах церкви. В 3 тт.—Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996.
Филарет (Дроздов), митр. Моск. Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви. — М., 1992. Никео-Константинопольский символ веры.
Философия культуры (Р. Бультман, П. Тиллих, С. Кьеркегор и др.). — М., 1998.
Философия русского религиозного искусства: Антология. — М., 1993.
Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
Флоренский П. А. Вступительное слово пред защитою на степень магистра книги: “О духовной истине”, М., 1912 г., сказанное 19 мая 1914 г. // Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. I. Ч. 2. — М., 1990. С. 817-826.
Флоренский П. А. Догматизм и догматика. // Флоренский П. А. Собр. соч. в 4 тт. Т. 1. — М., 1994. С. 550-570.
Флоренский П. А. Культурно-историческое место и предпосылки христианского миропонимания. (Особ.: Лекц. 13, 16, 19). // Флоренский П. А. Собр. соч. в 4 тт. Т. 3. Ч. 2. — М., 1999.
Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т. I. Ч. 1. — М., 1990.
Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века.—Париж, 1990.
Флоровский Г. В. Восточные отцы V—VIII веков.—Париж, 1990.
Флоровский Г. В. Отцы первых веков. // Вестник РСХД. № 145.
Флоровский Г. В. Пути русского богословия. — Киев, 1991. (репр.).
Флоровский Георгий, прот. Догмат и история. — М., 1998.
Флоровский Георгий, прот. Откровение и истолкование. // Альфа и Омега.—М., 1996. № 1(8).
Флоровский Георгий, прот. Св. Григорий Палама и традиция Отцов. // Альфа и Омега.—М., 1996. № 2/3 (9/10).
Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. 1. / Пер., комм. Т. Ю. Бородай.—Долгопрудный, 2000.
Фома Аквинский. Фрагменты из сочинений “Сумма теологии”, “Сумма против язычников”. // Антология мировой философии. В 4 тт. Т. 1. Ч. 2. — М., 1969. С. 824-862.
Франциск Ассизский, св. Сочинения. Т. 1. — М., 1995.
Христианство. Словарь. — М., 1994.
Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 тт. — М., 1993-1995.
Шаховской Иоанн, архиеп. Сан-Францисский. Философия православного пастырства. — С.-Пб., 1996.
Швейцер А. Вопрос об историчности Иисуса. // Классики мирового религио-ведения. Антология. Т. 1. — М., 1996. С. 372-388.
Швейцер А. Мистика апостола Павла. // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.
Шлейермахер Фридрих. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. — М. — Киев, 1994.
Шмеман А., прот. Исторический путь православия. — Репр.— М., 1993.
Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. — С.-Пб., 1997.

5.2. Дополнительная  литература.
Аввы Исаака Сирина. Слова подвижническия.— М., 1993.
Бартелеми Доминик. Бог и Его образ: Очерк библейского богословия. — Милан, 1992.
Беляев Варнава, еп. Православие. — Коломна, 1995.
Бобров Ю. Г. Основы иконографии древне-русской живописи.— С.-Пб., 1995.
Борисов Александр, свящ. Побелевшие нивы. Размышления о Русской Православной Церкви.—М., 1994.
Бриллиантов А. И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены.—М., 1998.
Буйе Л. Отцы Церкви. // Символ. №8.
Булгаков С. Н. Апокалиптика и социализм (Религиозно-философские параллели). // Булгаков С. Н. Соч. в 2 тт. Т. 2. С. 368-434.
Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество. — М., 1992.
Булгаков С. Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — С.-Пб., 1997.
Булгаков С. Н. Свет невечерний. — М., 1994.
Буслаев Федор. О русской иконе. Общие понятия.—М., 1997.
Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 1. Сочинения по археологии и истории искусства.—С.-Пб., 1908.
Василий (Кривошеин), монах. Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы. // Альфа и Омега. 1995. №3 (6).
Василий (Кривошеин), архиеп. Богословские труды.— Н. Новгород, 1996.
Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов.— Н. Новгород, 1996.
Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.
Вениамин (Милов), еп. Чтения по литургическому богословию.— Брюссель, 1977.
Войно-Ясенецкий Лука, архиеп. Дух, душа и тело. — М., 1997.
Войтыла К. Основания этики. // Вопросы философии. 1991. №1.
Воронов Л. Догматическое богословие. — М., 1994.
Второй Ватиканский Собор: взгляд из России. Материалы конференции 1995 г. — М., 1997.
Гараджа В. И. Неотомизм — Разум — Наука. — М., 1969.
Гвардини Р. Конец Нового времени. // Вопросы философии. 1990. № 4.
Гергей Е. История папства. — М., 1996.
Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. Вып. 1.—С.-Пб., 1995; вып. 2.—С.-Пб., 1996.
Григорий (Круг), инок. Мысли об иконе.— Париж, 1976; М., 1997.
Данн Джеймс Д. Единство и многообразие в Новом Завете: Исследование природы первоначального христианства. — М., 1997.
Добреньков В. И. Современный протестантский теологический модернизм в США. — М., 1980.
Древнееврейская литература. // История всемирной литературы. Т. 1. — М., 1983.
Задворный В. Л. История Римских Пап. Т. 1: От св. Петра до св. Симплиция; т. 2: От св. Феликса II до Пелагия II. — М., 1995-97.
Замятина Н. А. Терминология русской иконописи.—М., 1997.
Зеньковский В. В. История русской философии. В 2-х кнн. — Л., 1991.
Зеньковский В. В., прот. Основы христианской философии. — М., 1992.
Зинон, архим. Беседы иконописца.—Рига, 1992.
Иеремиас И. Неизвестные речения Иисуса. — М., 1992.
Иеремиас Иоахим. Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. — М., 1999.
Иларион, митр. Киевский. Слово о Законе и Благодати. — М., 1994.
Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М., 1993.
Ильин И. А. О православии и католичестве. // Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Стт. 1948-54 гг. В 2 тт. Т. 1. — М., 1992.
Иоанн Павел II. Верую в Бога Отца Всемогущего Творца.— М., 1998.
Иоанн Павел II. Верую в Духа Святого Господа Животворящего.— М., 1998.
Иоанн Павел II. Верую в Иисуса Христа Искупителя.— М., 1998.
Иоанн Павел II. Окружное послание Evangelium Vitae (Евангелие жизни) о ценности и нерушимости человеческой жизни. — Париж — М., 1997.
Иоанн Павел II. О посвященной Богу жизни. Vita consecrata. (Апостольское обращение).— М., 1998.
Иоанн Павел II. О призвании и миссии мирян в Церкви и в мире. Christifideles laici. (Апостольское обращение).— М., 2000.
Карсавин Л. П. Католичество. Откровения блаженной Анджелы. — Томск, 1997.
Католицизм`77. Сб. ст. — М., 1977.
Киприан (Керн), архим. Климент Александрийский. // Вестник РСХД. № 150.
Киприан (Керн), архим. Православное пастырское служение.—М., 1992.
Киприан (Керн), архим. Св. Климент Римский. // Вестник РСХД. № 165.
Клеман О. Беседы с патриархом Афинагором. — Брюссель, 1993.
Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. — М., 1985.
Кремона Карло. Августин из Гиппона. Разум и вера. — Милан — М., 1995.
Лёзов С. В. Попытка понимания: Избранные работы. — М. — С.-Пб., 1999.
Лёзов С. В. Христианство и политическая позиция: Карл Барт. // Путь. 1992. № 1.
Льюис К. С. Просто христианство. Бог под судом. — М., 1994.
Льюис К. С. Страдание. — М., 1991.
Льюис К. С. Чудо. — М., 1991.
Льюис Клайв Стейплз. Собр. соч. в 8 тт. — Минск — М., 1998-2000.
Лютеранская церковь в Советской России (1918-50 гг.): Документы и материалы. — М., 1997.
Майка Юзеф. Социальное учение Католической Церкви: Опыт исторического анализа. — Рим — Люблин, 1994.
Малиновский Н., прот. Догматическое богословие. (Конспект лекций в 3 тт.) — Л., ЛДС, 1991.
Мейендорф Иоанн, прот. Православие в современном мире.— Нью-Йорк, 1981.
Мейендорф Иоанн, прот. Православие и современный мир.—Минск, 1995. 
Мецгер Брюс М. Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение. — М., 1998.
Мецгер Брюс М. Текстология Нового Завета: Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала. — М., 1996.
Мещерская Е. Н. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. — М., 1997.
Митер Генри Х. Основные идеи кальвинизма. — С.-Пб., 1995.
Овсиенко Ф. Г. Эволюция социального учения католицизма. — М., 1987.
Омэнн Джордан О. Р. Христианская духовность в католической традиции. — Рим — Люблин, 1994.
Оптина пустынь. Русская православная духовность.— М., 1997.
Оптинские старцы.—"Заря", 1990.
Орден проповедников в современном мире. // Вопросы философии. 1991. № 12.
Откровения блаженной Анджелы. — Киев, 1996.
Павликовский Д. Иисус и теология Израиля. — М., 1999.
Пареди Анджело. Святой Амвросий Медиоланский и его время. — Милан, 1991.
Питирим (Нечаев), еп. Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. // Богословские труды. №5.—М., 1970.
Покровский Н. В. Церковная археология в связи с историей христианского искусства.—Пг., 1916.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2 тт. — Репр. — М., 1992.
Помазанский М. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. — Изд-во Братства св. Германа Аляскинского, 1992.
Поэтические, гностические, апокрифические тексты христианства. (Гуманитарная коллекция “Звезда волхвов”). — Новочеркасск, 1994.
Православная икона. Канон и стиль. — М., 1998.
Преподобных отцев наших Марка Подвижника, Исайи Отшельника, Симеона Новаго Богослова Слова духовно-нравственные.—М., 1995.
Работы Ж. Маритэна по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Вып. 1-2.—М., ИНИОН, 1990.
Работы Э. Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Вып. 1-2.—М., ИНИОН, 1987.
Рафаил (Карелин), архим. Христианство и модернизм. — М., 1999.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 тт. Т. 2. Средневековье.—С.-Пб., 1994.
Ровинский Д. А. Иконописание в России.—Репр. с изд. 1903.
Рожков Владимир, прот. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. Курс лекций в 2 чч. — М., 1994-98.
Роуз Серафим, иером. Душа после смерти. — М., 1991.
Роуз Серафим, иером. Православие и религия будущего. — Алма-Ата, 1991. М., 1992.
Роуз Серафим, иером. Святое Православие: ХХ век. — М., 1992.
Свенцицкая И. С. Апокрифические евангелия: Исследования, тексты, комментарии. — М., 1996.
Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1987.
Свенцицкая И. С. Тайные писания первых христиан. — М., 1980.
Смирнов С. Древне-русский духовник. Исследование по истории церковного быта.—М., 1913. Репр.
Смирнов С. Духовный отец в древней восточной церкви. (История духовничества на Востоке).—Сергиев Посад, 1906.
Смысл жизни: Антология. — М., 1994.
Соловьев Александр, прот. Старчество по учению святых отцев и аскетов.—Семипалатинск, 1900 — М., 1995.
Соловьев В. С. Оправдание добра. — М., 1996.
Соловьев В. С. Собрание сочинений в 15-ти тт. — 2-е изд. / Под ред. С. М. Соловьева и Э. Л. Радлова. — С.-Пб. — репр. Т. I — III. — М., 1992-93.
Соловьев В. С. Сочинения в 2-х тт. — 2-е изд. — М.: Мысль, 1990.
Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. // Соловьев В. С. Сочинения. В 2 тт. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. — М., 1989.
Стикко Мария. Святой Франциск Ассизский. — Милан, 1992.
Сто лет христианского социального учения. — М., 1991.
Тальберг Н. Д. История христианской церкви. — М., 1991.
Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи. // Вопросы искусствознания. 1993. №№ 3-4.
Тарасий (Курганский), иером. Перелом в древне-русском богословии.—Монреаль, 1979.
Творения аввы Евагрия Понтийского.—М., 1994.
Творения древних отцов-подвижников. / Пер. А. И. Сидорова.—М., 1997.
Творения преподобного Иоанна Дамаскина. / Пер. свящ. Максима Козлова и др.—М., 1997.
Тейяр де Шарден Пьер. Божественная Среда. — М., 1992.
Тейяр де Шарден Пьер. Божественная Среда. — М., 1994.
Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека. — М., 1987.
Тиссен Генри Кларенс. Лекции по систематическому богословию. — С.-Пб., 1994.
Тихомиров Т. С. На приходе. Священническая энциклопедия по всем сторонам пастырской деятельности с вводными статьями теоретического характера. В 2 тт.—М., 1915. Репр.—Волгоград, 1993.
Токарев С. А. Религия в истории народов мира. — 4-е изд. — М., 1986.
Толковая Библия. Т.1. — Репр. с изд. 1904 г. — М., 1997.
Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы.—М., 1996.
Трубачев Андроник, иером. Теодицея и антроподицея в творчестве свящ. Павла Флоренского. — Томск, 1998.
Фельми Карл Христиан. Введение в современное православное богословие. — М., 1999.
Фрис Вильгельм де. Православие и католичество: Противоположность или взаимо-дополнение? — Брюссель, 1992.
Фудель С. И. Записки о Литургии и Церкви.—М., 1996.
Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера. // Социологос. — М., 1991.
Хилл Кристофер. Английская Библия и революция XVII века. — М., 1998.
Хомяков А. С. Соч. в 2 тт. Т. 2. Работы по богословию. — М., 1994.
Хомяков Д. А. Православие, самодержавие, народность. — Монреаль, 1983.
Хоружий С. С. К феноменологии аскезы. — М., 1998.
Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. — Томск, 1999.
Хоружий С. С. О старом и новомъ. — С.-Пб., 2000.
Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии: Учеб. пос. — С.-Пб., 1994.
Хоружий С. С. Проблема личности в православии: мистика исихазма и метафизика всеединства. // Здесь и теперь. 1992. № 1.
Хосроев А. Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг-Хаммади. — М., 1991.
Хосроев А. Л. Из истории раннего христианства в Египте: На материале коптсткой библиотеки из Наг-Хаммади. — М., 1997.
Храмовая символика на западе и востоке. // Вестник РСХД. № 35.
Хроника христианства. — М., 1999.
Цыпин В. А. прот. Церковное право. Курс лекций.—М., 1994.
Эриугена Иоанн Скотт. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна. — М., 1995.
Юлина Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США ХХ века. — М., 1986.
Языкова И. К. Богословие иконы.—Учеб. пос.—М., 1995.
Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. — М., 1995.
Яннарас Х. Вера церкви. — М., 1992.
Regnum Aeternum. / Сб. ст. о православном монархизме. Под ред. прот. В. Асмуса.—М., 1996.


5.3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т. п.
• Русская иконопись XI—XX веков. Мультимедиа энциклопедия. – С.-Пб.: Профиль, 1996.



ДП.4.2.3-09-2008


Лист регистрации изменений


изм. Номера листов (страниц)
Всего
листов в
документе

доку-мента Вход.

сопров.
док.
и дата

Подпись

Дата

изме-ненных
заме-ненных
новых аннули-рован-ных